Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Планеты Солнечной системы" 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass_planety_solnechnoy_sistemy.docx394.14 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Планеты Солнечной системы

                                        Класс: 4

Учитель начальных классов

                ФИО: Чопалаева Джамиля Уллубийевна

Санкт-Петербург

2022

Эскиз оформления доски:

Эскиз оформления тетради

14.09

«Планеты Солнечной системы»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

 Ф.И.О. Чопалаева Джамиля Уллубийевна

Предмет: окружающий мир

Класс:4

Тип урока: комбинированный

Тема

Планеты солнечной системы

Цель урока

создание условий для формирования представления о планетах солнечной системы; отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

Планируемые результаты

Предметные:

Знатьназвания планет Солнечной системы, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года

Уметьразличать планеты Солнечной системы

Применятьполученные знания при устных рассказах и при выполнении заданий

Анализироватьпроделанную работу

Синтезироватьсвои знаний, умения, навыки

Оцениватьсвою и работу своих одноклассников

Личностные:осознание целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе-планеты.

Метапредметные:

УУД:

Познавательные:развитие умения сравнивать, классифицировать, анализировать; понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.

Регулятивные:организация учащимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

умение работать сообща.

Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение оказывать взаимопомощь.

Основные понятия

Планета, ось, оборот

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

  1. Компьютер, проектор, экран
  2. Презентация Power Point к уроку «Планеты солнечной системы»
  3. Таблица «ЗХУ» на каждого ученика
  4. Схема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты  Солнечной  системы»;  глобус;  схемы  «Смена  дня  и  ночи»,  «Смена  времен  года»  в презентации.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технологическая карта изучения темы

Ход урока:

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Организационный момент

- Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы.

Откройте свои бортовые журналы и запишите тему нашего путешествия.

«Планеты Солнечной системы»

- Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

- А это будет нашей небольшой картой.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

- Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название нашего космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.

1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.

2. Специалист по астрономии.

3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты.

4. Наука о небесных телах.

5. Ближайшая от Земли звезда.

6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.

- Итак, какое же название у нас получилось?

- Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно».

Игра «Верно — неверно»

— Я буду называть утверждения, а вы отвечать верно оно или нет.

1. Земля — это одна из планет Солнечной системы.

2. Солнце — ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

3. Масса Земли в 330 тыс. раз больше массы Солнца.

4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

5. Земля движется вокруг Солнца.

6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

-Мы все еще не узнали пароль!

Предлагаю штурману и его помощникам проложить маршрут, разгадав этот кроссворд!

-Но сначала, у меня к вам вопрос, который был под номером 4 в игре. Как же называют специалистов, изучающих астрономию?

- Перейдем к кроссворду

Вопросы к кроссворду:

  1. Сторона света и название космического корабля. (Восток)
  2. Куда уходит солнце вечером? (Запад)
  3. Ближайшая к нам звезда (Солнце)
  4. Вселенная – это… с точки зрения астронома. (Мир)
  5. Высокообразованный человек имеющий научную степень (Учёный)
  6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром - нет ничего. (Звёзды)

Ключевое слово: ВПЕРЁД

Вперёд, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!

- Восток

  1. верно
  2. верно
  3. Неверно
  4. Неверно
  5. верно
  6. Неверно

- астрономы

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_1.jpeg

Мотивация к учебной деятельности

Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

- Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о планетах Солнечной системы и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Изучение нового

- Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=dbf1c4099b5301fce8e26437481d3d41-l&n=13

-  Какая она, наша планета?

-  Космонавты с любовью называют Землю «Голубая Планета». А почему она такая голубая?

- Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?

- Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

- Так почему Землю называют «планета-сад?»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_3.jpeg

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет.

Какие это планеты?

- Верно

4небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - являются газовыми.

- Давайте поближе познакомимся.

Давайте поближе познакомимся с другими планетами

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_5.jpeg

Меркурий – первая планета от Солнца.

Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днем на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля – у Меркурия нет атмосферы, и тепло там не сохраняется. Меркурий – самая маленькая из «внутренних планет». Она вращается вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты.

- В честь кого названа планета Меркурий?

-Какая поверхность у этой планеты?

 -Следующая планета - Венера

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_6.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_7.jpeg

- Венера – вторая планета от Солнца.

По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура.

- Чем отличается Венера от других планет?

- Следующая планета Марс

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_8.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_9.jpeg

- Марс.

Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневатую пустыню с кратерами и расселинами, напоминающими безводные каналы. Есть на Марсе и горы, причемнекоторые из них выше, чем наш Эверест

- Кто знает, в честь кого названа планета Марс?

- Что содержит в себе поверхность планеты? Как вы думаете?

- А сколько спутников у Марса?

– Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).

Даже Марс может улыбаться.

- Не правда ли - изображенный на сегодняшней картинке марсианский кратер Галла очень похож на улыбающееся лицо?

- Кратер образовался в результате удара большого метеора о поверхность этой планеты.

- Конечно же, видимость улыбающегося лица - это всего лишь случайный результат естественных процессов.

- Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы.

- Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты.

- Итак, продолжим наше знакомство с планетами Солнечной системы.

- Следующая планета у нас Юпитер

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_10.jpeg

- Кто знает, чем отличается Юпитер от остальных?

- Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар.

- Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

- Итак, идем дальше

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_11.jpeg

- Сатурн.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить.

- Может кто-то знает, в честь кого названа планета Сатурн?

- Правильно, молодцы

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_12.jpeg

- Уран.

Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца он удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зеленый цвет.

- И последняя планета это кто скажет?

- Верно, это Нептун

Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.

- Вы наверняка знаете, чье имя носит планета Нептун?

- Кто скажет?

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/20/s_5ba3dd67b7ea6/953799_13.jpeg

- Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы.

- Последние 4 называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

- Какую планету вы подчеркнули?

- Молодцы, Юпитер- самая большая планета, которую называют гигантом.

- Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия.

- Молодцы! Мы с вами многое сегодня узнали и хорошо потрудились. Отдохнуть нам поможет стихотворение.

- Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

- Потому что на Земле много воды.

- Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна.

- Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.

- Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептуп

- Его назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии.

- Поверхность каменистая и пустынная.

- Венера – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.

- Названа планета Марс в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови.

- Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет.

- У планеты Марс два спутника

- Гигант Юпитер.

- Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет.

-Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.

- Нептун

-Планета Нептун носит имя римского бога морей.

- Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

- Юпитер

- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.

Физкультминутка

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит свой хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними - Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран, и Нептун.

Вот мы и прошли планетарный закон!

Закрепление нового (Первичное закрепление)

- Мы вернулись на борт нашего космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года

Рассмотрите рисунок.

Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля.

- Что делает Земля?

- Что вы еще заметили?

- Как освещается Земля Солнцем? Одинаково?

- Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?

- Посмотрите на верхний рисунок в учебнике на с. 12. Что вы можете сказать?

- Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.

- Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем?

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

- Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:

- Вот мы и вернулись домой.

- Посмотрите на нашу карту и скажите, все ли сделали?

- Земля вращается вокруг Солнца.

- Земля вращается еще вокруг своей оси.

- Солнце освещает сначала одну ее часть, а затем другую.

- В той части Земли, которая освещена Солнцем, будет день. А в другой части Земли, куда не попадают солнечные лучи, будет ночь.

- На рисунке показано, что Земля вращается вокруг своей оси и на освещенной части – день, а на неосвещенной – ночь.

- Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, а другая часть – дальше. При вращении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не изменяется, поэтому в разное время разные части земного шара находятся ближе к Солнцу и дальше от него. На земном шаре в той части, которая ближе к Солнцу, будет теплее, значит, это будет лето. А в той части, которая дальше от Солнца, холоднее, поэтому там будет зима.

Записывают:

Да, мы запустили ракету, узнали много интересного о планетах Солнечной системы, отдохнули, зачем выполняли работу, отвечаю на вопросы отчего на Земле сменяется день на ночь и вернулись домой.

Контролирующее задание

Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

- Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из нового материала на уроке.

- Кто прочитает, что же вы записали в свою таблицу?

- Назовите планеты, которые входят в состав Солнечной системы?

- Давайте прочитаем вывод на странице 15.

Заполняют таблицу

Дети по желанию читают свои получившиеся таблицы

- Учащиеся читают вывод на с. 15.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Давайте подведем итоги вашего личного участия в путешествии.

Выберите утверждение:

Я все задания выполнил быстро и без ошибок;

Я могу объяснить тему урока другому;

Я своими ответами приносил пользу всему классу;

Я был активным в течении всего путешествия;

Я достиг целей, поставленных в начале урока.

Домашнее задание

С. 9–15. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.

Ответы на вопросы по схеме:

– Назовите планеты Солнечной системы.

– Назовите самую большую и самую маленькую планеты Солнечной системы.

– Сравните размеры планеты Земля с другими планетами.

– Что вы можете сказать о размерах Солнца по отношению к планетам Солнечной системы?

– Назовите первую и последнюю планету от Солнца.

По желанию: выбрать планету и придумать рассказ про нее

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урокурок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Что такое погода?" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта по окружающему миру по теме " Что такое погода?" по УМК "Перспективная школа". К данному уроку прилагается Презентация.  ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: Природа в классе

ОБОГАЩЕНИЕ ЗНАНИЯ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ; ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В широкой степи" 4 класс

Класс: 4 Учебный предмет: окружающий мир Тема урока: В широкой степи. Тип урока: «Открытие» новых знаний Цели урока: сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим пол...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Вставай страна огромная " 3 класс

Урок поможет создать образ Великой Отечественной войны ,как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны в XX веке...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Животноводство" 3 класс "Школа России"

Тема урока: «Животноводство»Цели урока:- создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве;- формировать представления о животноводстве, его отраслях;- познакомить с особенно...

Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Московский Кремль». (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с Московским Кремлем; с историей его строительства в течение веков.Планируемые результаты-обучающие: знать, что такое Московский Кремль для каждого жителя России...