Школа развития курс Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру

Шаравьева Оксана Александровна

Целью данной программы является создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

 · Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.

 · Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности.

 · Расширять общий кругозор.

· Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

В основе курса лежат следующие принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм  деятельности

Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_hochu_vse_znat.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа совместной образовательной деятельности кружка «Хочу все знать!».

Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в образовательный области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Отличительными особенностями программы кружка «Хочу все знать!» являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных результатов на этапе завершения дошкольного образования.

2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.

3.Целевые ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является старший дошкольный возраст. Развитие обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Целью данной программы является создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.

  Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности.

  Расширять общий кругозор.

 Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

В основе курса лежат следующие принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм  деятельности

Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.

Подходы к реализации Программы

 Личностно-ориентированные подходы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.

- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,

- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,

- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

Системно-деятельные подходы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,  организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,

- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,

- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Индивидуальный подход – индивидуализация образования

- постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;

- помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;

- представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

В программе предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Промежуточные планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.

Содержание программы кружка ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

 овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

 формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников.

Образовательные результаты:

Социально-коммуникативное развитие:

  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

 формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

 развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

 развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

1

Что нас окружает

2

Воздух

3

Что может воздух

4

Космос

5

Звезды и планеты

6

Дружная семья звезд

7

Планета Земля

8

Встреча с Луной

9

День и ночь – сутки прочь

10

Вода не Земле

11

Что может вода

12

Что у тебя под ногами

13

Растения

14

Тайна грибов

15

Животные

16

Человек

17

Организм человека

18

Если хочешь быть здоров

19

Что нас окружает дома

20

Тайна платяного шкафа

21

До чего дошел прогресс

22

Из истории школьного портфеля

23

Откуда пришел карандаш

24

История ручки

25

Наша страна Россия

26

Профессии

27

Праздники. Времена года

28

Итоговое тестирование по курсу

29

Итоговое игровое занятие: Что я хочу знать

Всего

29

Особенности организации образовательного процесса

Курс состоит из 29 занятий, каждое из которых состоит из теоретической и практической части. Каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед курсом.

Длительность занятий в старшей  группе 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения школьно-значимыми навыками.

Материалы и оборудование: для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: педагогу– компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Материал для занятий педагог может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная, игровая, проектная деятельность.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа.

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год обучения.

Ключ к результату усвоения материала:

Низкий уровень (70-80% ) — 3 балла

Средний уровень (80-90% ) — 4 балла

Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе "Окружающий мир".

Исследовательская деятельность в начальных классах, этапы, условия, методика развития исследовательских умений....

"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""

В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....

Мастер – класс: «Проблемный диалог – средство развития универсальных учебных действий младших школьников в системе курса окружающий мир»

В данном мастер-классе показано использование деятельностно-компетентностного подхода на уроках окружающего мира, как средство развития  УУД обучающихся 1-4 классов....

Развивающий курс для детей дошкольного возраста «Школа развития». "Ломоносовская школа" (Предшкольная подготовка)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Ломоносовская школа» Н.В.Володина. В.А.Егупова, издательство «Эксмо», М.: 2014Цель курса -   Соз...

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Планета знаний»

В работе анализируется проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК "Планета знаний", описывается опыт работы по организации этой деяте...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...

Альбом "Прятки" _ авторское пособие для развития воображения,креативности, внимания,речи6 моторики,логики в начальной школе при изучении курса окружающий мир ...

Методические рекомендацииИнтерактивное пособие - альбом состоит из 12 сюжетных рисунков, по каждому из которых можно ежедневно в течение учебного года проводить мини-занятия.Работа с календарем имеет ...