Конспект открытого коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема урока: «Перелетные птицы» 3 класс.
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Савенкова Ирина Валериевна

Это урок закрепления знаний, он включал в себя 3 этапа: организационный момент, основная часть, рефлексия.

 При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:

воспитывающая и развивающая направленность обучения,

научность и доступность,

систематичность и последовательность,

связь обучения с жизнью,

принцип коррекции в обучении,

принцип наглядности,

сознательность и активность учащихся,

индивидуальный и дифференцированный подходы,

прочность знаний, умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Государственное общеоразовательное учреждение Тульской области

«Ефремовский областной центр образования»

Конспект

открытого  коррекционного занятия

 по ознакомлению с окружающим миром.

Тема урока: «Перелетные птицы»

3 класс.

                                                                                                     

                                                                         Учитель-дефектолог:  

                                                                          Савенкова И.В.                                                                                                             

                                            г. Ефремов 2023г

Тема урока: «Перелетные птицы»  

Цель: формирование общих представлений о перелетных птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить ранее изученные понятия о перелетных птицах.  
  2. Закрепить знания о времени года «весна» через актуализацию основных сезонных отличий.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать пространственную ориентацию на плоскости через д\и «Каждой птице ветка»
  2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза через отгадывание загадок
  3. Развивать диалогическую речь через ответы на поставленные учителем вопросы
  4. Развивать слуховое восприятие через прослушивание аудиозаписи «голоса птиц»
  5. Развивать моторную координацию через выполнение физминутки «Птицы»

Коррекционно-воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к перелетным птицам через тему занятия
  2. Воспитывать бережное отношение к птицам
  3. Воспитывать доброе отношение к своим одноклассникам.

Демонстрационный материал:

Цветные изображения птиц; изображения деревьев на листах бумаги      (по количеству учащихся). Альбомный лист бумаги с изображением силуэта недорисованной птицы.

Перед обобщающим занятием дети должны быть ознакомлены с загадками данного занятия, отличительные черты птиц также должны быть рассмотрены на предыдущих занятиях.

Мультимедийное оборудование: Интерактивный стол «Стандарт 50», Интерактивный комплекс «Multimind», ноутбук.

Ход урока:

Этапы занятия

Действия и речь учителя

 Предполагаемые действия и ответы детей

Организационный момент

Здравствуйте, я рада приветствовать вас на нашем занятии!

И хочу предложить вам послушать небольшое стихотворение.

Полюбуйся, весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят

Показ слайда о весне.

- Ребята, глядя на слайд, попробуйте догадаться, какое время года изображено? Почему вы так думаете?

- Как называется первый месяц весны?

 -Второй?

-Третий?

слайд №2

Дети рассматривают слайд №3 и пытаются самостоятельно назвать отличительные признаки весны.

Ответы детей на вопросы учителя.

-На картине изображено время года-весна.

- Первый месяц весны -март

-Второй месяц - апрель

 -Третий месяц – май

Основная часть

Актуализация знаний о весне.

Подведение обучающихся к теме урока.

А теперь послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о ком именно мы сегодня с вами будем говорить. (чтение учителем стихотворения А.Плещеева

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

Ребята, вы догадались о ком мы сегодня будем говорить? (О птицах). Давайте вспомним, каких вы птиц знаете?

Дети должны ответить, что речь пойдет о перелетных птицах.

Дети перечисляют птиц, которых они знают.

Загадывание загадок о птицах.

А теперь послушайте загадки. Учитель загадывает загадки, а дети поднимают картинку с правильным изображением птицы. После этого на слайде появляется изображение птицы- отгадки и прослушивается ее пение.

1. Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Голосистей и нежней?

    Кто же это?

2.Эта птица никогда для птенцов

   не вьет гнезда.

3.На шесте - дворец,

   Во дворце - певец.

4.Черный, проворный,

    Кричит "крак" -

    Червякам враг.

 

5. Прилетает к нам с теплом,

    Путь проделав длинный.

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Ребята отгадывают загадки, поднимают правильное изображение птицы и стараются запомнить ее пение.

 Слайды №№ 2-9

(Соловей)

(Кукушка)

(Скворец)

(Грач)

(Ласточка)

Чем птицы похожи

Птиц на земле очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. (Из рассказа Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают».)

Посмотрите, дети, птицы все разные, но все же они чем-то похожи. Назовите их общие части.

Дети изучают строение птицы на примере голубя:

- голова, две лапы, два крыла, хвост, клюв, тело покрыто перьями.

  Ребята рассматривают изображения птиц и делают выводы.

Слайд 8-9

Физминутка

Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно превратиться в птичку: Предлагаю вам встать и выполнить движения.

Птички прыгают, летают,                              

Птички песенки поют,                                    

Птички крошки собирают,                            

Птички зернышки клюют.                              

Перышки почистили.                                      

Клювики почистили.                                              

Дальше полетели                                              

И на место сели.                                                

Дети выполняют движения, ориентируясь на слова физминутки Слайд 10

Дети прыгают

«летают»

«поют»

«собирают»

«клюют»

«чистят»

«чистят»

«улетают»

садятся

Интерактивная игра: «Помоги распределить птиц на зимующих и перелетных»

Назовите птиц, которых вы знаете? Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы). А вы знаете, как называют птиц, которые живут у нас зимой? Эти птицы не бояться морозов, и еду добывают даже в очень снежные зимы. Особенно трудно маленьким птичкам.

Я предлагаю вам поиграть в интересную игру: Вам необходимо распределить птиц на перелетных и зимующих (Объяснение правил игры).

Молодцы, вы отлично справились с заданием!

Называют птиц (воробей, синица, дятел, соловей, кукушка, скворец, ласточка).

Воробей, синица, дятел- зимующие птицы (которые остаются зимовать вблизи людей)

Соловей, кукушка, скворец, ласточка- перелетные птицы (они улетают в теплые страны)

Игра «4 лишний»

Я предлагаю вам еще одну игру.

Представляю вам изображение 4 птиц, и среди них вы должны найти одну лишнюю птичку.

А сейчас я приглашаю вас пройти к столу и занять свое место.

Дети выполняют задание на компьютере.

Игра:

«Каждой птичке-ветка»

На листах с нарисованными деревьями дети рассаживают птиц по инструкции учителя: сорока села на среднюю ветку справа, соловей сел на нижнюю ветку слева и т.д.

Предложить детям проверить у соседа правильно ли справился с заданием.

Дети выполняют задание на листах с нарисованными деревьями.

Взаимопроверка задания.

«Дорисуй птичку»

На листе изображен силуэт птицы.

Предложить рассмотреть рисунок и дорисовать птиц.

Ученики должны дорисовать свою птицу.

Пальчиковая гимнастика:

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали

Аист, цапли, журавли

Дети машут руками

Ладонь «козырьком» ко лбу

Загибают по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы

Беседа «Где чье гнездо?»

Беседа с детьми о том, где могут располагаться птичьи гнезда.  

Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной?

- А из чего птицы строят гнезда?

- Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.

 - Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.

- Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев - а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.

- Гнездо соловья чашевидное, строится на земле или на невысоких кустах. Внутри гнездо выстлано сухими травинками и стебельками

-Кукушка не вьет гнездо, а подкладывает свои яйца в чужие гнезда

Дети пытаются на основе предыдущих знаний дать правильные ответы и привести примеры.

Построить гнезда, поправить старые

Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры и т. д.

Для чего птицы нужны

Диалог с детьми на тему «Для чего нужны птицы?"

 - Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Правильно, они создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.)

- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? Про кого мы сегодня говорили? (Про

перелётных птиц). Предложить обменяться своими рисунками в знак благодарности за совместную работу (сделать подарок другу).

Ответы детей

Рефлексия

Если вам урок понравился и вам было интересно поднимите веселую птичку. А если вам было скучно и грустно поднимите грустную птичку.

Молодцы!!!

                                             

  Самоанализ урока.

Учитель-дефектолог: Савенкова И.В.

Урок по ознакомлению с окружающим миром в 3 классе.

Тема урока: «Перелетные птицы».

Цель: формирование общих представлений о перелетных птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Закрепить ранее изученные понятия о перелетных птицах.  

2.Закрепить знания о времени года «весна» через актуализацию основных сезонных отличий.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать пространственную ориентацию на плоскости через д\и «Каждой птице ветка»

2.Развивать мыслительные операции анализа и синтеза через отгадывание загадок

3. Развивать диалогическую речь через ответы на поставленные учителем вопросы

4. Развивать слуховое восприятие через прослушивание аудиозаписи «голоса птиц»

5. Развивать моторную координацию через выполнение физминутки «Птицы»

Коррекционно-воспитывающие:

  1.Воспитывать интерес к перелетным птицам через тему занятия

  2.Воспитывать бережное отношение к птицам

  3.Воспитывать доброе отношение к своим одноклассникам.

Оборудование: Демонстрационный материал:

Цветные изображения птиц; изображения деревьев на листах бумаги (по количеству учащихся).

Мультимедийное оборудование: Интерактивный стол «Стандарт 50», Интерактивный комплекс «Мультимайнд», ноутбук.

Презентация по теме.

Раздаточный материал: карточки с изображением перелетных птиц. изображения деревьев на листах бумаги (по количеству учащихся). Альбомный лист бумаги с изображением силуэта недорисованной птицы.

Тип урока: комбинированный урок.

      Это по типу урок закрепления знаний, он включал в себя 3 этапа: организационный момент, основная часть, рефлексия.

         При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:

воспитывающая и развивающая направленность обучения,

научность и доступность,

систематичность и последовательность,

связь обучения с жизнью,

принцип коррекции в обучении,

принцип наглядности,

сознательность и активность учащихся,

индивидуальный и дифференцированный подходы,

прочность знаний, умений и навыков.

        Чтобы достигнуть цель урока, я подобрала следующее содержание: вопросы, загадки, стихотворения, наглядные средства, показ.

       Материал урока оказался легким, интересным, познавательным, доступным для учащихся.

       На уроке я использовала следующие методы обучения: беседа, упражнение, наблюдение, объяснение.

Задания были ориентированы на развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, зрения, моторики, координации движений.

    Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, потому что ученики применяли практический метод выполнения задания.

Мне удалось уложиться по времени.

Цель урока достигнута, задачи решены.

Использование ИКТ позволило сделать урок более ярким, задания более доступными и интересными.

Но отмечается небольшая скованность у детей. Это скорее всего связано с видеосъёмкой.






Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план урока по окружающему миру Тема урока: «Насекомые» 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века», учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Класс: 1 Проблема исследования: Пауки – это насекомые? Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследо...

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"

Конспект урока по  окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"  Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации...

Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!

Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...

Конспект Занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе стационарного отделения. Тема: «4 – ноября День народного Единства».

Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Домашние животные»

Цель: познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных; познакомить с обобщающим понятием «домашние животные», учить узнавать их по описани...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром 2 мл. группа Тема: «Угощение для птиц»

Как помочь птицам в холодное и "голодное" время года? Конечно же подкармливать их! Как правильно это сделать, а главное, как заинтнересовать этой темой детей? Так же дети узнают о необычном ...