Конспект учебного занятия на тему: “Журавль-птица 2020 года”
классный час по окружающему миру (3 класс)

Деятельность педагога
 
Здравствуйте ребята, я еще раз представлюсь, меня зовут Наталья
Николаевна.
Сегодняшнее занятие мы с вами посвятим одной замечательно птице.
Но перед этим давайте вспомним, о чем же мы говорили на прошлом
нашем занятии.
Да ребята, вы все правы.
Наша планета – это наш общий дом. И мы должны заботиться о нем,
как заботимся о своем собственном доме. На прошлом занятии ты
узнал, что изучает наука экология. Но только знать правила охраны
живой природы мало, чтобы сохранять окружающую нас среду.
Нужно еще и правильно себя вести и помогать всем живым
существам: человеку, животным, растениям и сберегать то, что
помогает им жить: воду, воздух, землю. Чтобы наши занятия были
интересными и полезными, попробуй ответить на вопросы анкеты.
Твои ответы помогут выбрать самые важные темы для наших занятий.
1. Что такое Красная книга?
2. Какого цвета страницы в Красной книге?
3. Каких редких животных ты знаешь?
4. Какие редкие растения тебе известны?
5. Какие экологические проблемы нашей планеты волнуют
сегодня всех жителей планеты?
6. Что можешь сделать ты сам, для охраны окружающей среды и
сбережения природы?
 
Спасибо за работу!
 
(письменно????)
А теперь приступим к нашей сегодняшней теме. Как я уже говорила
мы с вами будем говорить о очень красивой и интересной птице.
А чтобы узнать, что же это за птица давайте прочитаем стихотворение
про нее.
Жура-жура-Журавель!
 
Деятельность
обучающихся
Здороваются
 
Отвечают, что говорили
про экологию, про
календари,
экологические календари
 
Отвечают
 
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
А теперь давайте прочитаем как называется наша сегодняшняя тема
О какой птице пойдет сегодня разговор?
Вы когда-нибудь встречали этих птиц?
Как бы вы их описали?
Они стройны, элегантны, у них длинные ноги, длинная шея, большой
клюв.
Упоминания о прекрасной птице — журавле — встречаются в
культурах многих народов мира. Чем же она полюбилась людям
разных стран? С чем олицетворяется журавль в разных странах мира.
В Японии образ журавля — цуру — символизирует долголетие и
процветание.
В Китае журавля часто связывают с бессмертием, долгожительством.
У африканских народов журавль является посланником богов и
символом общения с богами. Считается, что полет журавля воплощает
духовное и телесное возрождение.
Христианская культура имеет схожий символизм — здесь с журавлем
связывают лояльность, терпение, бдительность, добротность, добрый
порядок и послушание в монастырской жизни.
Эти большие и красивые птицы заслуживают особого внимания и
уважения.
Всего в мире 15 видов журавлей. А в нашей стране обитают 7 видов
журавлей.
 Американский журавль
 Индийский журавль
 Канадский журавль
 Серый журавль
 Японский журавль
 Стерх
 Чёрный журавль
 Черношейный журавль
 Австралийский журавль
 Даурский журавль и т.д
 
Что же это за птицы – журавли?
Журавли живут и строят гнёзда на болотах, около рек, озёр с высокой
растительностью, в самых глухих, заросших местах. Из года в год они
занимают одно и то же место. Иногда журавли строят гнездо прямо
посреди воды: получаются плавучие домики, которые они очень
 
Читают
 
Отвечают о журавле
 
Высказывают
предположения
 
отвечают
Высказывают
предположения
 
старательно охраняют.
Но многочисленные виды этих птиц вымирают с огромной скоростью.
И люди придумали как же сохранить жизнь этих птиц не навредив им.
А вот для того, чтобы узнать, как мы с вами сейчас посмотрим видео
фрагмент.
Перед этим я раздам вам вопросы, на которые вы должны будете
ответить в ходе просмотра видео.
(Разделю детей на 6 групп по 2 парты-4 человека на 2-вопроса по
видео, они должны в письменной форме ответить на поставленный им
вопрос)
1 вопрос Как назывался заповедник который защищает птиц (Окский
Биосферный Государственный заповедник)
Находится он в Рязанской область. В Окском заповеднике сохраняются
уникальные виды растений и животных, каждую весну в этот край летят
тысячные стаи птиц. Это гуси, журавли, цапли, разнообразные кулики, чайки,
ракши, около сотни видов воробьиных птиц. Эмблемой заповедника стал
черный аист, регулярно встречающийся здесь.
2 вопрос Как называется вид птиц которых охраняют в заповеднике
(стерх)
вид журавлей, находящихся в северной территории России. Стерхи
находятся под угрозой исчезновения и внесены в международные
списки Красной книги
3 вопрос Как называют людей которые изучают и ухаживают за
птицами (орнитолог)
Работа орнитолога связана с постоянным наблюдением за птицами.
Люди этой профессии изучают птиц в разной среде их обитания. Это
могут быть естественные условия – леса, луговые просторы, рощи, где
птицы живут в непосредственной близости к природе. Также
орнитологические исследования касаются птиц, приспособившихся к
жизни в больших городах, где они вынуждены изменять свои
природные повадки, чтобы существовать
4 вопрос Какую роль выполняют люди для птиц (родители)
5 вопрос Сколько яиц откладывает самка Стерха (2)
6 вопрос Как люди спасают яйцо (выращивают его в неволе)
7 вопрос Как люди кормят и ухаживают за птицами (надевают белый
костюм)
8 вопрос Какой окрас у Стерха (белый с черными крыльями)
9 вопрос Кто кормит малышей стерха, как (люди, при помощи
пластикового клюва)
10 вопрос Что используют орнитологи для того чтобы птенцы могли
прятаться и греться (куклу в виде стерха)
11 вопрос При помощи чего орнитологи общаются с журавлями (при
помощи плеера)
 
12 вопрос Чем кормят орнитологи журавлей (отруби, рыба, сухарики,
яйцо)
Журавли питаются самой разнообразной пищей: насекомыми,
семенами, зернами, моллюсками, мелкими грызунами, корнями
растений, молодыми побегами.
В 2-3 года журавли образуют пары на всю жизнь. Они никогда уже не
расстаются. Журавлиха откладывает два яйца. Самец и самка по
очереди насиживают в течение месяца. Птенцы, выбравшись из яйца,
уже способны стоять на ногах. Глазки открыты. При малейшей
опасности они умело маскируются и делают короткие пробежки.
Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и желтых
«кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и
готовиться к первому путешествию.
А как вы думаете можно ли человеку брать в руки маленьких
птенцов? Почему?
А кто из вас знает, зимуют ли эти птицы в России или они
перелетные?
В конце августа- в начале сентября журавли собираются в стаи. Они
улетают на зиму в Африку, в Среднюю Азию, в Индию и в Китай.
Летят они стаями, выстроившись клином (треугольником) Первым в
треугольнике летит самый сильный старый журавль. Ему сложнее
всего рассекать воздух. Когда он устанет, он переходит в хвост
отряда, а его место занимает другой, со свежими силами. Кто сильнее
- впереди. Послабее – сзади. Молодые журавли машут крыльями в
такт и летят за более опытными.
А видели ли вы как спят журавли?
Давайте вместе с вами представим себя журавлями и попробуем
постоять как они
Одну ногу загибаем и тянем голову вверх-вниз
Теперь попробуем с другой ногой
А теперь давайте вытянем наши крылышки вверх, в стороны и в низ
Молодцы, присаживайтесь на свои места
 
А кто запомнил, как называется наше с вами сегодняшнее занятие?
Давайте разберемся почему же именно 2020 год считают годом
журавля?
Всемирный фонд дикой природы предложил объявить 2020 год –
годом дальневосточных журавлей, чтобы обратить внимание на
необходимость сохранения этих редких птиц и мест их обитания.
Эту идею подхватил и Союз охраны птиц России, и Рабочая группа по
журавлям Евразии. Несмотря на то, что серый журавль уже был
выбран Птицей года в 1998 году, для участия в международном учете
этого вида, в 2019 году на ежегодном собрании Союза охраны птиц
России решили, что все виды журавлей, обитающие в России,
заслуживают такого внимания.
 
Журавли – долгожители. Продолжительность жизни в природе не
известна, но в неволе живут очень долго: зарегистрированы случаи,
когда серёжчатый журавль прожил 36 лет, даурский – 45 лет,
японский – 57 лет, а наиболее известный долгожитель стерх по кличке
«Вольф» – около 70 лет.
Почему же такие большие сильные птицы, любимые многими
народами, так уязвимы?
Основная причина, влияющая на сокращение численности многих
журавлей – исчезновение и деградация местообитаний. Журавли не
смогли выдержать пресс экономического развития.
Строящиеся города, дороги, линии электропередач, загрязнение,
осушение водно-болотных угодий, зарегулирование рек и
строительство дамб, влияющих на гидрологический режим болот и
рек, применение ядохимикатов в сельском хозяйстве – этот список
можно продолжать и продолжать.
Наряду с антропогенными факторами, долговременная засуха привела
к исчезновению мест обитания птиц
Но журавли не единственное животное, которое занесено в красную
книгу. Совсем недавно был еще один праздник, день защиты
АМУРСКОГО ТИГРА И ЛЕОПАРДА
Как вы думаете обитают ли на территории России Амурские тигры? А
на территории ленинградской области?
Амурский тигр – один из самых крупных наземных хищников нашей
планеты и один из самых малочисленных подвидов тигра. Занесён в
Красную книгу. 95% всей популяции обитает на Дальнем Востоке
России. По данным учёта, проведённого в 2015 году, численность
амурского тигра в России в дикой природе стабилизировалась на
отметке в 510–540 особей, начался её постепенный рост.
Дальневосточный леопард-хищное млекопитающее из семейства
кошачьих, один из подвидов леопарда. В настоящее время
дальневосточный леопард находится на грани вымирания, в дикой
природе в России сохранилось 87 особей
Амурский тигр и дальневосточный леопард оказались на грани
вымирания по вине человека. Основными причинами сокращения
численности являются: браконьерский отстрел, разрушение ареала,
из-за лесозаготовительных работ, расширения сети автомобильных и
железных дорог, а так же частых лесных пожаров, сокращение
популяций копытных, составляющих кормовую базу, генетическое
истощение популяции вследствие близкородственных скрещиваний.
В Китае за убийство леопарда применяется смертная казнь.
День призван обратить внимание людей на проблему исчезновения
двух прекрасных видов кошачьих.
Вот мы с вами поговорили и про журавля, и про Амурского тигра, как
вы думаете, что объединяет этих животных? Правильно, они занесены
в красную книгу. А как вы думаете для чего создали красную книгу?
Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и
растений, которые находились на грани исчезновения и требовали
 
незамедлительные заботы человека( также нужны были рекомендации
по их спасению).
Так что же мы узнали на сегодняшнем занятии, что люди, которые
изучают птиц- зовут…… (орнитологи)
Едят журавли……
Сколько всего в мире видов журавлей?
Что нового вы узнали?
Может у вас остались вопросы к нашему сегодняшнему занятию?
Что было самым интересным?
Спасибо большое вам за активное участие на нашем занятии. До
свидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zhuravli.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответь пожалуйста на вопросы, т вои ответы помогут выбрать самые важные темы для наших занятий Что такое Красная книга? Какого цвета страницы в Красной книге? Каких редких животных ты знаешь? Какие редкие растения тебе известны? Какие экологические проблемы нашей планеты волнуют сегодня всех жителей планеты? Что можешь сделать ты сам, для охраны окружающей среды и сбережения природы?

Слайд 2

Жура-жура-Журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» Отвечал он пролетая: «Лучше нет родного края!»

Слайд 3

Журавль-птица 2020 года

Слайд 4

В Японии образ журавля — цуру символизирует долголетие и процветание.

Слайд 5

В Китае журавля часто связывают с бессмертием, долгожительством.

Слайд 6

У африканских народов, журавль является посланником богов и символом общения с богами. Считается, что полет журавля воплощает духовное и телесное возрождение.

Слайд 7

Христианская культура имеет схожий символизм — здесь с журавлем связывают лояльность, терпение, бдительность, добротность, добрый порядок и послушание в монастырской жизни.

Слайд 8

Индийский журавль Американский журавль Канадский журавль

Слайд 9

Чёрный журавль Черношейный журавль Австралийский журавль

Слайд 10

Стерх Японский журавль Серый журавль

Слайд 11

Гнезда журавлей

Слайд 12

Птенцы журавля

Слайд 13

Находится в Рязанской области В лесах, лугах, водоемах заповедника живут и приносят потомство 61 вид млекопитающих, 266 видов птиц, 6 видов рептилий, 11 видов амфибий, 39 видов рыб.

Слайд 14

Стерх вид журавлей, находящихся в северной территории России. Стерхи находятся под угрозой исчезновения и внесены в международные списки Красной книги

Слайд 15

Орнитолог Работа орнитолога связана с постоянным наблюдением. Люди этой профессии изучают птиц в разной среде их обитания. Это могут быть естественные условия – леса, луговые просторы, рощи, где птицы живут в непосредственной близости к природе. Также орнитологические исследования касаются птиц, приспособившихся к жизни в больших городах, где они вынуждены изменять свои природные повадки, чтобы существовать

Слайд 16

Уход за журавлями

Слайд 17

Амурский тигр один из самых крупных наземных хищников нашей планеты и один из самых малочисленных подвидов тигра. Занесён в Красную книгу.

Слайд 18

Дальневосточный леопард или амурский леопард хищное млекопитающее из семейства кошачьих, один из подвидов леопарда. В настоящее время дальневосточный леопард находится на грани вымирания, в дикой природе в России сохранилось 87 особей

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе.

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе. .Класс: 1Тема учебного занятия: Счёт в пределах 10.Продолжительность учебного занятия: 30 мин.Тип учебного занятия: урок зак...

Конспект учебного занятия по математике в 3 классе на тему: «Закрепление изученного материала. Пути познания»

Тема урока: Закрепление изученного материала. Пути познания.Задачи: создать условия для обобщения и систематизирования знаний учащихся по теме «Умножение и деление двузначных чисел»; совершенств...

МОУ ДОД ЦДТ «Светлячок» Г. Ртищево Саратовской области Конспект открытого занятия Для детей 1-ого года обучения По теме «Животные осенью. Рисуем ежа» Объединение «Волшебные краски» Разработал и провёл педагог ДО Чиликанова Ольга Михайловн

Цели и задачи:   - воспитывать любовь к животным- научить рисовать ежа- совершенствовать навыки рисования цветными графическими материалами-научить рисовать от общего к частному, от бо...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР. Тема учебного занятия: Имя существительное.

Конспект учебного занятия для 2 класса ("Школа России") Тема: Имя существительное....

Конспект открытого занятия для группы 2-го года обучения по теме связка.

В конспекте представлена структура проведения открытого занятия для группы 2-го года обучения по теме "Связка"....