Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Перелетные птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Кулишова Елена Сергеевна

Тип проекта: познавательно - речевой

Сроки реализации проекта: краткосрочный (неделя)

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта:

 

В своей работе с детьми 1 дополнительного класса   использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании перелетных птиц.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы.

 

 

Цель проекта: расширить и закрепить  знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_vneurochnogo_zanyatiya.docx444.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)

Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему

"Перелетные птицы"

в рамках проведения обучающего семинара-практикума для студентов Зерноградского педагогического колледжа. 

C:\Users\Александр\Desktop\i (2).jpg

C:\Users\Александр\Desktop\i.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\i (1).jpg

Учитель, логопед

высшей  квалификационной

категории

 Кулишова Е.С.

15 ноября  2022


Тип проекта: познавательно - речевой

Сроки реализации проекта: краткосрочный (неделя)

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта:

В своей работе с детьми 1 дополнительного класса   использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании перелетных птиц.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель проекта: расширить и закрепить  знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

  1. Уточнить знания детей о перелетных птицах, о их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.
  2. Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после прилета.
  3. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
  4. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

Речевое развитие:

  1. Способствовать расширению и активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики).
  2. Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи).

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.
  2. Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности, развивать любознательность.

Художественно- эстетическое развитие:

  1. Воспитывать интерес к народному творчеству.
  2. Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.

Физическое развитие:

  1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Совершенствовать координацию движений.

Предполагаемый результат :

  1. Овладение детьми знаниями о перелетных птицах; обогащение пассивного и активного словарного запаса.
  2. Расширение знаний детей об особенностях перелетных птиц, их роли в жизни человека, развитие у детей познавательного интереса.
  3. Проявление доброты, заботы, бережного отношения к пернатым друзьям.
  4. Проявление речевой активности у детей в разных видах деятельности.
  5. Активное участие родителей в педагогическом процессе, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с педагогами школы - интернат .

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный.

1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации.

2.Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, самостоятельной деятельности детей.

3.Работа с родителями: подготовить и донести  до  родителей консультацию «Знакомим детей с перелетными птицами»

4. Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.

2 этап: основной (содержательный).

Познавательное и речевое  развитие

  1. Познавательные беседы: «Перелетные птицы», «Дом для птиц» (учителя: ИЗО и технологии, библиотекарь)
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедий по теме. Слушание записи голосов птиц. Показ презентации по теме «Перелетные птицы». (учитель, воспитатель, родители)
  3. Наблюдение за птицами во время прогулки и из окна. (учитель, воспитатель, родители)
  4. Чтение художественных произведений: сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» (библиотекарь)
  5. Знакомство с интересными фактами, загадками о птицах. (учитель, библиотекарь, воспитатель)

Речевое  развитие

  1. Дидактические игры «Назови перелетных птиц и их птенцов», «Чей клюв, чьё гнездо?», «Кто где живет?», «Кто что ест?».( урок окружающий мир , развитие речи)
  2. Упражнение на согласование существительных с прилагательными «Назови какой, какая?». ?( урок развитие речи)


Коррекционная работа

  1. Организация дидактических игр: «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Угадай по голосу», «Один - много», «Разбери птиц», «Кто с кем» «Рассели птиц», «Какую птицу я загадала?», «Кого не стало? », «Где птичка?», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Сосчитай», «Раздели названия птиц на части».
  2. Отгадывание и толкование загадок о птицах, составление своих загадок.
  3. Обучение составлению рассказов – описаний о перелетных птицах с опорой на схемы, пересказ.
  4. Проведение пальчиковых гимнастик  «Ласточка», «Птички»

Художественно – эстетическое развитие

  1. Аппликация «Птицы»
  2. Рисование «Перелетные и зимующие птицы»

Физическое развитие

  1. Подвижные игры «Птицы», «Воробьи и ястреб»
  2. 2 «Ласточка», «Птички»
  3. 3. Пальчиковые гимнастики с мячиками Су-Джок «Перелетные птицы».

Работа с родителями

  1. Совместное рисование (разукрашивание), аппликации  в нетрадиционной технике «птицы».
  2. Организация выставки книг о птицах.

3 этап: итоговый

  1. Внеурочное занятие по теме «Перелетные птицы»
  2. Составление  «Чемоданчиков знаний» по теме занятия.
  3. Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и воспитателей)
  4. Обработка результатов по реализации проекта
  5. Презентация проекта «Перелетные птицы» родителям, студентам, педагогическому  коллективу  школы.

В ходе работы над проектом:

- повысилась речевая активность детей, они стали лучше вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответы;

- значительно расширился словарь, активизировались в речи существительные, прилагательные, глаголы по теме «Перелетные птицы»;

- расширились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.

- у детей стало формироваться умение правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.

- у детей стало проявляться чувство доброты, заботы, бережного отношения к птицам.

Ход занятия

- Здравствуйте ребята!

- Посмотрите, к нам на урок пришло много  гостей, поздоровайтесь с ними.

- Присаживайтесь.

-Ребята  какое сейчас время года?

- Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем работать в группах. Вспомните, как нужно работать в группах? ( Дружно, сообща. Разговаривать можно, но тихо.)

-Верно. Ребята мы будем создавать «чемоданчики знаний» - это книжка в форме чемоданчика, куда мы будем складывать все накопленные знания  по сегодняшней теме занятия.

- Ребята, чтобы узнать, кому будет посвящены «чемоданчики знаний» необходимо собрать разрезные картинки.

- И вклеить  их в окно №1.

- Назовите, какие птицы у вас получились? (лебедь, кукушка…)

- К какой группе  они относятся? (перелетные птицы)

-Верно, сформулируйте тему урока,  кому будут посвящены «Чемоданчики знаний»? (перелетным птицам»

-Молодцы, чтобы сформулировать проблему, прослушайте стихотворение и определите о чем оно:

Птицы перелетные

В стаи собираются,

 В края теплые летят,

До весны прощаются.

 Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

 Как наступят холода –

Не найдется им еда.

- Ребята о чем это стихотворение? (о перелетных птицах, о том что они улетают, что с  приходом холодов им не чего есть)

-Отлично, для чего мы будем создавать чемоданчик? ( Цель -  обобщить и пополнить  знания о перелетных птицах)

-Сформулируйте гипотезу (если мы узнаем больше информации о перелетных птица, мы сможем ответить на вопрос почему они улетают с приходом холодов)

- Сегодня на занятии  мы будем работать по следующему плану:

1.Вспомнить  какие птицы называются перелетными.

2. Строение тела птиц.

3. Чем  они питаются.

4.Интересные факты и загадки  о перелетных птицах.

5.Как летят перелетные птицы?

1 пункт

-Каких птиц называют перелетными?

- Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.

-Назовите перелетных птиц?

-Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

-Каждая группа будет описывать свою птицу, а какую вы узнаете, отгадав загадки.

1 группа

Эта птица всем известна

— Гадким он утёнком был.

Да и сказка интересна.

Жаль, что я её забыл. (Лебедь)

2 группа

Мы ждём вас из далёких стран.

 Для гнёзд построим вам дворцы

И будем слушать по утрам,

Как весело поют … (Скворцы)

- Приклейте картинку в окно №2

-Составьте словосочетания с названиями картинок,  которые вы наклеили.

- Какой скворец?  Лебедь?

2  пункт

-По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?

- Голова и тело покрыто перьями.

- У них есть крылья.

- Они умеют летать.

- Из каких частей состоит тело птицы?

- Доклейте недостающую часть тела  своей птицы. (клюв, крыло)

-Чей клюв? (лебединый клюв)

- Посчитайте крылья по схеме (1-крыло,2- крыла,3 – крыла, 5 крыльев)

Физминутка

3  пункт

- Вспомните, какими способами перелетают птицы? (стаи, клином, гуськом, шеренгой)

-Приведите примеры. (гуськом - летят гуси; клином - лебеди, журавли; шеренгой -  утки; стаей – мелкие птицы)

- Вклейте в окно №3    тот способ, которым перелетает ваша птица.

- Подставьте название ваших птиц в следующую схему: «Летит один  грач- летят много грачей»  (один скворец – много скворцов; один лебедь –много лебедей)

4   пункт

 -Ребята на внеурочном занятии «В гостях у сказки»  мы с вами посетили библиотеку, где Ирина Александровна, вам читала сказку «Гадкий утенок», так же вы вместе сделали карточки с интересными фактами о перелетных птицах.

- Вспомните интересные факты о своих птицах. № 4

- Кто расскажет интересный факт о скворцах? ( Интересный факт: поскольку скворцы любят селиться в постройках, они чаще остальных птиц занимают скворечники. Название постройки как раз и произошло от этих пернатых.)

- А о лебедях? ( Люди часто подкармливают этих птиц хлебом, совершая роковую ошибку. Птицы не могут переварить хлебобулочные изделия, и часто гибнут от отравления.

Все лебедята серые. Только к трём годам они начинают приобретать белый цвет. Наверное всё помнят сказку о гадком утёнке.)

- Найдите и вложите в кармашек интересные факты о своих птицах.

-Молодцы.

- А с воспитателями, выполняя домашнее задание по окружающему миру, искали загадки  о перелетных птицах.

- Найдите карточки  с загадками о свои птицах.

- Я прочитаю  загадки, а гости отгадают. № 5

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

 Во дворце певец.

 (Скворец)

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его… (Скворец)



В лесных районах обитает,
И на зимовку улетает,
И шея птицы той всегда,
Напоминает цифру два! (Лебедь)

Эта птица всем известна

— Гадким он утёнком был.

Да и сказка интересна.

 Жаль, что я её забыл. (Лебедь)

-Молодцы. Вложите в кармашек загадки  о своих птицах.

5  пункт

- Вспомните  чем питаются  перелетные птицы? ( насекомыми - бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами, плодами деревьев, травой и т.д)

-Выберете карточки с правильными ответами, чем питаются ваши птицы, и вклейте в окно № 6

-Хорошо.

- А с приходом холодов, что происходит с насекомыми, плодами деревьев, травой?

-Так как вы  думаете, почему птицы с наступление холодов улетают в теплые края?

- Перелётные птицы улетают зимовать в теплые края. Когда у нас становится холодно, они отправляются на юг, туда, где теплее и комфортнее переждать зиму. Птицам для жизни необходимо тепло и пища, а во время холодов жучки и другие насекомые прячутся.

-Ребята, а как вы думаете всем ли перелетным птица удается с приходом холода улететь в теплые края?

-Некоторые птицы в связи со здоровьем (переломы крыльев, лап к примеру) не могут отправиться  в путь.

-А если вдруг мы увидим такую птичку на улице, что мы можем сделать для нее? (забрать домой, обогреть, накормить, сдать в специализированные приюты, которые позаботятся о них и вылечат, а по весне выпустят на волю.)

А если этого не сделать? (они могут стать легкой добычей для хищников или умереть от холода и голода)

Итог урока.

-Умнички. Ребята проверьте все ли пункты плана мы выполнили?

-Наш чемоданчик знаний готов. Предположите где можно его использовать?

- Верно, какой информацией в будущем можно дополнить наш чемоданчик?

-Ребята оцените полезность нашего занятия. Вам было интересно узнать о перелетных птицах, понадобиться вам в жизни эта информация, если да поднимите солнышко, если нет тучку. 

- А теперь ребята я предлагаю оценить вашу работу в группах, справилась ваша группа  со всеми заданиями. Если да поднимите солнышко, нет тучку.

-Молодцы! А сейчас оцените свою деятельность на уроке. Ели вы справились со всеми заданиями посадите свою птичку в кормушку, если нет, на веточку.

- Я  свою птичку посажу в кормушку, т.к. я считаю что вы справились со всеми поставленными задачами на занятии.

-Я благодарю вас за плодотворную работу  выйдите на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительной деятельности Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству«Школа искусств. ИЗО-отделение» Класс: 2 классУчитель: Алакина Екатерина ВладимировнаЗанятие: изобразительное искусс...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".

Занятие по внеурочной деятельности по курсу"Планета здоровье"...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"

Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...

Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему: “Три поросёнка”.

Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему: “Три поросёнка”.Цели1. Продолжать учить пользоваться природным материалом.2. Учить конструировать целую форму из отдельных ча...

Открытое занятие по внеурочной деятельности ( проект). Тема: «Времена года» 1класс

Открытое занятие по внеурочной деятельности. Тема "Времена года". Вид проекта - книга. Дети приходят к выводу, что каждое время года по своему прекрасно....