Воспитательное мероприятие "Как стать толерантным?"
методическая разработка по окружающему миру
Цель:
Знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная
- Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
Коррекционно - развивающая:
- Корригировать и развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитательная:
1. Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
- Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit_meropriyatie_kak_stat_tolerantnym.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное мероприятие
«Как стать толерантным»
Провела
учитель начальных классов:
Беляева М.Г.
07.02.2023г.
Цель:
Знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная
- Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
Коррекционно - развивающая:
- Корригировать и развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитательная:
1. Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
- Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, макет дерева толерантности, силуэты людей с толерантными качествами, тест на каждого «Толерантный ли я», карточки красного цвета с заданием «Соотнесение высказывания с заповедью» на каждого, карточки желтого цвета на каждого с заданием « Определение качеств толерантной личности», мусорное ведро, памятки «Как стать толерантным человеком?» на каждого.
План.
- Организационный момент
- демонстрация приветствия народов разных стран (задание на карточках для каждой пары)
2. Вступительное слово
- Притча «Ладная семья»
3. Сообщение темы занятия и цели
4. Работа по теме занятия
-определение слова «толерантность»
-история происхождения понятия «толерантность»
- физминутка
-упражнения на закрепление понятия «толерантность»: «Определи качества толерантной личности»
- Тест « Толерантный ли я»
- пальчиковая гимнастика
-« Соотнеси высказывания с заповедью»
- Тренинг «Мусорное ведро»
- Дерево толерантности
4. Итог занятия.
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Сейчас я всех поприветствовала, чувствуете, как стало комфортнее и веселей.
Знаете ли вы, что приветствия разных стран особенные?
Для того чтобы в этом убедиться давайте выполним 1 задание.
Задание 1: Демонстрация приветствий разных стран. на парту одно задание на двоих получают карточки с приветствиями из разных стран и выполняют действия.
• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
• потереться носами (Новая Зеландия);
• пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
• показать язык (Тибет);
• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
Слайд 2.
Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все разные, отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отличать, в первую очередь то, что нас объединяет,- вот об этом и поговорим сегодня
Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли воины, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга?(на глобус по экватору прикрепить силуэты человека, на которых написано: добрый, умный, улыбчивый, сильный, честный, жить в мире и спокойствии)
Вы все ученики из двух классов. Каких? Сколько нас? Как вы считаете, ваш класс - это маленькая семья или нет? (ответы детей)
И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей)
Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
(притчу читает один из учеников)
Слайд 3
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
-Какие? Как вы думаете?
Предположения детей
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Обсуждение притчи.
Три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? Какие?
- как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
- всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».
Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности и называется оно «Как стать толерантным».
- Как вы думаете, почему мы будем говорить об этом?
(класс – это школьная семья, в последнее время много ссоримся.)
(Сделать вывод из сказанного детьми)
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «толерантность», что оно обозначает.
Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому малопонятное.
У этого определения есть понятие, которое имеет свою историю:
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто князь Талейран Перигор.
Слайд 4.
Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. От имени этого мудрого министра появилось слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, что в переводе означает терпение.
Вы знаете, что такое толерантность?
Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек.И сейчас мы в этом убедимся.
Слайд 5.
На слайде даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
со слайда дети зачитывают:
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)-
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Что общего в этих определениях? Посмотрите на картинку с воронами
Слайд 6.
Картинка со слоном
Слайд 7
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.
Слайд 8.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
Как каждый из вас понимает это слово?
– Почему нужно быть терпимыми? Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
– Как поступает терпимый человек?
Слайд 9
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Игра «Чем мы похожи?»
Дети стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Валя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Валя выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.
Видите, дети, мы все разные, но у нас есть что-то общее. Нам интересно дружить друг с другом, потому что мы не похожи, но имеем общие черты характера, внешности.
Физминутка
В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим
Слайд 11
Игра Упражнение. «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Упражнение. «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги)
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным
Слайд 12-16
Тестирование (практическая работа)
Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах.
Тест « Толерантный ли я»
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) подружусь с ним
2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я
а) не буду с ним играть
б) толкну, стукну его
в) попрошу объяснить, что он делает
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) постараюсь отвечать лучше
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь, какой он неуклюжий
в) подружусь с ним
Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Подсчитайте количество баллов.
Вывод: (слайд)
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
Задумайтесь над ним.
Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
- А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми? .
Тренинг «Мусорное ведро»
Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать.
- Зачем человеку нужно мусорное ведро?
- Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?
Представьте себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Что будет происходить с человеком?
Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи.
Я предлагаю вам выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Для этого вы на листочках бумаги записываете чувства, от которых хотите освободиться.
Например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…».
Затем сворачиваете листочки комочками, выбрасываете в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).
В конце занятия ребятам предлагаю составить «Дерево Толерантности».
«Толерантность – это дерево, которое не может вырасти самостоятельно». Дети выбирают или пишут любое качество толерантности и прикрепляют на дерево.
Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!.
Слайд 17
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Наш разговор о толерантности не окончен. Мы его продолжим, обсудим, что значит толерантность в семье, в классном коллективе и вообще в обществе
Успеха!! Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.
Памятки «Как стать толерантным человеком?» раздаются детям.
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай своё мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
- Прощай.
- Уважай права другого.
- Уважай человеческое достоинство.
- Принимай другого таким, каков он есть.
- Сострадай.
- Проявляй терпимость к чужим мнениям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"
Презентация - сопровожение к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"....
Статья «Влияние информационных технологий на учебно-воспитательный процесс"
Выступление на педагогическом совете школы. К выступлению прилагается сопроводительная презентация....
Статья "Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в ГПД 1-4 классов"
В статье раскрываются особенности работы группы продленного дня, основные формы организации учебно-воспитательного процесса....
статью "Концепция воспитательной работы".
Статья по воспитательной работе....
Статья на тему: «Воспитательная система школы как модель духовно – нравственного просвещения»
доклад...
Статья "Практическое использование интерактивных игр в организации воспитательного процесса".
В статье представлена попытка отразить и обобщить опыт практического использования интерактивных методов и форм в организации воспитательного процесса....
Статья "Воспитательные аспекты урока"
В данной статье раскрываются основные аспекты воспитательной роли современного урока:...