Открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект открытого урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока35.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТемаПочему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Цели урока: узнать, почему Солнце светит днем, а звезды – ночью, формировать представление о звёздах, Солнце как ближайшей звезде к Земле, познакомить с созвездием Льва.

Задачи: формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной  и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; наблюдать картину звездного неба, выстраивать рассуждения на заданную тему; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в парах.

Метапредметные:

  - формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

 - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

Личностные:

 - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 - развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: 

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

- строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, парная и индивидуальная, иллюстративный (демонстрация слайдов), беседа, эксперимент.

Технические средства: мультимедийные проектор

Ожидаемые результаты: знать что звёзды- огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли; уметь осознавать , что Солнце- ближайшая к Земле звезда;

Межпредметные связи на уроке: история, технология, математика

Оборудование: презентация, раздаточный материал, футбольный мяч, горошина, глобус, фонарик, конверт.


Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент

Ребята, встали, подравнялись, приготовились к уроку.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Тихонько сели.

Л:мотивация учения

Р:организация своей учебной деятельности

К:планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

  1. Постановка учебной задачи

Работа с мозаикой. Работа в парах.

Открытие новых знаний

Первичное закрепление

Закрепление

Итог

Рефлексия

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31.

- Поднимите руки те, кто часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью вы их задаёте?

- Вот и сегодня мы пополним свои знания новым, интересным материалом.

- Сегодня, как всегда, с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.

- Они вам принесли задания на урок, которые мы должны выполнить. И вот первое задание - Перед вами мозаика из геометрических фигур. Сложите по образцу, который дан на конверте.

- Что получилось у вас?

- А куда мы можем отправиться на ракете?

- Значит, тема нашего урока будет связана с…

- Итак, приготовились к путешествию.

Садимся по удобнее -

Пристегнули ремни -

Приготовились -

5, 4, 3, 2, 1 Поехали!

- В космосе нас встречают друзья Муравьишки и Мудрой Черепахи. 

- И вот следующее задание. Звездные друзья  приготовили вам загадки. Отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачем

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое – прежаркое.

****************

Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Какое? Не знаю…

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно.

- Итак, ребята, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

-Правильно.

- А что мы еще не знаем о Солнце и звездах?

- Давайте прочитаем тему урока на с.32


- Когда мы можем увидеть Солнце?

На что похоже солнце?

- В какое время суток можем увидеть звезды?

- А что бывает в форме звезды?

- Что вы можете рассказать о солнце? О Звездах?

- А сейчас прочитайте небольшой текст на с.32.

- Что вы узнали из этого отрывка о Солнце? О звездах?

А сейчас послушаем Артемия. Он приготовил для нас небольшую информацию о Солнце.

-  Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Температура на поверхности Солнца - 20млн градусов. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии - 150 миллионов километров. Если человек отправится пешком к Солнцу, то будет идти 4000л. Если на автомобиле, то 200лет.

Солнце очень большое. Оно больше Земли в 109 раз. Если мы представим Солнце, как этот футбольный мяч, то наша планета Земля выглядит как эта горошинка. Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок…

- Вывод?

- Наши звездные друзья спрашивают: а что будет, если погаснет Солнце?

Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- На стр. 21 в рабочей тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.

           Физминутка

Итак, ребята, получается, когда солнце поднимается, оно освещает Землю и у нас начинается день. Когда Солнце заходит, у нас начинается ночь.         Некоторые дети считают, что звезды вечером зажигаются, а утром гаснут. На самом деле звезды светят и днем, и ночью.

- Почему же мы их не видим днем?

- Наши звездные друзья считают, что, когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?

- Я предлагаю провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.

Опыт «Дневные звёзды».

Представим фонарь – это солнце.

- Вы видите отверстия?

А что скажете теперь?

 Вывод: 

Выходит, что и днем и ночью звезды на небе?

Правильно, ребята. Молодцы!

- А что думали люди в древности о звездах?

- Люди показывали на звезды просто пальцем, как указкой, вглядываясь в звёздное небо, видели, что звёзды на нем образуют четко различимые группы ярких звезд, образы животных. Такие группы звёзд стали называть созвездиями.

А сегодня звездная команда хочет вас познакомить с созвездием Льва. Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно.

Попробуем и мы соединить звёзды и образовать созвездие ЛЬВА. Возьмите карточки и соедините линиями точки так, чтобы получилось созвездие Льва.

Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”. 

- А теперь на стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. Что вы можете сказать об этих звездах?

Звезды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты. Альдебаран - звезда-гигант.

- Звезда Солнце самая большая звезда?

- На ночном небе звезды мерцают разными цветами. Самые горячие звезды – белые и голубые. Затем – желтые. А наиболее холодные – красные. Наше Солнце – желтая звезда.

-Вылепим из пластилина модели звезд., изображенных на рисунке.

- Чтобы вернуться на Землю нам нужно разместить их в порядке возрастания их температуры от самого холодного, к самому горячему - Альдебаран, Солнце, Регул и Сириус.

Возьмите черный картон, пластилин, договоритесь, кто какую звезду будет лепить. И расположите правильно.

- Молодцы!

Итак, ребята! Мы возвращаемся с вами на нашу планету.

Давайте подведем итоги.

На какой вопрос мы должны были найти ответ?

- Что нового для себя вы узнали сегодня о Солнце? О Звездах?

- Почему днем на небе не видно звезд?

- Почему они становятся видны ночью?

- Нашли ли мы ответ на вопрос Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

У каждого из вас есть звездочки, прикрепите их на доке таким образом, если вам все понятно было сегодня на уроке, то прикрепите звезду к лучику солнца. Если вам было не понятно что-либо, нужно повторить тему, то к звездному небу.

- Закончи предложение

Я узнал…

Теперь я могу…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

- О загадочном космосе можно посмотреть фильмы. Прочитать в интернете. Но не забывайте, обо всем этом можно узнать из книг.

        

Почему и зачем?

Чтобы узнать новое

 Космическая ракета

В космос

космосом

Звездные друзья Белка и Стрелка

Солнце

Звёзды

 

 о солнце и звездах

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Днем

Шар, мяч, круг ,…

Ночью

Морская звезда, значок,

….

Звезды - это пылающие шары. Многие из них больше самого Солнца.

Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь

Без Солнца не было бы жизни на Земле.

 

Нет

видим

днем, из-за солнечного света, мы не видим звезды.

да

подвешенные к хрустальному своду неба.

В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики,

Размеры у звезд тоже разные, цвет разный.

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Звезды бывают разной величины. Разного цвета.

нет

Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Солнце не просто светит днем, оно само создает день. Когда оно восходит и освещает землю, начинается день. А когда заходит – ночь. Тогда-то мы видим звезды, которые светят слабее, чем Солнце. Земля крутится вокруг своей оси, подставляя Солнцу то один бок, то другой. И так происходит смена дня и ночи.

Р: целеполагание

К:

П: структурирование собственных знаний, формулировка целей

Л:осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


Самоанализ урока окружающего мира, проведённого в 1 классе

по теме «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»,

В 1 «К» классе обучается 33 учащихся. Из них 11 девочек и 22 мальчика. Большинство детей - слабые, речь у которых недостаточно развита, с трудом выражают свои мысли. Часто отвечают невпопад. Из 33 детей 7 посещали детский сад.

В классном коллективе присутствуют чувства доброжелательности, сопереживания и взаимопонимания. В классе развиты коммуникативные навыки. Дети с удовольствием посещают школу. Уровень познавательной и учебной мотивации средний.

На уроке применялось следующее оборудование: мультимедийный проект урока, учебники, глобус.

Проведённый урок из раздела «Почему и зачем?»

Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

Это урок открытия новых знаний. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей. В процессе работы, на уроке обучающиеся использовали имеющиеся у них знания для получения новых. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности обучающихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определённые действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На уроке старалась, чтобы чаще звучал вопрос «Почему?»

Цели урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствуют мотивации, обеспечивают диалог в обучении.

Цели урока: узнать, почему Солнце светит днем, а звезды – ночью, формировать представление о звёздах, Солнце как ближайшей звезде к Земле, познакомить с созвездием Льва.

Задачи: формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной  и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; наблюдать картину звездного неба, выстраивать рассуждения на заданную тему; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в парах.

Метапредметные:

  - формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

 - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

Личностные:

 - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 - развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: 

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

- строить понятные речевые высказывания.

1.Первый этап урока: организационный момент и мотивация. Я постаралась создать благоприятные условия для развития положительной мотивации к обучению.

На этом этапе урока формировались личностные УУД.

2. Следующий этап Постановка учебной задачи. На этом этапе дети работали с геометрическим материалом. Также отгадали загадки и пытались самостоятельно сформулировать тему урока. Также сформулировали цель урока. Проводилась подготовка к дальнейшей самостоятельной деятельности обучающихся.

На этом этапе урока формировались познавательные и регулятивные УУД.

3. Физкультминутка. Формировали регулятивные УУД.

4. Третий этап урока – открытие новых знаний. Велась работа с учебником – умение ориентирвоаться в учебнике, умение обмениваться мнениями Умение работать с текстом, выделять главное из текста, осмысленное чтение. Умение слушать товарища. Сообщение о Солнце. Поиск необходимой информации из рассказа ученика (логические УУд), умение слушать другого ученика (коммун.ууд)

На этом этапе урока формировались все УУД.

5. Выполняя практическую работу обучающиеся смогли показать свои творческие способности; Работа в рабочей тетради: веселое и грустное солнышко. (от Солнечного света зависит и наше состояние, настроение)

На этом этапе урока формировались все УУД.

6. Физкультминутка. Формировали регулятивные УУД.

7. Следующий этап – Первичное закрепление. Искали ответ на вопрос: Почему мы не видим звезды днем? Опыт. Наблюдение. Умение сформулировать вывод. Работа в парах -лепка моделей звезд – межпредметная связь, учились сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца., понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, умение работать в парах, развитие навыков сотрудничества. Проблемная ситуация: чтоб вернуться с путешествия, необходимо выполнить правильно задание.

На этом этапе урока формировались познавательные и регулятивные, коммуникативные УУД.

8. Итог. В конце урока мы вспомнили цели, которые сформулировали в начале урока и выяснили удалось ли нам их реализовать. Обобщили знания по изученной теме.

На этом этапе урока формировались все УУД.

9. Последний этап урока – рефлексия. Учащиеся формулировали собственное мнение и определяли степень успешности выполнения своей работы, что является необходимым условием самостоятельной деятельности.

На этом этапе урока формировались регулятивные УУД.

На уроке организованы разные формы работы. Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Для создания проблемной ситуации использованы задания на разных этапах урока.

Я считаю, что психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью и равенством между детьми. Урок прошёл в темпе необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Работоспособность и активность ребят на уроке хорошая. Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи удалось реализовать. Все задания урока позволили работать над формированием метапредметных универсальных учебных действий, что является залогом успешности самостоятельной деятельности обучающихся.

Смена видов деятельности не позволяла детям чувствовать усталость, напряжение урока снималось через музыкальное восприятие и физкультминутку, различные формы обучения.

Средства обучения обеспечивают усвоение знаний, умений, стимулируют развитие творческих способностей. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия.

На уроке реализованы следующие принципы:

  1. Принцип развития реализовывался через все задания и на этапе изучения нового материала.
  2. Ученики осваивали необходимость приобретенного знания.
  3. Создана атмосфера творчества и доверия.

Цели, поставленные на урок, достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...