Урок русского языка и окружающего мира "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери)".
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе.
Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безударный гласный звук в корне слова; формировать понятие «Виды животных» и систематизировать знания о группах животных (важных отличительных признаки указанных групп) коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Оборудование:
1) «ромашка» (обратная связь для индивидуальной работы);
2) различные виды перфокарт и опорных таблиц для групповой работы и работы в парах;
3) презентация: слайды с изображением птиц, рыб, зверей;
слайды с записью текстов;
слайд с записью деформированного предложения;
4) опорные таблицы по системе Тоцкого.
Описание материала: предлагаемый конспект интегрированного урока по предметам «Русский язык» и «Окружающий мир» по УМК «Школа
России», авторы учеников В. Канакина и А. Плешаков. На уроке реализуется деятельностный подход с применением Кейс –
технологии, методики «Ромашка Блума» и таблиц по системе Тоцкого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_rus_okr_mir.docx | 53.77 КБ |
na_pechat.docx | 309.68 КБ |
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_okruzhayushchego_mira_vo.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Русский язык и Окружающий мир
Тема урока: Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери).
Тип урока: Урок закрепления, интегрированный
Деятельностная цель: развивать способности коллективного/ индивидуального планирования, контроля и оценки действий (совместных действий) в
процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации; формировать интерес к творческой
(практической) работе; формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безударный гласный
звук в корне слова;
формировать понятие «Виды животных» и систематизировать знания о группах животных (важных отличительных признаках
указанных групп).
коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Формирование УУД:
Личностные УУД: (Л.)
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-осознание практической значимости изучаемого материала;
-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).
Регулятивные УУД: (Р.)
-организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;
-понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
-использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;
-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности
Познавательные УУД: (П.)
-освоение способов решения проблем поискового характера;
-овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;
-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: (К.)
-участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями,
-организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Оборудование:
- «ромашка» (обратная связь для индивидуальной работы);
- различные виды перфокарт и опорных таблиц для групповой работы и работы в парах;
- презентация: слайды с изображением птиц, рыб, зверей;
слайды с записью текстов;
слайд с записью деформированного предложения;
- опорные таблицы по системе Тоцкого.
Описание материала: предлагаемый конспект интегрированного урока по предметам «Русский язык» и «Окружающий мир» по УМК «Школа
России», авторы учеников В. Канакина и А. Плешаков. На уроке реализуется деятельностный подход с применением Кейс –
технологии, методики «Ромашка Блума» и таблиц по системе Тоцкого.
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствие учащихся. - Дети, вам тепло? (ДА) - В классе светло? (ДА) - Прозвенел уже звонок? (ДА) - Уже закончился урок? (НЕТ) - Только начался урок? (ДА) - Хотите всему научиться? (ДА) - Значит можно садиться? (ДА) - Тихо все сели. Проверим готовность к уроку. Сегодня у нас урок не обычный. Нас ждёт очень много разных трудных, но интересных заданий. Каждому надо будет показать свои способности. Но мы с вами трудностей не боимся и со всеми справимся. Да? Тогда, начинаем! | Организуют свое рабочее место. Приветствуют учителя | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: |
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы 1. Работа с пословицей. | - Прочитайте пословицу Очи орлиные, а крылья комариные. - Как понимаете, данное высказывание? - Что помогает орлу рассмотреть добычу? - Как сохранить хорошее зрение? - Прочитайте. О чем эта пословица? Видит око далеко, а ум ещё дальше. | Дети читают . ответы детей (хорошее зрение, внимательность) объясняют и записывают пословицы | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
2. Работа в тетради. Каллиграфическая минутка. | Посмотрите на слайде буквы А Я И М О -Предложите задание для минутки чистописания. -Какой общий элемент? (прямая наклонная линия с закруглением вправо) -Напишите буквы, выделяя этот элемент зеленым цветом. -Запишите буквы в алфавитном порядке. (а и м я) -Какая буква лишняя и почему? -Составьте слово (яма, имя) -Подчеркните те, которые получилось написать правильно, красиво. | Дети вспоминают написание букв. Предлагают варианты заданий: самостоятельно прописывают. | П:освоены методы информационного поиска, выделение существенных сведений из учебника. Р:Выполнение действий в сотрудничестве с учителем по разъяснению условий, необходимых для установления связи отдельных операций. |
3. Актуализация знаний и постановка цели урока | Рассмотрите схему на доске (часть кластера) Гласные бывают … □ □ □ Дети выбирают ударные и безударные. -Как вы думаете, мы будем работать с ударными гласными или с безударными? Почему? (слайд) -Для чего работать с безударными гласными? -Как мы называем опасное место в слове, когда сомневаемся в написании? - Как проверить слово с такой орфограммой? Прочтите сообщение мудрой совы (с.109) Работа со «словарными словами». (Устно, с помощью «ромашки» (слайд __ )и опорной таблицы, вставить пропущенную букву). Картинный диктант (слайд __ ). О И А Я Е
В…рона, п…тух, с…рока, в…р…бей, с…бака, к…рова, м…дведь, за…ц. - Все эти слова объединены одной темой. Какой? Почему? (Ответы учеников). - Кого представляем, когда говорим слово «животное»? (Ответы детей). - Животных очень много и сегодня мы будем вести речь о разных группах животных, а также закрепим знания о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Один из вариантов на слайде __ (проверяемые и непроверяемые безударные гласные) - По какому признаку разделены слова? Дополните тему урока. - Проверяемые и непроверяемые безударные гласные (Слайд __) | С безударными, т.к. ударные не вызывают сомнений писать без ошибок ОРФОГРАММА вспомните правило правописания | |
III.Закрепление пройденного Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Физминутка «Краб» Физминутка для глаз | 3. Работа в парах. (карточки) -Разделить слова на две группы. Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы. Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки петух лисица заяц слоны корова стрижи медведь зверьки Возникнет затруднение, т.к. дети будут пытаться разделить на диких и домашних животных, на зверей и птиц. Выход из затруднения в слове «зверьки» - Отгадайте, о ком мы сейчас будем говорить. Это животное встречаем около шоссейных дорог, в парках. Оно питается крошками хлеба, ягодами и ранетками. Обычно цвет его серый или белый по бокам, а хвост длинный чёрный, (слайд __) - О каком виде животных идёт речь? На доске открывается изображение птицы (слайд __) запись деформированного предложения (слайд __). Даже, холода, в, прыгают, сороки, лесу, в, большие, суетливые. - Что люди делают для птиц зимой? - Так кто же такие птички? -Какое животное самое большое в мире? Л…шадка, к..ньки. Ш – синий кит. Ж – слон. Рисунок кита «вставляется в конверт». - Расскажите о животных тело которых покрыто шерстью. - Кто они? - За кем наблюдал ли ваши глазки? - Посмотрите на слайд __ . В каком слове нужно писать букву Ы? - Почему выбрали слово Рыбка? - О каких видах животных вы сегодня поговорили? Знаете ли вы, что на Земле Птиц - 8600 видов, зверей – 4000, а рыб – 20000. И что , зубы у улитки находятся на языке. Почему нельзя убивать лягушек? И что есть животные, которых учёные не могут отнести ни к одному и з видов? | Дети работают с кейсами «Виды животных», работа в группах Ученики составляют его и записывают самостоятельно под диктовку учителя. Сверяют написанное с записью на доске подчёркивают главные члены предложения (самопроверка). Выслушиваются ответы по кейсу. Ответы детей с помощью «ромашки», затем объясняется выбор вставленной буквы в слова. Рассказ о зверях. Рассказ о насекомых Расскажите о рыбах. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
Физ. минутка для глаз | |||
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | - Как звучала тема урока? - На какой вопрос нам нужно было ответить сегодня на уроке? - Удалось ли нам выяснить, когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать, а кода подбирать проверочное слово? - Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово? - Чему учились на уроке? - Сколько и какие группы животных вы сегодня открыли? -Что нового и интересного узнали? - Как вы оцените свою работу на уроке? Какой цвет не использовали? Жёлтый цвет – цвет веселья и радости, как у смайлика. Узнаем ваше менеие. | Работа с оценочными листами Кубик - Смайл | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
Домашнее задание | Объяснение содержания и способов выполнения д.з. с .108 упр. 172 и стр. ____ Олимпиада по Русскому языку на Учи.ру с 17.01 по 06.02 |
Предварительный просмотр:
а | о | и |
е | я | м |
ЗВЕРИ
ПТИЦЫ
РЫБЫ
НАСЕКОМЫЕ
Расскажите о виде животного? Постройте предложения –ответы.
Чем покрыто тело? | |
Сколько лап?(пальцев) | |
Что вместо носа? | |
Откладывает ли яйца? |
Расскажите о виде животного? Постройте предложения –ответы.
Чем покрыто тело? | |
Сколько лап?(пальцев) | |
Чем кормит детей? | |
Есть ли хвост? |
Расскажите о виде животного? Постройте предложения –ответы.
Чем питается? | |
Сколько лап? | |
Какие крылья? | |
Для чего ему усики? |
Расскажите о виде животного? Постройте предложения –ответы.
Чем покрыто тело? | |
Что вместо лап? | |
Чем дышит? | |
Для чего нужен хвост? |
Гласные бывают:
ударные
безударные
проверяемые
непроверяемые
ОРФОГРАММА
Виды животных:
загляни в Словарь
Виды животных.
Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Очи орлиные, а крылья комариные.
Видит око далеко, а ум ещё дальше.
а я м и о
в… рона п…тух с…рока в…р…бей с…бака к… рова м… дведь за…ц
- Разделить слова на две группы. - Запишите в два столбика. -Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы. П ... тух, л ... сица , сл ... ны , за ... ц, к. .. рова , стр … жи , м … дведь , зв … рьки
петух лисица заяц слоны корова стрижи медведь зверьки
с … орока
Даже, холода, в, прыгают, сороки, лесу, в, большие, суетливые.
Даже в большие холода прыгают в лесу суетливые сороки.
в орона петух сорока воробей собака корова медведь заяц
Какое животное самое большое на земле? Л… шадка , к… ньки а - слон о – синий кит
В какое слово надо вставить букву «Ы» ? 1. Р… бка . 2. Ши…ка. 3. Ж… раф . 4. Маш…на.
ко…ка ули …ка
Видит око далеко, а ум ещё дальше.
Спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Тема «Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова».
«Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова». 2 класс, 3 четверть...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"
Конспект урока "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"...
Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»....
урок русского языка по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
Формирование умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формирование умения проверять безударный гласный звук в корне слова....
Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»
Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» УМК "Школа России"...
Рабочий лист "Птицы, рыбы, насекомые, звери" (повторение, 1 класс)
Использование рабочих листов в рамках уроков и внеурочной деятельности позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его более увлекательным для детей. При этом рабочий лист может содержать...
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова
Урок с использованием технологии развития критического мышления ,а также различных приёмов и методов по формированию УУД младших школьников. Презентация к уроку....