Урок русского языка и окружающего мира "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери)".
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Зырянова Наталья Николаевна

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира  во 2 классе.

Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безударный гласный звук в корне слова; формировать понятие «Виды животных» и систематизировать знания о группах животных (важных отличительных признаки указанных групп) коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 

Оборудование:

1)      «ромашка» (обратная связь для индивидуальной работы);

2)      различные виды перфокарт и опорных таблиц для групповой работы  и работы в парах;

3)      презентация: слайды с изображением птиц, рыб, зверей;

слайды с записью текстов;

слайд с записью  деформированного предложения;

4)      опорные таблицы по системе Тоцкого.

Описание материала: предлагаемый конспект интегрированного урока по предметам «Русский язык» и «Окружающий мир» по УМК «Школа

     России», авторы учеников В. Канакина и А. Плешаков. На уроке реализуется деятельностный подход с применением Кейс –

 

                                  технологии, методики «Ромашка Блума» и таблиц по системе Тоцкого.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира  во 2 классе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет   Русский язык и Окружающий мир

Тема урока: Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери).

Тип урока: Урок закрепления, интегрированный

Деятельностная цель: развивать способности  коллективного/ индивидуального планирования, контроля и оценки действий (совместных действий) в

                                     процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации; формировать интерес к творческой

  (практической) работе; формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры       изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безударный гласный

                                        звук в корне слова;

    формировать понятие «Виды животных» и систематизировать знания о группах животных (важных отличительных признаках  

    указанных групп).

     коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Формирование УУД:

Личностные УУД: (Л.)

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-осознание практической значимости изучаемого материала;

-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).

Регулятивные УУД: (Р.)

-организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно  и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

-понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

-использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

Познавательные УУД: (П.)

-освоение способов решения проблем поискового характера;

-овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: (К.)

-участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями,

-организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Оборудование:

  1. «ромашка» (обратная связь для индивидуальной работы);
  2. различные виды перфокарт и опорных таблиц для групповой работы  и работы в парах;
  3. презентация: слайды с изображением птиц, рыб, зверей;

слайды с записью текстов;

слайд с записью  деформированного предложения;

  1. опорные таблицы по системе Тоцкого.

Описание материала: предлагаемый конспект интегрированного урока по предметам «Русский язык» и «Окружающий мир» по УМК «Школа

     России», авторы учеников В. Канакина и А. Плешаков. На уроке реализуется деятельностный подход с применением Кейс –

                                  технологии, методики «Ромашка Блума» и таблиц по системе Тоцкого.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствие учащихся.

- Дети, вам тепло? (ДА)

- В классе светло? (ДА)

- Прозвенел уже звонок? (ДА)

- Уже закончился урок? (НЕТ)

- Только начался урок? (ДА)

- Хотите всему научиться? (ДА)

- Значит можно садиться? (ДА)

- Тихо все сели. Проверим готовность к уроку.

Сегодня у нас урок не обычный. Нас ждёт очень много разных трудных, но интересных заданий. Каждому надо будет показать свои способности. Но мы с вами трудностей не боимся и со всеми справимся. Да?

Тогда, начинаем!

Организуют свое рабочее место. Приветствуют учителя

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

1. Работа с пословицей.

- Прочитайте пословицу

Очи орлиные, а крылья комариные.

- Как понимаете, данное высказывание?

- Что помогает орлу рассмотреть добычу?

- Как сохранить хорошее зрение?

- Прочитайте. О чем эта пословица?

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

Дети читают .

ответы детей

(хорошее зрение, внимательность)

объясняют и записывают пословицы

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

2. Работа в тетради.

Каллиграфическая минутка.

Посмотрите на слайде буквы

А Я И М О

-Предложите задание для минутки чистописания.

-Какой общий элемент? (прямая наклонная линия с закруглением вправо)

-Напишите буквы, выделяя этот элемент зеленым цветом.

-Запишите буквы в алфавитном порядке. (а и м я)

-Какая буква лишняя и почему?

-Составьте слово (яма, имя)

-Подчеркните те, которые получилось написать правильно, красиво.

Дети вспоминают написание букв. Предлагают варианты заданий:

самостоятельно прописывают.

П:освоены методы информационного поиска, выделение существенных сведений из учебника.

Р:Выполнение действий в сотрудничестве с учителем по разъяснению условий, необходимых для установления связи отдельных операций.

3. Актуализация  знаний и постановка цели урока

Рассмотрите схему на доске (часть кластера)

Гласные  бывают …

                   

             □            □          

Дети выбирают ударные и безударные.

-Как вы думаете, мы будем работать с ударными гласными или с безударными? Почему?

 (слайд)

-Для чего  работать с безударными гласными?

-Как мы называем опасное место в слове, когда сомневаемся в написании?

- Как проверить слово с такой орфограммой?

Прочтите сообщение мудрой совы (с.109)

Работа со «словарными словами». (Устно, с помощью «ромашки»  (слайд __  )и опорной таблицы, вставить пропущенную букву). Картинный диктант (слайд __ ).

     О        И         А         Я        Е

         

    В…рона, п…тух, с…рока, в…р…бей, с…бака, к…рова, м…дведь, за…ц.

- Все эти слова объединены одной темой. Какой? Почему?  (Ответы учеников).

- Кого представляем, когда говорим слово «животное»?  (Ответы детей).

- Животных очень много и сегодня мы будем вести речь о разных группах животных, а также закрепим знания о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

Один из вариантов на слайде __ (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

- По какому признаку разделены слова? Дополните тему урока.  

- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные (Слайд __)

С безударными, т.к. ударные не вызывают сомнений

писать без ошибок

ОРФОГРАММА

вспомните правило правописания

III.Закрепление пройденного

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Физминутка «Краб»

Физминутка для глаз

3. Работа в парах. (карточки)

-Разделить слова на две группы. Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы.

Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки

 петух       лисица

 заяц          слоны

корова       стрижи

медведь     зверьки

Возникнет затруднение, т.к. дети будут пытаться разделить на диких и домашних животных, на зверей и птиц. Выход из затруднения в слове «зверьки»

- Отгадайте, о ком мы сейчас будем говорить.

Это животное встречаем около шоссейных дорог, в парках. Оно питается крошками хлеба, ягодами и ранетками. Обычно цвет его серый или белый по бокам, а хвост длинный чёрный, (слайд __)

- О каком виде животных идёт речь?

 На доске открывается изображение птицы (слайд __) запись деформированного предложения (слайд __).

Даже, холода, в, прыгают, сороки, лесу, в, большие, суетливые.

- Что люди делают для птиц зимой?

- Так кто же такие птички?

-Какое животное самое большое в мире?

Л…шадка, к..ньки.

Ш – синий кит.

Ж – слон.              

Рисунок кита «вставляется в конверт».

- Расскажите о животных тело которых покрыто шерстью.

- Кто они?

- За кем наблюдал ли ваши глазки?

- Посмотрите на слайд __ .  В каком слове нужно писать букву Ы?

- Почему выбрали слово Рыбка?

- О каких видах животных вы сегодня поговорили?

Знаете ли вы, что на Земле

Птиц - 8600 видов, зверей – 4000, а рыб – 20000. И что , зубы у улитки находятся на языке. Почему нельзя убивать лягушек? И что есть животные, которых учёные не могут отнести ни к одному и з видов?

Дети работают с кейсами «Виды животных», работа в группах

Ученики составляют его и записывают самостоятельно под диктовку учителя. Сверяют написанное с записью на доске подчёркивают главные члены предложения (самопроверка).

Выслушиваются ответы по кейсу.

Ответы детей с помощью «ромашки», затем объясняется выбор вставленной буквы в слова.

Рассказ о зверях.

Рассказ о насекомых

Расскажите о рыбах.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Физ. минутка для глаз

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

- Как звучала тема урока?

- На какой вопрос нам нужно было ответить сегодня на уроке?

- Удалось ли нам выяснить, когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать, а кода подбирать проверочное слово?

- Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово?

- Чему учились на уроке?

- Сколько и какие группы животных вы сегодня открыли?

-Что нового и интересного узнали?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

Какой цвет не использовали? Жёлтый цвет – цвет веселья и радости, как у смайлика.

Узнаем ваше менеие.

Работа с оценочными листами

Кубик - Смайл

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Домашнее задание

Объяснение  содержания и способов выполнения д.з.  

с .108 упр. 172 и стр. ____

Олимпиада по Русскому языку на Учи.ру с 17.01 по 06.02



Предварительный просмотр:

а

о

и

е

я

м

ЗВЕРИ

ПТИЦЫ

РЫБЫ

НАСЕКОМЫЕ

Расскажите о виде животного? Постройте предложения –ответы.

Чем покрыто тело?

Сколько лап?(пальцев)

Что вместо носа?

Откладывает ли яйца?

Расскажите о виде животного? Постройте предложения –ответы.

Чем покрыто тело?

Сколько лап?(пальцев)

Чем кормит детей?

Есть ли хвост?

Расскажите о виде животного? Постройте предложения –ответы.

Чем питается?

Сколько лап?

Какие крылья?

Для чего ему усики?

Расскажите о виде животного? Постройте предложения –ответы.

Чем покрыто тело?

Что вместо лап?

Чем дышит?

Для чего нужен хвост?

C:\Users\Наталья\Desktop\рыбка.png

C:\Users\Наталья\Desktop\насекомое 1.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\птица.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\зверь.jpg

Гласные бывают:

ударные

безударные

проверяемые

непроверяемые

ОРФОГРАММА

Виды животных:

загляни в Словарь

Виды животных.

Проверяемые и непроверяемые орфограммы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 – м классе. Учитель: Зырянова Наталья Николаевна

Слайд 2

Очи орлиные, а крылья комариные.

Слайд 3

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

Слайд 4

а я м и о

Слайд 8

в… рона п…тух с…рока в…р…бей с…бака к… рова м… дведь за…ц

Слайд 10

- Разделить слова на две группы. - Запишите в два столбика. -Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы. П ... тух, л ... сица , сл ... ны , за ... ц, к. .. рова , стр … жи , м … дведь , зв … рьки

Слайд 11

петух лисица заяц слоны корова стрижи медведь зверьки

Слайд 12

с … орока

Слайд 13

Даже, холода, в, прыгают, сороки, лесу, в, большие, суетливые.

Слайд 14

Даже в большие холода прыгают в лесу суетливые сороки.

Слайд 15

в орона петух сорока воробей собака корова медведь заяц

Слайд 16

Какое животное самое большое на земле? Л… шадка , к… ньки а - слон о – синий кит

Слайд 17

В какое слово надо вставить букву «Ы» ? 1. Р… бка . 2. Ши…ка. 3. Ж… раф . 4. Маш…на.

Слайд 18

ко…ка ули …ка

Слайд 19

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

Слайд 20

Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема «Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова».

«Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова». 2 класс, 3 четверть...

Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"

Конспект урока "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"...

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»....

урок русского языка по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Формирование  умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формирование умения проверять безударный гласный звук в корне слова....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» УМК "Школа России"...

Рабочий лист "Птицы, рыбы, насекомые, звери" (повторение, 1 класс)

Использование рабочих листов в рамках уроков и внеурочной деятельности позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его более увлекательным для детей. При этом рабочий лист может содержать...