Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Болгар Екатерина Александровна

Цель урокаформирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) учить выделять свойства растений;

2) формировать навыки определения условий, необходимые для жизни растений;

Предметные: обучающиеся научатся:

1) выделять свойства растений;

2) определять условия, необходимые для жизни растений;

 

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, кругозор, устную речь обучающихся;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

2) готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

3) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать бережное отношение к растениям;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 24.01.2023

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

Класс: 1-8

Урок: 5

Время: 11:50-12:30          Кабинет: 107

Студент: Дьяченко Екатерина Александровна

Группа: 31

Учитель: Пономарёва Любовь Юрьевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Как живут растения?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) учить выделять свойства растений;

2) формировать навыки определения условий, необходимые для жизни растений;

Предметные: обучающиеся научатся:

1) выделять свойства растений;

2) определять условия, необходимые для жизни растений;

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, кругозор, устную речь обучающихся;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

2) готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

3) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать бережное отношение к растениям;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: УМК «Школа России», учебник окружающего мира 1 класс: Учебник в 2ч./ А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2022. - Ч.2; рабочая тетрадь; раздаточный материал, презентация, видео.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок

- Повернитесь к соседу по парте, пожелайте хорошего дня и присаживайтесь.

- Отлично, давайте начнём наш урок! (слайд 1)

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Актуализация знаний и  мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа

словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Внешний контроль

1. Организует актуализацию знаний обучающихся через проводящий диалог.

- Сегодня мы продолжим изучать окружающий мир. Давайте вспомним, над какой темой вы работали на том уроке? (слайд 2)

- Скажите, на какие группы мы можем поделить животных?  (слайд 3)

- Отлично, а что необходимо животным для жизни?

- Ребята, скажите, а какие птицы зимуют в наших краях? (слайд 4-6)

- Зимой птицам голодно и холодно. Как им помочь? (слайд 7)

- Давайте, мы с вами определим кто что ест.

На слайде животные (лиса, заяц, белка, лягушка, птицы) и пища для них (мышь, трава, орехи, муха, гусеница) (слайд 8-9)

- Здорово! Вы прекрасно справились с заданием!

- Ребята давайте поможем Пете правильно наполнить кормушку для птиц. (слайд 10)

На слайде изображена кормушка, и продукты (хлебные крошки, тыквенные семечки, пшеница, чипсы, курица, мороженое).

- Что мы положим для наших птиц в кормушку?

(слайд 11)

- Верно, вы большие молодцы, наши птички будут сытыми!

1.Отвечают на вопросы учителя.

- «Как живут животные» и «Как зимой помочь птицам».

- Насекомые, рыбы, птицы, звери.

- Вода, пища, тепло, воздух и солнечный свет.

- Воробьи, голуби, вороны, сороки, синицы, снегири.

- Сделать кормушки.

- Выполняют задание

- Лиса-мышь, заяц-трава, белка-орехи, лягушка-муха, птицы-гусеница.

- Хлебные крошки, тыквенные семечки, пшеницу.

УУПД:

использование знаково-символических средств.

УУКД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью.

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (7-10 мин)

Определение содержательных рамок урока; знакомствос новым разделом.

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог.

Внешний контроль

1.Подведени к формулировке темы и целей урока.

На доске прикреплены картинки:

Ёж, медведь, голубика, змея.

Голубь, малина, воробей, сорока.

Комар, пчела, кузнечик, клён.

- Посмотрите на картинки, назовите лишнюю в первой строке.

- Назовите лишнюю во второй строке.

- Назовите лишнюю в третьей строке.

Учитель вывешивает лишние картинки отдельно.

- Назовите предметы, изображенные на этих картинках, одним словом.

- Верно, а какие растения вы еще знаете?

- Отлично ребята, вы правильно ответили на вопросы!

- Предположите, о чём сегодня на уроке мы будем с вами разговаривать?

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (слайд 12)

- Молодцы, какую цель мы с вами поставим для нашего урока?  Для этого на слайде есть слово-помощник: (слайд 13)

1. Узнать…

- Верно! (слайд 14)

Посмотрите на слайд и восстановите последовательность пунктов плана: (слайд 14-15)

  1. Выполнить самостоятельную работу;
  2. Сделать вывод о том, как живут растения;
  3. Узнать, как живут растения.

- Вы правильно восстановили план!

- Сегодня на уроке предлагаю вам стать исследователями. Это значит нужно внимательно слушать, думать, размышлять, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

- Вспомните из каких частей состоит растение?

На слайде изображена схема с частями растений. (слайд 16)

- Верно!

- Давайте откроем учебник на странице 70 и рассмотрим рисунок. Скажите, как с желудя начинается жизнь дуба?

На слайде изображение с развитием семена. Сначала образуется проросток. Первым из кожуры выглядывает маленький корешок, затем появляется стебелёк и маленькие листочки. Растение становится всё больше и больше. Через некоторое время на нём появляются цветки, а затем из них образуются плоды с семенами.

- Как вы считаете, растения живые?

- Докажите. (Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигает, умирает. Растение живое.)

На доске изображение ромашки. В центре надпись Растение живое существо. На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки подтверждающие, что растение живое.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы.

- Голубика

- Малина

- Клён

- Растения

- Крыжовник, малина, укроп и т.д.

Формулируют тему.

- О растениях

- «Как живут растения?»

Ставят цель.

- узнать, как живут растения.

Восстанавливают план.

- 1. Узнать, как живут растения;

2.Выполнить самостоятельную работу;

3. Сделать вывод о том, как живут растения.

- Корень, стебель, лист, цветок, плод.

Работа с учебником.

Сначала образуется проросток. Первым из кожуры выглядывает маленький корешок, затем появляется стебелёк и маленькие листочки. Растение становится всё больше и больше. Через некоторое время на нём появляются цветки, а затем из них образуются плоды с семенами.

- да

- Доказывают почему растения живые.

УУПД:

планирование; структурирование знаний.

УУРД:

выстраивать последовательность выбранных действий

УУКД:

формулирование и аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации

Раздаточный материал

Презентация

Учебник

Раздаточный материал

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Вы отлично ответили на вопрос, но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё- таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать?

- Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

2. Организует работу в парах.

- Работа в парах.

Посмотрите на картинки на странице 71, изучите их, и скажите, что необходимо для растений.

- Что вы узнали, исследуя рисунки?

- Верно! Без этого растения просто не выживут.

- Посмотрите ещё раз на картинки и скажите, что девочка сделала неправильно?

- Да, значит какой вывод мы можем с вами сделать о комнатных растениях?

За ними нужен правильный уход.

- Молодцы! Всё правильно сказали!

3. Работа в группе. (слайд 17)

- Сейчас вам нужно будет выполнить два задания. Первое: восстановить последовательность, расставляя цифры правильно. (зелёный росток, семя, плоды с семенами, проросток с корнем, цветы)

Второе: убрать лишнее из списка. (холод, вода, жара, свет, сильный ветер, тепло)

Прежде чем выполнять задание, давайте вспомним, правила работы в группе.

На слайде правила работы в команде. (слайд 18)

- Молодцы, а теперь мы с вами разделимся на команды по 4 человека. 

- Закончили, теперь один представитель от команды выходит к доске для проверки.

 

- Отлично, все группы правильно справились с заданием! Можете присаживаться на свои места.

Слушают учителя.

Высказывают предположения.

Выполняют задание.

- Что растениям нужна вода, свет, воздух и тепло.

- Она поставила цветок на холод, и он погиб.

- Они любят тепло и когда за ними правильно ухаживают.

Алгоритм выполнения:

1.Рассмотреть задание;

2.Выполнить задание;

3.Показ итогов у доски.

Внимательно слушаем друг друга; прислушиваемся друг к другу; работаем тихо

1.Семя, проросток с корнем, зеленый росток, цветы, плоды с семенами.

2.Лишнее: холод, жара, сильный ветер.

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения.

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи.

УУПД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Презентация

Учебник

Раздаточный материал

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Практический: выполнение задания.

1.Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Давайте ещё раз обратимся к учебнику на странице 71. Посмотрите ещё раз на картинки и придумайте небольшое предложение, как правильно нужно ухаживать за растениями и что им необходимо.

- Итак, давайте проверим. Кто хочет рассказать, что у него получилось?

Выполняют задние.

- Растения нужно поливать и вытирать с них пыль.

- Растения нужно ставить в тепло.

Рассказывают свои предложения.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

УУРД: оценка действий.

Учебник

Динамическая пауза (1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практический:

Выполнение динамической паузы

Физкультминутка

Выполняют динамическую паузу.

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление рисунка

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

- Сейчас я вам раздам тест, в котором будет 5 вопросов с одним вариантом ответа.

- Подпишите листочки и приступайте к выполнению. Закончили. Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверим, опираясь на слайд. (слайд 19)

1. Укажи, что сначала появляется из семени.

А) стебель;

Б) проросток с корешком;

В) стебель и листики;

Г) цветок.

2. Найди признак, который не относится к растениям.

А) двигается;

Б) умирает;

В) растёт;

Г) питается.

3. Как правильно поливать растения?

4. Зачем поливать комнатные растения?

А) Потому что это растениям нравится;

Б) Если их не поливать, то они засохнут;

В) Потому что мама сказала.

5. Зачем ухаживать за комнатными растениями?

А) Без ухода они погибнут;

Б) Без ухода они станут некрасивыми.

1.Выполняют самостоятельную работу.

  1. Б
  2. А
  3. А
  4. Б
  5. А

Выполняют взаимопроверку.

1 – ошибка;

2 – ошибки;

3 – ошибки;

4 – ошибки;

5 – ошибок.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

1. Организует беседу о растениях.

- Откуда в природе растения получают воду и тепло?

- Мы можем дома сами что-нибудь вырастить?

- Что нужно растениям, чтобы расти?

- Давайте прочитаем вывод на 71 странице.

- Всё правильно сказали, молодцы!

- Давайте запишем домашнее задание, рабочая тетрадь стр.48 задание №1. (слайд 20)

- Воду получают от дождика, а тепло от солнца.

- Да

- Вода, воздух, свет и тепло.

- Читают вывод.

- Записывают домашнее задание.

УУКД:    выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебник

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на
уроке, осознание метода построения нового знания.

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации.

- На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос: «как живут растения?». Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос?

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какую цель на урок мы ставили?

- Теперь оцените свою работу на уроке. Посмотрите на слайд, поднимите руку те, кто себя чувствует, как зелёный смайлик, оранжевый смайлик, красный смайлик. (слайд 21)

- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать!

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке.

- Да, смогли.

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- «Как живут растения?»

- Цель:

1) Узнать, как живут растения.

Выполняют самооценку.

УУРД:

оценивать свою работу.

УУПД:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Проект "Города России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Проект «Города России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять проект; расширение зн...

Технологическая карта урока окружающего мира «В школе» (2 класс, УМК «Школа России»)

Цель урока: формирование представления о роли школы в жизни учащихся, обсудить правила поведения в школе.Задачи урокаДидактические:- научить правилам поведения в школе- формировать навыки коммуни...

Технологическая карта урока окружающего мира, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Когда мы станем взрослыми?"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи собственных поступков с изменениями окружающей среды, показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка.Задачи урока: Д...

Технологическая карта урока окружающего мира, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Народный календарь"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и представлений о народном календаре.Задачи урока:Дидактические: 1.Дать представление о понятиях «народные приметы», «народный календарь...