Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Сокровища и их хранители" (4 кл.) «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс 1 часть;).
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гилязова Элина Руслановна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: сформировать представления о языке народа как хранителе культурного наследия.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Учащиеся научатся рассказывать о сокровищах России;
  2. Моделировать представление хранителей;

Предметные:

  1. Научиться подбирать и анализировать пословицы и поговорки, презентовать рассказ;
  2. Сформировать уважительное отношение к России;

Развивающие:

  1. Развивать познавательные интересы;
  2. Расширить представления детей о родном языке, необходимости бережного отношения к нему;

Личностные:

  1. Способствовать формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, способствовать развитию интереса к «сокровищам России»;
  2. Относиться уважительно к мнению другого обучающихся;

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс 1 часть;).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 06.10.2023

Школа: Средняя общеобразовательная школа № 104 

Класс: 4 «М»

Урок: 5

Время: 12:35-13:15  Кабинет: 214

Студент: Саетгалина Элина Даниловна

Группа: 45

Учитель: Черненко Оксана Юрьевна

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока «Сокровища России и их хранители?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: сформировать представления о языке народа как хранителе культурного наследия.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Учащиеся научатся рассказывать о сокровищах России;
  2. Моделировать представление хранителей;

Предметные:

  1. Научиться подбирать и анализировать пословицы и поговорки, презентовать рассказ;
  2. Сформировать уважительное отношение к России;

Развивающие:

  1. Развивать познавательные интересы;
  2. Расширить представления детей о родном языке, необходимости бережного отношения к нему;

Личностные:

  1. Способствовать формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, способствовать развитию интереса к «сокровищам России»;
  2. Относиться уважительно к мнению другого обучающихся;

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс 1 часть;).

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Доброе утро, дети!

- Меня зовут Элина Даниловна, сегодня я проведу у вас урок.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Организационный момент:

Проверяют готовность к уроку, занимают правильное положение за партой.

У вас на партах лежат карточки с изображением мордашек: одна веселая, вторая грустная, третья спокойная. Поднимите над головой ту карточку, которая больше совпадает с вашим настроением.

А так же, в течении урока самые активные ученики будут получать от меня наклеечку.

Проводится мониторинг настроения класса.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Поднимают карточки.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздатка

Учебная презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Повторение пройденного материала.

- На прошлом уроке мы говорили с вами о государственной границе России, о наших соседях. Попробуем применить свои знания в блицтурнире. Для этого разобьёмся на команды;

1 команда – первый ряд

2 команда – второй ряд

3 команда – третий ряд

- Я задаю вопросы сначала первой затем второй и, наконец, третьей команде, вопрос будет на слайде, если вы отвечаете верно, то ниже откроется ответ на вопрос, если какой-то из рядов не отвечает на поставленный вопрос, то отвечает следующая команда. Один ответ 1балл. У кого больше ответов, тот и победил.

1. Как называется столица Республики Беларусь?

2. Официальный язык Белоруссии?

3. Какой национальный парк, внесенный в Список Всемирного наследия, находится на территории Белоруссии?

4. Какое государство в Азии граничит с Россией на севере?

6. Столица Монголии?

7. Официальный язык Республики Монголии?

8. Какие документы нужны для пересечения границы между Россией и Монголией?

9. Какие страны связывает железная дорога через Улан-Батор?

Минск

белорусский и русский

«Беловежская пуща»

Республика Монголия

Город Улан-Батор

Монгольский

Заграничный паспорт и виза.

Железная дорога через Улан-Батор связывает Монголию с Китаем и Россией.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- 1-й "сундучок с сокровищами": фотографии, письма, «бабушкины сокровища».

(Рассказ о том, как дороги эти вещи для семьи)

«Фотографии и письма хранят трогательную память о важных событиях нашей жизни и дорогих нашему сердцу людях. Часто эти снимки бывают настолько трогательными, что одного взгляда на них достаточно, чтобы вновь окунуться в атмосферу счастливого прошлого и ощутить радость замечательных мгновений, проведённых рядом со своими близкими».

- Какие сокровища в этом сундучке? Чем они важны?

Вывод: В жизни каждого человека главное – это семья, близкие. Старики необходимы молодым, чтобы учить мудрости, молодежь, чтобы поддерживать их в старости. Без детей нет семьи. Все эти семейные ценности передаются в роду из поколения в поколение.

- 2-й "сундучок с сокровищами": русская народная песня, пословицы о Родине, родном крае разных народов России, книга «Сказки народов России».

1. Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне (Татарская)

2. На чужой сторонушке и летом холодно.

(Бурятская)

3. Родная земля-мягкая постель (Удмуртская)

- Какова главная мысль всех пословиц?

- Чем отличается каждый народ России?

-А что самое главное, драгоценное в этой шкатулке?

- А кем являюсь я, если это мои сундучки с сокровищами

- Попробуйте сформулировать тему урока.

-А теперь цель урока с помощью опорного слова

- Целью нашего урока: сформировать представления о языке народа как хранителе культурного наследия.

Задачи:

-Какие задачи мы поставим перед собой? - Узнать….

- Выяснить…

- Повторить …

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

В сундуке семейное фото, письмо, бабушкины сокровища. Они важны тем, что это память для семьи.

- Главной мыслью пословиц является то, что родина, на которой живет человек, является роднее всего.

- у каждого народа

России есть

гос.язык, символика,

своя история,

традиции и культура

Наш родной язык, который и позволяет всё новым и новым людям прикасаться к красоте, мудрости, доброте этих творений родной культуры. В родном языке — вековые народные знания о жизни. Это настоящая сокровищница России

- Хранителем сокровищ

Тема урока «Сокровища России и их хранители»

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1. Открытие для детей новых сведений.

1. Беседа, работа по учебнику

 

1. Прочитайте 1, 2 абзацы статьи  на стр. 38 и найдите ответ:

- Назовите устойчивый признак, который отличает один народ от другого.

-Назовите Основной закон для граждан Российской Федерации.

- Что гарантирует Конституции РФ?

- Какой язык является государственным в России?

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Ученая презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль

Выполнение заданий в рабочей тетради

- Что же дает сохранение родных языков не только тем, кто говорит на них, но и всем нам?

- Как языки помогают ученым?

- Каждое имя или географическое название несет в себе некий смысл.

- Найдите и прочитайте подтверждение в тексте на с.39 последний абзац

-Что можно узнать по названиям природных объектов?

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Учебная презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практичский: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

Видео физминутка

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения за учителем и за видео

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

 \

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

  1. - С.40 –прочитайте в таблице название природных объектов и толкование.
  2. Работаем с вопросами после таблице.

Сопоставление названий с информацией

Алтай (Республика Алтай), субъект РФ, расположенный на юге Азиатской части России, в пределах горной системы Алтай.

Волга – река берет свое на Валдайской возвышенности Тверской области и впадает в Каспийское море.

Днепр – река берет свое начало так же, как и Волга на Валдайской возвышенности Смоленской области и впадает в Черное море.

Енисей - река берет свое начало в Саянских горах в месте слияния двух рек Большого Енисея и Малого Енисея, протекает между Западно - сибирской равниной и Среднесибирским плоскогорьем и впадает в Карское море.

Урал - географический регион в России, протянувшийся между Восточно-Европейской и ЗападноСибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. На юге региона также находится часть бассейна реки Урал, впадающей в Каспийское море.

Если верно, покажите «+» над головой, если допущена ошибка покажите «-«

- Как называется наша область?

- Какой природный объект находится на территории нашей области и городе?

- Может кто-нибудь знает историю происхождения названия реки Волга?

- Объясните значение слова «хранитель».

- Первый и третий ряд читают на стр. 42-43 первый и третий абзац, а второй ряд читает второй абзац.

-Назовите того, кто является главным хранителем родного языка.

- Назовите способы сохранения родного языка.

- Кто является основателем славянской Азбуки?

-О каком хранителе чувашского языка вы узнали в тексте?

- Молодцы ребята.

Так какая же перед нами предстоит задача? Как

нужно относиться к родному языку?

- Правильно ребята. Сохранить язык могут только те люди, которые сами на нем правильно говорят и грамотно пишут.

На каких языках говорят в вашей семье?

Зачем люди учат иностранные языки?

1.Выполняют самостоятельную работу.


-Челябинская

-Часть бассейна реки Урал

Из фактов античной истории известно, что известный в то время греческий ученый по имени Птолемей в своей "Географии" называл реку Волга по имени «Ра». Не смотря на то, что и жил он далеко от Волги, на побережье Африки, в городе Александрии, но и туда доходили слухи об этой великой реке. Было это во 2 веке нашей эры. Позднее, в средние века, Волга была известна под названием Итиль.

Хранитель – это тот, кто хранит, бережет что-нибудь.

-Народ, люди,

которые говорят на

родном языке.

- первый способ: устная речь, передача по памяти из рода к роду, из уст в уста песни, сказки, пословицы и иные произведения народного творчества.

-второй способ: письменность.

Кирилл и Мефодий.

-Об Иване Яковлевиче Яковлеве.

-Он создал чувашскую письменность.

-Бережно хранить и уважать

свой язык

- Отвечают

- Для того чтобы понять культуру другой страны, понимать носителей данного языка.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация : слайд 12

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

1. Творческая работа

- Ребята, а сейчас давайте проверим свои знания и выполним самостоятельную работу. У каждого на партах лежит один листок. На нем напечатаны предложения. Ваша задача продолжить и записать свой ответ.

Самый устойчивый признак, отличающий один

народ от другого -…

-Право на сохранение родного языка в России дает …

-Главный хранитель языка-…

-Народ передает язык из поколения в поколение

через …

-Каждый язык нуждается в сохранении с помощью…

-Кириллица – это …

Теперь проведем проверку. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Отметьте «+» если ответ верный и «-«если допущена ошибка.

диктую ответы

-Давайте прочитаем статью «Сделаем вывод» на стр.43.

-Почему тема урока звучит именно так?

-Кто является хранителем языка?

-Почему важно сохранить языки народов России?

-Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

Самый устойчивый признак, отличающий один народ от другого -… язык

-Право на сохранение родного языка в России дает … конституция

-Главный хранитель языка-… народ

-Народ передает язык из поколения в поколение через …устное народное творчество

-Каждый язык нуждается в сохранении с помощью… письменности

-Кириллица - это … название славянской азбуки

Читают

Потому что люди являются хранителями родного языка, они должны беречь его богатство и красоту.

Потому что это отличительная особенность и достояние народов России.

Для сохранения родного языка, в первую очередь нужно на нем говорить, необходимо живое общение на языке, который вы хотите сохранить.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Учебная презентация: слайд 13, 14

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

Какая была тема нашего урока?

Закончите предложение

- Я узнал…

- Я научился…

- Я буду…

- Мне понравилось больше всего…

- Я затруднялся...

- Мое настроение…

-Спасибо за урок, до свидания!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация: слайд 15 с темой урока

Раздаточный материал «Лесенка успеха»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Сокровища Земли под охраной человечества"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Сокровища Земли под охраной человечества". Программа "Школа России" 4 класс....

Проверочные работы по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник. Окружающий мир.Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Осень в живой природе".2 класс..УМК "Перспектива".Проверочная работа по окружающему миру по темам:  "Зимние месяцы", "Зима в неживой природе". 2 кл...

Технологическая карта по окружающему миру по теме "Сокровища Земли под охраной человечества. Красная книга"

Второй урок по теме "Сокровища Земли под охраной человечества". Урок проходит по разделу Красная книга. Работа проводится в группах по 6-7 человек....

Технологическая карта урока технологии "Работа с пластичными материалами" Изделие: пейзаж "Деревня" (УМК: "Перспектива", учебник Технология 2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умений работать с пластичными материалами и создать изделие пейзаж «Деревня» в технике пластилинография.Задачи урока:...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Сокровища России и их хранители" - 4 класс (УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о языке народа как хранителе культурного наследия.Задачи урока:Дидактические:1) расширить представления о род...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...