Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Жанабаева Индира Маратовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о составе и основными физическими свойствами воздуха

Задачи урока

Дидактические:

  1. Ознакомление обучающихся с понятиями воздуха и его физических свойств;
  2. Ознакомление обучающихся с тем , как используются охрана воздуха.

Развивающие:

  1. 1. Развитие самостоятельности, условий и организации работы.
  2. Развитие памяти, мышления, речи, познавательных процессов.

Воспитательные:

1 Совершенствование навыков сотрудничества;

2 Формирование интереса.

Планируемые результаты

Предметные:

1. знать состав и основные физические свойства воздуха;
2.  уметь выявлять причины загрязнения воздуха.

Личностные:

1.       принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

2.        высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

 3. понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 13.10.2023 г.

Школа: МАОУ 148 лицей

Класс:

Урок: 3

Время:          Кабинет: 212

Студент: Жанабаева Индира Маратовна

Группа: 45

Учитель: Боярина Людмила Михайловна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Воздух и его охрана»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о составе и основными физическими свойствами воздуха

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Ознакомление обучающихся с понятиями воздуха и его физических свойств;
  2. Ознакомление обучающихся с тем , как используются охрана воздуха.

Предметные:

1. знать состав и основные физические свойства воздуха;
2.  уметь выявлять причины загрязнения воздуха.

Развивающие:

  1. 1. Развитие самостоятельности, условий и организации работы.
  2. Развитие памяти, мышления, речи, познавательных процессов.

Личностные:

  1. принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  2.  высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
  3.  понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Воспитательные:

1 Совершенствование навыков сотрудничества;

2 Формирование интереса.

УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 3 класс 1 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 3 класс 1 часть).   Презентация, раздаточный материал, видеоматериал.

ЭТАПЫ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

1Формы организации учебной деятельности, 2методы и 3приемы, 4 формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Индира Маратовна сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-  Мы пришли сюда учиться,

  Не лениться, а трудиться.

  Работаем старательно,

  Слушаем внимательно.

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация:

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, П

Словесный: опрос, беседа.

Практический: выполнение задания с компасом.

Приёмы: организация учебного общения.

Самоконтроль с образцом на доске.

1. Повторение пройденного материала.

- Наш урок мы начнем с повторения изученного материала.

- Как называется наш раздел?

- Вспомните, каковы главные свойства поваренной соли и сахара?

- Где эти вещества встречаются в природе?

- Какие кислоты встречаются в природе?

- Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал прошлого урока.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

- Это удивительная природа.

- Самое важное свойства поваренной соли – то, что она соленая на вкус. Сладкий вкус – главное свойство сахара.

- В природе поваренная соль встречается под землей, в морской воде, в соленых озерах, в почве, в живых организмах. Сахар можно встретить в растениях.

- Уксусная кислота, аскорбиновая кислота, лимонная кислота.

- Многие кислоты очень едкие – они разрушают человека, одежду, бумагу, древесину.

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипоте-зу об истинности со-бственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

Коммуникативные: принимать цель совместной

Учебная презентация:

слайд №2 (Вопросы)

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: изображение местности на слайде.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку.

Есть невидимка: в дом не просится,

А прежде людей бежит, торопится.

- Что у вас получилось? Какова тема нашего урока?

- Верно, но, чтобы быть точнее, тема нашего урока: воздух и его охрана.

- Каких целей нам нужно добиться? Что мы хотели бы узнать и чему научиться?

- Сегодня мы не просто узнаем, что такое воздух, а познакомимся с его составом и свойствами, определим значение воздуха и поймем, от чего нам нужно защищать воздух.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Поднимают руки.

- Воздух.

- Узнаем, что такое воздух, как его нужно охранять, и какие он имеет свойства.

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план .

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи

Учебная

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Практический: выполнение задания на карточках.

Наглядный: изображение местности на слайде.

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

Устный взаимоконтроль

 1. Открытие для детей новых сведений.

- Что вы знаете о воздухе?

- Как вы думаете, что такое воздух?

- Воздух – это смесь газов. Рассмотрите схему на слайде.

- Какие газы входят в состав воздуха?

- Какого газа в воздухе больше всего?

- Какого газа меньше всего?

- При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

- Ребята, а зачем нам нужен воздух?

- Может воздуха и не существует, давайте это проверим.

Проделаем опыт.

- Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами.

- Что вы заметили?

- Верно, как будто мы взяли шарик в рот. Так происходит потому, что воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Вдохните воздух.

- Вы сейчас все абсолютно с любого места вдохнули воздух.

- Что же это значит?

- Посмотрите, что я сейчас делаю?

- Я создаю ветер. Что же такое ветер?

- Ветер – это движение воздуха.

- Итак, мы с вами определили, что воздух – это смесь газов. Но какими же свойствами обладает воздух? Сейчас мы это с вами выясним.

- Первый вопрос. Воздух прозрачен или нет? Проведем опыт. Возьмите карандаш или ручку. Вы хорошо их видите? Ничего на пути не мешает?

- Как же так? Мы только что с вами выяснили, что воздух находится везде. Почему мы можем видеть ручку, карандаш, перед нами же есть воздух?

- А чистый воздух пахнет?

- На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха. Какой вывод сделаем?

- Можно ли попробовать воздух на вкус?

- Лизните воздух. Какое свойство воздуха мы откроем?

- *, прочитай следующий вопрос.

- И следующий вопрос, давайте тоже прочитаем.

- Чтобы ответить на эти вопрос, посмотрите небольшой видеоролик. (1:30)

- Посмотрите, когда ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло с шариком?

- Когда опустили в холодную, что произошло.

- И в третий раз, ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло?

- Какой вывод из этого мы можем сделать?

- Попробуйте дома проделать опыт: возьмите шарик, надуйте его, но не сильно, измерьте его диаметр. Затем, положите шарик в холодильник, через час проверьте диаметр шарика еще раз. Шарик должен стать меньше.

- А почему он станет меньше?

- Воздух – это вещество.

- А из чего состоит вещество?

- Проведен небольшой опыт. Мне нужно шесть человек.

- Вы будете частицами. Итак, что же происходит с частицами, давайте сейчас выясним.

- (Выставить шесть человек по кругу близко друг к другу).

Когда воздух нагревается, частицы начинают двигаться быстрее, сталкиваться друг с другом и отскакивать на большие расстояния.

- Что вы можете сказать о промежутке между частицами?

- Что у нас стало с воздухом? Он расширился или сузился?

- Делаем вывод: когда частицам «жарко – их нагревают», они отталкиваются «чтобы было больше пространства», тогда воздух расширяется.

- А теперь подуйте на частицы.

- Они сужаются. Почему?

(Вспомогательные вопросы: что стало с промежутком между частицами, что происходит с воздухом при охлаждении).

- Итак, подводя итоги, как мы можем охарактеризовать воздух?

- Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, вкуса, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается. Запомните это!

Высказывают свою точку зрения.

- Кислород, азот, углекислый газ.

- Больше всего в воздухе азота.

- Меньше всего углекислого газа.

- Чтобы дышать.

- Мы не можем протолкнуть воздух.

-Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде.

- Ветер – это поток воздуха.

Высказывают свою точку зрения.

- Все видно хорошо.

- Потому что воздух прозрачен, и мы не может его увидеть.

- Коричневого.

- Зеленого.

- Зеленые.

- Нет.

- Потому что он бесцветен.

- Воздух бесцветен или не имеет цвета.

- Да/нет.

- Да.

- Нет.

- Воздух не имеет запаха.

- Да/нет.

- Воздух не имеет вкуса.

- Что происходит с воздухом при нагревании?

- Что происходит с воздухом при охлаждении?

- Он надулся.

- Шарик сдулся.

- Шарик снова надулся.

- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сужается.

- Потому что при охлаждении воздух сужается.

- Из частиц.

- Он увеличивается.

- Воздух расширился.

- Потому что при охлаждении частицы наоборот сужаются, пространства между ними становится меньше, поэтому воздух при охлаждении тоже сужается.

- Воздух прозрачен, не имеет цвета, запаха и вкуса, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении, наоборот, сужается.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Учебная презентация:

- Первое свойство воздуха: воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

- Посмотрите вокруг.

- Какого цвет шкаф?

- Какого цвета классная доска?

- А комнатные растения?

- А цвет воздуха мы можем увидеть?

- Почему?

- Какой вывод делаем?

- Кто из вас был в лесу, на море? Вы помните, какой был запах? Свежий, морской, лесной. А запах в столовой, в аптеке. Как вы думаете, это так воздух пахнет?

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

- А чистый воздух пахнет?

- На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха. Какой вывод сделаем?

- Можно ли попробовать воздух на вкус?

- Лизните воздух. Какое свойство воздуха мы откроем?

- *, прочитай следующий вопрос.

- И следующий вопрос, давайте тоже прочитаем.

- Чтобы ответить на эти вопрос, посмотрите небольшой видеоролик. (1:30)

- Посмотрите, когда ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло с шариком?

- Когда опустили в холодную, что произошло.

- И в третий раз, ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло?

- Какой вывод из этого мы можем сделать?

- Попробуйте дома проделать опыт: возьмите шарик, надуйте его, но не сильно, измерьте его диаметр. Затем, положите шарик в холодильник, через час проверьте диаметр шарика еще раз. Шарик должен стать меньше.

- А почему он станет меньше?

- Воздух – это вещество.

- А из чего состоит вещество?

-Когда воздух нагревается, частицы начинают двигаться быстрее, сталкиваться друг с другом и отскакивать на большие расстояния.

- Что вы можете сказать о промежутке между частицами?

- Что у нас стало с воздухом? Он расширился или сузился?

- Делаем вывод: когда частицам «жарко – их нагревают», они отталкиваются «чтобы было больше пространства», тогда воздух расширяется.

- А теперь подуйте на частицы.

- Они сужаются. Почему?

(Вспомогательные вопросы: что стало с промежутком между частицами, что происходит с воздухом при охлаждении).

- как мы можем охарактеризовать воздух?

- Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, вкуса, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается. Запомните это!

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей.

Учебная презентация:

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П, Г

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение местности на слайде.

Практический: измерение по плану местности.

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- А сейчас откройте страницу 48. Прочитайте текст под названием «Воздух должен быть чистым!»

- Кто прочитает, поставьте руку на локоток.

- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»?

- Всегда ли воздух чист и прозрачен?

- Почему происходит загрязнение воздуха?

- Можно ли с этим бороться?

- Что вы предлагаете предпринять для сохранения чистоты воздуха?

- В мире для сохранения чистоты воздуха, планируют создавать экогорода.

Читают текст.

- Воздух нельзя загрязнять, потому что им дышат человек и другие живые существа. Если вдыхать загрязненный воздух, можно отравиться, нужно вдыхать только чистый воздух, поэтому воздух должен быть чистым.

- Нет. Воздух может выглядеть темным из-за вредных примесей.

- Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.

- Да, на многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. А также, ученые разработали электромобили – которые не будут загрязнять воздух.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с  целями и условиями общения.

Учебник (стр.21)

Физминутка (1 мин)

Танец «Колёсики»

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

И,П

Практический: самостоятельная работа в рабочей тетради.

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации, измерения.

Взаимоконтроль

1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 21.

- Выполните самостоятельно задания 1 и 2.

- Поменяйтесь с соседом по парте, оцените его работу.

Проверка по алгоритму.

- 0-1 ошибка – 5

  2-3 ошибки – 4

  4 ошибки – 3

  5 ошибок - 2

Выполняют задание в рабочих тетрадях и обмениваются ими для взаимопроверки.

Взаимопроверка. Сравнивают в образцом на экране.

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Учебная презентация:

Включение в систему знаний, повторение

(7 – 8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение местности на слайде.

Практический:

Измерение по плану местности.

Приёмы: рассматривания, измерения, организация домашней работы.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Закройте рабочую тетрадь.

- Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании?

- Перечислите свойства воздуха.

- Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?

- Отчего загрязняется воздух?

- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

- Молодцы, вы хорошо усвоили материал.

- В дневниках запишите домашнее задание,

Читают информацию в учебнике.

 - Кислород.

- Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается.

- Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваться сильнее и отскакивать друг от друга на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха все происходит наоборот.

- От заводов, машин, пыли, грязи, ядовитых газов.

- Использовать специальные установки для отчистки воздуха.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебник (стр.23)

Рефлексия деятельности

(2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Вы узнали о составе и свойствах воздуха?

- Определили для чего человеку, растениям и животным нужен воздух?

- Вы теперь знаете от чего нужно охранять воздух?

- Если вы все узнали, значит вы полностью изучили материл и были внимательны на уроке.

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Коммуникативные: выражать свою точку  зрения в устных и

Учебная презентация:

слайд №9 (Тема, цели урока)

2. Самооценивание.

- Всё ли было понятно?

- Что было интересным?

- Всем спасибо за урок. Урок окончен.

письменных текстах.

Учебная презентация:

слайд №10 (Самооценивание)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть невидимка: в дом не просится, А прежде людей бежит, торопится Воздух

Слайд 2

Воздух и его охрана

Слайд 3

Цели: - узнаем что такое воздух, его состав и физические свойства; - научимся о пределять причины загрязнения воздуха

Слайд 4

1 познакомиться с составом воздуха 2 узнать что такое воздух 3 изучить физические свойства воздуха

Слайд 5

1 узнать что такое воздух 2 познакомиться с составом воздуха 3 изучить физические свойства воздуха

Слайд 12

Учебник: стр.48 «Воздух должен быть чистым!»

Слайд 13

Воздух должен быть чистым!

Слайд 15

Самостоятельная работа: ответы: 1 вариант: 1) 3 2) 3 3) 3 4) 2 5) 3 6) 1 2 вариант: 1) 2 2) 3 3) 2 4) 3 5) 3 6) 1

Слайд 16

Задание 2

Слайд 17

Критерии оценивания 0-1 ошибка – 5 2-3 ошибки – 4 4 ошибки – 3 5 ошибок - 2

Слайд 18

Домашнее задание: Учебник стр. 45 ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

Технологическая карта урока по окружающему миру:"Откуда в снежках грязь?" 1 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, ФГОС, программа "Школа России"...

Технологическая карта урока по Окружающему миру на тему " Петр Великий ." 3 класс , Школа 2100

Урок на тему " Петр Великий "Цели урока-Сформировать представление о Петре 1 - первом императоре-формировать повышение интереса обучающихся к истории страны-...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"(конспект урока)...