Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»
учебно-методический материал по зож

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rek.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Традиция гигиенического обучения и воспитания детей в российской школе зародилась еще в XVIII веке. Первые учебники по естествознанию «Начертание естественной истории» В. Ф. Зуева (1786), «Мир божий» А. Я. Герда (1870) содержали описание человеческого тела, его строения и функций. Позднее необходимость изучения этих вопросов отмечали в своих работах Л. С. Севрук, К. П. Ягодовский и другие методисты. Учебник «Природоведение» советского периода также содержал сведения о человеке и здоровье, но преподносились они, главным образом, в информационном ключе. Наиболее полно эколого-валеологическая направленность содержания естественнонаучного образования выражена в современных учебниках по предмету «Окружающий мир». Известные ученые, методисты, педагогипрактики разработали и внедряют в образовательный процесс разнообразные системы средств, стимулирующих стремление школьников к ЗОЖ (Н. Ф. Виноградова, Г. К. Зайцев, М. Л. Лазарев, В. В. Колбанов, З. И. Тюмасева и др.). Однако ситуация со здоровьем детей показывает, что проблема еще далека от решения. Сегодня в России сложилась профилактическая модель обучения ЗОЖ, дающая детям информацию о факторах риска для здоровья, болезнях, связанных с вредными привычками и т.д. Она не эффективна, поскольку  является чисто когнитивной. Осознание противоречий, возникающих на современном этапе решения проблемы обучения детей здоровьесбережению, ведет к выделению двух ее аспектов: организационного и методического. Если организационный предполагает создание здоровьеформирующей образовательной среды, то методический состоит в обеспечении условий для актуализации теоретических знаний о здоровье и ЗОЖ, благоприятствующих развитию ответственного отношения к здоровью как универсальной ценности, позволяющих доводить до автоматизма умения и навыки ЗОЖ. Идея создания в школе здоровьесберегающей среды рассматривается в работах Н. П. Абаскаловой, Н. К. Смирнова, В. А. Ясвина и др. Содержание естественнонаучного образования – важнейший элемент такой среды, активизация его здоровьеформирующего потенциала является одним из путей решения обозначенной нами проблемы. Анализ существующих программ, предлагаемых начальной школе, и обеспечивающих их комплектов учебной литературы позволяет увидеть несовершенство современного начального образования с точки зрения формирования ЗОЖ. И хотя в последнее время проблема здоровьесбережения акцентируется, и тема «Человек и его здоровье» в курсе «Окружающий мир» присутствует в подавляющем большинстве современных учебнометодических комплексов, работе над ней авторы отводят слишком мало учебного времени. Положение усугубляется еще и необходимостью интегрировать в содержание курса «Окружающий мир» обществоведческий компонент (Н. Ф. Виноградова, А. А. Вахрушев, Н. Я. Дмитриева, А. В. Казаков, и др.), а по новому учебному плану и «Основы безопасности жизнедеятельности», не выходя за границы часов, отведенных Базисным учебным планом. Школьная практика показывает, что часто детям предлагается облегченный калейдоскопический набор информации человековедческой тематики из области психологии, гигиены, медицины, обществознания, истории, экономики и др. Встречается излишне подробное, детальное изучение анатомо-физиологических вопросов, к которому дети психологически не готовы. И напротив, сокращение сведений о строении и функциях органов придает изучаемому гигиеническому материалу формально-назидательный характер и лишает его привлекательности для детей. Недостаточная систематизация изучаемого материала влечет за собой фрагментарность знаний детей о человеке и его здоровье. Таким образом, изучение темы «Человек и его здоровье» в курсе «Окружающий мир» нуждается в специальной поддержке, и связана она, на наш взгляд, с необходимостью более полной реализации системного подхода в образовании. Можно выделить несколько ее направлений. Во-первых, это интеграция курса «Окружающий мир» с другими общеобразовательными предметами федерального компонента Базисного учебного плана, прежде всего, с курсом «Физическая культура» и предметами  гуманитарного цикла. Такая интеграция позволяет активизировать предметные знания учащихся, заложить позиции признания ценности здоровья, ответственности за его сохранение и укрепление благодаря воздействию на эмоционально-образную сферу ребенка, гармонизировать физическое развитие через осознанное выполнение системы физических упражнений, нацеленных на повышение работоспособности органов дыхания, опоры и движения, о строении и функциях которых дети узнают из курса естествознания. Во-вторых, более эффективное использование регионального компонента «Здоровье», который до сих пор реализуется лишь в отдельных школах. В-третьих, это более действенное использование школьного компонента через введение факультативных практико-ориентированных поддерживающих курсов. Их основная цель – воспитание у детей потребности грамотно заботиться о своем здоровье, формирование практических навыков ЗОЖ. Для ее реализации нами были разработаны модули «Человек и его здоровье», «Наши зеленые помощники», «Оздоровительная роль природы в жизни человека» – и курсы «Если хочешь быть здоров», «Ты и твое здоровье», «Будь здоров», центральная идея которых – «Здоровье – категория динамичная». В качестве их ведущего компонента выступает система межпредметных знаний о человеке и его здоровье, практические умения и навыки ЗОЖ. Основные функции и модулей, и курсов – развивающая, культурологическая, здравоохранительная. Ядро их содержания составили понятия: «жизнь», «человек», «безопасность», «ЗОЖ», «здоровье» и «правила его сохранения». Через содержание учебного материала и практическую деятельность дети должны прийти к выводу о том, что их здоровье находится в их собственных руках, никто не позаботится о нем лучше, чем они сами, поэтому нужно научиться ежедневно работать над собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...

"Проектная и исследовательская деятельность как фактор повышения качества естественнонаучного образования младших школьников"

В статье рассматривается организация естественнонаучного образования в начальной школе. Особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как эффективным формам осуществления естест...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие воспитания и социализации младших школьников

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.Для привития об...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Естественнонаучная грамотность обучающихся"

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоват...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Диагностика уровня сформированности экологического сознания младших школьников "

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Диагностика уровня сформированности экологического сознания младших школьников "...