Конспект урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Елена Рамиловна Гафанова

Разработка урока окружающего мира по теме "Достопримечательности родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 3 классе

Тема: «Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона. Достопримечательности нашего города»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование знаний о достопримечательностях родного края.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с памятниками природы и культуры родного края.
  2. Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими.
  3. Воспитательная: воспитывать любви к родной земле.

Планируемые результаты:

П.: умение анализировать, делать выводы.

Р.: умение определить тему и цели урока.

К.: формирование умений учебного сотрудничества, взаимодействия, умение выслушивать ответы одноклассников, дополнять их.

Л.: формирование своей позиции, чувства причастности к истории родного края.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Рамиловна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Давайте поприветствуем друг друга.

Приём «Ладошка»  (Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят)

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Все ли готовы приступить к занятию?

- Ребята, обратите внимание на доску. Эта фраза философа Сократа. Прочитайте её внимательно

(Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим).

- Кто готов быть на уроке любознательным?

- Для чего нужно быть любознательным?

- Молодцы!

2. Актуализация знаний

- На сколько вы любознательны и эрудированы мы сейчас и проверим. Предлагаю вам выполнить задание, работать вы будете в парах. Необходимо решить кроссворд.

- Проверим, что у вас получилось. (Слайд 3)

- Ребята, какое ключевое слово у вас получилось? (Родина)

- Что такое Родина? (Ответы обучающихся)

- Ребята, сейчас мы с вами дали свои понятия этому слову.

- Автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов, даёт следующее определение слову «РОДИНА». (Слайд 4: РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н: Москва - его р. Индия - р. шахмат. * Вторая родина- место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.)

- Ребята, у нас с вами есть Родина? Если да, то какая? (Россия) 

- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите, ребята, на карту (Слайд 5).

-  Вот как много места занимает наша страна. Россия  - наша Родина.

- А вы знаете столицу нашей Родины? (Слайд 6: Москва)

3. Постановка темы и цели урока

- Ребята, посмотрите, пожалуйста,  на слайд (Слайд 7). Я записала два слова «Родина». 

Родина                 родина

- Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)

- Ребята, а знаете ли вы, почему одно слово пишется с большой буквы, а другое – с маленькой? (Ответы обучающихся)

- Слово «Родина» пишется с большой буквы, когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.

- Слово «родина» пишется с маленькой буквы, когда мы говорим о нашем городе, о нашем районе, где мы живём.

- Мы не должны с вами забывать, что в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая родина.

- Как же называется наша маленькая родина, где мы живём? (Слайд 8: г. Татарск)

- У каждой страны, города, деревни и села есть свои места и объекты, заслуживающие особое внимание. Эти объекты называются достопримечательностью.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Слайд 9: Мы будем говорить о достопримечательностях родного края)

- Правильно! Это и многое другое мы узнаем сегодня на уроке.

- Какую цель мы поставим на урок? (Слайд 9: Познакомится с достопримечательностями г. Татарска) 

Физминутка

- Ребята, прежде чем мы окунемся в мир знаний. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Затишье перед бурей

Поднимается ветер (трем ладошки друг о друга)

Начались первые капли дождя (щелчок пальцами)

Дождь усилился (хлопаем себя по плечам)

Еще сильнее (хлопаем по коленям)

Гром (прыжок на месте)

Гром (прыжок на месте)

Дождь продолжает идти (хлопаем по коленям)

Дождь утихает (хлопаем себя по плечу)

Еще тише (щелчок пальцами)

Дождь закончился и выглянуло солнышко (поднимаем руки и разводим в сторону)

4. Открытие новых знаний

(Слайд 10)

 - Напомню, появление города связано со строительством Транссибирской магистрали. При строительстве железной дороги была образована станция Татарская,  получившая своё название от расположенной в двух верстах от станции деревни Татарка Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии.  Деревня Татарка, названная в честь первых жителей, была основана более 300 лет назад.

(Слайд 11)

- Сегодня Татарск живёт, растёт и процветает. Ежегодно город преображается и меняет свой облик, но «сердце» города, его достопримечательности остаются неизменными.

- Вернёмся к эпиграфу нашего урока – к словам Сократа «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим».

- Каждый человек с детства должен знать историю, традиции, культуры своей малой родины. Гордиться героическими подвигами её жителей, знать объекты, которые являются достопримечательностью.

- Сейчас предлагаю вам поработать в группах, проявив свою любознательность и творческую работоспособность.

- Ребята, у каждого есть конверт. В конверте для вас приготовлены пазлы, достопримечательностей нашего города.

- Вам необходимо будет собрать пазл и приклеить его на лист А4. Помимо пазла, у вас есть краткая информация о достопримечательности. Данную информацию вам необходимо будет разместить в нижней или верхней части вашего листа.

- По готовности вы будете представлять свою достопримечательность, и прикреплять на доску.

(Во время работы звучит фоновая музыка – песни про Татарск)

- Ребята, посмотрите, все эти достопримечательности расположены на территории нашей малой родины, имя которой……. (Татарск).

(На пазлах размещается название города)

- То, что вы все любознательны (показать указкой слово на доске в эпиграфе) мы сегодня неоднократно убедились в этом, а вот запомнили ли вы важную информацию для каждого жителя нашего города и можно ли вас называть знающими (показать указкой слово на доске в эпиграфе), мы сейчас проверим.

5. Закрепление полученных знаний

ВИКТОРИНА (каждый объект показать на доске)

- У меня есть коробочка, в которой таятся вопросы о достопримечательностях нашего города.

- Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины и хочу, чтобы мне помог в этом (имя).

(По очереди достают вопрос из коробочки, зачитывают его и дают ответ на вопрос)

1.  Достопримечательность, открытая в честь воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войны. (Мемориальный комплекс) 

2. Какой культурно-исторический объект был открыт в нашем городе 5 июля 1985 года? (Открытие историко-краеведческого музея имени Н.Я. Савченко)

3. Как называется сквер, который установлен в центре города и для кого он установлен? (Аллея славы, установлен труженикам села, войны и труда)

4. В честь кого установлен паровоз-памятник Л-0622 на привокзальной площади? (В честь железнодорожника, почётного гражданина города Владимира Ивановича Старостенко)

5. Кто был основателем историко-краеведческого музея в г. Татарске? (Николай Яковлевич Савченко)

6. В каком году историко-краеведческий музей был занесен в «Золотую книгу культуры Новосибирской области? (2001 год)

7. С каким событием связана установка памятника Геннадию Заволокину? (Играй гармонь)

8.  Внимание, вопрос! Это почётный гражданин Татарского района, часовых дел мастер, изобретатель и умелец на все руки. Назовите фамилию этого человека? Какая достопримечательность в нашем городе связана с этим именем? (Абрам Яковлевич Штеффен)

9.  Чей образ взят за основу установленного барельефа «Мать солдатская»? Почему именно ее вязли за основу, поясните.  (Прототипом (образом) памятника стала жительница села Казачий Мыс - Февронья Плотникова. Мать семерых солдат, погибших на фронтах Великой Отечественной войны)

10.  В каком году открыта станция Татарская? (1896)

11. На какой магистрали находится железнодорожная станция Татарская? (Транссибирская)

12. (Картинка-церковь) Назовите достопримечательность г. Татарска, которую вы видите?

6. Итог урока. Рефлексия

- Молодцы! Желаю вам постигать новые вершины, добывать полезную и нужную информацию. Помните, лишь любознательным открыта дорога в мир знаний.

- Ребята, какую цель мы с вами ставили на урок? (Познакомиться с достопримечательностями г. Татарска)

- Смогли ли мы достичь поставленной цели? (Да)

- Верно! За отведенные нам на урок 40 минут мы с вами смогли лишь соприкоснуться с историей нашего города, поговорить о его достопримечательностях.

- Помните, только жители могут прославить свою малую родину. То есть, мы с вами.

- Предлагаю вам вернуться к нашим достопримечательностям и заселить наш город. Для этого нужно выбрать жителя в зависимости от вашего настроения.

- Если вам понравился урок,  и  вам было интересно – то в свой город поселите веселого человечка.

- А если вам было скучно и не интересно – то поселите в свой город грустного человечка.

- * Мы видим, что у нас не все человечки веселые, значит кто-то из ребят не до конца понял и прочувствовал историю достопримечательностей нашего города. Чтобы исправить ситуацию, вы можете более подробно ознакомиться с историей нашего города и его достопримечательностями, посетив историко-краеведческий музей имени Николая Яковлевича Савченко, заслуженного жителя нашего города.

- Любовь к Родине, России немыслима без любви к родной земле, к отчему краю, малой родине. Поэтому в своей деятельности надо большое внимание уделять изучению родного края. И поэтому говорят: малая родина - это тот кусочек земли, который всегда будет в твоём сердце.

- Ребята в память о нашем уроке я хочу вам подарить календарики с достопримечательностями нашего города. И поблагодарить вас за работу на уроке! Спасибо, мне было приятно с вами работать!

Дз: Рисунок «Ваше любимое место в городе» (поясните, где вы любите бывать с родными,друзьями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...