Конспект урока окружающего мира на тему «Восточнославянские племена»
презентация к уроку по окружающему миру

Светлана Сергеевна Михайлова

Конспект урока поможет при изучении жизни восточных славян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir_3_b_klass_1.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Восточнославянские племена»
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Цель: изучение жизни восточных славян.
Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с жизнью восточных славян
                                               - научить учащихся находить на карте территории заселенные восточнославянскими племенами                        

                                               -научить учащихся находить в тексте ответы на вопросы
                   Развивающие:   - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
                                             - развивать  способность планировать и навыки самоконтроля;
                                           

            Воспитательные:  - воспитывать интерес к учебной деятельности через использования разнообразных
                                              форм учебной работы на уроке.
Планируемые результаты: Предметные:  - знают о жизни восточных славян
                                                                           - умеют находить на карте территории заселенными восточнославянским      

                                                                             племенами

                                                                            - умеют находить ответы на вопросы в тексте
Метапредметные:        Познавательные: - умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
                                                Регулятивные:- планируют собственную деятельность на уроке;
                                                                         - умеют контролировать свою деятельность.
                                     
 Коммуникативные:- умеют формулировать мысль, высказывать ее;
                                                                        - умеют высказывать своё мнение и делать вывод;
                                                                        - умеют вести учебный диалог с учителем и в паре.

                                               Личностные: - проявляют интерес к учебной деятельности и изучению темы урока.
Оборудование: Для учителя: учебник, презентация
                           Для учащихся: учебник, пенал, дневник.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивирование к учебной деятельности. Постановка задач урока – 12 мин.
3.  Работа по теме урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.–  6 мин.
Физминутка – 2 мин.
4. Изучение нового материала  – 17 мин.
5.
Закрепление изученного.  – 2 мин.
6. Рефлексия учебной деятельности – 5 мин.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

-Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Приветствуют учителя

Беседа

Фронтальная

Самоконтроль

РУУД:

Самоконтроль

2.Мотивирование к учебной деятельности. Постановка задач урока

Определить тему урока

-Ребята, посмотрите на доску, прочитаем стихотворение.

-Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы -
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!

(Николай Рубцов)

- Как вы думаете, почему поэт говорит о любви к стороне русской?

- Какой край и язык называют родным?

- Что означает слово Родина?

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Какие народы живут в России?

- Наша страна называлась так всегда?

-Уверены ли вы в том, что знаете все о наших предках?

-На уроке мы будем знакомиться с самыми значительными, интересными событиями из прошлого нашей Родины. Мы узнаем, как называлось наше государство. Узнаем, как жили и трудились люди. И сегодня мы должны ответить на следующие вопросы:

1) Почему славяне объединялись?

2) Кто был потомками восточных славян?

3) Как называлось наша страна?

4) Как назвалась столица нашей родины?

Читают стихотворение. Высказывают свои предположения.

Отвечаю на вопросы учителя.

Беседа,

Фронтальная

Презентация.

Самоконтроль

РУУД:

Самоконтроль

КУУД:

Умеют вести учебный диалог с учителем.

Стремятся к совершенствованию своих ЗУН.

3.Работа по теме урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Актуализировать знания учащихся по пройденной теме

-В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события в нашей жизни одно за другим составляют жизнеописание каждого из нас.

-Подумайте, что обозначают эти слова: потомки, предки?

-Кто такие потомки?

-Верно потомки -это представители будущих поколений, молодое, новое поколение.

-Кто такие предки?

-Верно

-Пре́дки — древние предшественники человека в его роде или его соотечественники из прошлых поколений.

- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как жили наши предки?

- Мы должны с уважением относиться к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь.

-Потомки восточных славян — русские, украинцы и белорусы. Сначала племена восточных славян жили главным образом по берегам реки Днепр (показываю на карте), но постепенно расселились, занимая все новые и новые земли. Начиная с 6 века восточные славяне осваивали огромную территорию между тремя морями — Черным, Белым, Балтийским — и селились по берегам рек.

(показываю на карте моря, реки и озера).

Слушают учителя

отвечают на вопросы

Беседа, объяснение, демонстрация, показ.

Фронтальная

Презентация, пластилин.

Самоконтроль

РУУД: сохраняют и удерживают учебную задачу.

КУУД: грамотно оформляют свою мысль, высказывают ее в учебном диалоге.

Физминутка

Снятие усталости учащихся

-Сейчас мы немного отдохнем.

                        Наши красные цветки

Распускают лепестки

(плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

(качание руками влево - вправо)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки,

(присели, спрятались)

Головой качают,

(движение головой влево – вправо)

Тихо засыпают.

Встают с мест.

Выполняют упражнения.

Садятся.

Фронтальная

Видеоролик

Самоконтроль

4.  Изучение нового материала

-Славяне жили на территории Восточной части современной Европы. Вокруг росли леса, текли полноводные реки Волга, Днепр, Днестр. Обилие рек и озер позволяло обеспечивать себя рыбой. Теплым летом восточные славяне распахивали землю и выращивали рожь, пшеницу, ячмень. На лесных опушках собирали ягоды, грибы и орехи. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед. На лугах зеленели сочные травы – прекрасный корм для лошадей и коров. Охота в лесу давала много дичи, а из теплого и красивого меха медведей, лис, бобров люди шили теплую одежду, которую носили морозной зимой.

-В то время славяне жили крупными племенами, которые могли объединять до ста мелких племен, состоящих в свою очередь из родов.

-Ребята, как вы думаете, что такое род?

-Верно, молодцы!

-Род —  представляет собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку — основателю рода или родоначальнику — по одной (материнской либо отцовской) линии.

-Ребята, открываем учебники на странице 7

-Вам нужно найти в тексте ответ на вопрос. Почему славяне объединялись?

-Читай.

-Хорошо, молодцы.

-Ребята, славяне объединялись, потому что большим союзам племен легче было жить, трудиться и защищать свои земли от врагов.

-Во главе славянских племен стояли вожди. Их называли князья.

-Как вы думаете, чем занимались князья?

-Верно, князья предводительствовали в военных похода, организовывали защиту племени от врагов, участвовали в разрешении споров между соплеменниками.

- Постепенно возникали сильные и независимые княжества. Временем их образования историки считают 8-9  века. Общее название всех княжеств — Русь.

-Ребята, как вы думаете, почему название княжеств — Русь? Откуда пошло название «Русь»?

-Откройте учебник на станице 9, найдите в тексте откуда пошло название «Русь».  

- Читай

- Науке точно не известно, откуда пошло название «Русь». Одни ученые считают, что такое название связано с внешним видом славян — большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их так и называли - «русы», «русины».

-Ребята, посмотрите на доску.

-Вот так выглядели славяне.

-Есть и другое мнение ученых: название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где с незапамятных времен селились славяне — земледельцы.

-Посмотрите на доску.

- Древнерусское государство возникло в конце 9 века. Его столицей стал город Киев. Государство успешно развивалось и достигло своего расцвета к концу 10 — началу 11 века.

(показываю на карте)

- А теперь давайте проверим как вы меня внимательно слушали.  

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

Открывают учебники

Находят ответ на вопрос в учебнике

Отвечают на вопросы и высказывают свои предположения

Слушают учителя

Читают текст из учебника

Смотрят на доску

Слушают учителя

Беседа,  упражнение, объяснение.

Фронтальная, индивидуальная.

Презентация, карточки с заданием.

Самоконтроль, взаимоконтроль

ПУУД:
Синтез

РУУД: Взаимооценка.

КУУД: умеют вести учебный диалог с учителем и в паре.

5.  Закрепление изученного

Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий

-Ответьте на вопросы.

1.Какие народы относятся к потомкам восточных славян?

2.Где жили племена славян?

3.Почему славяне начали объединяться в племена?

4.Что такое княжество?

5.Когда появились первые княжества?

6.Объясните происхождение слова «Русь».

7. Как называлась столица Древнерусского государства?

-Хорошо, молодцы.

-Ребята, у вас на столе карточки, на них вы видите слова, характеризующие место проживания разных народов. Подчеркните место проживания восточных славян.

МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ:

долины рек Днепр, Волга, Дунай, Припять,

Западная Двина,

восточная территория омывается Индийским океаном,

побережье Чёрного, Балтийского морей,

Африка

-Давайте проверим.

-Молодцы!

-А теперь, я вам раздам карточки на них будут написано задание, вам нужно рассказать отвечая на вопрос.

ГРУППА 1 

Как выглядели славяне и во что одевались?

ГРУППА 2 

Чем занимались восточные славяне?

ГРУППА 3 

Где жили восточные славяне?

Покажите на карте.

-Хорошо, молодцы.

-А теперь давайте поиграем в игру.

-Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы.

Поиграем в игру “Лесная аптека”.

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

Ответ: приложить лист подорожника.

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.

Какая ягода заменит лимон?

Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту).

Плоды каких кустарников богаты витамином С?

Ответ: черная смородина, шиповник.

Какие болезни лечит красавица – березка?

Ответ: почки (используют как мочегонное).

-Хорошо, молодцы!

-Запишите домашнее задание

-стр 11 ответить на вопросы по карте на странице 10.

Отвечают на вопросы

Выполняют задания

Играют в игру

Записывают домашнее задание

Беседа, объяснение

Фронтальная

Самоконтроль, взаимоконтроль

6.Рефлексия учебной дея-сти

Организовать подведение итогов урока

- Наш урок подошёл к концу. Скажите, пожалуйста, чему мы научились на этом уроке? А что мы уже знали, но повторили? Что было для вас самым сложным на уроке?

Я предлагаю вам оценить наш сегодняшний урок.

На доске вы видите фразы дополните фразу.

-Молодцы, вы сегодня отлично поработали на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, подводя итог урока.

Оценивают уровень своих знаний по теме

Прощаются с учителем.

Беседа

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

РУУД: самооценка и взаимооценка.

Стремятся к совершенствованию ЗУН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...

Презентация к конспекту урока окружающего мира на тему: "Разнообразие мира растений"

Презентация поможет на уроках окружающего мира при изучение разновидностей растений...

Презентация к конспекту урока окружающего мира на тему "Восточнославянские племена"

Презентация поможет на уроке окружающего мира при изучении жизни восточных славян...

Конспект урока окружающего мира на тему «Разнообразие мира растений (флоры)»

Конспект урока поможет при изучении разновидностей растений...