Проект на тему "Я и моя малая Родина".
проект по окружающему миру

Молокова Ирина Юрьевна

Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей школьного возраста, средство образования в сознании детей реалистических знаний об окружающем, основанных на чувственном опыте. Сколько открытий делают дети в процессе наблюдений за природными объектами и явлениями! Закладывается и формируется позитивное отношение обучающихся к природе, правила поведение в ней. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Лес – это лёгкие нашей планеты! Чем больше мы посадим деревьев, тем лучше сохраним природу, улучшим экологию.      Нас окружает множество разных деревьев: береза, тополь, осина, ель, сосна, клен, рябина, яблони, но на территории нашего района  очень мало таких деревьев, как дубы и мы не так много знаем об  этих деревьях. Люди так привыкли к соседству с деревьями, что мы редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни всего живого на Земле. Важно научиться сохранять то, что нам дает природа.   Поэтому мы  выбрали работу над проектом «Я и моя малая Родина».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая разработка проекта

«Я и моя малая Родина».

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый. Значит, закаленный!

Введение.

Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей школьного возраста, средство образования в сознании детей реалистических знаний об окружающем, основанных на чувственном опыте. Сколько открытий делают дети в процессе наблюдений за природными объектами и явлениями! Закладывается и формируется позитивное отношение обучающихся к природе, правила поведение в ней. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Лес – это лёгкие нашей планеты! Чем больше мы посадим деревьев, тем лучше сохраним природу, улучшим экологию. Нас окружает множество разных деревьев: береза, тополь, осина, ель, сосна, клен, рябина, яблони, но на территории нашего района очень мало таких деревьев, как дубы и мы не так много знаем об этих деревьях. Люди так привыкли к соседству с деревьями, что мы редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни всего живого на Земле. Важно научиться сохранять то, что нам дает природа. Поэтому мы выбрали работу над проектом «Я и моя малая Родина».

Аналитическая часть.

Цель проекта - вырастить саженец дуба из желудя в комнатных условиях.

Выяснить какое место занимает дуб в жизни человека.

Задачи:

1. Закрепить общее представление обучающихся о дубе (строении, особенности прорастания, способах выращивания).

2. Подготовить необходимый материал для реализации проекта: желуди, землю, емкости для посадки.

3. Изучить, в каких условиях искусственно можно вырастить саженцы дуба.

4. Провести опытно-экспериментальную работу.

5. Изучить материал о свойствах дуба и его значении в жизни человека.

6. Познакомиться с произведениями, в которых прославляется «Дуб».

7. Выяснить какие есть исторические события, связанные с дубом.

Предмет исследования: дуб обыкновенный (черешчатый.).

Планируемые результаты:

- активизация познавательного интереса детей к жизнедеятельности деревьев, к их красоте и пользе;

- конкретизация представлений детей об условиях роста саженцев дуба, уходе за ними;

- приобретение исследовательского навыка;

- повышение экологической культуры обучающихся, экологического самосознания;

Оборудование и дидактический материал: мультимедийный проектор, желуди дуба, раздаточный материал (пословицы, поговорки, строение дуба), видеозапись фильма «Руслан и Людмила», изображение гербов: Брянской области, Стародуба, Гордеевского района.

Ожидаемые результаты:

- активизация познавательного интереса детей к жизнедеятельности деревьев, к их красоте и пользе;

- конкретизация представлений детей об условиях роста саженцев дуба, уходе за ними;

- дети приобретут исследовательские навыки;

- у детей и взрослых повысится уровень экологической культуры, экологического самосознания, у них появится желание вырастить и посадить новые деревья.

Предварительная работа: знакомство обучающихся со строением дуба, особенностями прорастания, видами дубов (в том числе прорастающих на территории Свердловской области), способами размножения, правилами сбора желудей. Посадка желудей (двумя способами), составление паспорта дуба, анализ состояния деревьев в черте города Алапаевск, поиск интересных фактов, связанных с дубом, пословиц, поговорок, народных примет, организаций в Свердловской области, занимающихся посадкой, разведением дубов. Составление таблицы всхожести желудей, применение дуба в строительстве, медицине. Знакомство с произведениями, в которых упоминается дуб: (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»), роль дуба в годы Великой Отечественной войны. Участие в Акции «Сад памяти», высадка саженцев на территории образовательного учреждения, разработка логотипа для стенда, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны (дедушки, бабушки, прадедушки сотрудников и обучающихся школы), разработка эмблемы для стенда Аллея Славы.

Методы и приемы: Проект по выращиванию саженцев дуба из желудя носит практический, наглядно-иллюстративный, поисковый, информационный характер.

Проект «Я и моя малая Родина» состоит из подготовительного, основного, работа с законными представителями, заключительного разделов, которые решались в процессе реализации темы.

Планирование: Проект долгосрочный. Срок реализации - сентябрь 2022 года - май 2024 г.

Участники: обучающиеся 4 класса (10 человек), законные представители (3 человека).

Практическая часть.

Приложение № 1

Раздел 1. Строение дуба, особенности прорастания, способы размножения, правила сбора желудей. (Приложение. Слайд №3, № 4)

В мире существует около 600 видов дуба, однако на Урале растет всего один – дуб черешчатый. Основной арсенал этого вида находится в Европе, а восточная граница естественного распространения проходит по Уралу. В Свердловской области, на юго-западе, есть небольшие участки хвойно-широколиственных лесов с примесью дуба. Все эти лесочки объявлены памятниками.

Дуб растёт медленно. Сначала (до 80 лет) — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Доживает до 400—1000 лет. Обычно образует глубокую стержневую корневую систему. Светолюбив, зимостойкий и мало требователен к почвам.
Дуб бывает высотой до 40—50 м и диаметром 1—1,5 м. Плодоносить начинает с 15 лет, на открытых местах раньше, чем в насаждениях.
Плод — жёлудь. Размножается дуб желудями, которые разносят в разные стороны грызуны, медведи, кабаны и птицы, особенно сойки, а также порослью от пня. Большая часть желудей съедают эти животные.
Для посева используют жёлуди, собранные в тот же год, т.к. они быстро теряют всхожесть.

Раздел 2. Анализ состояния деревьев в черте города. (Слайд № 5)

Городская среда все меньше напоминает естественную — городской воздух, вода и почва перенасыщены загрязнителями — все это ведет к ухудшению состояния деревьев и их усыхание.

Обучающиеся пришли к выводу, что в озеленении города лидирующее положение отводится быстрорастущим видам — тополю, клёну и берёзе… Жизненное состояние озеленительных посадок неудовлетворительное, в городе заметно загрязненный воздух, что отрицательно влияет на здоровье горожан. При примерном определении возраста насаждений выяснили, что в основном они старовозрастные; во-вторых, с неблагоприятными экологическими условиями произрастания растений; в-третьих, с отсутствием систематических и своевременных уходов и качеством посадочного материала. Как мы видим, дуба здесь нет. Поэтому, это еще одна из причин, из-за которой мы занялись выращиванием саженцев дуба.

Раздел 3Сбор желудей. (Слайд № 6)

В нашем городе Алапаевск растёт черешчатый
(обыкновенный) дуб. Обучающиеся совместно с законными представителями собирали желуди у дуба на улице Ленина. Лето 2022 года было засушливое, поэтому большая часть желудей не созрела, и их было мало.

Раздел 4. Паспорт дерева «Дуб». (Слайд № 7, № 8)

Название дерева

Дуб

Место прописки

г. Алапаевск, улица Ленина ,40.

Описание места, где растет дуб

Дуб растет в черте города, возле жилого дома, недалеко от проезжей части.

Примерный возраст дуба

76 лет (толщина дерева увеличивается на 2,5 см)

Окружность ствола на высоте 1 м.

1м 90 см

Высота дуба

17 м. дуб выше 5 этажного здания, возле которого он растет, нашли, что высота каждого этажа (это относится к зданиям построенных в СССР) 2,5 м. + фундамент и итого 15 м. Наш дуб выше здания примерно на 2 м.

Крона дуба ветвится примерно на высоте

3 м.

Ширина кроны дуба

8 м 30 см

Состояние корней

Корни не видны на поверхности, почва вытоптанная.

Состояние дерева

Удовлетворительное, выглядит хорошо, кора дерева повреждена, вбиты гвозди.

Раздел 5. Посадка желудей в землю. (Слайд № 9)

Прежде чем посадить желудь в землю, его нужно подготовить, подвергнув процедуре стратификации. Выращивание дуба из желудя возможно только после нахождения его в условиях, приближенных к зимним. Часть желудей мы поместили в холодильник, где они лежали с октября по январь, после чего мы посадили их в землю. Такая процедура имитирует зимовку в родной роще под слоем снега, без неё здоровый дуб не вырастить.

По истечении срока 75 % желудей, от общего количества посаженных проросли, те, которые находились в холодильнике. Посадка желудей способом стратификации оказался более эффективным.

Раздел 6. Посадка и разведение дубов. (Слайд № 10)

Кто же занимается посадкой, разведением дубов? Мы выяснили, что этим занимается Уральский экологический союз в рамках Всероссийского движения "Возродим наш лес". А также программа "Дубы России" начала реализацию программ "Дубрава Урала". В 17-19 веках были естественные дубравы в окрестностях городов Невьянск, Туринск, Алапаевск, др. И сейчас посадки дуба встречаются значительно севернее, в местах бережного обращения людей с этим живым символом величия и мощи природных сил. "Несмотря на внешнюю легкость распространения дубов, имеются трудности выращивания саженцев впервые годы жизни.

Экологи приглашают к участию всех людей, способных внести вклад в возрождение дубрав на Урале. Помочь дубраве может каждый – это может быть сбор, сохранение и распространение желудей, выращивание и высаживание саженцев, сбор информации о произрастании дубов на Урале, участие в просветительских, образовательных и воспитательных мероприятиях. Один из первых присоединился к данной программе Музей природы Урала, где предлагается собрать информацию о местах произрастания дуба, в городе, составляют дубовую карту города Екатеринбург.

Раздел 7. Таблица всхожести желудей. (Слайд № 11)

Дата

Всхожесть желудей

#1075;. C:\Users\user\Desktop\IMG_1381(1).jpg

Через 3 месяца после посадки

#1075;. C:\Users\user\Desktop\IMG_1843(1).jpg

Через 5 месяцев после посадки

#1075;C:\Users\user\Desktop\

Через 6 месяцев после посадки

Всего: 25 саженцев – 21 % от числа посаженных желудей

C:\Users\user\Desktop\

Раздел 8. Наблюдение за посадками. (Слайд 12)

Наблюдая за саженцами, которые мы оставили с прошлого года, убедились с детьми, что, в классе саженец как и в естественной среде сбросил листву. Также мы сравнили, подрос ли саженец, посаженный в прошлом году и в этом.

Раздел 9. Пересадка саженцев. (Слайд 13)

При пересадке саженцев мы измеряли корневую систему и практически убедились, что корневая система у саженцев сильная, что в первую очередь доказывает, что формируется корневая система.

Раздел 10. Исследовательская работа. (Слайд 14)

Кроме практической работы мы еще занимались исследовательской работой. Применяется ли где-то дуб, чем он ценен.

1. У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная с красивой текстурой. Ее используют в строительстве кораблей, лестниц, из нее изготавливают мебель и паркет.

2. (Слайд 15) Кора дуба имеет лечебные свойства, ее издавна применяют в народной медицине в качестве отвара для полоскания рта и горла, промывания ран, при ушибах, при отравлениях.
Из желудей можно приготовить муку или необычный кофе.

3. ( Слайд 16) Мы нашли в литературе интересный факт, связанный с дубом.

- 1701год. Издан указ о сбережении лесных богатств, а также указ об описи лесов, предусматривающий смертную казнь за самовольное спиливание дуба! Царь Пётр I .

4. (Слайд 17) Зная о том, что дуб - символ мужского начала. Могучий, крепкий, выносливый - всё это качества настоящего воина, храброго и сильного мужчины. Детям, совместно с родителями было задание, найти, где используется дуб или его элементы.

А) (Слайд 18) Оказалось, что военные используют изображения дубового венка или дубовой ветви как символ воинской силы и доблести. Эти элементы присутствуют в военной униформе, на орденах, медалях и знаках отличия целого ряда европейских армий.

Б) (Слайд 19) Нашли информацию о том, что изображения дуба можно увидеть на гербах городов.

5. (Слайд 20 -22) Найден материал, где в литературе упоминается про дуб. Он тот, который Пушкиным давно описан ярко в дивной русской сказке. Мы узнали легенду, связанную с этим дубом: в имении одного помещика рос дуб. В него попала молния и расщепила его на две половины. Помещик приказал сложить дуб и обмотать цепью. Случайно этот дуб увидел Пушкин и написал предисловие к произведению Руслана и Людмиле. Данное произведение изучается в 4 классе, поэтому мы подробнее познакомились с этим произведением.

6. (Слайд 23) Лермонтов любил это дерево, в своем саду он посадил дуб и в одном из своих последних произведений упомянул его. Дуб до сих пор растет.

7. (Слайд 24-25) Мы познакомились с народными приметами, пословицами, которые связаны с дубом.

8. (Слайд 26-27) Скоро наша страна будет отмечать очередной День Победы 9 мая. И здесь дуб сыграл свою роль в войне 41-45 года. «Партизанский дуб» так его называют, стал 41-м старовозрастным деревом в России ему 550 лет.

В годы войны на дереве, которое стояло на обочине дороги на Трубчевск, по которой передвигались немецкие войска, был оборудован наблюдательный пункт партизанского отряда «Смерть немецким оккупантам!», использовали дуб в качестве наблюдательного пункта, собирая сведения о численности и перемещении вражеских подразделений. Каратели неоднократно предпринимали попытки уничтожить это партизанское соединение с осени 1942 года по весну 1943 года. Дуб-великан стал местом публичной казни партизан их родных. В память о погибших позднее родилась традиция оставлять на дереве алые ленточки. Изучать и оберегать его теперь будут в рамках Всероссийской программы «Деревья - памятники живой природы».

Раздел 11. (Слайд 28)

С 18 марта по 22 июня в России проходит Международная акция «Сад памяти» цель которой высадить 27 миллионов деревьев в память 27 миллионах погибших в годы Великой Отечественной войне Каждое дерево как символ памяти и благодарности мирных поколений. К данной акции присоединились и мы. На территории родной школы высадили дубовую аллею, саженцы молодых дубков вырастили в ходе реализации над проектом. Напротив каждого саженца дети поместили портрет родственника – участника Великой Отечественной войны.

Деревья всегда считались символом продолжения жизни на Земле «Сад памяти» - не просто акция, это начало новой традиции, которая признана сохранить подвиг предков, историю каждой семьи. А еще каждый, высаживая зеленую аллею, способствует улучшению экологической обстановки.

Раздел 12. (Слайд № 29)

Разработали свой логотип (Алея Памяти). Заказали стенд, открытие которого планируется к 9 мая 2024 года.

Итак, наша гипотеза, что, создавая определенные условия, можно из желудя вырастить саженец дуба подтвердилась. В домашнем климате желудь дуба дал росток.

Заключение.

В ходе реализации проекта мы выяснили:

- дуб – величественное дерево;

- надежный путь возобновления леса – посадка саженцев;

- определили оптимальные условия для выращивания саженца дуба;

- выяснили практическую значимость выращивания из желудя саженец дуба для себя и общества.

- узнали, что дубовые ветки являются символ воинской силы и доблести.

- познакомились с художественными и поэтическими произведениями в

которых прославляется дуб.

- познакомились с народными приметами и пословицами, с легендой связанные с дубом.

Но, в то же время нельзя сказать, что работа над проектом закончена. Мы только на середине пути в планах у нас в конце мая высадить саженцы на территории Алапаевского медико-социального реабилитационного центра «Вдохновение», часть передать в Алапаевское лесничество, подсадить саженцы на территории школы. Составить дубовую карту в нашем городе, попробуем связаться с Уральским экологическим союзом.

Продолжим ухаживать за Аллей памяти, нужно заменить саженцы, которые сломали. Раз мы решили вырастить саженцы, посадить их, прекрасно понимали, что должны запастись терпением. Нужно много лет, чтобы выросло настоящее дерево-богатырь.

(Слайд 30) В заключение хочется сказать, что вырастить любое дерево, особенно долгожителя, это не просто событие, а огромное чувство гордости. Ту работу, которую мы провели с детьми, я думаю, для них оставит свой след.

Ребята сделали следующий вывод: если каждый мой ровесник посадит и вырастит хотя бы одно дерево, то у него никогда не поднимется рука сломать растение на улице. Значит, мы сможем сберечь лес от уничтожения. Растения учат людей быть добрыми. А добрый человек будет беречь природу.

Список литературы.

1. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. «Книга природы», Москва, 1990г.;

2. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины», Москва, 1991г.;

3. Ярошенко А.Ю. «Как вырастить лес», Гринпис, 2004г.

4. Дуб и его строение. Полезные свойства.

5. Фильм «Жизнь дуба»

6. Материал из Википедии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по окружающему миру «Моя малая Родина». Презентация.

Работа над проектом «Моя малая Родина»в первом классе, где я преподаю, заняла период с сентября по декабрь 20011 года. Проблема проекта: можно ли через изучение своего родного края воспитать чувство г...

Внеклассное мероприятие по теме "Югра – наша малая родина"

Разработанное мероприятие к юбилею округа .Презентация состоит из 46 красочных аннимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении внеклассного мероприятия по теме:“Югра...

Проект по окружающему миру "Моя малая родина"

Прект рассчитан на обучающихся 1 класса по УМК  "Школа России" (Плешаков А. А.).Цель проекта: формирование ценностного отношения любви к малой родине, развитие познавательной деятельности, основа...

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Исследовательский групповой проект по предмету История "Моя малая Родина"

Проект: «Моя малая Родина»Предмет: История. 5 класс  Пропедевтика. Введение в курс истории. Тема: «Что такое Родина?»,«История села в лицах»Тип проекта: краткосрочный (октябрь...

Презентация Защита проектов по окружающему миру "Моя малая родина" 1 класс Б

У каждого человека есть своя малая родина. Где она? Она там, где твой дом...В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности ...