ТК по окружающему миру на тему "Многообразие животных. Дикие и домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мухаметшина Анастасия Рашидовна

 

Цель урока: формирование знаний обучающихся о многообразии животных, об истории возникновении домашних животных и их пользы для человека, об отличительных признаках диких и домашних животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Кумак»

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс)

Тема: «Многообразие животных. Дикие и домашние животные».

Учитель: Мухаметшина Анастасия Рашидовна.

УМК «Школа России. Окружающий мир 2 класс. А.А. Плешаков».

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока: формирование знаний обучающихся о многообразии животных, об истории возникновении домашних животных и их пользы для человека, об отличительных признаках диких и домашних животных.

  • Содержательная цель: расширить знания обучающихся о диких и домашних животных.
  • Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что, усвоив новые знания, ученик сможет применить их на практике, научится описывать отличительные признаки диких и домашних животных, пользу домашних животных для человека.
  • Создать условия для открытия нового знания: выделять отличительные признаки диких и домашних животных, пользу домашних животных для человека.
  • Образовательная: сформировать умения применять знания по теме «Многообразие животные. Дикие и домашние животные».
  • Воспитательная: повышение коммуникативной активности учащихся, создание благоприятных условий для проявления индивидуальности, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Развивающая:
  • регулятивные УУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.
  • коммуникативные УУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты.

Задачи урока:

  • Личностные: проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
  • Познавательные: умение определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, осознание значения животных для человека;
  • Образовательные: сформировать у обучающегося представление о диких и домашних животных, показать их разнообразие; рассказать о значении домашних животных для человека.
  • Развивающие:
  • регулятивные УУД: умение объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • коммуникативные УУД: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные: проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний.
  • Предметные: умеют приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; группировать изученные объекты живой природы.
  • Метапредметные:
  • регулятивные УУД: оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
  • коммуникативные УУД: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
  • познавательные УУД: определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.

Технологии: Технология группового взаимодействия, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), игровая технология, проблемная.

Оборудование: Smart-доска, учебник, карточки.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Литература:

#1059;чебник, Окружающий мир 2кл. А.А. Плешаков Просвещение, Москва.2021;

2. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 2 класса к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)», автор Яценко И. Ф..

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап. 2 мин

1. Организовывает обучающихся, настраивает на активную и продуктивную деятельность.

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Рашидовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

– Обратите внимание, что у вас на партах должны лежать карточки, учебники, пеналы.

– Во время урока не забывайте соблюдать правила посадки! Как мы должны сидеть?

– Сегодня на урок к нам пришёл всеми известный герой. Как вы думаете, кто это? (Чебурашка).

– Он просит нас помочь ему разобраться в одной интересной теме, поможем ли мы ему?

Обучающиеся приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

В ходе беседы настраиваются на активную деятельность, помощь Чебурашке.

Коммуникативные:

Общение:

проявлять уважительное отношение к собеседнику;

Регулятивные:

Самоорганизация:

выстраивать последовательность выбранных действий.

2. Этап «Вызов» (3 минуты)

1. Организует просмотр видео и его обсуждение, для выявления проблемы урока.

2. Организует постановку темы, цели и задач урока, через проблему.

– Чтобы узнать, о чем мы будем с вами говорить, посмотрите внимательно видео и подумайте, на какие группы, мы можем разделить данных животных?

(В видео представлены следующие животные: лиса, зубр, корова, курица, лошадь (домашняя), лошадь Пржевальского).

– На какие две группы мы поделим животных? (Домашние и дикие).

– Какая будет тема урока?

Тема: «Многообразие животных. Дикие и домашние животные»

– Куда мы отнесем с вами: корову, зубра, курицу, лису, лошадь?

– А куда мы с вами отнесем лошадь Пржевальского? Лошадь Пржевальского занесена в Красную книгу России. У нас на территории Оренбургской области есть заповедник, где восстанавливают популяцию данных лошадей.

– И к 1 группе и ко 2 группе мы с вами отнесли лошадей.

– По каким признакам вы определили какое животное дикое, а какое домашнее?

– Я вижу, что у вас возникло затруднение, почему вы не смогли ответить на вопрос? (не знали признаки, по которым можно распределяются животные).

- Какую цель мы с вами поставим на сегодняшний урок?

Цель: познакомиться с отличительными признаками диких и домашних животных, с их пользой для человека.

– Ребята, а сейчас давайте, вместе с вами составим задачи урока! Но перед этим скажите, что вы уже знаете? (Кто относится к домашним животным, и кто относится к диким животным).

– Задачи перепутаны, верните их на свои места!

1. Узнать историю появления домашних животных, признаки, по которым различаются домашние и дикие животные;

2. Научиться рассказывать о значение домашних животных в жизни человека;

3. Применить знания, выполняя задание.

Смотрят видео, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют с помощью учителя тему и цель урока и задачи.

Личностные:

проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний.

Коммуникативные:

Общение:

проявлять уважительное отношение к собеседнику;

признавать возможность существования разных точек зрения.

Регулятивные:

Самоорганизация:

планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи.

Познавательные:

Базовые исследовательские действия:

формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы.

3. Этап «Осмысление» (15 минут)

1. Организует самостоятельное выполнение задания в карточке – разгадывание ребусов, после организует взаимопроверку.

2. Рассказывает историю появления домашних животных.

3. Организует работу по заполнению таблицы «Отличительные признаки диких и домашних животных», после организует самопроверку.

4. Организует работу с учебником.

5. Организует выполнение задания «Польза домашних животных для человека» в паре, в карточках, а также на Smart-доске.

6. Организует беседу о том, как важно беречь животных.

– Какую задачу выполним? (1).

– Ребята, Чебурашка предлагает отправиться в прошлое и узнать, как же появились домашние животные.

– Посмотрите в карточку. Нам предлагают восстановить историю. Это мы сделаем с помощью разгадывания ребусов! Работаем индивидуально!

– Сейчас давайте проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь карточками! (Взаимопроверка).

(Учитель рассказывает историю, останавливается на месте пропусков, а дети отвечают).

Давным-давно на Земле были только 1) дикие животные, дикая природа, а люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди 2) охотились на диких животных. Однажды один разумный человек стал подкармливать 3) волков, которые ходили возле его жилья.

Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились 4) собаки.

Потом человек обуздал дикую 5) лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.

Таким же образом человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Сказывают, что трудней всего было приручить 6) кошку.

Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

– Отлично, ребята, мы узнали с вами историю появления домашних животных!

– Кто справился с задание? Кто допустил ошибки? Почему?

– Ребята, а сейчас Чебурашка предлагает нам узнать признаки, по которым различаются дикие и домашние животные!

– Посмотрите внимательно на карточку. Что нужно сделать? (Заполнить таблицу).

– Работать будем вместе!

– Итак, ребята, давайте определим:

1. Где живут дикие животные? (В лесах, в горах, в степях, под водой). Где живут домашние животные? (Живут вместе или рядом с человеком).

2. Жилище? Дикие животные сами устраивают себе жилье, защищают от врагов. Домашним животным людям строят им жилища и защищают от врагов.

3. Питание? Дикие животные сами добывают себе пищу. Домашних животных кормят люди.

4. Потомство? Дикие животные сами ухаживают и выводят потомство. Домашних животных разводят люди, заботятся о потомстве.

– Откройте учебник на странице 80-81. Как мы должны относиться к учебнику? (Бережно, аккуратно).

– Посмотрите сколько много разнообразных пород кур и кроликов вывел человек. Но не только эти животные отличаются таким многообразием. Существует множество пород коров, лошадей, свиней, кошек и собак. Какие породы собак вы знаете? (Овчарка, такса, корги,пудель).

– На странице 81 прочитайте выделенный текст и сделайте вывод.

– Ребята, какой вывод мы можем сделать с вами?

5. Вывод. Дикие животные не зависят от человека. Домашние животные зависят от человека.

– Ребята, давайте проверим, как вы заполнили таблицу. Сверьтесь с экраном. (Самопроверка).

– Кто справился с задание? Кто допустил ошибки? Почему?

– Кого можем похвалить на данном этапе?

– Ребята, какую задачу выполнил? Какую предстоит выполнить? (2 Научиться рассказывать о значение домашних животных в жизни человека).

– Ребята, Чебурашка предлагает нам задание в карточке. Что нужно сделать? (Определить и рассказать о том, что люди получают от животных). Сейчас я предлагаю вам выполнить его в паре!

– Повторите правила работы в паре!

(1. Работают оба; 2. Один говорит, другой слушает; 3. Своё несогласие выражай вежливо; 4. Работать тихо, не мешать другим).

Ссылка на задание в LearningApps:

– Сейчас я попрошу выйти две пары к Smart-доске и выполнить задание на ней, рассказав о том, что мы получаем от животных.

(– От коровы и козы мы получаем молоко. – Что можно сделать из молока? – творог, сметану, сыр и масло. – От курицы мы получаем яйца и пух, из пуха можно сделать подушку. – От овцы мы получаем шерсть и можем из неё связать вещи. – От пчёл мы получаем мёд и пчелиный воск).

– Остальные проверяют свою работу! (Самопроверка).

– Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед. Лошади, верблюды, ослы перевозят грузы. Кошка ловит мышей. Собаки охраняют дом, ищут людей и разные предметы, помогают передвигаться незрячим людям, пасти скот, охотиться. От многих домашних животных человек получает продукты питания, шерсть, пух. Также человек получает радость от общения с животными.

– Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?

– А могут ли домашние животные стать дикими?

– Бывает так, что люди бросают животных и они становятся дикими. Правильно ли люди поступают?

– Не забывайте, что мы в ответе за тех, кого приручили!

– Чебурашка, спрашивает, а как человек заботится о животных? Давайте посмотрим на экран. (Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними).

– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, к чему оно призывает.

Берегите животных – Божье создание,

Чтобы не стали легендой, преданием.

Без них на земле как-то станет тоскливо

И без зверья в лесу сиротливо.

Берегите животных — чудо природы:

Муравьишку, бегущего в муравейник,

Лося громадного, жующего можжевельник,

Пушистую белку с шишкой на ветке,

Чтобы все чудо осталось навеки!

(Оно призывает беречь диких животных).

– Мы должны беречь с вами не только домашних животных, но и диких! Как мы можем помочь диким животным? (Не разрушать/загрязнять их дом, подкармливать (кормушки для птиц)).

– Ребята, какую задачу мы выполнили?

– Кого выделим, как самого активного?

Выполняют задание – разгадывают ребусы, участвуют во взаимопроверке.

Слушают историю появления домашних животных и анализируют ее.

Принимают участие в заполнении таблицы «Отличительные признаки диких и домашних животных», после проверяют свою таблицу по ключу.

Работают с учебником.

Участвуют в беседе, высказывают свою точку зрения, касающейся отношения к диким и домашним животным.

Личностные:

проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний;

бережного отношения к природе.

Познавательные:

Базовые логические действия:

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.

Работа с информацией:

фиксировать полученные результаты в текстовой форме.

Регулятивные:

Самоконтроль и самооценка:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины.

Коммуникативные:

Совместная деятельность:

выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;

ответственно выполнять свою часть работы.

Динамическая пауза (1 минута)

1. Организует физкультминутку.

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка. (Потянуться).

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах).

Вставали рано поутру,

Изображали: (Руки поднести к ушам).

За уши лапками кенгуру хватались

И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны).

Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши).

И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться).

Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом).

Глазками хлопали, (Поморгать глазами).

Головками крутили, (Повороты головы в стороны).

Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)

Участвуют в физкультминутке.

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала (5 минут)

1. Организует работу в группах по описанию животных по плану.

2. Проводит игру «Покажи-ка».

3. Организует взаимопроверку групп.

– Какую задачу предстоит выполнить? (3. Применить полученные знания, выполняя задание).

– Сейчас объединитесь в группы. Повторите правила работы в группе.

– Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Покажи-ка». Каждой группе я раздаю карточки с животными. Вы должны будете выйти к доске и изобразить его. Другая группа записывает свои ответы, но название животного называете сразу!

Например:

Название: медведь.

Дикое/домашнее: дикое.

Два отличительных признака: живёт в лесу, сам добывает пищу.

Польза для человека (домашние животные): –.

(Раздаю карточки. 1 группа: заяц, корова, дятел, овца. 2 группа: пчела, бобёр, лягушка, курица).

– Итак, давайте проверим, что у вас получилось, прочитайте! Одна группа проверяет другую группу.

– Ребята, обратите внимание, что дикие животные, с которыми вы работали обитают на территории Оренбургской области! На ней проживает множество животных, кроме тех, кого мы с вами отгадали, есть ещё: барсуки, суслики, ласки, лисы, косули и многие другие.

1. Работают в группах.

2. Принимают участие в игре «Покажи-ка».

3. Оценивают группы.

Личностные:

проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний;

бережного отношения к природе.

Познавательные:

Базовые исследовательские

проводить по предложенному плану описание животных.

Работа с информацией:

фиксировать полученные результаты в текстовой форме.

Регулятивные:

Самоконтроль и самооценка:

корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя).

Коммуникативные:

Общение:

В процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

Совместная деятельность:

выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника.

#1069;тап «Подведение итогов» (2 минуты)

1. Организует подведение итогов по теме урока.

2. Организует деятельностную и эмоциональную рефлексию.

3. Оценивает деятельность обучающихся на уроке.

– Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая была тема нашего урока.

- Какую мы ставили перед собой цель?

- Верно ребят, мы достигли поставленной цели? С помощью чего?

- Отлично.

– Ребята, Чебурашка благодарит нас за оказанную помощь! Он узнал очень много нового и интересного, но ему пора, он прощается с нами!

– Ребята, где у вас возникали трудности?

– Что нового вы узнали?

– Кто активно работал на уроке, кого можем выделить и похвалить? (Оценивание).

– Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрасить яблоко для кролика. Красное – вы ничего не поняли, вам было трудно. Желтое – у вас остались вопросы. Зелёное – вы всё поняли, вам понравился урок.

Подводят итоги урока.

Участвуют в рефлексии, анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные:

Самоконтроль и самооценка:

объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

Коммуникативные:

Общение:

проявлять уважительное отношение к собеседнику.

6. Этап «Домашнее задание» (2 минуты)

Учитель дает комментарий к домашнему заданию, обеспечивает понимание способов выполнения.

– Домашнее задание: ТПО стр. 38-40. Читать учебник стр. 76-82.

– С какой целью будем выполнять?

– Как будем выполнять?

– Откройте дневник, запишите задание.

Мне было очень приятно работать с вами и на этом наш урок подошёл к концу. Урок окончен.

Записывают в дневники домашнее задание.

Регулятивные:

Самоорганизация:

планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;

Коммуникативные:

Общение:

проявлять уважительное отношение к собеседнику.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Методическая разработка и презентация урока по окружающему миру во 2 классе "Дикие и домашние животные"

Яркая презентация сопровождается краткой аннотацией. Дети учатся на уроке различать диких и домашних животных, говорят о пользе, которую приносят людям животные. Материал представлен в игровой форме....

Урок окружающего мира во 2 классе «Дикие и домашние животные»

Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность,  внимание, память, прививает любовь к окружающему...

конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру для 1 класса "Дикие и домашние животные"

Цель данного внеклассного мероприятия: обобщение знаний о животных; воспитание любви к животным, ответственности за них; развитие логического мышления....