Урок окружающего мира в 3 классе "Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
На уроке дети знакомятся с понятием "семейный бюджет", в форме игры учатся планировать доходы и расходы семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 448.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №4 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области имени Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского
Конспект урока окружающего мира
«Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи»
3 класс
Подготовила: Медведева О.И.,
учитель начальных классов
Чаплыгин, 24.04.2025г.
Тема урока: «Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- познакомить с понятиями «семейный бюджет», «доходы», «расходы»;
- создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи;
- способствовать развитию читательской грамотности как одной из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать понятие «семейный бюджет», представление о структуре семейного бюджета.
- Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства.
- Познакомить со статьями доходов и расходов.
- Формировать умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.
Развивающие:
- Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы.
- Расширять и активизировать словарь учащихся через усвоение новых терминов.
- Анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений.
- Развивать навыки работы в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету.
- Способствовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни.
- Пробудить интерес учащихся к финансовым знаниям, к составлению семейного бюджета.
Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, научатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчётах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимо- оценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, презентация, конверты и карточки с заданиями, наглядный материал, игрушечные деньги.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я!
Улыбнись соседу справа.
Улыбнись соседу слева.
Повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки.
И дружно скажите друг другу: С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я! (дети говорят)
Подмигни соседу справа, подмигни соседу слева.
И дружно скажите: С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я! (дети говорят)
- А теперь садитесь и дружными семьями приступим к работе на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Игра «Собрать слово «деньги» из букв ( на столах карточки - буквы) (работа в группах)
- Ребята, у вас на партах лежат буквы. Соберите, пожалуйста, из этих букв слово.
- Какое слово получилось? (Деньги). - А у вас? ( спросить у каждой группы)
2) Беседа
-Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
- Сколько стоит 1 кг муки? (показываю на картинку ) - (60-70 руб.)
- 1 кг сахара? ( картинка на доску) -(60-70 руб.)
- Пачка соли? ( картинка) - (37-40 руб.)
- Баночка сметаны? (картинка) - (95 - 112руб.)
- 1 кг бананов? (картинка) - (170-180руб.)
- Арбуз? (картинка) -... руб.
- Спасибо! Все вы что-то да покупаете. А на что? (На деньги)
- А откуда вы берёте деньги? (У родителей)
- А у них откуда деньги? (Зарабатывают)
3.Постановка темы и целей урока
- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке? В этом нам поможет ребус. СЛАЙД 1
Упражнение «Разгадай ребус» на слайде правильно (Дети разгадывают)
- Правильно: Семейный бюджет. СЛАЙД 2
- Ребята, слышали ли вы такую пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»? Объясните смысл этой пословицы.
- Вы уже знаете, что есть бюджет у государства. Государство - огромное, и бюджет у него, конечно, очень большой. Но бюджет может быть не только у государства. Он есть и у каждой семьи.
- Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут так, что денег порой не хватает до зарплаты? А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? Так происходит, когда люди не умеют планировать свой семейный бюджет.
- Какие цели поставим на урок? (узнать, что такое семейный бюджет; как планировать и расходовать семейный бюджет).
- Итак, сегодня мы поговорим о том, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается. Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
4. Работа по теме урока.
1) Беседа
- Я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Во время его просмотра будьте внимательны, так как потом вам нужно будет ответить на вопрос: Откуда в семье деньги?
СЛАЙД 3 или видео
(Просмотр мультфильма «Семейный бюджет»)
СЛАЙД 4
- Откуда же в семье деньги?
- Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату)
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).
- Кому ещё в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)
- На детей платят детское... ( пособие)
- Дочка учится в училище и за хорошую учёбу получает... что? (Стипендию)
- Итак, доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.
- А попробуйте ответить на вопрос, который прозвучал в мультфильме: какой вклад можете внести в семейный бюджет вы?
(Работать) - Нет, только с 14 лет можно. Я думаю, вы сможете ответить на этот вопрос, когда мы поговорим про расходы.
СЛАЙД 5 - семейные расходы
- Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на:
- обязательные;
- текущие;
- внеплановые.
- Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы? (Расходы на питание, оплата света, газа, телефона, коммунальных услуг)
- Какие текущие расходы? (Одежда и обувь, досуг, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)
- А что значит внеплановые расходы? (Болезнь человека, поломка автомобиля, ремонт бытовой техники, обуви и т.д.)
- Итак, расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
СЛАЙД 6 - семейный бюджет
(читаю)
– Ребята, как вы думаете, важно ли планировать бюджет семьи? Почему? (Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств должны учитываться интересы всех членов семьи)
- Если грамотно распределять бюджет семьи, то можно откладывать деньги на крупные покупки, инвестиции, обучение и другие потребности.
СЛАЙД 7 - что произойдёт, если
– Кто планирует бюджет в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, вся семья)
– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
- Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Можно больше зарабатывать, можно сэкономить)
- На чём можно сэкономить? СЛАЙД 8
- Ну а теперь давайте ответим на вопрос: какой вклад вы можете внести в семейный бюджет? ( беречь одежду и обувь, свет, воду, помогать родителям)
- Какой вывод можем сделать про семейный бюджет?
Вывод. Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
- Физкультминутка
- Давайте немножко отдохнём и посчитаем денежки. Встаньте, пожалуйста!
Физкультминутка показываю
«Будем денежки считать»
Шагаем на месте - Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы раскрыты, загибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (загибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (загибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
6. Закрепление знаний
- А теперь мы с вами поиграем. Каждая команда -– это семья (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок). За партами вы сидите группами, значит, семьи у нас уже есть. А сейчас мы определим фамилии ваших семей. Для этого надо отгадать загадки и от отгадки-имени существительного образовать однокоренное слово - фамилию.
1 гр. Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт? (Петух - Петуховы)
(Таблички цветные с фамилиями раздать)
2 гр. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц - Зайцевы)
3 гр. В стае я живу в лесу,
Всем зверушкам страх несу.
Грозно вдруг зубами щёлк!
Я свирепый серый... (Волк - Волковы)
4 гр. Нет того, кто не боится
Этой грозной хищной птицы.
Кто, куда бы не забрёл,
Сверху видит всё ... (Орёл - Орловы)
- Распределите, пожалуйста, роли: кто будет папа - глава семьи команды, кто - мама, кто дети.
- Молодцы! Давайте вспомним Правила работы в группах.
Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
- Приступаем к игре. У каждой команды-семьи есть набор конвертов с заданиями. За каждый правильный ответ вы будете получать деньги: 5 рублей, 10 рублей, 50 и так далее и складывать их в свой общий семейный кошелёк. Он тоже лежит у вас рядом с конвертами. Потом подсчитаем доход каждой семьи. Те две семьи, которые заработают больше всего, получат «пятёрки».
Конверт 1. «Пословицы и поговорки»
- Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи, необходимо трудиться. А ещё и правильно распределять бюджет, экономить. Проверим, как вы знаете пословицы о труде, об экономии и бережливости?
- Достаньте из конверта части пословиц. Вам нужно их соединить. За каждую правильную пословицу получите по 10 рублей. (120 рублей всего, у каждой команды по 30 рублей)
Петуховы:
Без труда не вытащишь | и рыбку из пруда. |
Без денег торговать | как без соли хлебать. |
Копейка рубль | бережёт. |
Зайцевы:
От труда здоровеют, | а от лени болеют. |
Тот без нужды живёт, | кто деньги бережёт. |
Деньги счёт | любят. |
Волковы:
Сделал дело, | гуляй смело. |
Кто не бережёт копейки, | сам рубля не стоит! |
Запасливый лучше | богатого. |
Орловы:
Маленькое дело | лучше большого безделья. |
Не деньги богатство - | бережливость да разум. |
Считай деньги | в своём кармане! |
- А сейчас дети из каждой команды зачитывают пословицы, которые получились.
(После того, как зачитают, даю рубли)
- Складывайте ваши заработанные деньги в кошелёк.
Конверт 2. «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»
- Прописные истины ведения бизнеса отображены не только на страницах книг и журналов. Полезные уроки можно также найти в мультфильмах и сказках. Яркие тому примеры - мультфильмы , в которых каждый герой учит нас планированию семейного бюджета, расчёту и бережливости.
- Вам нужно прочитать фразу и ответить, кто её сказал или из какого она мультфильма. За каждый правильный ответ заработаете по 50 рублей. Доставайте из конверта лист и читайте фразу героя о деньгах, вспоминайте и обсуждайте, кто сказал эту фразу или из какого мультфильма она прозвучала. На это задание вам даётся 2 минуты. (Время засечь)
-( Проверка. Каждая команда по очереди читает фразу и отвечает. После ответа - слайд с правильным ответом и заработанные рубли команде.)
Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова:
Петуховы
1."Средства у нас есть. У нас ума не хватает" (Кот Матроскин из "Простоквашино") СЛАЙД 9
2."Ах, владеть подвалом хорошо, но ещё лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождём наслаждаться" (Скрудж Макдак из "Утиных историй") СЛАЙД 10
Зайцевы
1."В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион"(Беладонна, "Приключение поросёнка Фунтика") СЛАЙД 11
2. «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из
"Простоквашино") СЛАЙД 12
Волковы
1.«Завтра дальняя дорога
Выпадает королю.
У него деньжонок много,
А я денежки люблю!»
(Разбойница, «Бременские музыканты») СЛАЙД 13
- "Несите ваши денежки, иначе быть беде" (Кот Базилио, "Приключения Буратино") СЛАЙД 14
Орловы
1.«Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными… ,чтобы я мог купить маленького щеночка?»(«Малыш и Карлсон») СЛАЙД 15
2. «За свою улётность денег не беру, а за красоту тем более…» (По, «Кунг-фу Панда») СЛАЙД 16
Конверт 3. «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»
Валюта | Соединить | Название сказки |
Сольдо | «Незнайка на Луне» | |
Динары | «Малыш и Карлсон» | |
Эре | «Али-Баба и сорок разбойников» | |
Сантик | «Приключения Буратино» |
- Соотнесите валюту, используемую в сказках, с названием. За каждый правильный ответ получите по 5 руб. Время - 1 минута
Проверка по очереди:
- Из какой сказки сольдо? (все команды говорят по очереди)
- Динары?
- Эре?
- Сантик?
Валюта | Название сказки |
Сольдо | «Приключения Буратино» |
Динары | «Али-Баба и сорок разбойников» |
Эре | «Малыш и Карлсон» |
Сантик | «Незнайка на Луне» |
Физкультминутка.
- А сейчас немного передохнём и поиграем в игру «Доход-расход». Встаньте, пожалуйста.
- Если я называю доход - хлопните один раз в ладоши, если расход - топните.
- получили родители зарплату - хлоп
- купили продукты - топ
- вам подарили деньги на день рождения - хлоп
- старший брат получил стипендию - хлоп
- порвались брюки - топ
- родители купили вам новую игрушку - топ
- выиграли в лотерею - хлоп
- купили маме новые сапоги - топ
- папе купили запаску на машину - топ
- мама получила премию - хлоп
- Молодцы! Спасибо! Садитесь.
Конверт 4. «МАГАЗИН»
- А сейчас мы отправимся в магазин. Ребята, знаете ли вы, что при совершении покупок нужно соблюдать определённые правила безопасности? Оказывается, нужно. А какие - узнаем из учебника. Откройте, пожалуйста, в учебнике стр.71 и прочитайте самостоятельно «Правила безопасности при совершении покупок».
(Читают 1 мин, затем проверяю)
- О чём первое правило?
- Что говорится во втором правиле?
- Как себя нужно вести, если расплачиваетесь банковской картой?
- Что узнали из четвёртого правила?
- Молодцы! Задание 1. А теперь достаньте из конверта с надписью «Магазин» листочки, на которых написаны действия. Вы пришли в магазин. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете и наклейте их на лист. За полностью правильный ответ получите по 100 руб. 2 минуты
Выложить продукты из тележки.
Взять тележку
Проверить сроки годности.
Выбрать продукты.
Проверить чек.
Оплатить покупки.
Занять очередь в кассу.
Взаимопроверка по слайду.
- Поменяйтесь своими листочками и проверьте по слайду порядок ответов.
СЛАЙД 17
(Раздать награду)
Задание 2. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи. Распределите их по двум категориям. Какие из товаров необходимы? А какие товары можно покупать время от времени? За правильно выполненное задание получите по 50 руб.
хлеб масло кукурузные хлопья рыба сок | яйцо овощи мороженое соль мясо |
- Заполните таблицу - 2 минуты
Необходимо | Время от времени |
Проверка по очереди
- А теперь посчитайте, сколько всего денег заработала каждая ваша семья. Запишите на листочке.
- Посмотрите на следующее задание. СЛАЙД 18
Вам нужно посчитать, сколько денег на развлечения и накопления останется у вашей семьи, если из ваших доходов на оплату жилья и транспорта уйдёт 11 руб., на питание 30 руб., на одежду и обувь 15 руб., на обучение и лечение 14 руб., на книги и игрушки 10 руб.
(Подсчёт)
- Сколько денег осталось у семьи Петуховых? (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ!)
- У Зайцевых? У Орловых? У Волковых? (ВСЕ ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ!)
- Молодцы! Ребята из двух команд, которые заработали больше всего, получают сегодня «пятёрки».
7. Рефлексия. Подведение итогов
- Какую тему изучали на уроке?
- Что такое семейный бюджет?
- Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет? (Ответы детей)
- Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. Закончите предложения:
Мама, папа, я – наша дружная …семья.
На детей выплачивается детское …пособие.
Родители получают на работе …зарплату.
То, что тратит семья …это расходы.
Её получают бабушки и дедушки…пенсия.
Бывает государственный, семейный…бюджет.
Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …это доходы.
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
СЛАЙД 19 Задание для домашней работы: Прочитать в учебнике статью о семейном бюджете на стр. 69-71, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».
- А теперь посмотрите на монетки, которые лежат у вас в контейнерах. Их три вида. Сейчас мы наполним кошелёк (вывешиваю на доску). Золотая монетка означает, что вам на уроке было всё понятно и легко, серебряная монетка - было понятно, но немножко трудно, бронзовая монетка - было трудно, плохое настроение. Возьмите ту монетку, которая вам больше подходит и положите в наш кошелёк.
СЛАЙД 20. Спасибо вам за работу!
Молодцы. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственном бюджете; формирование понятий «бюджет, доход, расход, налоги»; применение знаний о бюджете в повседневной жизни.Плани...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...
Технологическая карта урока окружающего мира "Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи" УМК "Школа России" 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о семейном бюджете и его составных частях.Задачи урока Планируемые результа...



