Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Счастье и смысл жизни .4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Бахлина Наталья Александровна

Урок по модулю "Основы светской этики" раскрывает понятия "счастье" и "смысл жизни". Знакомит с новыми понятиями, создаёт условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье,  учит рассуждать на нравственные темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_svet_4kl_ur6.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)

Урок 6.

Тема: Счастье и смысл жизни.

Цели: 1-я линия развития личности:

        Объяснять, что такое счастье и смысл жизни.

        Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).

2-я линия развития личности:

        Формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.

Оборудование: фотографии детей класса и их близких в счастливые моменты жизни.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

I. Проверка домашнего задания.

– Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему вашего домашнего задания, поясните, почему.

Береги платье снову,

а честь дорога.

Не кусок пирога,

добро и уважение.

Честь на волоске висит,

а честь смолоду.

Бесчестье

а потеряешь – и канатом не привяжешь.

За честное обхождение –

хуже смерти.

 Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме.

Познавательные УУД

1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные).

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Cтроить речевое выска-зывание в устной форме.

4. Понимать информацию, представленную в неявном виде.

5. Интерпретировать и обобщать информацию.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные результаты

1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

II. Актуализация знаний.

– Вспомнить понятия, которые помогут нам сегодня на уроке, я предлагаю с помощью игры «Окружая мудреца».

Учитель заранее выбирает «мудрецов», основываясь на работе детей на предыдущих уроках. Дети-«мудрецы» получают большую карточку с понятием, которое нужно повторить на уроке. Остальные ученики получают маленькие аналогичные карточки. По сигналу учителя «мудрецы» встают и расходятся по классу. Одноклассники, которым на карточке досталось то же понятие, окружают их. Задача «мудреца» выслушать мнения детей по предложенной теме, обобщить их, подвести к коллективному выводу. После работы в группах у доски остаются одни «мудрецы», которые сообщают всем вывод, полученный в ходе работы группы.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Работа с текстом на с. 30 до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию. Какие чувства испытывает мальчик? (Радость, счастье, восторг.)

 – А почему? Какой момент изобразил художник? (Победу мальчика в соревнованиях по бегу.)

– Прочитаем текст на с. 30 по ролям. Просмотрите текст и приготовьтесь читать по ролям. Кто будет читать за автора, Антошку, Анюту, Илюшу, Рустама, Мишу, Дандара?

Работа с текстом на с. 30 после чтения.

– О чём спорили дети? (Для чего они занимаются разными делами.)

– Так почему же Антошка и другие мальчики вскочили и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта вздохнула и пошла читать книжку? (Мальчики играли для удовольствия, а Анюта читала, потому что так было нужно, из чувства долга.)

– Что бы вы ответили Рустаму на его замечание: «Мы столько разных дел делаем, а для чего – не задумываемся»?

– Что вызвало у вас удивление?

– Над каким вопросом задумались ребята?

Мнения детей заслушиваются без обсуждения.

– Давайте сравним ваш вопрос с авторским. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

– Давайте посмотрим на наши фотографии.

На слайдах – фотографии учащихся данного класса, на которых они и их близкие смеются, радуются. Учитель предлагает детям вспомнить эти счастливые минуты, свои чувства и переживания в те моменты, рассказать о них одноклассникам.

– Для чего люди совершают разные поступки?

Учитель выслушивает ответы и размышления учащихся, не оценивая их.

Работа с текстом «Счастье – это когда...» до чтения.

– Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье – это когда у тебя в руках любимая книга»? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.)

– А что об этом сказано в тексте?

Работа с текстом «Счастье – это когда...» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Обычно человек начинает что-либо делать ради достижения какой-то цели. Цель может быть близкой: «Хочу успеть домой, чтобы посмотреть интересную телепередачу». А может быть далёкой: «Хочу научиться кататься на коньках, стать спортсменом и выиграть чемпионат мира». (Трудно, правда?!) Цель может быть совсем простая и направленная только на себя: (То есть связанная только с собственными потребностями.) «Хочу съесть вон то яблоко». А может касаться других: «Хочу сделать так, чтобы моя мама никогда не плакала».

        Среди многих стремлений человека выделяются мечты. (Есть у вас мечты? Учитель задаёт этот вопрос только для размышления во время чтения и оставляет без ответа.) Это наиболее желаемые, но труднодостижимые цели. То, чего очень-очень хочется, но не знаешь, как этого добиться, и не всегда веришь, что это возможно. Один мечтает избавиться от двоек, а другой – научиться подтягиваться на перекладине. Мечта одного – стать крупным бизнесменом, а другого – известным музыкантом.

        Человек может обдумывать свои цели, представлять себе свои мечты. А может не называть их словами и даже не задумываться, почему он что-то делает. Например, однажды, проснувшись рано утром, он увидит необыкновенно красивый рассвет. Первые лучи солнца словно роняют на листья и крыши домов золотистую пыльцу, а лужи и стёкла загораются волшебным светом. В этот миг человек может не заметить, как подходит к окну и глядит, не отрываясь, на рассвет, забыв об утренних делах. (Бывало с вами такое?)

        Представь, что ты добился того, к чему долго стремился. (Представляете, что чувствует в этот момент человек?) Или неожиданно сбылась твоя заветная мечта. В этот момент тебя охватывает чувство высшей радости, необычайного душевного подъёма, которое мы называем счастьем.

        Счастье бывает разное. Бывает – летящее в виде футбольного мяча. (Это чьё счастье?) Бывает – ароматное, горячее, очень вкусное! (А это?) А бывает – такое пушистое, тёплое и мурлыкающее! (У кого есть такое счастье?) Главное, твоё счастье всегда особенное, не похожее на чьё-то ещё. Потому что у каждого человека свои мечты!

Работа с текстом «Счастье – это когда...» после чтения.

– Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние?

– Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время. Потому что счастье – это чувство высшей радости.)

– Как в тексте объясняется, что такое мечты?

– Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты.

– Почему человек очень радуется, если добился того, о чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.)

– Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей.

– С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других? Почему?

Работа с иллюстрацией на с. 31.

– Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, о чём сейчас мечтает девочка? (О новогоднем хороводе вместе с друзьями.)

– А о чём мечтаете вы? Расскажите друг другу о своих мечтах.

V. Выражение

решения проблемы.

– Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: ради чего человек живёт? А спрашивали ли вы об этом родителей, бабушек, дедушек, друзей?

– Рассмотрите рисунки на с. 32. Можно ли по ним объяснить смысл жизни этих персонажей? (Доктор Айболит лечит зверей; Лев, Страшила, Железный Дровосек, Элли и Тотошка помогают друг другу.)

– Из текста мы узнаем ещё одну точку зрения.

Учитель предлагает прочитать текст «Ради чего живёт человек» на

с. 32.

– Как вы понимаете значение выражения «смысл жизни»?

– Вспомним основной вопрос урока. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

– Какой вывод мы можем сделать?

Один из возможных ответов таков: «Человек живёт, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты».

– Давайте сравним свой вывод с авторским. («Каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни».)

VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Учитель предлагает учащимся выполнить продуктивные задания по теме урока (с. 33). 

Работа с высказываниями.

– Скажите, кто бы мог произнести такие слова:

«Для меня счастье, когда ребёнок здоров!» (Мама, детский доктор.)

«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!» (Учитель.)

«Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги А. Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.)

«Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.)

«Я счастлива, когда начинаются каникулы!» (Девочка-школьница.)

Работа со стихами.

– Давайте прочитаем стихи и подумаем, какие обстоятельства привели героев к состоянию счастья.

Мы с приятелем вдвоём

Замечательно живём! (С. Михалков.)

(Дружба, позитивное общение.)

Он весел и счастлив

От пят до макушки:

Ему удалось убежать от лягушки. (Л. Квитко «Весёлый жук».)

(Счастье от осознания спасения своей жизни.)

Работа в парах. 

– Расскажите друг другу в парах, что вы думаете о смысле жизни, можете привести примеры литературных героев, чьи мечты и стремления вам наиболее близки.

Дети высказывают свои мнения.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Блицопрос, обобщение.

– Внимательно слушайте и отвечайте одним-двумя словами на мои вопросы и высказывания:

«Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь». (Цели.)

«Девочка хочет получить пятёрку за урок. Это какая цель?» (Близкая.)

«Мальчик хочет стать президентом. А это какая цель?» (Далёкая.)

«Если девушка мечтает о новом платье, это цель для кого?» (Для себя.)

«Учёный работает над созданием нового лекарства. На кого направлена эта цель?» (На других.)

«Главная цель, ради которой человек готов действовать, развиваться, улучшать самого себя». (Смысл жизни.)

Рефлексия.

– «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», – писал Альберт Эйнштейн. А что вы думаете об этом?

– Какие выводы вы сделали в ходе урока?

– Как вы думаете, с какой целью авторы учебника написали тексты, которые мы читали сегодня? Заставляют ли они о чём-то задуматься?

VIII. Домашнее задание.

– Выберите один из вариантов домашнего задания (с. 33) или составьте своё по теме урока.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» по учебнику Е.И. Николаевой,  Е.Н. Петровой «Я в мире людей» Тема урока: Я в кругу друзей (1...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: «Счастье и смысл жизни»

Конспект урока, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)...

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

Рабочая программа  ктп курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. КремлеваЭтот курс не только готовит учащихся к освоению в основн...

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России.Светская этика....

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Толерантность.

Познакомиться с новыми терминами: терпение, терпимость, тактичность, бестактность, толерант­ность; научиться  различать значения  терминов;  уметь использовать  в устной  ...