МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АЛЕКСЕЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ «РОЛЬ И МЕСТО НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
презентация к уроку (1 класс) по теме

Алексеева Наталья Владимировна

   В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Организация нетрадиционного развивающего обучения предлагает создание условий для овладения школьниками приёмами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и даёт существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приёмами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.

Нестандартные уроки отличаются от традиционных дополнительным фантазийным элементом, способствующим вызвать интерес и стремление к мыслительной деятельности, к самостоятельному поиску решения поставленной на уроке проблемы. Особенно это важно для учащихся начальной школы.

Цель таких уроков: оживить скучное, извлечь, заинтересовать обыденным, так как интерес- это катализатор всей учебной деятельности.

Нестандартные уроки-это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.

На нетрадиционных уроках главной своей задачей считаю не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № 1»

Волховского района Ленинградской области.

                                                                                              Учитель начальных классов

                                                                                               Алексеева Наталья Владимировна.

                                                                                               Педагогический стаж – 36 лет.

                                                                                               Квалификационная категория –

                                                                                               высшая квалификационная категория

                                                                                               по должности «учитель».

Литературное чтение с элементами окружающего мира

«Наши древние предки – славяне»

(Исторический рассказ в переложении З. И. Романовской.

По системе Л. В. Занкова)

                                                                  2010

         Литературное чтение с элементами окружающего мира

Тема. Наши древние предки – славяне.

Цель: научить читать и анализировать исторический рассказ данный в переложении З. И. Романовской (автор учебника «Живое слово» по системе Л. В. Занкова)

Задачи: формирование навыков чтения (сознательность, правильность, выразительность);

формирование навыка работы с историческим рассказом (ответы на вопросы, тема, идея);

формирование навыка связной речи;

формирование монологической речи;

формирование навыков самостоятельности;

воспитывать трудолюбие и достижение цели;

учить анализировать ответы товарищей и свою работу;

воспитывать сознательную дисциплину;

уметь дорожить временем урока;

формирование гигиенических навыков.

По предметам.

Русский язык и математика. Формирование обще-учебных умений и способов действий:

- умение ставит и решать орфографические задачи;

- осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Окружающий мир: воспитывать чувство гордости за наших предков – славян; любовь к родному краю, к Родине.

Тип урока: повторительно – обобщающий с подачей новой темы по литературному чтению.

Вид урока: нетрадиционный, интегрированный с решением проблемно – познавательных задач, проектная деятельность «Путешествие в далёкое прошлое к нашим предкам – славянам».

Технология: элементы технологии развивающего дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация урока, диск х/ф «Андрей и злой чародей», рисунки учащихся, учебник по литературному чтению «Живое слово», книга вторая, 3 класс, З. И. Романовская «Дом педагогики» ООО «Издательство Астрель», М. 2002 год; смайлики в виде грибков.

Для проведения урока использован краеведческий музей Сясьстройской средней общеобразовательной школы № 1.

                                                Ход урока

I. Вхождение в урок.

Сейчас вы просмотрите отрывок из художественного фильма. (слайд 2)

Задание. О ком этот фильм?

Определите тему урока.

1. Цель: создать мотивацию к обучению, объяснить цель урока, заинтересовать в определении темы урока.

О ком отрывок из этого х/ф? (О наших редка - славянах).

По какому предмету вы уже изучали эту тему? (По окружающему миру)

 Определите тему урока.

(слайд 3)

Наши древние предки – славяне.

Зачем мы снова взяли эту тему? Какова цель нашего урока? (Как можно больше узнать о наших предках: кто такие, как жили, чем занимались, во что верили.)

Цель урока. Как можно больше узнать о славянах. Для этого мы задействуем не только предмет окружающего мира, но и литературное чтение, и математику, и русский язык.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания по окружающему миру. 

Группе детей было дано задание: представить, что они журналисты. На машине – времени наша группа попадает в далёкое прошлое, а именно, в городище наших предков -  славян. Они должны были подготовить репортаж о наших предках по плану:

1) Как выглядят славяне;

2) Чем занимались наши предки;

3) Как и в каких жилищах жили;

4) Во что верили эти люди.

                    Репортаж.

(слайд 4)

Рассказ 1 ученика.

Начинаем нашу программу на тему «Славяне – наши древние предки»

Как же выглядели славяне?

Славяне – люди высокого роста и огромной силы, с русым цветом волос и светлой кожей. Мужчины носили просторные, подпоясанные поясом рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. В холод они надевали на голову войлочные или меховые шапки, на ноги – лапти, сплетённые из лыка (это внутренняя часть коры молодых лип), или туфли, сшитые из кожи.

(слайд 5)

Рассказ 2 ученика

Женщины носили такие же рубахи, что и мужчины, только длинные (платья) и повседневные украшения: гривну, браслеты, кольца, бусы, пояс, обереги. Молодые девушки заплетали косы и надевали налобную ленту с височными кольцами.

(слайд 6)

Рассказ 3 ученика

А теперь узнаем, чем занимались славяне.

Мужчины охотились на дикого зверя. Орудиями охоты были лук и копьё. Для птиц и мелких зверей применялись силки (это большая рыболовная сеть), а крупную рыбу ловкие славяне били острогой (это рыболовное орудие в виде копья с зазубренным остриём)

(cлайд 7)

Рассказ 4 ученика

Из железа ковали подковы для лошадей, обод для бочек. Орудия труда: топоры, тёсла (инструмент для обработки дерева), мотыжки (орудие для обработки земли), ножи и другие нужные предметы.

Кузнецы умели делать оружие: наконечники для стрел, дротики, копья, мечи.

Рассказ 5 ученика

Когда славяне осваивали землю для пахоты, то мешающий лес корчевали и умело использовали: строили жилища, хозяйственные постройки. Из дерева при помощи тесла делали лодки, корыта, кадки. Умели наши предки мастерить мебель, деревянную посуду, пуговицы, игрушки.

Рассказ 6 ученика

Женщины занимались прядением, готовили пищу в глиняных горшках: варили кашу, рыбу, мясо, пекли хлеб и лепёшки, ткали из шерсти и льна (лён – это травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно), шили и чинили одежду, лепили из глины посуду, ухаживали за мужчинами, животными. Изготовляли лекарственные снадобья из трав.

Рассказ 7 ученика

Главным помощником в хозяйстве была лошадь. С её помощью пахали, перевозили тяжести. Использовали её для верховой езды. Наши предки выращивали коров, коз и овец, от которых получали молочные продукты и шерсть.

Вставка урока математики.

Сейчас вы поможете славянской семье решить задачу.

Откройте тетради по математике. Запишите число. Классная работа.

Внимание на экран (слайд 8)

Хозяйка надоила за день 2 ведра молока (1 ведро=10литров).

Пять литров молока ушло на сливки, 13 литров – на простоквашу, а остальное молоко выпила большая славянская семья. Сколько литров молока выпила семья?

Запишите решение и ответ к задаче.

Проверьте. (слайд 9)

а) 2           б) 2 л       в) 12 л            г) другой вариант ответа

Проверка: поднимите грибок, у кого получился ответ: а),

 б), в), г).

Вывод: подходит вариант ответа б)

Я тоже подготовила для вас репортаж о наших предках.

Внимание на экран.

(слайд 10)

Славяне занимались бортничеством. Ло.кий отрок забирался в дремучую ч.щу леса, разыскивал в дуплах ульи диких пчёл – их называли бортями. Затем вл.зал на высокое дер.во, привязывал себя к ств.лу поясом и дост.вал полные мёдом соты. Пчёлы долго л.тали за ним следом, сердито жужжа.

Какое задание я хочу предложить вам выполнить?

Задание: в столбик выписать слова с пропущенной буквой, вставить её в слово. Устно доказать.

Откройте тетради по русскому языку. Запишите число. Классная работа.

Приступайте к выполнению задания.

Проверяем (слайд 11)

Славяне занимались бортничеством. Ловкий отрок забирался в дремучую чащу леса, разыскивал в дуплах ульи диких пчёл – их называли бортями. Затем влезал на высокое дерево, привязывал себя к стволу поясом и доставал полные мёдом соты. Пчёлы долго летали за ним следом, сердито жужжа.

Поднимите грибок у кого допущены ошибки.

Закрыли тетради по русскому языку, отложили их в сторону.

Продолжение репортажа по окружающему миру.

(слайд 12)

Рассказ 8 ученика

Продолжаем нашу программу.

Как же жили наши предки?

Жили славяне племенами. Поселение было небольшим: до пяти дворов. Место выбирали на берегу реки, озера, на пригорке, опасаясь врагов. Жилище славян – небольшая полуземлянка, стены и крыша которой сделаны из жердей. Сверху крышу покрывали толстым слоем соломы. Рядом с жилищем – сарай, загон для скота и погреб для хранения зерна и припасов.

Рассказ 9 ученика.

В стенах прорублены крошечные окна. Стёкла в те времена ещё не знали. В холод окна закрывали досками или соломой. В доме одна комната, в углу стоит каменная печь без трубы, и дым выходил через оконца и двери, то есть топилась изба по – чёрному. Почти всё свободное место в комнате занимали стол и лавки.

На этом наша программа закончена. Спасибо за внимание.

III. Физкультминутка.

В тёмном лесе есть избушка,

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие

Ярким пламенем горят.

Ох, и злющая какая,

Дыбом волосы стоят.

IV. Работа по литературному чтению.

Откройте учебник литературного чтения на с.274. Прочитайте заголовок.

«Наши древние предки – славяне». Исторический рассказ дан в переложении З. И. Романовской.

На с.275 есть карта расселения славянских племён. Когда будем читать текст, карандашом постарайтесь найти название того или иного племени. Много по карте работать не будем, так как точно такая же карта в учебнике «Окружающий мир», и вы уже по ней работали, когда подробно говорили о племенах славян.

Наша цель: чтение и анализ текста.

Чтение текста детьми вслух по логически осмысленным частям.

Читает 1 ученик.

Вопросы по содержанию.

Почему славяне селились по берегам рек? (Еда, питьё, дорога, виден враг).

О племенах славян читает учитель.

Читает 2 ученик.

Вопросы по содержанию.

Что общего было у всех этих славян? (Язык, обычаи, жилища)

Читает 3 ученик.

 Вопросы по содержанию.

Кто жил на севере и северо- востоке? (Неславянские племена)

Как люди жили в племенах? (Родами)

Кого выбирали начальником рода? (Старого человека). Почему не молодого, сильного? (Больше опыта).

Читает 4 ученик.

Вопросы по содержанию.

С каким орудием выходили на крупного зверя? (С дубинкой, копьём)

Чему научились славяне? (Выделывать шкуры). Для чего? (Шили одежду, обувь)

Читает 5 ученик.

Вопросы по содержанию.

Как назывался сбор мёда диких пчёл? (Бортничество). Какой это труд? (Опасный, так как пчёлы могли закусать насмерть)

Чтобы больше добыть мёду, что придумали славяне? Зачитайте.

Что такое колода? (Отверстие выдалбливали в середине небольшого бревна и привязывали к дереву, там селились пчёлы).

Читает 6 ученик.

Вопросы по содержанию.

 Из какого материала делали жилища? (Из глины, дерева, соломы).

Что ещё изготавливали славяне из глины? (Печь, посуду).

Читает 7 ученик.

Вопросы по содержанию.

Как топились печи? (По - чёрному)

Читает 8 ученик.

Вопросы по содержанию.

Что надевали на ноги? (Лапти).

Что такое лыко? Зачитать.

Какое дерево идеально подходило для получения лыко? (Липа). Как славяне по-другому называли это дерево? Образуйте от существительного деревня прилагательное, получите название этого дерева. (Деревенское)

Читает 9 ученик.

Вопросы по содержанию.

Какие растения у славян считались важными и самыми нужными для их жизни? (Лён, конопля). Что можно было получить из семян этих растений? (Из семян льна и конопли выжимали масло)

Для чего нужны были стебли этих растений? Зачитать.

Читает 10 ученик.

Вопросы по содержанию.

Что же за люди были наши предки? (Мирные и мастеровитые люди)

О чём этот рассказ? Тема? (О жизни наших предках - славянах)

Идея? Что главного хотел сказать нам автор этим произведением? (Мы должны гордиться нашими предками)

V. Рефлексия.

Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?

Оцените свою работу на уроке.

VI. Итог урока.

Достигли цели урока?

Что нового и интересного узнали о наших предках – славянах? (Умный, трудолюбивый, выносливый, красивый народ. Мы должны гордиться, что они – наши предки.)

VII. Домашнее задание.

На с. 277 ответить на вопрос 2: в чём особенность склада ума и характера древних славян.

VIII. Вставка по окружающему миру.

Продолжаем репортаж.

В кого верили славяне?

Рассказ 1 ученика.

Всё, что происходило в природе, славяне приписывали таинственным силам. Они думали, что мир, который их окружает населён русалками, лешими, водяными.

Рассказ 2 ученика.

Славяне верили, что в каждом доме живёт домовой, что он друг семьи, её покровитель. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин. Если его не накормить, то он рассердится.

Рассказ 3 ученика.

Хозяином леса был леший. Он пугал людей, умел подражать голосам животных и птиц, мог угнать скот у пастуха, лишить охотника добычи.

Рассказ 4 ученика.

В реках жил водяной. Чтобы его умилостивить, топили славяне в реке или озере то корову, то овцу, то лошадь.

Но кроме духов верили славяне и в богов. (слайд13).

Просмотр отрывка из х/ф «Андрей и злой чародей» (конец   фильма: о домовом, лешем, водяном)

 Экскурсия закончилась. Спасибо за урок!

 

 

 

Диск х/ф «Андрей и злой чародей» (начало фильма)

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

На слайде 1 – тема урока.

Ответы учащихся.

Рассказ ведётся заранее подготовленными учениками при помощи компьютерной поддержки (работу на компьютере ученики осуществляют сами)

При рассказе использовались наглядные пособия из музея.

На слайде 8 текст задачи.

Задачу ученики читают самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно решают задачу.

На экране появляется несколько вариантов ответа.

Если у детей другой вариант ответа, то этот ученик проводит разбор задачи.

На слайде 8 текст с пропущенными орфограммами. Учитель поясняет смысл слова отрок (мальчик - подросток).

Учащиеся самостоятельно читают текст.

Варианты предложений.

Самостоятельная работа.

Дети проверяют, находя слова в тексте.

Учащиеся, допустившие ошибки, объясняют правило написания буквы в слове.

Учитель благодарит ребят за проделанную работу.

Дети встают свободно. Физкультминутку проводит один из учеников. Учащиеся выполняют движения по своему усмотрению.

Учитель сам останавливает чтение ребёнка. Дети следят за читающим.

Дети следят за чтением учителя. Дополнительно проводится работа по карте о нахождении племени.

Высказывания учащихся.

Смайлики.

Во время рассказа дети используют свои рисунки.

Диск х/ф «Андрей и злой чародей» (Окончание фильма).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» Волховского района Ленинградской области. Учитель начальных классов Алексеева Наталья Владимировна . Педагогический стаж – 36 лет . Квалификационная категория – высшая квалификационная категория по должности «учитель». Презентация к уроку «Наши предки - славяне» 2010

Слайд 2

Наши предки – славяне

Слайд 7

Задача Хозяйка надоила за день 2 ведра молока (1 ведро = 10 литров). 5 литров молока пошло на сливки, 13 литров – на простоквашу, а остальное выпила славянская семья. Сколько литров молока выпито? а) 2 б) 2 л в) 12 л г) другой вариант ответа

Слайд 8

Славяне занимались бортничеством. Ло в кий отрок забирался в дремучую ч а щу леса, разыскивал в дуплах ульи диких пчёл – их называли бортями. Затем он вл е зал на высокое дер е во, привязывал себя к ств о лу поясом и дост а вал полные мёдом соты. Пчёлы долго л е тали за ним следом, сердито жужжа. ... ... ... ... ... ... ... Славяне занимались бортничеством. Ло в кий отрок забирался в дремучую ч а щу леса, разыскивал в дуплах ульи диких пчёл – их называли бортями. Затем он вл е зал на высокое дер е во, привязывал себя к ств о лу поясом и дост а вал полные мёдом соты. Пчёлы долго л е тали за ним следом, сердито жужжа.

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № 1»

Волховского района Ленинградской области.

                                                                                                  Учитель начальных классов

                                                                                                  Алексеева Наталья Владимировна.

                                                                                                 Педагогический стаж – 36 лет.

                                                                                                  Квалификационная категория –

                                                                                                  высшая квалификационная категория

                                                                                                  по должности «учитель».

«Праздник знаний в 1 классе

по итогам I четверти»

(Образовательная система «Школа России» ФГОС)

                                                                 2010

   Основная цель проведения праздника знаний – это обобщение знаний, повторение основных учебных понятий, изученных в течение четверти, уяснение того, что знания – это тот капитал, который невозможно потерять, это то, что делает человека богаче и интереснее.

   В качестве примера я привела разработку праздника знаний для первоклассников, которым ещё сложно ощущать себя учениками, и поэтому очень важно помочь им в этом.   В первом классе праздник готовит учитель и работает с детьми фронтально. Учитель сам придумывает и предлагает задания из разных областей знаний.

   Праздник знаний принципиально отличается от обычного праздника в начальной школе, который, как правило, сопровождается концертными номерами, играми и конкурсами, носящими характер развлечений. Праздник знаний – это прежде всего урок, но урок необычный, предполагающий более свободное поведение, даже некоторый «рабочий шум». На данном уроке демонстрируются полученные знания. В конце праздника первоклассники, выдержав все испытания, читают письмо, в котором учитель предлагает детям не забывать, что путь к знаниям лежит через чтение различных книг. Поэтому детям первого класса необходимо хорошо научиться читать. Это – цель к дальнейшему обучению детей.

                                       Праздник знаний.

Тема: обобщение знаний.

Цель: обобщение знаний за I четверть.

Задачи: обобщить знания детей за I четверть;

формирование положительной мотивации учебной деятельности;

стимулировать интерес к учению;

воспитывать культуру умственного труда;

развивать смекалку, находчивость, умение работать в паре (группе);

воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;

воспитывать сознательную дисциплину;

умение дорожить временем урока;

прививать санитарно-гигиенические навыки.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: нестандартный, интегрированный с решением проблемно-познавательных задач.

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Форма проведения: интеллектуально- творческая игра.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация урока, диск песни Шаинского «Чему учат в школе», карточки с текстами заданий, пеналы, тетради по русскому языку и математике, текст письма от учителя, конверт, шкатулка для письма.

                                              Ход праздника

I. Вхождение в урок.

Дорогие ребята! Прошло два месяца, как вы переступили порог нашего дома, который называется школой. В течение этого времени вы учились читать и писать, считать и наблюдать. Узнавали друг друга. Учились дружить и жить по правилам нашего родного дома. И сегодня у вас праздник ваших знаний. (слайд 2)

Рано утром в наш класс доставили подарок. Это шкатулка. Её никак не открыть. Я пыталась. Я, думаю, что здесь какой-то сюрприз. А каждый сюрприз надо заслужить.

Ваши знания, которые вы должны показать сегодня на уроке, помогут нам открыть эту шкатулку.

И так, подведём итоги вашей учебной деятельности по русскому языку.

II.Работа по теме урока.

1. Задания по областям знаний.

Русский язык.

Откройте тетради по русскому языку, возьмите из тетради карточку №1. Тетрадь закройте, положите на верхний угол парты.

1) Работа по карточке №1. (слайд 3)

а) Задание. Подбери слово к схеме.

        окуни

        Зина

Определите, какое слово подходит к данной схеме. Стрелочкой укажите от этого слова к схеме.

Взяли красный, синий, простой карандаши. Работайте.

б) Проверка

Простой карандаш на контроль. Произносим и показываем части первого слова в воздухе. Начали.

Карандаш на контроль. Произносим и показываем части второго слова в воздухе. Начали.

К какому слову подходит данная схема? (К слову Зина). Какое слово лишнее? (Окуни)

(слайд 4). Внимание на экран. Проверьте сою работу.  

                     окуни

                     Зина

Кто ошибся? Встаньте.

в) Написать слово Зина письменными каллиграфическими буквами в тетради по русскому языку.

Откройте тетради. Положите с наклоном. Проверьте посадку.

Взяли ручку на контроль. Какое слово будете писать? (Зина). Пишите.

Проверка. (слайд 5)

Ручки на контроль. Сравните свое написание слова Зина с показом на экране. С чем не согласны? (Ошибка в написании. После буквы З нет соединительной ниточки). Зачем? (Безотрывное письмо). Почему слово Зина написано с заглавной буквы? (Имя собственное).

Молодцы! С заданиями по русскому языку вы справились.

Вложите листок с вашей работой (со схемой) в тетрадь по русскому языку и положите на верхний угол парты.

Физкультминутка

С физкультминуткой я дружу,

Свою спинку разогну.

Ручки кверху подниму,

А потом их опущу.

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Ручками похлопаю,

Ножками потопаю.

 Литературное чтение.

Переходим к заданиям по литературному чтению.

Возьмите карточку № 2.

Работа по карточке № 2.

(слайд 6)

Подготовьтесь к чтению.

Прочитайте про себя.

Ниже на карточке напишите, что прочитали.

Алгоритм. Готовим

                   Читаем

                   Что

Взяли красный карандаш. Работайте.

    I текст                                                II текст

Любопытный слонёнок              Слоник спросил,

спросил, что крокодил ел          что ел крокодил

за обедом. Крокодил                  за обедом. Крокодил

схватил слонёнка за нос.           ничего не ответил.

Проверка чтения.

Читают учащиеся IIварианта (II текст для начинающих читать).

Поставили указательный пальчик на первое слово. Следим за чтением.

Читают учащиеся I варианта (I текст для хорошо читающих).

Поставили указательный пальчик на первое слово. Следим за чтением.

Что прочитали? (Текст, без авторский, без заголовка).

Проверьте. (слайд 7)

                       Т    А    З

Кто считает по-другому?

Вопросы по содержанию текста.

О ком текст? (О слонёнке).

 Что с ним случилось? Почему? (Был любопытный). Так ли плохо любопытство? А, если очень хочется узнать, тогда как? (Не все хотят открывать свои тайны).

 Крокодил-какое животное? (Хищник).

 О чём надо помнить при встрече с хищным животным? (С такими животными надо сохранять дистанцию).

Чему учит этот текст? (Быть осторожным).

Какой заголовок можете предложить? (Любопытный слонёнок).

Положите карточку в тетрадь по русскому языку.

Спасибо! Молодцы!

Переходим к следующему заданию по литературному чтению.

(слайд 8). Читаем хором с доски.

Накарана

Играем в ударение.

Прочитайте с ударением на разные слоги: 1, 2, 3, 4.

Молодцы! С заданиями по литературному чтению вы справились.

Физкультминутка.

Изобразите движениями животных: медведя, цаплю, зайца, лису.

Математика.

Переходим к заданиям по математике.

Откройте тетради по математике. Возьмите карточку № 3. Тетради закройте, положите на верхний угол парты.

Работа по карточке № 3.

На вашей карточке два номера с заданиями.

Взяли простой карандаш. Поставили его на №1 (верхняя строчка карточки).

(слайд 9)

                 O                X            S

Какая из предложенных фигур состоит из отрезков?

Подчеркните эту фигуру простым карандашом.

Карандаш на контроль. Работайте.

(слайд 10).

Внимание на экран. Проверьте. У кого не так?

                                    X

Сколько отрезков в данной фигуре? Определите, запишите под этой фигуры число простым карандашом.

Сколько?

(слайд11). Проверьте.

                                  X 6

У кого не так? Показать эти отрезки.

Переходим к следующему заданию по математике.

Взяли простой карандаш, поставили его на №2 (нижняя строчка карточки).

(слайд12)

                         4, 0, 10 ,6, 9.

Найдите лишнее число и зачеркните его простым карандашом.

Взяли простой карандаш. Работайте.

Проверка. Какое число лишнее? Почему? (Двузначное).

(слайд13) Проверьте.

                                       10

У кого не так?

Переходим к следующему заданию, которое у вас находится в тетрадях по математике.

Откройте тетради. Положите с наклоном. Проверьте посадку.

Задание. Расставлены точки, около которых числа.

Соедините числа в порядке убывания их значений (от руки соединять, линейку не использовать)

    . 6

                               7 .     8 .        . 4     . 5

 9 .           10 .        . 2           . 3

 11 .        . 1

Взяли зелёный карандаш. Работайте. Кто выполнит свою работу, помогите товарищу по парте.

Какая фигура получилась? (Ёлочка).

С какого числа начали? (11).

В какой праздник мы ставим это дерево у себя дома? (В Новый год).

Молодцы! С заданиями по математике вы тоже справились.

Закройте тетради и положите на верхний угол парты.

III. Заключительная часть праздника.

Вы дружно поработали. В заключении праздника я предлагаю вам исполнить песню «Чему учат в школе». (слайд14).

Наш праздник подходит к концу. Осталось только открыть шкатулку.

Текст письма (слайд15).

                      Дорогие ребята!

Вот и закончился наш удивительный урок знаний.

Многому вы научились, но ещё большему надо учиться. А для этого не забывайте читать книги.

Спасибо за урок!

                                         Наталья Владимировна.

На слайде 1-тема урока

Учитель показывает шкатулку, пытаясь её открыть.

Создание мотивации к обучению. Объяснить цель урока. Заинтересовать темой урока.

Последовательные указания учителя для детей.

Самостоятельная работа.

Учитель проходит по рядам.

Один из учащихся, стоя к детям спиной, вместе со всеми произносит и показывает части первого слова.

Один из учащихся. Стоя к детям спиной, вместе со всеми произносит и показывает части второго слова.

Если ученик ошибся, то он доказывает правильность утверждения.

Учитель ходит по рядам. Один из учащихся пишет слово Зина на доске Написав, садится за парту.

Учитель показывает, как всё это проделать.

Один из учеников у доски проводит физкультминутку.

На слайде 5 два текста (для хорошо читающих и начинающих).

Алгоритм написан на доске.

Беречь время урока.

Во время работы детей учитель ходит по рядам, поправляя посадку учащихся и, помогая нуждающимся в работе над текстом.

Кто выполнит своё задание, читает текст другого варианта.

Учащиеся I варианта (Iтекст) следят и читают с экрана.

Один из учащихся II варианта читает свой подготовленный текст.

Все дети II второго варианта пробуют следить и читать текст I варианта с экрана.

Один из детей I варианта читает свой подготовленный текст.

Ответы учащихся.

На слайде 6 алгоритм текста.

Учащиеся доказывают, если у них не так.

Варианты ответов учащихся.

Учитель показывает всё, как это проделать.

Учитель указкой на экране показывает гласный, который будет ударным. Дети хором читают.

Учащиеся всем коллективом изображают движения.

Учитель показывает всё, как это проделать.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель проходит по рядам, следя за осанкой детей и, направляя на положительный вариант ответа в задании.

Если не та, ученик доказывает свой выбранный вариант.

Работа в парах.

Варианты ответов. Учащиеся могут дать ответ 10, если считать верхние мелкие отрезки. Это для сильных учеников ответ верный. Тогда учащийся доказывает правильность своего ответа.

Самостоятельная работа учащихся.

Варианты ответов.

Если не такой вариант ответа, то ученик доказывает.

Учитель проходит по рядам, следит за посадкой детей и направляет для выполнения задания.

Звучит музыка песни «Чему учат в школе». Дети исполняют её.

У доски ученик. Открывает шкатулку, достаёт письмо и вслух его прочитывает, обращаясь ко всем детям (письмо читает хорошо читающий ученик).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № 1»

Волховского района Ленинградской области

                                                                                          Учитель начальных классов

                                                                                          Алексеева Наталья Владимировна.

                                                                                          Педагогический стаж – 36 лет.

                                                                                           Квалификационная категория –

                                                                                           высшая квалификационная категория

                                                                                           по должности «учитель».

Урок по русскому языку

«Состав слова Окончание»

(Образовательная система «Школа России» ФГОС)

                                                                  2012

                                          Русский язык

Тема. Состав слова. Окончание.

Новое знание: окончание служит для связи слов ы предложении;

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Проблема: на какой вопрос буде искать ответ?

Для чего служит окончание в слове?

Почему окончание изменяется?

Задачи урока: открыть новое знание;

Формировать умение правильно писать окончания в именах существительных;

Развивать умение разбирать слова по составу;

Совершенствовать знания и умения по теме «Части речи» (на уровне изученного), развивать орфографическую зоркость;

Формировать обще -учебные умения и способы действия:

- самостоятельно добывать знания;

- ставить и решать орфографические задачи;

- осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;

- формировать санитарно- гигиенические навыки;

- воспитывать любовь к Родине, к родному краю.

Тип урока: новое знание.

Вид урока: урок – беседа с решением проблемно – познавательных задач.

Технология: элементы технологии развивающего обучения и дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация по теме урока, учебник русского языка Зелениной

Знать по теме урока: правило об окончании имени существительного.

Уметь по теме урока: видеть, находить и выделять орфограмму окончание в имени существительном.

                                                  Ход урока

I. Работа над новой темой.

(слайд 2)

Декабрь – месяц зимний. В декабрь стоят сильные морозы. В конце декабрь все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Прочитайте с экрана запись.

Что прочитали? (Текст)

Докажите. (Этот текст о зимнем месяце декабре)

Приятно и понятно вам было читать этот текст? (Нескладно звучат второе и третье предложения)

С чем вы не согласны? (Во втором и третьем предложениях в существительном декабрь надо изменить на конце буквы)

(слайд 3)

Декабрь – месяц зимний. В декабрю стоят сильные морозы. В конце декабрём все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Я изменила в существительном декабрь на конце буквы.

Ваше мнение? (Нескладно)

Что же надо сделать, чтобы правильно подобрать и написать нужные буквы? Что будем для этого делать? Ваши предложения.  (лову декабрь задать вопрос и изменить слово по смыслу предложения)

Попробуйте самостоятельно исправит текст.

Задание. Переписать текст. Перед словом декабрь записать вопрос, изменить окончание.

Проверьте.

(слайд 4)

(Что?) Декабрь – месяц зимний. В (чём? Декабре стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Что изменили у существительного декабрь? (Окончание)

Для чего нужно было изменять окончание в слове декабрь? (Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу)

О какой части слова сделали вывод? (Об окончании)

Определите тему урока.

(слайд 5)

«Состав слова. Окончание»

Попробуйте сформулировать правило об окончании, используя данный вывод.

(слайд 6)

Окончание – это часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении.

Кто скажет, как выделяется окончание на письме? (Прямоугольником). Выделите окончание в существительном декабрь.

Откройте учебник. Прочитайте правило, сравните с тем выводом, который сделали вы.

II. Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся вправо, влево,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту – плюх.

III. Закрепление изученного.

1. Прочитайте (слайд 7)

В нашем городе Сясьстрой все любят … Сясь. Берег … покрыт мелким песком. За … находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят летом проводить время на … Сясь. Они там купаются и загорают.

Какое задание вам можно предложить? (Восстановить текст). Что для этого надо сделать? (Подобрать недостающее слово. Определить связь слов в предложении)

Каким образом? (В подобранном слове определить и написать окончание, задавая устно вопросы к этому слову)

2. Самостоятельная работа с деформированным текстом

Выделить окончание в данном слове.

(слайд 8) Проверьте.

В нашем городе Сясьстрой все любят реку Сясь. Берег реки покрыт мелким песком. За рекой находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят проводить время на реке Сясь. Они там купаются и загорают.

Какое слово подобрали? (Река). Почему? (Подходит по смыслу к этому тексту).

Прочитайте получившийся текст, доказывая и называя окончания.

Любят (что?) реку – окончание -  у

Берег (чего?) реки – окончание -  и

Находится (за чем?) за рекой – окончание -  ой

Любят проводить (на чём?) на реке – окончание -  е

Что изменяли в существительном река? (Окончание). Для чего вы это делали? (Чтобы восстановить связь слов в предложении, и чтобы был понятен текст).

Тема этого текста? О чём? (В городе Сясьстрой есть река Сясь)

Идея? Чему учит? (Любить свой край и гордиться им).

Какой заголовок можно подобрать к этому тексту? (река Сясь)

3. Задание. Запишите слово река и определите: после какой части слова находится окончание.  

Разбор слова по составу.

(слайд 9) Проверьте.

река – окончание -  а, после корня слова рек

А в слове речушка? 

(слайд 10) Проверьте.

Речушка – окончание – а, (нет речушки), основа слова – речушек-, корень слова – -реч-, суффикс - -ушк- 

После какой части слова находится окончание в слове речушка? (После суффикса)

После какой части слова может находиться окончание?

(слайд 11) Вывод

Окончание может находиться как после корня, так и после суффикса.

IV. Рефлексия.

На сколько был интересным для вас урок? Оцените.

V. Подведение итога урока.

О какой части слова вы открыли новое знание? (Об окончании).

Что такое окончание слова? (Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса и служит для связи слов в предложении. На письме выделяется прямоугольником).

VI. Домашнее задание

Знать правило об окончании имени существительного.

Выполнить № по желанию на изученное правило.

На слайде 1 напечатан текст

Дети читают про себя.

Один из учеников читает текст вслух.

Во 2 слайде в существительном декабрь окончания изменены.

Дети читают текст про себя. Один из учеников читает текст вслух.

Высказывание детей.

Дети перед словом декабрь пишут вопрос и изменяют окончания (работа в парах)

Предложения детей.

На слайде 4 – тема урока.

Работа в парах по формулировке правила об окончании. Предложения детей.

На слайде 5 правило об окончании.

На слайде 6 – деформированный текст.

Дети самостоятельно работают в своих тетрадях.

Объясняют ученики.

Самостоятельная работа.

Объясняет один из учеников.

Предложения учеников.

Смайлики.

Ответы учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» Волховского района Ленинградской области. Учитель начальных классов Алексеева Наталья Владимировна . Педагогический стаж – 36 лет . Квалификационная категория – высшая квалификационная категория по должности «учитель». Презентация к уроку «Непроизносимый согласный в корне слова» 2012

Слайд 2

Русский язык

Слайд 3

Декабрь – месяц зимний. В декабрь стоят сильные морозы. В конце декабря все л юди провожают старый год и встречают Новый год.

Слайд 4

Декабрь – месяц зимний. В декабрю стоят сильные морозы. В конце декабрем все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Слайд 5

(Что?) Декабрь – месяц зимний. В (чём?) декабре стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Слайд 6

«Состав слова. Окончание.»

Слайд 7

Окончание – это часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении .

Слайд 9

В нашем городе Сясьстрой все любят рек у Сясь. Берег рек и покрыт мелким песком. За рек ой находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят проводить время на рек е Сясь. Они там купаются и загорают.

Слайд 10

река

Слайд 11

Речушка

Слайд 12

Окончание может находиться как после корня, так и после суффикса.

Слайд 13

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»

Волховского района Ленинградской области.

                                                                                                Учитель начальных классов

                                                                                                Алексеева Наталья Владимировна.

                                                                                                Педагогический стаж – 36 лет.

                                                                                                Квалификационная категория –

                                                                                                высшая квалификационная категория

                                                                                                по должности «учитель».

Урок русского языка

«Непроизносимый согласный в корне слова»

(Образовательная система «Школа России» ФГОС)

                                                                    2014

                                               Русский язык

Тема. Непроизносимый согласный в корне слова.

Цель: повторить и закрепить правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова.

Задачи: - развивать навык видеть и выделять орфограмму;

              - продолжить формирование умений написания словарных слов для обогащения

               словарного запаса учащихся;

             - совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова;

             - закреплять фонетические и синтаксические навыки;

            - развивать внимание, речевые умения, творческие способности,

              санитарно- гигиенические навыки;

            - воспитывать интерес к родному краю.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: нетрадиционный, урок-путешествие с решением проблемно-познавательных задач.

Технология: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация урока, музыкальное произведение П. И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов»), учебник русского языка под редакцией Зелениной, 3 класс, М. «Просвещение», 2013, сладкие призы для учащихся, муляж (заколка) бабочки, смайлики.

Знать по теме урока: правило о написании непроизносимого согласного в коне слова.

Уметь по теме урока: видеть, находить и выделять орфограмму «Непроизносимый согласный в корне слова», объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными.

                                                            Ход урока

I. Вхождение в урок.

(слайд 2)

Звучит музыкальное произведение «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

II. Самоопределение к деятельности.

Постановка цели урока. Определение темы урока.

Цель: создать мотивацию к обучению, объяснить цель урока, заинтересовать и определить тему урока.

1 Вступительное слово учителя.

Урок русского языка я начну с очень древней и мудрой легенды.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить и отправился на луг.

Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет-живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет- мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который был умным человеком сказал: «Всё в твоих руках»

(слайд 3)

                  «Всё в твоих руках!»

Как понимаете смысл этого высказывания?

Учитель подводит итог по высказываниям детей.

Человек сам может строить своё счастье, свою судьбу.

В ваших руках. В ваших силах на этом уроке познать чудные законы родного языка и повторить тему, над которой работали.

Над какой темой работали на прошлом уроке? (Правописание непроизносимого согласного в корне слова). Мы продолжим эту работу. Определите тему урока.

(слайд 4)

   «Непроизносимый согласный в корне слова.»

Урок наш необычный. Это урок-путешествие за сокровищами злого Кощея Бессмертного. Для путешествия нам понадобится карта. Состоять она будет из познавательных задач, решая которые, вы будете продвигаться вперёд. В путь!

III. Работа по теме урока. (слайды 5,6,7,8,9,10.)

1. Рассмотрите карту нашего путешествия и назовите основные этапы урока

2. Город «Буковка».

Начнём путь с города «Буковка», где вас встречают буквы: (слайд 11)

          л    и    д    т    е    у    в    а    э

На какие две группы можно поделить эти буквы? (Гласные и согласные)

Напишите в тетради ту группу букв, которых меньше по количеству.

(слайд12)

                              л     д     т     в

Проверьте. У кого другие буквы?

Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами (устно).

1-ый ученик: [л] –согласный, звонкий, непарный.

2-ой ученик: [д] – согласный, звонкий, парный, пара - [т]

3-ий ученик: [т] – согласный, глухой, парный, пара – [д]

4-ый ученик: [в] – согласный. Звонкий, парный, пара – [ф]

 Подчеркните лишнюю букву.

Проверьте. Внимание на экран. (слайд 13).

                                       л 

Почему именно л записали с парными д т в? Ведь в азбуке много других согласных: м р з?

Л – непроизносимый согласный. Какие ещё согласные относятся к непроизносимым? (д т в)

 3. Словарно-орфографическая работа (слайды14,15)

Вы прошли первый этап путешествия.

(слайд16)

Перед вами озеро словарных слов. В нём плавают необыкновенные рыбки. Чтобы переплыть это озер, надо расшифровать слова на каждой рыбке (слова записать в столбик).

(слайд17)

                          пмщь

Ученик расшифровывает и объясняет написание слова. Остальные дети записывают в тетрадь.

Помощь – первый слог ударный, во втором слоге слышу безударный гласный [а], проверочное слово-помощник, поэтому в слове помощь напишу букву [о].

Проверьте. Внимание на экран. (слайд18)

                           помощь

(слайд19)

                           прзднк

Ученик расшифровывает и объясняет написание слова. Остальные дети записывают в тетрадь.

Праздник – первый слог ударный, непроизносимый согласный [д], проверочное слово праздь-нерабочий день.

Проверьте. Внимание на экран. (слайд20)

                               праздник

(слайд21)

                                  пчтльн

Ученик расшифровывает и объясняет написание слова. Остальные дети записывают в тетрадь.

почтальон – третий слог ударный, в первом слоге безударный гласный: [а], проверочное слово – почта, поэтому в первом безударном слоге напишу букву [о].

Проверьте. Внимание на экран. (слайд22)

                             почтальон

Определите и подчеркните слово, которое поможет перейти к следующему этапу работы, опираясь на тему урока.

(слайд23).

                                Праздник

Проверьте. У кого другое слово?

Выполните краткий фонетический разбор этого слова.

Объясняет один из учеников.

(слайды24, 25, 26, 27, 28 посвящены фонетическому разбору слова)

В слове праздник – 2 слога (так как в слове два гласных: [а] [и]), 7 звуков: [п], [р], [а], [з], [н], [и], [к]. 8 букв: п, р, а, з, д, н, и. к.

почему букв больше, чем звуков? (Непроизносимый согласный д)

4. Синтаксическая работа. (слайд29)

Вы прошли второй этап.

Перед вами лес. Чтобы не заблудиться, устно составьте предложение со словом праздник (так как наш урок-это праздник) и со словом лес (вы оказались в лесу).

Я тоже придумала предложение.

(слайд30)

(В) л.су н.ступил радос.ный праз.ник.

Задание. Запишите предложение в тетради. Приготовьтесь объяснять орфограммы.

(слайды 31, 32, 33,34,35,36,37,38 посвящены разбору предложения)

Один из учащихся объясняет все орфограммы, пропущенные в предложении.

Объяснение орфограмм.

1) Начало предложения пишется с большой буквы.

2) В-это предлог, вставляется вопрос (в чём?)

3) лесу- в первом слоге безударный гласны и, проверочное слово-лес, поэтому, в слове напишу букву е. 

4) наступил- приставка- на, пишется: а, нет приставки: но.

5) радостный – непроизносимый согласный [т], проверочное слово-радость.

6) праздник – непроизносимый согласный [д], проверочное слово: праздь - нерабочий день.

7). В конце предложения – точка. Это предложение повествовательное. Простое. Распространённое.

В лесу наступил радостный праздник.

Определите и выделите основу предложения.

Один из учащихся объясняет, остальные-проверяют свои работы.

1). В предложении говорится о празднике. (что?) праздник-это подлежащее, подчеркну одной чертой, выражено именем существительным неодушевлённым, нарицательным.

2). Что говорится о празднике? Что праздник сделал? Наступил-это сказуемое, подчеркну двумя чертами, выражено глаголом прошедшего времени.

Праздник наступил-основа предложения.

Запись.

 В лесу наступил радостный праздник.

Не пробраться через лес.

Как по-другому можно назвать такой лес?

1). Роща-небольшой, чаще лиственный лес.

2). Чаща-густой, частый лес, заросли.

3). Бор-лес из одинаковых пород деревьев (сосновый бор).

5. Физкультминутка.

(слайд 39)

Представьте, что сейчас лето. Вокруг цветы, летают бабочки, стрекозы, шмели, пчёлы. Поют птицы. А издалека доносится красивая мелодия, под которую хочется кружиться, танцевать и просто наслаждаться.

Кто узнал, что это за музыкальное произведение? Кто автор? («Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик»).

6. Избушка «Непроизносимых согласных» (слайд40)

Вы отдохнули, и впереди новое испытание: избушка «Непроизносимых согласных».

1-ое испытание.

Актуализация опорных знаний.

Цель: восстановить в памяти учащихся правила о правописании непроизносимых согласных.

Учитель. Иногда согласные при произношении

Уберут из слова вдруг-

Сазу ты в сомнении.

1 ученик. Не печалься и не плачь:

Буква не пропала,

Разыщи её в том слове, где она звучала.

2 ученик. Если выйдет затрудненье

И не разрешить сомненье,

И тогда не унываю,

 И словарь я открываю.

3 ученик. Любят в прятки поиграть

«Хитрые» согласные,

А мы можем поискать-

На игру согласны мы.

Позно, позний, позновато-

Какой звук пропал, ребята?

4 ученик. Как проверить, как узнать?

Родственное подобрать!

Опоздать! Опаздывать- вот теперь всё ясно.

Здесь скрывался «хитрый» д,

Нашёл его нам гласный!

5 ученик. Иногда и так бывает,

Вовсе звук не пропадает-

На стыке двух согласных (сн)

Его в слове нет совсем.

6 ученик. Вкусный, гласный, интересный,

Безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный

И ужасный, и напрасный-

Этих слов не забывайте,

Букву т в них не вставляйте!

Повторили правила правописания непроизносимых согласных.

Проверим, сможете ли вы самостоятельно применить эти правила при следующих испытаниях.

2 испытание. (слайд 41, 42)

Задание 1.

Паровоз и два вагона. На паровозе написано «сн», на вагонах-слова.

                         1                                      2

                    прекра.ый                        грус.ый

 «сн»           вку.ый                             изве.ый

                   небе.ый                             преле.ый

Какое задание можно предложить? (Вставить пропущенные буквы: сн или стн в слова, подобрать проверочные слова). Определить, какой вагон к паровозу прицепили правильно. А какой-неправильно.

Запись в тетради:

I вариант: прекрасный-прекрасен

                  вкусный-вкусы

                  небесный-небеса

II вариант: грустный-грусть

                   известный-известие

                   прелестный-прелесть

(слайды 43, 44, 45, 46, 47, 48-проверка по этому заданию)

Проверка.

I вариант: прекрасный- проверочное слово-прекрасен, вставлю: сн;

вкусный-проверочное слово-вкусы, вставлю: сн;

небесный-проверочное слово-небеса, вставлю: сн.

(слайд 49, 50)

Этот вагон со словами уедет с поездом, так как на поезде «сн».

II вариант: грустный-проверочное слово-грусть, вставлю: стн;

известный-проверочное слово-известие, вставлю: стн;

прелестный-проверочное слово-прелесть, вставлю: стн.

Этот вагон со словами лишний.

3 испытание.

Задание 2. (слайд 51)

слове                                        зло

согла      сный                          гру     стный

интере                                      опа

вла                                            че

Какое задание можно предложить по этой записи?

(Составить слова из левой и правой части столбиков).

Когда будете составлять, подбирайте проверочные слова (устно). Только после этого вы поймёте, какая проблема скрывается под этим заданием.

(слайд 52)

Взаимопроверка.

Проверка слов первого столбика.

1 ученик.

словесный-словеса

согласный-согласие

интересный-интересен

властный-власть

Вывод. В этом столбике лишнее слово властный, оно из второго столбика.

2 ученик.

злостный-злость

грустный-грусть

опасный-опасен

честный-честь

Вывод. В этом столбике лишнее слово опасный, оно из первого столбика.

(слайд53). Проверьте.

Какая проблема скрывалась под этим заданием? (В каждом столбике найти лишнее слово и доказать.)

Как решали эту проблему? (Подбирали родственное проверочное слово).

7.Работа с учебником. (слайды54, 55)

Цель: проверить умения находить и правильно писать изученную орфограмму.

Путешествие продолжается и вас ждёт работа с книгой.

№241

Ученик читает вслух задание.

Работа в тетради, записывать в столбик (устно доказать)

Запись в тетради: солнце

                               прелестный

                               здравствуй

                               ненастный

                               грустной

(слайды56, 57, 58. 59, 60, 61, 62-проверка выписанных слов)

                            прелестный

                            здравствуй

                           ненастный

                           грустной

Проверьте. С чем не согласны?

(Пропущено слово солнце. Непроизносимый согласный: л, проверочное слово-солнышко.)

IV. Итог урока и домашнее задание. (слайд63, 64)

Вот и закончилось наше путешествие. Вы справились со всеми заданиями и дошли до замка Кощея Бессмертного.

(слайд65). А вот и сокровища. Похлопаем в ладоши, что путешествие удалось.

Достигли цели урока? Назовите её. (Повторить и закрепить правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова).

Вспомните эпиграф урока. («Всё в твоих руках!»)

В ваших руках ещё раз доказать себе, что ты сможешь самостоятельно выполнить домашнее задание. А № вы выполните по своему желанию, опираясь на тему урока.

V. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке? Что показалось трудным? Оцените свою работу на уроке.

Спасибо за урок!

Награждение учащихся сладостями из сокровищницы Кощея Бессмертного                

Музыка продолжается

Под звуки музыки учитель рассказывает легенду.

(Во время рассказа)

Учитель, подойдя к экрану, на котором изображён луг с цветами и порхающими над ним бабочками, имитирует ловлю бабочки и сжимает её между ладонями, демонстрируя всё это учащимся.

Музыка произведения «Вальс цветов» затихает. На экране появляется запись.

Ответы учащихся.

После ответа ученика появляется тема урока.

На экране-карта путешествия.

При названии основных этапов урока, высвечивается каждый этап.

Один из учащихся вслух читает (называет) основные этапы урока.

Ответы учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

Если у кого-то из учеников ответ другой, то он доказывает.

На экране – карта.

На экране – картинка озера с рыбками.

Выплывает первая рыбка, на которой запись: пмщь

Первая рыбка уплывает.

Выплывает вторая рыбка, на которой запись: прзднк

Вторая рыбка уплывает.

Выплывает третья рыбка.

Третья рыбка уплывает.

На экране остаются расшифрованные слова.

Дети подчёркивают слово праздник

Дети самостоятельно выполняют работу в тетради

На экране по мере объяснения:

1) на слоги

2) счёт и название звуков

3) счёт и название букв

На экране – карта.

Варианты предложений.

Учитель произносит свой вариант предложения.

При объяснении ученик работает за компьютером. Орфограммы появляются по щечку.

На экране –запись предложения.

Самостоятельная работа.

После объяснения, подчёркивание подлежащего.

После объяснения, подчёркивание сказуемого.

Подчёркивание основы предложения.

Работа со словарём.

Звучит музыкальное произведение «Вальс цветов», под которую дети выполняют танцевальные движения.

Музыка затихает.

На экране-карта.

На экране поезд с двумя вагонами.

Самостоятельная работа по вариантам: I вариант работает со словами из первого вагона, II вариант-со словами второго вагона.

При объяснении орфограммы появляются по щелчку.

Первый вагон уезжает с паровозом.

Второй вагон отцепляется от состава и исчезает.

Варианты предложений.

Дети самостоятельно составляют слова, устно подбирая к ним проверочные слова.

Варианты ответов детей.

На экране-карта.

Работа в парах.

Проверка осуществляется по щелчку.

Ответы учащихся.

Смайлики.

Прилагается к конспекту урока «Непроизносимый согласный в корне» презентация «Непроизносимый согласный в корне». Выполнила учитель начальных классов Алексеева Наталья Владимировна. Педагогический стаж – 36 лет. Квалификационная категория – высшая квалификационная категория по должности «учитель».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройска средняя общеобразовательная школа №1»

Волховского района Ленинградской области

                                                                                       Алексеева Наталья Владимировна -

                                                                                       учитель начальных классов.

                                                                                        Педагогический стаж – 36 лет.

                                                                                        Квалификационная категория –

                                                                                        высшая квалификационная категория

                                                                                        по должности «учитель».

Урок по литературному чтению

«Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

(Образовательная система «Школа России» ФГОС)

                                                                      2013

                                             Литературное чтение.

Тема: чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Цель: научить читать и анализировать басню, раскрывая её идею

Задачи: - формирование навыков чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность);

- формирование навыка работы с басней (ответы на вопросы, тема, идея);

- формирование навыка связной речи;

- воспитывать на примере басни недоверие к льстивым речам, бороться с невежеством, глупостью;

- воспитывать любовь к поэзии, к литературе, искусству;

- формировать навыки самостоятельности;

- воспитывать трудолюбие и достижение цели;

- учить анализировать ответы товарищей и свою работу;

- воспитывать сознательную дисциплину, уметь дорожить временем урока, санитарно-гигиенические навыки.

Тип урока: новая тема.

Вид урока: урок-беседа с решением проблемно- познавательных задач.

Технология: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего обучения и дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация с иллюстрацией к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица», учебник «Литературное чтение», 3 класс, Климановой.

Для инсценировки: костюм лисы и маска вороны.

                                               Ход урока

I. Вхождение в урок.

Проверьте вашу подготовленность к уроку (наличие учебных принадлежностей).

II. Постановка цели урока.

Цель: создать мотивацию к обучению, заинтересовать детей в определении темы урока.

На уроке литературного чтения вы познакомитесь с одним из пороков, который автор высмеивает в своём произведении. Прежде чем начнём работать над произведением, рассмотрите иллюстрацию.

III. Новая тема (слайд 1)

1. Работа с иллюстрацией.

Кого видите? (Ворону и Лису).

Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра).

Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).

Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).

Кто же герои этой иллюстрации? (Ворона и Лиса).

Как может называться произведение, иллюстрацию к которому вы сейчас рассмотрели? (Ворона и Лиса).

Чем всё может закончиться? Сумеет ли Лиса отобрать сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).

На этот вопрос вы сможете получить ответ, послушав чтение самого произведения.

2. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» учителем наизусть.

Что за произведение я прочитала? (Это басня. Авторская: И. А. Крылов. Относится к художественной литературе).

Докажите, что это басня.

(Басня- небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки, недостатки: лживость, хитрость, жадность, глупость, заносчивость и так далее.  В баснях, обычно, действуют животные, предметы, иногда и люди, в которых ярко проявляются и высмеиваются черты характера людей.  Часто басня заканчивается или начинается моралью, в которой заключается поучительный смысл произведения).

Определите тему урока.

Сравните. (слайд 2)

Тема: чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Что больше всего понравилось или запомнилось при моём чтении басни? Что бы вы хотели ещё раз послушать из басни?

О чём эта басня? (Как Лиса хотела выманить сыр у Вороны).

Удалось ей это? (Да).

На какой вопрос вы должны получить ответ? (Почему Лисе удалось выманить сыр у Вороны?)

3. Чтение басни детьми про себя для осмысливания текста.

Какие слова в тексте басни вам были непонятны?

4. Коллективная работа по осмысливанию непонятных для детей слов.

5. Подготовительная работа перед чтением басни детьми вслух.

Какова Лиса в изображении И. А. Крылова? (Лукавая, хитрая, умная, плутовка).

Проследите, как она действует? (На цыпочках. Осторожно, чтобы не спугнуть Ворону).

Подумайте, как надо читать эти строки. (Медленно, вкрадчиво).

Как, по-вашему, надо читать разговор Лисы с Вороной? (Вкрадчиво, но и с усмешкой).

В каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны? (Постепенно с нарастанием качеств).

Для чего это нужно Лисе? (Войти в доверие, вскружить голову Вороне).

6. Чтение басни детьми вслух по четверостишьям с разбором по осмысливанию басни.

1-ое четверостишье.

Вопросы по осмысливанию 1-го четверостишья:

Что Бог послал Вороне? (Кусочек сыру).

Значит, какой по размеру этот кусочек? (Небольшой).

Часто ли Вороне приходится лакомится сыром? (Нет).

Этот кусочек сыра дорог для Вороны? (Да).

Вывод: сыр для Вороны очень дорог.

Почему автор употребил слово «взгромоздясь», а не просто села? (Ворона-птица крупная, неуклюжая).

«Позавтракать». Какое время суток? (Утро).

«Совсем уж было собралась». «Собралась» - каким словом можно заменить? (Хотела).

«Призадумалась». Может Ворона о чём – то думать? (Нет. Мыслить и думать может только человек).

Чтение следующих 3 – х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

Как понять «на ту беду»? (Лиса – хитрый зверь, любит полакомиться за чужой счёт. Автор как бы предупреждает).

«Близёхонько». Как понять? (Совсем рядом).

Что заставило Лису остановиться, когда она бежала по лесу? (Сырный дух). Как понять «Сырный дух»? (Запах сыра).

Чтение следующих 4-х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

Как понимаете слово «пленил»? (Взял в «плен», т. е. притянул к себе).

В начале автор говорит, что Лиса просто бежала, а когда почувствовала запах сыра, как изменились её действия? Прочитайте.

«На цыпочках подходит,

Вертит хвостом, …глаз не сводит,

…говорит сладко, чуть дыша.»

Как понимаете «на цыпочках»? (Тихо, чтобы не спугнуть Ворону).

«Вертит»? (Виляет хвостом: рада находке).

«Глаз не сводит»? (Внимательно следит).

«Говорит сладко, чуть дыша»? (Нараспев, медленно, ласково, нежно).

«Голубушка». Кого так называют? (Близкого, приятного, любимого).

Для чего всё это? (Войти в доверие к Вороне, чтобы добиться своей цели).

Чтение следующих 4-х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

На самом ли деле так хороша Ворона, как обрисовала её Лиса? (Нет).

Для чего Лиса говорит неправду? (Чтобы расположить Ворону к себе, чтобы Ворона поверила Лисе).

Для чего Лисе это надо? (Добиться своей цели, а её цель - сыр).

«Шейка, глазки, пёрышки, носок, голосок» - в какой форме употребил автор эти существительные? (В ласкательной форме). А на самом деле, как можно сказать о Вороне? (Шея, глаза, перья. Нос, голос).

«Право»? (Правда).

Чтение следующих 3-х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

Как Лиса обращалась к Вороне? Какими словами называла? Найдите в тексте, прочитайте. («Голубушка, светик, сестрица, царь – птица, мастерица»).

Как звучат эти слова? (Ласково).

Может Ворона быть «царь – птицей»? (Нет).

Голос «ангельский»? (Приятный).

На самом деле это всё так? (Нет. У Вороны голос громкий, хриплый. неприятный).

«Вещуньина»? (Та, кому все эти слова).

«Вскружилась»? (Перестала понимать, что происходит вследствие сильного увлечения).

«Спёрло»? (Перехватило дыхание).

Какой цели добивалась Лиса?  (Задобрить и отвлечь Ворону от сыра).

Чтение последних 5-ти строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

«Приветливы слова»? А на самом деле? (Насмешливые).

Добилась Лиса своей цели? (Да).

Каким образом она этого добилась? (Лестью, обманом, используя всё своё мастерство).

Кого высмеивает автор? (Ворону. За её доверие и глупость). А почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели. (Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела).

Чему учит эта басня? (Не верит льстивым речам).

Чтение морали.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

«Лесть гнусна»? (Внушает отвращение. Противна.)

«Не в прок»? (Не на пользу).

Какая строка стала крылатой фразой? Прочитайте.

(слайд 3) «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Как понимаете смысл этой фразы? (Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого).

7. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.

Дружно руки вверх подняли.

В стороны, вперёд. Присели.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

8. Работа над выразительным чтением басни.

Задание. Самостоятельно расставить паузы и логические ударения.

Каким голосом говорить за Лису? За автора? Разница? (Лиса – с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ).

9. Выразительное чтение басни детьми

1) про себя        

2) чтение всей басни вслух

IV.Итог урока.

Над чем работали на уроке? (Над басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»).

Какова тема этого произведения? (Лиса лестью выманила у Вороны лакомый кусочек сыру).

Идея? Чему учит басня? (не верить льстивым речам. А значит, и льстецам). А почему? Ведь так приятно услышать о себе хорошее? (Это неправда, обман, ложь).

V. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

1) научиться читать басню и ответить на вопросы после басни.

Желающие могут попробовать выучить басню.

2) Вспомнить произведения, в которых главное действующее лицо – Лиса.

VII. Инсценировка басни «Ворона и Лисица» заранее подготовленными учащимися.

 

 

 

На слайде 1 иллюстрация

  к басне И. А. Крылова

«Ворона и Лисица».

Учебники закрыты. Тему учитель не называет. Дети рассматривают иллюстрацию.

Определение басни дети уже знают с 1-2 классов. Учащиеся дают определение, что такое басня.

Дети определяют тему урока.

На слайде 2 открывается тема урока.

Прочитывание учителем наизусть понравившихся отрывков из басни.

Работа со словарём.

Читает ученик.

Читает ученик.

Читает ученик.

Читает ученик.

Варианты ответов детей.

Читает ученик.

Чтение детьми.

Читает ученик.

Варианты ответов детей.

Читает ученик.

Зачитывает ученик.

Варианты ответов детей.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель проходит между рядами, просматривает, помогает.

Спросить нескольких учащихся.

Смайлики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» Волховского района Ленинградской области. Учитель начальных классов Алексеева Наталья Владимировна . Педагогический стаж – 36 лет . Квалификационная категория – высшая квалификационная категория по должности «учитель ». Презентация к уроку «Чтение и анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» 2013

Слайд 2

Литературное чтение

Слайд 4

Чтение и анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Слайд 5

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Слайд 6

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль метода проектов на уроках иностранного языка в начальных классах средней школы

Эта работа посвящена использованию методики проектов в обучении английскому языку учащихся начальных классов....

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

«Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века». Мастер-класс учителей начальных классов Бирюковой Ольги Владимировны и Храмцовой Любови Алексеевны

Очень удачным нам кажется курс литературного чтения Л.А. Ефросининой. Нравятся замечательные авторы-классики русской и мировой литературы, интересные разножанровые произведения, разнообразие форм фоль...