Жизнь и подвиг блаженной Ксении Петербургской.
статья по орксэ (4 класс) на тему

Этот материал я готовила как проектную работу на курсы по ОПК. Прочитав книгу об этой святой, я постаралась кратко и доступно поместить её в свою работу. Этот материал может пригодиться при подготовке к урокам ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра воспитательных систем

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: «Жизнь и подвиг блаженной Ксении Петербургской»

Слушатель курсов

«Основы православной культуры»

Новикова Анжелика Евгеньевна

МБОУ «СОШ №6»

город Сергиев Посад

Руководитель: старший преподаватель

кафедры воспитательных систем

Яшкина Ирина Сергеевна

Москва, 2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. О подвиге юродства.                                                                              -3-
  2. Первые двадцать шесть лет.                                                                  -6-
  3. Смерть и похороны мужа.                                                                     -7-
  4. Бездомная странница.                                                                            -8-
  5. О прозорливости блаженной Ксении.                                                   -10-
  6. Предсказание смерти Императрицы Елизаветы Петровны.                -12-
  7. Молитвы о грешных.                                                                             -15-
  8. Последние подвиги.                                                                               -17-
  9. Кончина и почитание блаженной Ксении.                                            -18-
  10. О часовне и канонизации блаженной Ксении.                                      -20-
  11. Послесловие.                                                                                           -24-
  12. Используемая литература.                                                                     -26-

О ПОДВИГЕ ЮРОДСТВА.

Блаженными в древней Руси назывались юродивые, причисленные к лику святых. Юродивыми именовались люди со странностями, безумцы, пророки и чудотворцы. Юродство приравнивалось к своего рода христианскому знаку отличия, такие люди считались отмеченными самим Господом, который даровал им исцеление или дар предвидения.

Тяжёлый и великий путь юродства Христа ради, то есть путь полного отрешения от всего земного, человеческого, путь постепенного восхождения от нищеты духа до готовности положить душу свою за други своя, считается одним из величайших подвигов христианского благочестия.

Ради Христа юродивые отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни, но также, часто, и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на неё как на выполнение определённых этических норм.

Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубокого развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намёками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного.

Юродивые сознательно шли на всевозможные унижения и оскорбления.

Этим они хотели распять в себе мать всех пороков людских – гордость житейскую и начальника гордости – диавола.

Своим странным видом, странными поступками, резкими, а иногда и грубыми обличениями неправды и беззаконий людских они вызывали к себе насмешки, оскорбления, брань, побои. Но юродивые, взирая своими мысленными очами на великого безропотного страдальца – Христа, всё это сносили безропотно.

Первою во времени юродивою была святая Исидора, подвижница IV  века, жившая в одном из монастырей Египта (преставилась около 365 года).

Из других юродивых Греческой Церкви известны преподобный Серапион Синдонит, преподобный Виссарион Чудотворец, святой Симеон, преподобный Фома, святой Андрей и некоторые другие.

С первых же годов после принятия христианства на Святой Руси появились и юродствующие Христа ради. Первым из таких подвижников у нас на Руси был преподобный Исаакий, чернец Киево-Печерской Лавры.

Полная отрешённость от мира и служение Христа ради юродивых исключительно только добру, правде и истине, их беспримерная смелость в обличении неправды сильных мира  сего и готовность положить душу свою за други своя, делали юродивых в глазах народа «людьми Божиими», людьми, живущими в Боге и для Бога.

И многочисленные случаи необычайной прозорливости, предсказание будущего, или чрезвычайные дары чудотворений у многих юродивых подтверждали справедливость этого взгляда.

Так, святой Андрей юродивый однажды удостоился необыкновенного видения Богоматери, с сонмом Ангелов, апостолов и святых, молящейся за мир христианский и покрывающей его Своим омофором; в другой раз он удостоился зреть райские обители; он же предсказал одному грабителю, что тот ослепнет, если решится ограбить могилу. Грабитель не внял словам юродивого, осквернил могилу и тотчас же ослеп.

Василий Блаженный Московский, сидя в Москве на царском пиру, затушил пожар в Новгороде; спас, также оставаясь в Москве, персидских купцов, погибавших от бури в Каспийском море; ходил по водам.

Вот почему уже с времён первых христиан как в Греции, так и особенно у нас, на Руси, многие из юродивых за свою благочестивую, подвижническую жизнь были причислены к лику святых; в их честь воздвигались храмы.

У нас, на Руси, Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Псков – Николая Саллоса, Устюг – Прокопия и Иоанна, Ростов – Исидора, Москва – Василия Блаженного и Максима, Калуга – Лаврентия.

Юродивые были не только во времена Древней Руси. Множество юродивых было в XVIII, XIX и даже XX веке. Можно указать, например, на Фаддея – юродивого Петрозаводского, Алексея Стефановича – юродивого Ростовского Борисоглебского монастыря, Пелагею Ивановну – юродивую Дивеевскую, Антония Алексеевича – юродивого Задонского, Андрея – юродивого Мещовского, Домну Карповну – юродивую Петербургскую и многих других.

***

И одна из величайших юродивых на Руси – святая блаженная Ксения Петербургская, повторившая в XVIII веке, веке просвещённого абсолютизма, подвиги древних отцов Церкви.

Она познала сама, как непрочен и преходящ земной мир, и в двадцать шесть лет, после счастливой и обеспеченной семейной жизни, отказалась от всего, чтобы окунуться в людское горе.

Своей жизнью она показывала, как неправильно всё, к чему мы стремимся.

Мы стремимся разбогатеть и молимся об этом, - блаженная Ксения отказалась о денег, имущество раздала нищим; жила как птицы небесные.

Мы любим модную и дорогую одежду, украшения, уют, удобства, - блаженная Ксения зимой и летом ходила в юбке и кофте из простого холста.

Мы стремимся достичь положения в обществе, преклоняемся пред знатными и сильными мира сего, пред богатыми, избегаем нищих и обездоленных – тех, кто потерпел в жизни несчастье или беду, - блаженная Ксения не только добровольно приняла бедность, но и жила среди самых низших и бесславных обитателей столицы, и в этих людях старалась разжечь искру Божию, которая незаметно тлеет в душе каждого человека.

***

Её называют блаженной, потому что умом она всегда пребывала в Боге, в мире непрестанной молитвы. И начав путь своего нравственного самоусовершенствования с нищеты духа, блаженна Ксения была и плачущей, и алчущей, и жаждущей правды, была и кроткой, и милостивой, была миротворцем и чистой сердцем.

И теперь, достигнув Царствия Небесного, она зрит славу Господа, но духовно видит и страдания людей на земле. Она видит нашу жизнь и наши дела, знает наши скорби и слышит наши горячие молитвы. Она видит и знает, как изнемогаем мы от скорбей, от болезней, от нужды, видит, как уныние сковало наши души, - и, не переставая, ходатайствует о нас перед Богом.

Помолись о нас, святая Ксения. Протоиерей Александр Агейкин МАНГУСТ

Это изображение святой блаженной Ксении сделано с прижизненного рисунка, принадлежавшего святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.

Нам ничего не известно о её родителях и о дате её рождения. Некоторые исследователи полагают, что год рождения Блаженной Ксении – 1731-й.

Ксения Григорьевна была хорошо воспитана, в детстве её обучали грамоте – это делалось в те времена только в семьях дворян или чиновников. Это подтверждает и то, что Ксения Григорьевна была выдана замуж за полковника, не занималась домашней черновой работой.

Дети дворян и чиновников получали воспитание. Девиц, кроме французского языка, обучали ещё «шитью, арифметике, экономии, танцованию, истории и географии, а притом и читанию ведомостей». Не только дворяне, но даже купцы посылали своих детей учиться за границу.

Но если мы ничего не знаем о дозамужней жизни Ксении Блаженной, то достаточно полно можем представить её замужнюю жизнь.

Ксения Григорьевна вышла замуж, когда ей было уже двадцать два с половиной года.

Как рассказывали все знавшие и помнившие блаженную  Ксению жители Петербургской стороны, с мужем у неё было родство душ, и родство такое, что один не мог жить без другого.

Муж Ксении Григорьевны, Андрей Фёдорович Петров, пел в придворном хоре Императрицы Елизаветы Петровны. Пение было строгое, уставное. В состав придворного хора входило около ста отборных певцов, главным образом украинцев.

Современники признавали придворный хор лучшим хором в России. Музыканты, приезжавшие в Петербург из Италии – тогдашнего центра музыкальной культуры, - считали, что такого великолепного хора нет даже у них на родине.

Певчие придворного хора были особенно любимы и выделяемы Императрицей. Многие из них получали воинские чины, а самые выдающиеся – даже дворянские звания. Так, получил в награду потомственное дворянство придворный певчий Яков Шубский. До чина полковника, а затем и управляющего царской капеллой выслужился певец, впоследствии уставщик (регент) Марк Полторацкий. Полковником был Андрей Фёдорович Петров, муж Ксении Григорьевны. Певец Алексей Разум, из простых казаков, обладавший прекрасным голосом, стал графом Разумовским.

Ксения Григорьевна прожила в замужестве с Андреем Фёдоровичем Петровым три с половиной года. Детей они не имели. Ксения Григорьевна любила своего супруга истинно христианской любовью. Во времена набожной Государыни брак хранили свято, относились к нему «как к Таинству нашей веры».

Андрей Фёдорович был часто занят во дворце: придворные хористы пели не только на церковных службах, но и на театральных представлениях и концертах, в операх, которые тогда были особенно популярны; на первых порах царские хористы, не владевшие итальянским языком, распевали оперы по тексту, написанному русскими буквами. Во времена Святок пели на народных представлениях, изображавших картины из Священного писания. По приказанию набожной и благочестивой Императрицы каждый раз, когда по действию должна была появиться Пресвятая Дева, на сцену выносили икону Богородицы.

Ксения же Григорьевна заведовала хозяйством.

По воспоминаниям, Петровы любили читать духовные книги, помогали бедным и нередко совершали подвиги милосердия и любви к ближним.

Жизнь их мирно текла в доме на Петербургской стороне, купленном Андреем Фёдоровичем на приданое своей жены.

Блаженная Ксения знала, что такое семейное счастье, - может быть, потому так часто и откликается она на наши молитвы к ней о семье, о близких.

СМЕРТЬ И ПОХОРОНЫ МУЖА.

С 1755 года в Петербурге свирепствовали эпидемические сыпные болезни – оспа, корь и лопуха (краснуха, скарлатина, сыпь на теле).

В это время, на четвёртом году замужества блаженной Ксении, Андрей Фёдорович заболел «жаром», «горел».

За час до смерти к больному вернулось сознание. Он потребовал священника, исповедовался, приобщился Святых Таин и, подозвав жену, благословил её, сказав:

- Служи Господу Богу нашему, славь Всеблагое имя Его…

Рыдающая Ксения Григорьевна припала к ногам мужа… Труп окоченел, ночь прошла, а Ксения Григорьевна на могла оторваться от своего дорогого покойника и казалась потерявшей рассудок.

На другой день Ксению Григорьевну было трудно узнать: за ночь она постарела и поседела…

На похоронах мужа Ксения Григорьевна не казалась такой уже убитой, как в первые дни, хотя все знакомые видели, что с ней что-то произошло и она «на себя не походит». Ксения Григорьевна твёрдо шла за гробом, как-то по–особому резки и порывисты были все её движения, но лицо сделалось неподвижным, глубокие складки залегли на лбу и у рта. Всех, кто пришёл проститься с полковником Петровым, удивляла одежда вдовы: Ксения Григорьевна провожала гроб, надев бельё, камзол, кафтан, штаны и картуз своего мужа.

«Андрей Фёдорович не умер, - сказала она окружающим. – Умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Фёдорович здесь, перед вами, он жив и будет ещё долго жить, будет жить вечно».

Мужа хоронили на Васильевском острове, и на кладбище Ксения Григорьевна просила молиться за упокой души «рабы Божией Ксении», говоря:

«Бедный Андрей Фёдорович осиротел, один остался на свете…»

Прасковья Ивановна Антонова, жившая в доме Андрея Фёдоровича Петрова на правах домоправительницы, пробовала утешить молодую вдову.

«Как же ты жить будешь теперь, матушка?»-спросила Прасковья Ивановна.

«Похоронил свою Ксеньюшку, теперь Андрею Фёдоровичу ничего не нужно. Дом я подарю тебе, Прасковья, только ты бедных даром жить пускай; вещи сегодня же раздам все, а деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении души рабы Божией Ксении…»

«И полно, моя милая, - отвечала Прасковья Ивановна, - не дело говоришь… Где сама жить будешь?»

Прасковья Ивановна даже обратилась к начальству покойного Петрова, желая спасти имущество вдовы, но Ксения Григорьевна была нормальна, здорова, и никто не в праве был мешать ей распорядиться своим имуществом по собственному усмотрению.

На другой же день Ксения Григорьевна передала дом Антоновой, раздарила и раздала имущество. Как вдове придворного певчего, Ксении Григорьевне полагался пенсион, но от пенсиона она отказалась.

Одевшись в кафтан мужа, в который могла закутаться с головой, Ксения Григорьевна покинула свой дом.

Родственники мужа, недовольные поступком молодой вдовы, всё-таки жалели её и предлагали у себя приют или помощь, но Ксения Григорьевна от всего отказывалась.

Теперь у неё не было ничего. Она отреклась от всех благ мира, отреклась от званий и богатства и, более того, отреклась от себя самой. Она оставила своё имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой жизненный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительного подвига любви к ближнему.

Она приняла на себя особый подвиг христианского подвижничества – подвиг юродства Христа ради.

БЕЗДОМНАЯ СТРАННИЦА.

Облачившись в костюм мужа, то есть надев его бельё, кафтан, камзол, блаженная Ксения целыми днями бродила по Петербургской стороне, по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфея.

Здесь её многие знали и при встрече выражали сочувствие и соболезнование о смерти мужа, но блаженная Ксения всем говорила, что умер не Андрей Фёдорович, а его жена – Ксения Григорьевна.

Где жила, где спала ночью блаженная Ксения, едва одетая, почти не обутая, осталось известным одному только Господу Богу.

29 января 1757 года был издан указ, которым по петербургским улицам запрещалось бродить нищим и увечным, - не после ли этого указа полиция стала следить за блаженной Ксенией? Выяснилось, что блаженная Ксения уходит на ночь в поле, становится на колени, попеременно делает земные поклоны на все четыре стороны света и не встаёт с молитвы до самого восхода солнца. Видели, как после долгой молитвы в поле блаженная Ксения пошла полоть соседний огород бедного мещанина; утомившись, она тут же заснула между гряд.

Все сорок пять лет блаженная Ксения прожила, не имея ни комнаты, ни угла, ни тёплой одежды и никогда не зная, что она будет есть завтра.

Мы можем лишь удивляться тому, как могла она выдерживать наши проливные, пронизывающие до костей осенние дожди, наши страшные, трескучие морозы! Нужно или обладать здоровьем сверхчеловеческим, или носить в себе такой сильный внутренний духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным.

Но, припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятные для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги блаженной Ксении считать небывалыми, невозможными для человека во плоти.

«Все хотят быть со Христом прославленным и превознесённым. Но мало кто хочет нести со Христом крест, поругание, уничижение, посмеяние и терпеть скорбь», - писал великий современник блаженной Ксении святитель Тихон Задонский.

И, желая уподобиться Спасителю, блаженная Ксения стала кроткой и смиренной. Целыми днями, зимой и летом, в зной и в стужу, скитаясь по улочкам, подвергаясь нападкам и насмешкам, блаженная Ксения непрестанно молилась и безропотно несла свой спасительный крест.

Злые люди, и особенно уличные мальчишки, глумились, смеялись не только над странной одеждой блаженной Ксении, но и над её непонятными для многих словами, её кротостью, её незлобием.

Но перед блаженной Ксенией всегда стоял образ великого, безвинного Страдальца – Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплёвывания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и блаженная Ксения так же безропотно сносила глумления над собою.

«Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, - учит преподобный Ефрем Сирин, - следующие: считать себя самым грешным перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело. Никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, ил нерадивее его самого, но всегда всех хвалить и прославлять. Никого никогда не осуждать, не уничижать, ни на кого не клеветать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить. Когда же спросят и есть намерение или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить тихо, спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом. Ни в чём не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить – ни о вере, ни о чём другом, но если говорит кто хорошо, сказать ему: «Да», а если плохо, отвечать: «Сам знаешь». Быть в подчинении и гнушаться своей волей, как чем-то пагубным. Смотреть всегда в землю, иметь перед глазами свою смерть. Никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему. С радостью переносить обиды, уничижения и утраты. Ненавидеть покой и любить труд. Не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения; и блажен, кто их имеет, потому что здесь ещё начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог является в нём, и делается он наследником Небесного Царства».

Именно такого смирения и достигла блаженная Ксения.

«Смирение, - пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, - нельзя приобрести без нищеты (то есть без отвержения мира, всех богатств и ненужных вещей, без нестяжательности). Без неё никак невозможно приобрести ни готовности к повиновению, ни силы терпения, ни спокойствия кротости, ни совершенства любви, без которых сердце наше вовсе не может быть жилищем Святого Духа».

Как же мы можем идти здесь вслед за блаженной Ксенией? Вот что советует её великий современник Тихон Задонский:

«Нужно считать себя грешнее всех прочих. Никого не презирать, никого не осуждать, но всегда внимать себе самому. Избегать славы и чести, а если избежать невозможно, скорбеть об этом. Мужественно терпеть презрение. С людьми обходиться доброжелательно; быть добровольно послушным не только высшим, но и низшим. Все свои дела считать непотребными. Презирать похвалу. Без нужды не говорить, и то умиротворённо и кротко… Это путь низкий, но ведёт к высокому Отечеству – Небу. Если хочешь достичь этого Отечества, иди таким путём…

Каким образом искать смирение? Нужно стараться познать себя, свою нищету, немощь и окаянство и эту немощь почаще рассматривать душевными очами. Размышлять о величии Божием и о своей греховности, о смирении Христа: как любовь его к нам, так и смирение Его ради нас столь велики, что и умом понять невозможно. Размышлять с прилежанием о том, что Святое Евангелие тебе предлагает. Не смотреть на то, что имеешь доброго, но чего ещё не имеешь. Помнить прежние грехи… Добро, которое сделал, приписывать Богу и Его благодарить, а не за своё принимать».

Когда блаженная Ксения ходила по улицам, её почти постоянно преследовала толпа народа. Многие, веря, что блаженная Ксения предсказывает будущее, угадывает судьбу людей, узнаёт мысли человека, считали её безумной.

Но только духовные люди понимали, что блаженная Ксения – человек особый, прикрывающий под показным безумием великие духовные дары.

О ПРОЗОРЛИВОСТИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ.

Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвой блаженная Ксения стяжала благодатный дар прозорливости.

Однажды блаженная Ксения пришла к своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой, которой она когда-то подарила свой дом, и сказала: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!»

Параскева, всегда верившая словам блаженной, тотчас же поняла, что случилось нечто особенное, и поспешила на Смоленское кладбище.

На одной из улиц Васильевского острова, вблизи Смоленского кладбища, Антонова увидела большую толпу. Антонова подошла и постаралась разузнать, что случилось. Оказалось, что извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же, на улице, родила мальчика, а сама скончалась.

Сжалившись на ребёнком, Параскева Антонова взяла ребёнка к себе. Узнать, кто была умершая мать ребёнка, кто был отец, несмотря на старания как полиции, так и самой Антоновой, не удалось, и ребёнок остался на руках у Параскевы. Она воспитала его, дала прекрасное образование. Впоследствии он сделался видным чиновником и до самой смерти заботился о своей приёмной матери, будучи для неё самым почтительным и горячо любящим сыном. С глубоким благоговением относился он также и к памяти блаженной Ксении.

Недалеко от часовни блаженной Ксении  - могила Евдокии Денисьевны Гайдуковой, скончавшейся в 1827 году. Блаженная Ксения любила Евдокию Гайдукову и иногда посещала её дом.

Однажды блаженная Ксения зашла к Гайдуковой днём, перед обедом. Обрадованная её приходом, Евдокия Денисьевна тотчас же поспешила накрыть на стол, усадила блаженную Ксению и стала угощать её, чем Бог послал. Кончился обед. Евдокия Денисьевна стала благодарить блаженную Ксению за её посещение и извиняться за плохое угощение.

«Не взыщи, - говорила она, - голубчик, Андрей Фёдорович, больше мне угостить тебя нечем, ничего сегодня не готовила».

«Спасибо, матушка, спасибо за твоё угощение, - отвечала Ксения, - только лукавить – то зачем? Ведь пожалела же ты дать мне уточки!»

Евдокия Денисьевна сконфузилась; в печи у неё действительно была жареная утка, которую она приберегла для отсутствующего мужа. Тотчас же бросилась Евдокия Денисьевна к печке и стала вынимать оттуда утку.

Но блаженная Ксения тотчас же остановила её: «Нет, нет, что ты? Не надо, не надо, я не хочу утки. Ведь я знаю, что ты радёхонька меня всем угостить, да боишься своей кобыльей головы. Зачем же его сердить?» Кобыльей головой блаженная Ксения называла мужа Евдокии Денисьевны, которого очень не любила за пьянство, грубый характер и за скверную ругань в пьяном виде.

В числе знакомых блаженной Ксении, к которым она иногда наведывалась, принадлежали также вдова Голубева и её семнадцатилетняя красавица – дочь. Ксения очень любила эту девушку за её кроткий, тихий нрав и доброе сердце.

Однажды блаженная Ксения зашла к ним в гости. Мать и дочь сидели за столом и варили на спиртовке кофе.

«Эх, красавица, - сказала Ксения, обращаясь к девушке, - ты вот тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!»

«Как так?! – воскликнула девушка. – У меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то муж да ещё жену хоронит?»

«Иди», - сердито отвечала блаженная Ксения, не любившая возражений.

Голубевы, почитавшую блаженную Ксению за угодницу Божию, хорошо знали, что юродивая никогда не говорит чего-либо напрасно. Они тотчас же отправились на Охту. Здесь они увидели, что к кладбищу направляется похоронная процессия. Голубевы присоединились к провожавшим и вместе с процессией пошли на кладбище. Хоронили молодую женщину, жену доктора, скончавшуюся в родах. В кладбищенском храме началась и кончилась Литургия, затем и отпевание. Покойную понесли на место её последнего упокоения. Вслед за гробом шли и Голубевы. Кончилось и погребение. Народ стал расходиться по домам. Пошли и Голубевы. Но тут они неожиданно натолкнулись на горько рыдавшего молодого вдовца, который, при виде могильно холма над прахом любимой супруги, потерял сознание и бесчувственно свалился на руки подбежавших Голубевых. Они постарались привести его в чувство, познакомились с ним – и через год юная Голубева стала женой доктора. Счастливо и безмятежно прожила она со своим мужем до глубокой старости, при смерти строго завещая своим детям хранить могилу и чтить память рабы Божией блаженной Ксении.

Однажды встретила блаженная Ксения на улице благочестивую женщину, свою знакомую, остановила её и, подавая ей медный пятак с изображением всадника, сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне; потухнет!» Женщина взяла пятак, попрощалась с Ксенией и, недоумевая, что бы значили эти странные слова, пошла домой. Едва она вошла на свою улицу, как увидела, что её дом загорелся. Она не успела даже добежать до своего дома, как пламя было потушено. Тут только поняла она, что означали слова блаженной Ксении: «Возьми пятак…потухнет!»

ПРЕДСКАЗАНИЕ СМЕРТИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ

Одно из самых известных предсказаний блаженной Ксении – предсказание смерти Императрицы Елизаветы Петровны.

В последние годы своего царствования Императрица Елизавета тяжело болела. Всё чаще у неё происходили обмороки, потери сознания. В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1758 года, Государыня пошла пешком из царскосельского дворца к обедне в дворцовую церковь. Как только началась обедня, Императрица почувствовала себя дурно. Она спустилась по крыльцу, дошла до угла церкви и упала без сознания на траву. Народ, пришедший на Литургию из окрестных деревень, выбежал из храма, окружил лежавшую без сознания на траве Императрицу, но никто не смел приблизиться. Свиты возле Государыни не было. Наконец сообщили во дворец, и явились два доктора и придворные дамы. Государыню покрыли белым платком. Елизавета Петровна была высока ростом, тяжела и, падая, сильно ушиблась. Хирург тут же, на траве, пустил Государыне кровь, но она не приходила в сознание. Только через два часа она немного пришла в себя, и тогда её отвели во дворец. Двор и все видевшие это пришли в ужас – о болезни Императрицы тогда мало кто знал.

С тех пор такие припадки стали случаться всё чаще, и после этих припадков Государыня несколько дней чувствовала себя такой слабой, что не могла внятно говорить.

В1761 году Императрице Елизавете стало совсем худо. Незакрывающиеся раны на  ногах и кровотечения, с которыми становилось всё труднее бороться, говорили о близком конце. В это время Елизавета Петровна всё чаще запиралась во дворце, не покидала его, даже министров принимала в спальне.

17 ноября у Императрицы был острый приступ болезни. Оправившись от него и почувствовав себя немного лучше, она пожелала заняться делами. Но дела могли причинить ей лишь огорчение. Известия из армии были не те, каких она ждала, войне не было видно конца. Император Фридрих продолжал сопротивляться, а Бутурлин, командовавший русской армией, воевавшей в Европе уже пять лет, делал глупость за глупостью. Внутри страны нищета и беспорядок росли: «Все повеления без исполнения, главное место без уважения, справедливость без защищения».

Императрица давно уже хотела выехать из своего старого деревянного дворца, где жила под вечным страхом одного из тех пожаров, какие ей часто приходилось видеть на своём веку. Ослабевшая, часто прикованная к постели, она боялась, что пламя застигнет её врасплох и она сгорит заживо. А постройка нового дворца всё не подвигалась. За отделку только собственных покоев Императрицы архитектор Растрелли запрашивал триста восемьдесят тысяч рублей – огромные деньги по тем временам, - и никто не знал, где их взять. В июне 1761 года ему хотели было выдать крупную сумму, но огонь истребил в это время на Неве громадные склады пеньки и льна, причинив их владельцам миллионные убытки и угрожая им разорением.

Императрица Елизавета отказалась тогда от своего дворца и приказала передать пострадавшим деньги, предназначавшиеся для строительства. Это делалось втайне, и об этом поступке Императрицы знали только приближённые. В ноябре же, когда она спросила, помогли ли пострадавшим, выяснилось, что и эти деньги ушли на войну…

 

Лансере Евгений Евгеньевич (1875-1946) Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе

12 декабря Императрице стало опять очень плохо. У неё появился упорный кашель и кровохарканье; её врачи, Мунсей, Шиллинг и Крузе, пустили ей кровь и испугались воспалённого состояния её организма. Пять дней спустя, когда произошло неожиданное улучшение, Олсуфьев отвёз сенату именной указ с повелением освободить большое число заключённых и изыскать средства, чтобы отменить налог на соль, разорительный для народа.

Это был последний политический акт царствования Елизаветы.

22 декабря 1761 года, после сильного кровотечения горлом, врачи объявили, что положение Императрицы опасно. На следующий день она исповедовалась и причастилась Святых Христовых Таин, 24 декабря соборовалась и приказала читать отходную, повторяя за священником слова молитвы. Агония продолжалась всю ночь и большую часть следующего дня.

Елизавета Петровна скончалась, едва вступив в пятьдесят третий год своей жизни.

За пределами дворца никто не знал о том, что происходит с Императрицей. Тем более – на отдалённой Петербургской стороне. Обыватели готовились к Рождеству, а если и обсуждали что-то, то плохие военные новости и растущие цены на продовольствие.

Накануне праздника Рождества Христова, 24 декабря 1761 года, блаженная Ксения целый день бегала по улицам Петербургской стороны и всюду громко кричала:

«Пеките блины, пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!»

Никто не понимал, что означают слова блаженной Ксении.

И только на следующий день, 25 декабря 1761 года, когда по Петербургу вдруг разнеслась страшная весть о смерти Императрицы Елизаветы Петровны – весть тем более поразительная, потому что болезнь Императрицы скрывалась, - жителям Петербургской стороны стало понятно, что словами о блинах, которые пекут для поминальной трапезы, блаженная Ксения предсказывала смерть Императрицы.

Так закончилось царствование благочестивой российской Императрицы.

В эту эпоху, на которую пришлась юность блаженной Ксении, кончилось иго Запада. Россия во время царствования Елизаветы пришла в себя. Это эпоха Ломоносова, это начало Московского университета, гимназий, Академии художеств, первого русского театра. Правительство заботилось об образовании, просвещении, смягчении нравов.

Это было время, благоприятное для Православной Церкви. При Елизавете остававшиеся при Дворе протестанты не смели и слова сказать против Православия, тогда как в царствование Анны Иоанновны Православие открыто гнали. Елизавета Петровна так исповедовала веру отцов, что при ней некоторые из остзейских дворянских фамилий приняли Православие.

Почитала Императрица монастыри. Особую милость Государыня оказала Троице-Сергиевскому монастырю, получившему тогда почётное наименование Лавры. Были основаны два новых женских монастыря – Смольный, на месте при царском Смольном дворце, и Воскресенский, или Новодевичий. В Москве был возобновлён Ивановский монастырь, назначаемый для вдов и дочерей заслуженных людей. Всюду поощрялись постройки православных храмов. Помещикам разрешалось в своих вотчинах не только чинить и обновлять обветшалые храмы, но и строить новые, с тем, чтобы храмосоздатели снабжали эти церкви серебряными сосудами, алтарными принадлежностями со священнослужительскими облачениями, по крайней мере шёлковыми, и отводили в пользу клира пахотные земли и покосы.

В царствование Императрицы Елизаветы выходит первое полное печатное издание Библии, которое стоило многолетних трудов духовным учёным.

В Русской Церкви с Императрицей Елизаветой Петровной навсегда связана икона Знамение Богоматери, впоследствии прозванная Царскосельскою.

В ту ночь, когда был произведён дворцовый переворот, возведший её на престол, Елизавета Петровна молилась пред этой иконой и пред нею дала обет: в случае если достигнет престола, не казнить в своё царствование  ни одного человека.

Затем в благодарность Богоматери, Императрица Елизавета в своём любимом Царском Селе воздвигла близ дворца Знаменскую церковь и торжественно крестным ходом перенесла икону Знамение.

Галерея - Богородица - Икона Божией Матери Знамение Царскосельская Per aspera ad astra - Через тернии к звездам

МОЛИТВЫ О ГРЕШНЫХ

Вся история Церкви строится на подвигах: сначала на страданиях мучеников первохристианства, на самоотверженных трудах столпов Церкви – святителей, а потом на личных аскетических подвигах, на достижениях духа в борьбе с плотью у пустынников и других подвижников – «земных ангелов, небесных человеков» и «праведных», живших в миру и не осквернившихся от мира.

Именно такой подвиг несла блаженная Ксения.

Сорок пять лет блаженная Ксения проповедовала христианское самоотречение делом, а не словом, примером собственным, а не отвлечённым, идеальным.

Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о её доброте, кротости, смирении, полной нестяжательности, о её чудесном даре прозорливости широко разнеслась по всему Петербургу.

Купцы, мещане, чиновники, живущие на Петербургской стороне , стремились принять блаженную Ксению у себя в доме – было замечено, что если в доме или семье побывает блаженная, там водворяется какой-то благодатный мир, особое счастье.

Матери подмечали, что если блаженная Ксения приласкает или покачает в люльке больного ребёнка, он непременно выздоровеет. Вот почему матери, увидев блаженную Ксению, спешили к ней со своими детьми, зная, что ребёнок, благославлеённый или даже обласканный блаженной, которого она просто погладит по головке, непременно будет и здоров и счастлив.

Лавочники с рынка на Петербургской стороне знали, что если блаженная Ксения зайдёт утром в лавку и возьмёт пирожок, пряник, орешек, торговля в этот день будет очень удачной.

Извозчики, увидев на улице блаженную Ксению, бросались к ней с просьбой проехать хоть несколько метров; тот, которого выбирала Ксения, всегда потом возвращался домой с обильной выручкой; молва ходила по городу, и число извозчиков, гонявшихся за юродивой, доходило потом до нескольких сотен.

Уличные разносчики пряников, булок, яблок, ещё издали увидев блаженную Ксению, раскрывали свои лотки и с нетерпением ждали, чтобы она взяла что-нибудь: Около «счастливца»сейчас же собиралась толпа, расхватывая его товар.

Часто блаженной Ксении давали «на молитву» большие суммы денег, она могла бы скопить огромное состояние, но никогда не брала больше одной копейки.

«Дайте мне царя на коне» - говорила она.

«Царь на коне» - это старинная медная копейка с изображением всадника. Прося всегда только копейку, блаженная Ксения никогда не брала больше, даже двух копеек. Был, например, случай, когда в одной лавке блаженной Ксении в ответ на её просьбу дать «царя на коне» незаметно сунули в карман несколько золотых монет.  Выйдя на улицу, блаженная Ксения обнаружила эти монеты. Она вернулась в лавку и, возвратив золото, спросила себе «царя на коне».

«Больше мне не надо» - упорно отвечала она на просьбу взять хотя бы несколько рублей.

Стоило блаженной Ксении появиться на рынке, её обступали с просьбами:

«Прими, Андрей Фёдорович, на помин души Ксении».

У некоторых блаженная Ксения с поклоном принимала подаяние, и они, осчастливленные, отходили, другим же строго говорила: «Нет, брат, ты покупателей обвешиваешь» или «Нет, ты бедных обижаешь…»

Если же блаженная Ксения отказывалась принимать подаяние, то лучше закрывай лавку…

Лавочники знали, что надо быть честными и помогать бедным – себе же выгодней. Этот рынок на Петербургской стороне назывался Сытным, и название сохранялось до начала XX века. Вспоминали, что своими скудными сборами «по копеечке» ей удавалось содержать несколько сотен бедных семейств. Бедняки, которым легче жилось «около Ксении», стремились поселиться именно здесь.

При этом блаженная Ксения всегда была крайне разборчива и безошибочно угадывала «доброго малого» или «бедняка несчастного».

Хотя блаженная Ксения изредка и могла употребить свою палку или клюку, которой обзавелась в старости, её не видели в гневе. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели поразившую их сцену – блаженная Ксения бежала за злыми мальчишками, грозя им палкою. С тех пор уже никто не обижал блаженную.

Так шли годы.

Костюм Андрея Фёдоровича истлел, и блаженная Ксения заменила его толстой холщовой юбкой и кофтой, которые носила до кончины. В трескучий мороз, при палящем солнце, в проливной дождь, она всегда была в одной и той же одежде. Ей не раз дарили тёплую одежду, но в тот же день «обновка» отдавалась первому встретившемуся бедняку.

Многие знали, что если блаженная Ксения даст кому–нибудь что-либо,  тому «везёт», приходит счастье во всём, если же просит дать ей – «рок» будет преследовать всю жизнь. Бывало, что человек, получивший несколько копеек, вскоре становился богачом. Рассказывали и миллионерах, ставших нищими, и о нищих, превратившихся в миллионеров… Старожилы Сытного рынка вспоминали, как одному нищему блаженная Ксения дала «царя на коне», сказав: «Ты далеко на нём ускачешь…» - и он действительно сделался богачом.

Ксения предсказывала и горе многим. Например, называли купца Разживина, который пригласил к себе блаженную Ксению. Она пришла, но покачала головой на висевшее огромное зеркало: «Хорошо зеркало, а глядеться не во что», - и ушла. Через полчаса зеркало упало почему-то со стены, разбилось вдребезги, а через три дня умер и сам купец Разживин.

ПОСЛЕДНИЕ ПОДВИГИ.

Сорок пять лет провела блаженная Ксения в странствиях по Петербургской стороне, по Васильевскому острову, куда она часто приходила на кладбище, где покоился её муж.

Блаженная Ксения отличалась железным здоровьем и дожила до глубокой старости.

В 1794 году блаженная Ксения тайно помогала рабочим в строительстве церкви на Смоленском кладбище, перенося ночью в своей котомке по пять – шесть кирпичей с кирпичного завода. За ночь она переносила целую кучу.

«Когда ты спишь, Андрей Фёдорович?» - спрашивали блаженную Ксению.

«Успеем выспаться в земле», - отвечала она.

Блаженная Ксения очень заботилась, чтобы фундамент церкви укладывали особенно прочно.

«Много ей придётся вынести, - говорила Ксения, - но устоит… Ничего…»

Действительно, в наводнение 1824 года, когда было разрушено кладбище, снесено множество крестов и могил, уничтожены кладбищенские книги, церковь подверглась большой опасности, но устояла.

Легко представить, каких трудов стоила эта помощь уже пожилой, изнурённой лишениями и трудами подвижнице.

К сожалению, мы можем только приблизительно указать год смерти блаженной Ксении – страшное наводнение 1824 года унесло все кладбищенские книги с записями погребённых на кладбище, а крест с надписью исчез с годами… Никаких записей не сохранилось.

Исследователи считают, что кончина блаженной Ксении приходится на первые годы правления Александра I.

КОНЧИНА И ПОЧИТАНИЕ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ.

В великое горе пришла Петербургская сторона с известием о кончине блаженной Ксении.

Люди разного возраста, старые и молодые, отправились на похороны. Был установлен пост.

И сразу же на могилу блаженной Ксении на Смоленском кладбище начал приходить православный народ. Приходили с упованием и верой в то, что блаженная Ксения и по успении своём не презрит их молитв и поможет в скорбиях и нуждах, как она помогала им при жизни. Приходили бедные и убогие, знавшие об этой помощи и жившие ею. Приходили купцы и лавочники, матери детей, которых излечила и благословила при жизни блаженная, приходили сотни её последовательниц. И помощь блаженной Ксении была столь ощутимой, столь очевидной, что слух о великой заступнице за страждущий православный народ стремительно распространялся за пределами столицы.

Каждый посетитель кладбища непременно желал принести землицы с могилки блаженной Ксении, веря, что эта земля – лучшее средство от болезней и горестей.

Чудеса, исцеления множились, паломников и богомольцев становилось всё больше – и земля с могильной насыпи над гробом блаженной Ксении по горсточке разносилась посетителями. Приходилось делать новую насыпь, которая снова разбиралась посетителями. Пришлось положить сверху могильной насыпи каменную плиту; но посетители разбили плиту на мелкие кусочки и разнесли по домам; положили новую плиту, и с этой плитой случилось то же самое.

Но, разбирая землю и ломая плиты, посетители клали на могилку свои посильные денежные пожертвования, которыми вначале пользовались нищие. Затем могилку блаженной Ксении обнесли оградой, к которой прикрепили кружку для сбора пожертвований на сооружение над могилой часовни.

И пожертвования не заставили себя ждать.

Первая часовня на могиле блаженной Ксении была выстроена из серого отёсанного известкового камня, с железной крышей, с двумя окошечками по бокам, с дубовым иконостасом с восточной стороны и с железной дверью – с западной. Над дверью с наружной стороны сделали надпись: «Раба Божия Ксения». Могильную насыпь над самой могилкой также обделали цоколем, а сверху положили плиту с надписью:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

На сёмъ месте положено тело рабы Божiей

Ксенiи Григорьевны, жены придворнаго

певчего, въ ранге полковника,

Андрея Фёдоровича.

Осталась после мужа 26 летъ, странствовала

45 летъ, а всего житiя 71 год; звалась

именем Андрей Фёдоровичъ.

Кто меня зналъ, да помянет мою душу

для спасения души своей. Аминь.

Первая публикация о блаженной Ксении была в «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции» в №264 за 1847 год:

«Лет сорок или, может быть, несколько более назад скончалась здесь, в Петербурге, вдова придворного певчего Андрея Федоровича, Ксения Григорьевна, известная в своё время под именем Андрей Фёдорович. Имея множество знакомых, большею частью из купеческого сословия, она часто приходила к ним за милостынею и ничего более не брала, как «царя на коне»: так называла она старинные копейки, на которых, как известно, было изображение всадника на лошади. «Дайте мне царя на коне», - говорила она всегда умилостивленным голосом, брала копейку и уходила.

Одни называли её сумасшедшею, другие прокажённою или юродивою, третьи- предсказательницею, потому что она предсказывала счастие ил несчастие тому дому, в который приходила, хотя очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова.

По ночам она уходила в поле молиться Богу и молилась по нескольку часов, кланяясь в землю и на все четыре стороны. Ночные отсутствия её сначала возбуждали сомнения в недоверчивых людях, и даже полиция стала следить за нею, но скоро удостоверились, что она точно ходила в поле молиться богу. Предсказания её не всегда заключали в себе какой-нибудь апокрифический сокровенный смысл, а иногда они служили как бы только удостоверением в том, что эта странная женщина точно наделена даром прорицания. Так, например, приходя куда – нибудь, она вдруг требовала, чтобы ей дали пирога с рыбою, и когда ей нарочно отвечали, что такого пирога в этот день не пекли, то она с уверенностью говорила: «Нет, пекли, а не хотите мне дать». Тогда подавали ей такой пирог, потому что он точно был испечён. Иногда она предсказывала что-нибудь дурное, но не прямо, а косвенно, намёками, как бы не желая смущать того, с кем говорила. Так, например, посетив один раз дом купчихи Крапивиной и выходя из него, она взглянула на окно дома, сказав: «Зелена крапива, а скоро завянет». Крапивина вскоре после этого умерла».

О ЧАСОВНЕ И КАНОНИЗАЦИИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ.

    Тысячи людей стремились к могиле блаженной Ксении, неся ей своё горе и нужду, болезни и страдания.

Осенью 1901 года по проекту А.А.Всеславина над могилой блаженной Ксении была начата постройка новой часовни в русском стиле, освящённой по завершении строительства 12 октября 1902 года. В изголовье мраморной гробницы блаженной Ксении был поставлен иконостас из мрамора и висел мозаичный образ распятого Христа, пред которым горела неугасимая лампада. На стенах – множество икон в киотах, среди них – две серебряные, которые подарил в часовню по обету князь Масальский, вернувшись с Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. За алтарём часовни, в стене, мраморная доска со словами: «Здесь покоится тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего в хоре, полковника Андрея Фёдоровича Петрова».

Тысячи богомольцев, в том числе инославных, приходили к часовне почтить память блаженной. Сотни рассказов о молитвенной помощи блаженной Ксении всем, с любовью прибегающим к ней, передавались из уст в уста. «Нигде не служится столько панихид, сколько на её могиле, - писал Павел Новгородский. – Побуждением к этому служат рассказы о чудесах, совершившихся по молитвам блаженной Ксении для тех, кто с верою помолился на её могиле… Эти рассказы ходят по всему Петербургу, завозятся приезжими в провинцию и привлекают массу посетителей на Смоленское кладбище». Кипы писем приходили в часовню с просьбой отслужить панихиду, и каждому автору этого письма отсылалось особое извещение. Число паломников доходило до пяти тысяч человек в день. Бывали дни, когда в часовне служилось семьдесят панихид.

После Октябрьского переворота, во времена воинствующего безбожия, власти пытались предать забвению имя блаженной Ксении. Но православные почитатели блаженной Ксении искали пути к тому, чтобы сохранить эту святыню. 26 мая 1919 года двадцать прихожан и священнослужителей Смоленской церкви подписали с Василеостровским советом рабочих и крестьянских депутатов договор об аренде часовни  - только таким путём можно было сохранить часовню для верующих. Среди подписавших были: настоятель Смоленской церкви протоирей Алексей Западалов, смотритель храма, все священники, служащие церкви и верные прихожане.

В страшные 30-е годы люди шли к матушке Ксении за утешением и помощью, хотя и ходить в часовню было небезопасно.

17 августа 1940 года постановлением горисполкома часовня была закрыта. Во время Великой Отечественной войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы блаженной Ксении разобрали. Утварь из цветного металла сдали в переплавку, почти все иконы были сожжены.

Но даже в годы блокады люди не перестали ходить к часовне. У стен часовни горели чудом сохранённые свечи, возносились горячие молитвы ко Господу с верой в заступничество угодницы Христовой.

По окончании войны, уступая настойчивым просьбам православных жителей города, в 1946 году было получено разрешение на открытие часовни. Отсыревшая и обветшавшая за годы войны, часовня требовала ремонта. К 1947 году она была отреставрирована внутри, и каждый день с утра до вечера у гробницы блаженной Ксении служились панихиды при большом стечении народа. Протоирей Иван Миронов рассказывал, что в это время на Смоленском кладбище служило двенадцать священников. С девяти утра до девяти вечера непрерывно совершались панихиды, и поток людей, которые просили помощи блаженной Ксении, не иссякал. Хотя блаженная Ксения ещё не была прославлена Церковью, люди приходили отслужить панихиду, уповая на её помощь, помня её слова:

«Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения души своей».

В 1960 году часовню вновь закрыли. В её стенах по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки. «Могилу Ксении, - вспоминает Марфа, певчая храма Смоленской иконы Божией Матери, - замуровали, поставили на ней постамент. На этом постаменте и работали мастера. Словно на трясине… Ни одного гвоздика не дала им вбить Христова угодница – всё валилось из рук… Тогда решили наладить изготовление статуй типа «Женщина с винтовкой», «Девушка с веслом». Опять незадача. Сколько раз, бывало, крепко-накрепко запрут мастера часовню, утром приходят, а вместо скульптур одни черепки…» Через некоторое время работу в мастерской и вовсе прекратили.

Несмотря на то, что доступ в часовню был практически невозможен, паломники шли к ней. На стенах, на заборе, окружавшем часовню, стали появляться надписи, просьбы к блаженной Ксении.

За те годы, что часовня была закрыта и осквернена, её облик изменился. Стены почернели от сырости, штукатурка обвалилась, пропала уникальная икона на стекле в оконном проёме, повредили кровлю и снесли луковичные главки. Битые кирпичи грудами лежали на испорченном, перекопанном полу, но сама могила матушки Ксении была огорожена, обложена камнями, и на ней установлен небольшой металлический крестик.

В 1984 году часовню блаженной Ксении передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Православные христиане приходили после работы, чтобы помочь восстановить часовню: выносили мусор, помогали, чем могли. Часовню подняли из руин всем миром. В 1987 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий вновь освятил часовню после капитального ремонта.

Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоирей Виктор Московский вспоминает:

«Некоторое время после ремонта часовня, хотя и была открыта для посещений, не использовалась как церковное здание. Это беспокоило людей. В приход обращались с просьбами возобновить молебны, панихиды, Литургии. И когда, наконец, это свершилось, верующие не скрывали радости. Воссоздана трепетная, особая атмосфера часовни, освящённая незримым присутствием Христовой угодницы».

Ксения Петербуржская. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников        Часовня блаженной Усении петербуржской на Смоленском кладбище в Петербурге Галерея Фото Православного Форума Апостола Андрея Пер

***

    В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси митрополит Алексий всенародно огласил перед часовней Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года о причислении блаженной Ксении петербургской к лику святых.

«Тысячу лет назад Русская земля просветилась светом Христова Евангелия. С тех пор и доныне Благая Весть продолжает возвещаться в ней и вести ко спасению верных чад Божиих через Русскую Православную Церковь. Неисчислимые сонмы святых угодников Божиих, прославленных и непрославленных, явлённых миру и неизвестных ему, спасавшиеся в разные эпохи этой 1000-летней истории, как плод красный Божественного сеяния в земле нашей, являются молитвенными предстателями о своих земных сродниках и родном Отечестве.

Ныне Русская Церковь всей своей полнотой – живых и усопших, спасающихся сегодня и ликом прославившихся до наших дней святых, - благочестно возвещает и провозглашает радостное духовное торжество своего благодатного служения.

Бесценно благо спасения человеческого, которое является целью  его земной жизни, и великое духовное вдохновение даёт созерцание подвигов праведников. Посему, дабы преумножилась радость чад церковных и явилась им сила и слава Божия, Освящённый Собор Русской Православной Церкви, изучив жития, чудеса, труды и подвиги…подвижников благочестия, живших в разное время русской церковной истории, выносит своё решение о их канонизации. Итак, в полном убеждении об истинности и достоверности чудес, по молитвам этих подвижников совершающихся, отмечая всевозможные виды их христианской добродетели, высокой духовной жизни и церковного служения, Собор ОПРЕДЕЛЯЕТ: изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия:

***********************************************************************

6. Блаженную Ксению Петербургскую (XVIII - нач. XIX в.), бывшую юродивой, почитавшуюся ещё при жизни и на протяжении всего  XIX и XX века скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевания со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Её часовня на Смоленском кладбище Ленинграда была испещрена благодарениями за соделанные чудеса по её молитвенному предстательству».

Освящённый собор повелел честные останки блаженной Ксении, покоящиеся в часовне на Смоленском кладбище, посчитать святыми мощами, память её праздновать 24 января (указан старый стиль).

Иконы святой блаженной Ксении Петербургской.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Чудеса, которые совершаются в жизни людей по молитвам святых угодников Божиих – блаженной Ксении или других святых, - даются каждому конкретному человеку лично. Даются для того, чтобы укрепилась их вера, для того, чтобы они видели, откуда, по чьим молитвам пришла помощь Божия, которую они просили.

Если человек, который прочитал о тех или иных чудесах, будет ждать точно таких же чудес в своей жизни, это может привести его на путь неверный. Он может оказаться даже в прелести бесовской. Человек будет искушаться и искать чудеса.

Очень важно, чтобы человек, уповая на помощь Божию, понимал, что она обязательно придёт, и шёл путём, которым зовёт нас Господь, зовут святые, - путём крестного смирения в жизни своей, с принятием тех трудностей, скорбей, болезней как должного, чтобы исправить свою жизнь, чтобы обратиться к покаянию, чтобы найти свой путь в церковь.

Если же человек просто ищет чудес, говорит: «Покажите мне чудеса, и я уверую»,- то, как правило, этого не происходит. Это самообольщение. Для того, чтобы воспринять чудеса, чтобы они совершались в вашей жизни, надо просить у Бога веры. Вера первична, а не чудеса. Чудеса укрепляют веру. Если же человек не хочет веровать, он скептически отнесётся даже к самым явным чудесам.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Книга о блаженной Ксении Петербургской. Рассказы о жизни, свидетельства очевидцев о чудесах и исцелениях по молитвам блаженной Ксении, акафист, молитва./Сост. В.И.Козаченко. – М.: «Новая книга», «Ковчег», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и подвиг А.Береста

Презентация знакомит с подвигом А.П. Береста во время Великой Отечественной Войны и в мирное время. когда спасая жизнь ребенка он погиб сам....

План-конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ на тему "Милосердие"( на примере жизни св.Блаженной Ксении Петербургской)

Данный материал может быть использован на уроках  ОРКСЭ(модуль"Основы православной культуры"),по теме"Милосердие"....

Презентация к уроку ОРКСЭ "Блаженная Ксения Петербургская"

Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс "Блаженная Ксения Петербургская". Содержит фотографии и исторические сведения....

Презентация "Блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская"

Что мы знаем о  Ксении Петербургской и Матроне Московской?Чтобы ответить на этот вопрос, команда обучающихся 2 "Б"  класса МБОУ "СОШ №4 г.Льгова ""Ромашки" решила принять участие в сете...

Жизнь-духовный подвиг

Княгиня Евдокия Московская,в иночестве Евфросиния.Ей посвящается данная презентация...

Презентация "Блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская"

В презентации представлено житие одних из самых почитаемых святых - Блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской....

Святая Блаженная Ксения Петербургская

Святая Ксения  родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). Отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григор...