Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы мировых религиозных культур»
статья по орксэ на тему

Трунёва Оксана Адамовна

Уроки ОРКСЭ не предполагают изучение религии как таковой. Это уроки, воспитывающие, прежде всего нравственность человека, его любовь и уважение к родителям, Отечеству, к окружающим. Статья раскрывает разные формы уроков, какие методы и приёмы можно использовать на уроках ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы мировых религиозных культур»

Уроки ОРКСЭ не предполагают изучение религии как таковой. Это уроки, воспитывающие, прежде всего нравственность человека, его любовь и уважение к родителям, Отечеству, к окружающим.

Владимир Какаулин

      О душевной красоте…

У красоты так много проявлений…
Она везде, она царит во всём!
Уверен! –  жизнь грядущих поколений
Душевной красотой от зла спасём!

В душевной красоте любовь такая,
Которой нет светлее и сильней!
Она свободно в мысли проникая,
Приносит красоту чудесных дней!

И красотою вечность заполняя,
Текут в любви её земные дни!
Достоинства и чести не роняя,
Храни её, душа моя – храни!..

Виды учебных занятий:

  • урок   - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса;
  •  практическое занятие;
  •  игра;
  •  уроки- экскурсии.

Формы учебных занятий :

  • коллективная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя;
  •  групповая - учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными;
  •  индивидуальная - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.

Групповая работа :

Работа в группах позволяет  ученикам получить эмоциональную и  содержательную поддержку,

создает эффект включенности  в общую работу класса.

При организации работы в группе  необходимо учитывать личностные характеристики учащихся и

степень самостоятельности  в овладении способами  оптимизации учебной деятельности.

Рекомендуемые методы обучения

  • словесный
  • наглядный
  • исследовательский
  • практический , проблемно-поисковый
  • проектирование
  • метод самостоятельной работы
  • эвристический

Приемы учебной работы

Взаимные вопросы и задания групп 

          После прочтения текста или просмотра видео учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение 

  • Учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы.
  • Учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа 

При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.

Интервью

Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация)

Педагогический эффект достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Приемы учебной работы:

Составление словаря терминов и понятий

  • При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.
  • Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

 Составление галереи образов

  • Содержанием Галереи образов может стать разнообразный наглядный материал
  • Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися или иметь виртуальный характер.
  • «Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса.
  • Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе.
  • Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией.
  • На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию.
  • Впоследствии можно провести экскурсию по галерее для учащихся других классов.

Использование информационно-коммуникационных технологий

  • В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал и самостоятельно его оформить. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.
  • Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса.

Задания на дом 

        Задания должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса

        Рекомендации к домашним заданиям:

  • Чтение

    (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...). 

  • Заучивание

    ( минимального количества дат, терминов, имен). 

  • Подготовка пересказов

     (подробных, выборочных, кратких, обобщенных). 

  • Составление опорных конспектов к пересказам

    (по желанию), планов, конспектов, выписки. 

  • Творческие формы работы

   (сочинительство, создание, разработка, поделки и     т.п.)

Интернет- ресурс:

http://wiki.iteach.ru/images/b/b8/Exaд5ж4533пр3mple.doc 

http://kadjerom1942.narod.ru/olderfiles/1/Formy_i_vidy_organizaccii_uchebnoi-86408.doc

https://refdb.ru/look/1514904-pall.html 

http://www.proshkolu.ru/user/kuznetsova-71/file/3057239/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: С...

Методические приёмы на уроках «Основы мировых религиозных культур»

Приёмы и методы на уроках ОРКСЭ: чтение и обсуждение текста, слушание, пересказ, диалог, синквейн, дискуссия, диспуты, дебаты, рассматривание иллюстраций, слайдов, работа со словарём, работа с к...

"Формы и виды организации учебной деятельности на уроках по "Основам религиозных культур и светской этики"

Презентация к выступлению на тему: "формы и виды организации учебной деятельности на уроках по ОРКСЭ"...

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ. Среди многообразия форм и видов учебной деятельности можно выделить наиболее оптимальные. Формы и виды учебной деятельности, рекомен...

Эффективные формы и виды организации учебной деятельностит на уроках ОРКСЭ выступление

Эффективные формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:словесных...

Эффективные формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ презентация

Эффективные формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ...