Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Милосердие – закон жизни.

    Киселёва Лариса Николаевна

    1.Формировать у учащихся представлений о милосердии;

    2.Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,

    3.Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних; уважительное отношение к людям, наблюдательность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx17.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    -------------------- Урок №

    Тема. Милосердие – закон жизни.

    Цель урока.

    1.Формировать у учащихся представлений о милосердии;

    2.Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,

    3.Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних; уважительное отношение к людям, наблюдательность.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    Прозвенел звонок,

    Начался урок.

    Стали ровно, тихо сели

    На меня все посмотрели.

    II. Проверка домашнего задания.

    - На прошлом уроке мы говорили о то, что человек рожден для добра. И эта идея нашла свое отражение в произведения устного народного творчества: в сказках, песнях, пословицах и поговорках.

    Сказки нас учат: не обижать людей, придет расплата, сотвори добро. Но в жизни не всегда происходит так, как написано в книгах.

    - Дома вы должны были подумать, каким сказочным героем хотели бы стать, чтобы изменить жизнь к лучшему.

    III. Вступительное слово учителя, постановка целей.

    - Из ваших ответов видно, что вы добрые, отзывчивые, неравнодушные люди.

    - А какое чувство у вас вызывает одинокий человек, который не ждет для себя ничего доброго от жизни? (Жалость).

    - Как вы думаете, человеку приятно увидеть это по отношению к себе? (Конечно, нет).

    - Существует более действенное чувство сочувствие. И сегодня на уроке мы поговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, которые по своему значению близки к слову милосердие.

    IV. Основная часть урока.

    - Эта тема затронута в произведениях многих поэтов и писателей.

    На стр. 90 прочитаем высказывание Ф.И. Тютчева о сочувствии.

    - Согласитесь, что становится легче, когда кто-то разделяет вашу печаль, трудности, горе.

    - Что при этом проявляет сочувствующий человек? (Внимание, понимает чувства и мысли другого человека).

    - Когда человеку оказывают внимание к его положению, оказывают помощь, не обижающую его, вместе с ним решают возникшую проблему, то проявляют милосердие. Это понятие близко к понятию «сочувствие».

    В разных словарях это слово по-разному трактуется.

    •В Толковом словаре Ушакова. Д.Н. милосердие – это «Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

    •В «Большом Энциклопедическом словаре» милосердие есть «сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.)».

    - Давайте рассмотрим это слово. Сколько в нем корней? (Два). Милосердие - это то, что мило сердцу и того, кто его проявляет, и того, кому адресовано.

    Проявляя милосердие, человек совершает действия, которые несут облегчение другому человеку.

    - Кому же свойственно милосердие? (Верхний абзац, стр. 91).

    - На экране три слова: сочувствовать, сопереживать, сострадать. Эти слова расположены по мере увеличения чувства сопричастности переживаниям другого человека. Самое сильное чувство выражает слово сострадание. Когда мы сострадаем, то стремимся разделить с другим человеком его чувства, душевное состояние.

    - А часто ли мы разделяем чувства другого человека? От каждого слова поставим вопрос КОМУ?

    - Вы только что поделились своим опыт милосердия.

    - А какая разница между действиями: подать милостыню и проявить милосердие?

    - Милостыню подают, проходя мимо, не вникая в проблемы человека. А во втором определении включаются в проблему другого человека. Таким образом, разница есть.

    Физкультминутка.

    Встанем возле своих парт.

    Нарисуем маленькое сердце, больше, еще больше.

    Подарим это сердце другим людям.

    V. Продолжение изучение нового материала.

    - Каждый человек нуждается в милосердии. Мы не можем прожить жить, ни разу не обратившись за помощью к кому-то, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь.

    - Прочитаем 2 абзац на стр. 92 со слов «…милосердие должно стать…».

    - А как же стать милосердным человеком? На экране даны слова, характеризующие отрицательные качества человека, а мы подберем слова-антонимы.

    Лениться и бездельничать

    Трудиться

    Быть жадным

    Быть щедрым

    Лицемерить и врать

    Быть правдивым

    Давать пустые обещания

    Быть честным

    Изменять дружбе

    Дружить

    Быть равнодушным к чужой беде и горю

    Сопереживать, сострадать

    Не считаться с мнением родителей или не заботиться о них

    Уважать и заботиться о близких

    - Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764 года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для бедных.

    Для развития систем государственной благотворительности в России Екатерина II подписала приказ о системе государственной помощи для школ, больниц, госпиталей, неизлечимых больных, приютов и т.д.

    Императрица Мария Федоровна и супруг император Павел I тридцать лет руководили благотворительностью.

    В 1802 году Александр I создал благотворительное, императорское, человеколюбивое общество.

    Во время первой мировой войны Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживала за ранеными в качестве сестры милосердия.

    И в наше время существуют благотворительные фонды, которые помогают больным детям, инвалидам, пожилым людям.

    - Есть люди, которые свою профессию связали с милосердием.

    - Прочитаем 4 абзац стр. 92.

    VI. «Дерево Милосердия».

    - Перед вами на партах лежат листочки

    - Подумайте, кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, сочувствие, поддержку, милосердие. Напишите их имена на листочках и прикрепите их к нашему «Дереву Милосердия».

    - Старайтесь быть милосердными и способными на благодарность!

    VII. Итог урока.

    - Итак, ребята, давайте подведем итоги. Из каких же важных составляющих состоит милосердие?

    - Можно ли милосердие считать достойным проявлением человечности?

    - Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех.

    VIII. Домашнее задание.

    • Поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

    • Стр. 93  (привести примеры милосердия из художественной литературы).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание по теме" Нравственные законы семьи - законы жизни. Острые углы семейного круга"

    В этом материале показано отношение родителей и детей. Также разговор посвящён нравственным устоям семьи. Обмен опытом воспитания детей в семье. Знакомство с некоторыми типами неправильного семейного ...

    Законы жизни семьи. Законы жизни класса.

    Формула родительской педагогики:l1закон. Закон  единства  требований  отца и матери, предъявляемых  ребенку.l2закон.Закон значимости похвалы  для ребенка.l3 закон трудов...

    Родительское собрание " Законы жизни семьи, законы жизни класса"

    Родительское собрание "Законы жизни семьи, законы класса"...

    Милосердие – закон жизни

    Урок "Милосердие – закон жизни". ОРКСЭ, 4 класс...

    Законы жизни семьи, законы жизни класса

    Законы  жизни семьи, законы жизни класса...

    Родительское собрание: "Законы жизни семьи - законы жизни класса".

    Цель:Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семьеОбсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнкаФо...

    презентация к родительскому собранию "Законы жизни семьи - законы жизни класса"

    В презентации представлены материалы к родительскому собранию....