Главные вкладки

    Конспект урока + презентация по ОРКСЭ "Дружба и порядочность" (4 класс)
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Вахитова Алина Ришатовна

    Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба и порядочность"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_klass_druzhba_i_poryadochnost.docx37.16 КБ
    Office presentation icon druzhba_i_poryadochnost.ppt1.37 МБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 7.11.18

    Школа: МБОУ СОШ №148 (ф)

    Класс: 4 «В»

    Кабинет: 223

                                                    Учитель: Кейзер А. В.

                                                    Студентка: Вахитова Алина, 46 группа

                                                    Методист: Мухина И. Г.

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

    (ОРКСЭ)

    Тема: «Дружба и порядочность»

    Цель деятельности учителя:

    • воспитать у младших подростков мотивации к проявлению осознанных дружеских отношений  в социуме.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • формировать важнейшие нравственные понятия и ценности: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание. 

    Личностные:

    • развивать умения анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления, умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. 

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России (Основы светской этики)», М.Г. Студеникин, М: «Русское слово», 2011; презентация; листы бумаги формата А3;фломастеры / маркеры; карточки со словами; «Памятки дружбы», магниты.

    Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность,  порядочность, взаимная симпатия.

    Этапы урока

    Методы и приёмы

    Хронометраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: слово учителя

    1 мин

    - Здравствуйте, ребята!

    Солнце красное проснулось,

    В гости к нам пришло с утра,

    Всем ребятам улыбнулось:

    - Начинать урок пора!

    - Садитесь. Меня зовут Алина Ришатовна. Сегодня я проведу у Вас урок ОРКСЭ.

    Приветствовать учителя

    Готовиться к уроку

    Положительный настрой на урок, создание благоприятной атмосферы на уроке (Р.)

    II.Актуализация знаний и мотивация

    Словесный: беседа

    3 мин

    Звучит песня из мультипликационного фильма «Тимка и Димка»   «Дружба крепкая не сломается …»

    - Какое слово чаще всего встречается в этой песне?

    (Дружба, друг)

    - Ребята, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Чем мы будем заниматься на уроке?

    (Ответы детей)

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстие»; будем учиться отличать настоящую дружбу от мнимой; узнаем, кого можно называть «другом», «приятелем», «товарищем».

    Слушать песню

    Отвечать на вопросы

    Определять цели и задачи урока

    Анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения (П.)

    III.Постановка учебной задачи

    Практич.: Работа с термином «дружба»

    Работа в группах

    10 мин

    - А как вы думаете, что такое дружба и кого можно назвать другом?

    (Ответы детей)

    - Молодцы!

    Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности. ( Слайд 1)

    - Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»?(Ответы детей)

    - Работая в группах, подберите  по 1слову на каждую букву, связанному с понятием «дружба» в следующем порядке:  (Слайд 2)

    Д -

    Р -

    У -

    Ж -

    Б -

    А -

    Детям раздаются большие листы с написанным словом «дружба», слова пишут фломастером /маркером. Получившиеся записи вывешиваем на доску.  (Слайд 3)

    - Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться.

    Отвечать на вопросы.

    Высказывать предположения

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствие с задачами (К.).

    IV.Решение частных задач

    Беседа о бескорыстии и порядочности

    Беседа о понятиях «друг», «приятель», «товарищ».

    Работа в группах со словарями.

    Работа с поговорками.

    Словесн.: Чтение легенды

    Работа с проблемными ситуациями. Работа в группах.

    Фронтальная работа

    15 мин

    - Каждый ли человек умеет быть другом? (Ответы детей)

    - Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?( Друг должен быть честным, добрым, справедливым, трудолюбивым, понимающим, не жадным …)

    - Как можно назвать человека, который при дружбе не требует ничего взамен, не думает о своей выгоде? (бескорыстным)

    Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.  (Слайд 4)

    - Как называется качество человека, который не способен к плохим поступкам, не бросает в беде?

     (порядочность)

    Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

    (Слайд 5)

     

     (на слайде или на доске) «друг»,     «приятель», «товарищ»

    - Одинаковы ли эти слова по смыслу?

    (Да)

    - А по значению?(Нет)

    - Узнаем значение этих слов в словаре.

    Каждая группа ищет значение своего слова.

    Друг – человек, который связан с тобой дружбой, т.е. близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.

    Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый.

    Товарищ – человек близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни. (Слайд 6)

    - С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учёбой. Высшей степенью товарищества будет дружба. Приятелей, товарищей может быть много, но друзей бывают единицы, а лучший друг – один.

    - Ребята, у кого есть лучший друг и почему вы его считаете лучшим другом? (Ответы детей)

    -Собери поговорки из отдельных слов. (Слайд 7)

    -Какие поговорки получились?

    «Друзья  - не разлей вода»

    «Дружба до первого дождя»  

    «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»(Слайд 8)

    - Когда так говорят?(Ответы детей)

    - Есть легенда, которая объясняет возникновение пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Предлагаю её послушать.

    - Приведите примеры настоящей и мнимой дружбы из жизни или литературных произведений.

     («Три поросёнка», В.Осеева «Три товарища», А.Дюма « Три мушкетёра»)

    Учитель раздаёт листочки, на которых записана проблемная ситуация.

    -Прочитайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы.

    (Дети работают в группах, далее идет обсуждение)

    - Раздели качества на 2 группы

    - Все ли качества человека помогают в дружбе?

    (Ответы детей)

    - Разделите слова, находящиеся на доске, на 2 группы (Слайд 9)

    (Дети, поочерёдно выходя к доске, распределяют карточки в нужные группы, затем сверяют – Слайд 10)

    - Я надеюсь, что вы в себе будете развивать только те качества, которые помогают дружить.

    Отвечать на вопросы

    Высказывать предположения

    Отвечать на вопросы

    Высказывать предположения

    Искать значение слов в словаре

    Слушать легенду

    Отвечать на вопросы учителя

    Приводить примеры

    Отвечать на вопросы

    Высказывать предположения

    Разделять слова на группы

    Строить объяснения в устной форме (П.);

    Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К.).

    Строить объяснения в устной форме (П.);

    Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К.).

    Строить объяснения в устной форме (П.);

    Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К.).

    Анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения (П.)

    Физминутка

    Словесн.: ответы на вопросы

    Практич.: выполнение заданий

    6 мин

    - Давайте немного отдохнём. Встаем!

    Запоминаем слова и повторяем движения:

    В нашем классе все друзья:

    Я, ты, он, она.

    Улыбнитесь тем, кто слева,

    Улыбнитесь тем, кто справа.

    Вместе мы одна семья.

    (Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)

    -  Давайте вернёмся к началу нашего урока.

    - Какова  тема  нашего урока?

    - Что такое дружба?

    - Существуют ли правила дружбы?

    (Ответы детей)

    - Давайте составим правила дружбы.

    (Ответы детей)

    - Вы назвали много правил, их можно объединить в памятку, которую вам предлагают авторы учебника.

    (1 ученик читает памятку)

    Выполнять физминутку

    Отвечать на вопросы, высказывать предположения, формулировать правила дружбы

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (Р.).

    V.Рефлексия

    Итог урока

    5 мин

    - Ребята, наш урок подходит к концу. Вспомним все определения изученные на уроке.

    - Я желаю, чтобы у каждого из вас в жизни появился настоящий друг, а пока дарю вам «Памятки дружбы»

    -Ребята, подумайте, успешно ли каждый из вас работал на уроке?

    -Кому было всё понятно? Кто доволен своей работой на уроке? Кто уверен, что он справился со всеми заданиями и у него всё получилось?

      Поднимите руки.

    -Кому не всё было понятно? Кто испытывал затруднения при выполнении каких-то заданий? Поднимите руки.

    Домашнее задание: написать небольшой рассказ о своем друге, спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.

    - Ребята,  вы хорошо работали на уроке. Спасибо всем!

     

    Подводить итог

    Самооценка работы на уроке

    Записывать домашнее задание

    Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных (П)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: «Дружба и порядочность»

    Слайд 2

    Цели урока: познакомимся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстие»; будем учиться отличать настоящую дружбу от мнимой; узнаем, кого можно называть «другом», «приятелем», «товарищем».

    Слайд 3

    ДРУЖБА – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

    Слайд 4

    Д- Р- У- Ж- Б- А-

    Слайд 5

    Д – доверие, доброта Р – радость, радушие У – уважение, уверенность Ж – желание Б – борьба А – активность

    Слайд 6

    Бескорыстие - это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе .

    Слайд 7

    Друг Приятель Товарищ - человек, который связан с тобой дружбой, т.е. близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. - это близкий и дружески расположенный знакомый. - человек близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

    Слайд 8

    Друзья – дождя первого не до разлей Дружба - рублей, имей Не сто друзей вода сто имей а

    Слайд 9

    « Друзья – не разлей вода» « Дружба до первого дождя » «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

    Слайд 10

    Честность, хитрость, предательство, симпатия, свобода, обман, равноправие, надежность, ложь, милосердие, корыстолюбие, зависть, искренность, глупость, доверие, вспыльчивость, бескорыстие.

    Слайд 11

    Мешают дружбе Помогают дружбе глупость зависимость зависть корыстолюбие вспыльчивость ложь ненадежность обман предательство хитрость бескорыстие доверие интерес искренность милосердие надежность равноправие свобода симпатия честность


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Мы – зрители и пассажиры.»

    Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Мы – зрители и пассажиры.»Цели урока: Познакомить с правилами поведения в общественных местах (кинотеатр, театр, общественный транспорт).Планируемые рез...

    Конспект урока + презентация по обучению грамоте, 1 класс, "Знакомство со звуком И", УМК "Школа России"

    Звук [и]. Буква Ии. Нет друга – ищи, а нашел – береги.Познакомить со звуком [и], буквой И и....

    Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах", 4 кл, УМК "Школа России"

    Тема урока: Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежахТип урока: закреплениеЦели деятельности учителя: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательны...

    Конспект урока + презентация по технологии "Пассажирский вагон" (4 класс)

    Конспект урока по технологии "Пассажирский вагон"...