РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕСТКОЙ ЭТИКИ Модуль «Основы светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.

Основой для данного курса также является концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии   …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.

Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный  учебный план и применые учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 28.02.2012 №460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2016-2017 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_orkise_2.docx56.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №99»

       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО    ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕСТКОЙ ЭТИКИ

Модуль «Основы светской этики»

(4 КЛАСС; 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)      

                                               

           Составитель:

                              Ковалева Ирина Султановна,

                                                 учитель начальных классов школы №99                              

Программа обсуждена                                                          Программа утверждена

на заседании МО                                                                   на заседании ПС

учителей начальных классов  

Протокол № ___ от « ___» ______ 2016г                             « ___» _________ 2016г

Руководитель МО                                                                   Директор школы № 99

___________  Е.В.Зеленская                                                  __________ А.В.Гедыма

Кемерово, 2016

Содержание

1

Пояснительная записка…………………………………………………………………

3

2

Общая характеристика учебного предмета……………………………………………

6

3

 Место учебного предмета в учебном плане………………………………………….

7

4

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета…………………...............

8

5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………………………….

9

6

Содержание учебного предмета ……………………………………………………….

10

7

Тематическое планирование……………………………………………………………

12

8

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………….

13

Пояснительная записка

    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.

Основой для данного курса также является концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии   …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.

Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный  учебный план и применые учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 28.02.2012 №460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2016-2017 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».        

Цель курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

- Знакомство обучающихся  с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

- Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Преподавание курса будет проходить на основе системно-деятельностного подхода и информационно-коммуникативных технологий.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие методы :

  • Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
  • Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

  • Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

  • Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Формы и варианты проведения уроков и их этапов:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные  викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.
  • Драматизация (театрализация)
  • Интервью
  • Составление словаря-глоссария
  • Сочинения, эссе
  • Создание галереи образов
  • Ресурсный круг

Методическое обеспечение курса позволит  использовать следующие формы работы с обучающимися: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся),  и индивидуальную. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.

В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.

Общая характеристика учебного предмета

Цель комплексного предмета « Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлении о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимании их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного предмета - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» -являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу предмета.

Предмет  призван актуализировать в содержании образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.

Основной принцип заложенный в содержании предмета – общность в многообразии, многоединство, поликультурность,- отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Учебный предмет является единой учебно-воспитательной системой.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии c федеральным  базисным учебным планом и примерной программой по ОРКСЭ предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по 1 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

 

Ценностные ориентиры содержания

 учебного предмета

Образовательный процесс в рамках учебного предмета и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

Учебный предмет, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный предмет создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный предмет, является:

- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

-  формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление веры в Россию;

- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

   

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, предметных и метапредметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование семейных ценностей;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

 Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.


Содержание учебного предмета

Раздел I.  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Россия – наша Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы.

Раздел II.  Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. История этикета. Этикет в современной жизни. Правила этикета в общении с людьми.

Культура и мораль. Что такое светская культура, мораль, этика. Взаимосвязь культуры и морали.

Особенности морали. Гуманизм, стыд, правда, совесть – общечеловеческие ценности.

Добро и зло. Добро и зло как основные этические понятия. Справедливость, коварство, милосердие, доброжелательность.

Добродетели и пороки. Кто такие добродетели и порочные люди. Поступки и проступки. Чувство собственного достоинства. Герои русских сказок.

Свобода и моральный выбор человека. С чего начинается мораль, нравственность. Где начинается и завершается свобода. Ситуация морального выборы. Моральный конфликт.

Свобода и ответственность. Социальные нормы, моральный контроль, критерии морального поведения. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Моральный долг. Долг общественный, долг моральный. Моральная обязанность.

 Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Альтруизм и эгоизм. Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм.

Дружба. Добродетельные отношения.  Межличностные отношения. Взаимопомощь, бескорыстность, верность, толерантность.

 Что значит быть моральным? Моральные нормы. Свобода. Моральный выбор. Идеалы.

Раздел III.  Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (13 часов).

 Род и семья – исток нравственных отношений. Семейные традиции. Семейный архив. Род. Семья. Фамилия. Родословная.

 Нравственный поступок. Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. Помыслы и поступки.

 Золотое правило нравственности. Учения Конфуция.

Стыд, вина и извинения. Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. Извинение.

Честь и достоинство. Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Совесть. Совесть. Свобода совести.  Стыд. Размышления. Чувства. Воля. Человеческая совесть – что это.

 Богатырь и рыцарь как нравственный идеал. Кто такие богатыри и рыцари? Правила честного поединка. Их нравственные идеалы.

 Джентльмен и леди.  Джентльмен.  Леди.

 Образцы нравственности в культуре Отечества. Культура России. Патриот. Защитник отечества.

 Этикет. Правила этикета. Традиции гостеприимства, манеры.

 Семейные праздники. Праздник. Подарок.

  Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.

 Любовь и уважение к Отечеству. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Категории любви. Любовь – основа нашей жизни.

Раздел  IV.  Духовные традиции многонационального народа России. (4 часа)

 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д

Ключевые понятия и термины

Россия. Родина. Государство. Гражданин.  Патриот. Патриотизм.  Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Народ. Национальность. Раса.  Культура. Материальная культура. Духовная культура. Мораль. Моральный выбор. Моральный конфликт.  Моральный долг. Моральная обязанность.  Моральные нормы. Вежливость. Уважение. Терпение.  Этика. Этикет.  Правила этикета.  Добро и зло как основные этические понятия. Гуманность. Добродетель. Порок. Свобода. Справедливость. Нравственность. Альтруизм. Эгоизм. Род. Семья. Фамилия. Родословная. Традиция.  Друг. Приятель. Товарищ. Поступок. Стыд. Честность. Искренность. Совесть. Вина. Раскаяние. Извинение. Честь. Кодекс чести. Гордость. Гордыня.  Достоинство.  Богатырь. Рыцарь. Джентльмен. Леди.

 

Тематическое планирование

№  

Наименование разделов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1 час

Знать  историю  развития представлений человечества о морали и нравственности.

2-17

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16 часов

Применять в жизни общественные нормы  нравственности и морали. Осознавать нравственные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; Анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку. Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

18-30

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

 13 часов

Сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагать своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Анализировать примеры  проявления высокой нравственности в повседневной жизни. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Толерантно         относится к представителям

разных мировоззрений

и культурных традиций.

31-34

Духовные традиции многонационального народа России.

4 часа

Осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвовать  в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса, осуществляемого

по курсу « Основы религиозных культур и светской этики»

  1. Доска учебная – 1 шт.
  2. Ученические столы – 15 шт.
  3. Ученические стулья – 30 шт.
  4. Шкафы – 2 шт.
  5. Ноутбук.
  6. Мультимедийный проектор – 1 шт.
  7. Экран – 1 шт.

Реализация учебной программы обеспечивается, утверждённым списком учебников:

- «Основы светской этики», учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2015г.

- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя.  М. «Просвещение» 2015г.

- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей.  М. «Просвещение» 2015г.

- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». М. «Просвещение» 2015г.

Список литературы для учителя

  1. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 4 кл. (Э.П.Козлов, автор - руководитель работы). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  2. Азбука нравственности. 4 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  3. Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей 1-4 классов / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.) - Москва: Новый учебник, 2007.
  4. Губин, В.Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия/ В.Д. Губин. - М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ- ЛТД», 1997. - 464 с.
  5. Дятлова, Г.Н. Школа вежливых наук: Цикл занятий по этике для младших

        школьников/Г.Н. Дятлова. //Книжки, нотки…- 2006. - №7.- С.45-51.

  1. Золотухина- Аболина, Е.В. Страна Философия (книга для школьников)/ Е.В. 7. Золотухина- Аболина. - Ростов- на- Дону:Феникс,1995.- - С.87, 93, 133, 227,240.
  2. Коростелева, С. Побеждать зло добром/ С. Коростелева. // Воспитание школьников.-2007.-№9.- С. 55-56.
  3. Куклачев Ю.Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. Мнемозина.2003
  4. Мартышин В.С. Моя родословная. Духовно-нравственные основы семьи. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. Библиотека журнала "Воспитание школьников". - М.: Школьная Пресса, 2000.
  5. Сультеев, Д. Единство разных / Д. Сультеев. // Воспитание школьников.- 2008.- №9.- С. 3-7.
  6. Чутко, Н. Я.  Я – гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

Список литературы для обучающихся

  1. Аксаков.С. Т. Аленький цветочек.
  2. Андерсен Х.-К. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.
  3. Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др.
  4. Дж.Родари. Чипполино.
  5. Драгунский В. Денискины рассказы.
  6. Катаев В. Цветик-семицветик.
  7. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.
  8. Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный Чулок.
  9. Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.
  10. Маршак С. Двенадцать месяцев.
  11. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
  12. Маяковский В.В. Стихи для детей и в школьном изучении.
  13. Милн А. Винни-Пух и все-все-все.
  14. Мифы народов мира. Мифы древней Греции.
  15. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей (2–3 по выбору).
  16. Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша.
  17. Олеша Ю.К. Три толстяка.
  18. Осеева В. Волшебное слово. Сборник
  19. Перро Ш. Сказки.
  20. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.
  21. Подборка пословиц о дружбе. Сборник загадок.
  22. Пушкин А.С. Все сказки, поэма “Руслан и Людмила”.
  23. Русские народные сказки (3–4 каждого жанра). Деятельность В. Даля, В. Афанасьева, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.Н. Толстого и др.
  24. Сент-Экзюпери А. Маленький принц.
  25. Толстой А.Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести (1 по выбору).
  26. Шварц Е.Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.

Календарно - тематический план

№  раздела

№  урока

Содержание учебного

материала

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

  I

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1 час

1.

Россия – наша Родина

1 час

1 час

 II

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16 часов

1.

Что такое светская этика?

1 час

1 час

2.

Мораль и культура.

1 час

1 час

3.

Особенности морали.

1 час

1 час

4.

Добро и зло.

1 час

1 час

5.

Добро и зло.

1 час

1 час

6.

Добродетели и пороки.

1 час

1 час

7.

Добродетели и пороки.

1 час

1 час

8.

Свобода и моральный выбор человека.

1 час

1 час

9.

Свобода и ответственность.

1 час

1 час

10.

Моральный долг.

1 час

1 час

11.

Справедливость.

1 час

1 час

12.

Альтруизм и эгоизм.

1 час

1 час

13.

Дружба.

1 час

1 час

14.

Что значит быть моральным?

1 час

1 час

15.

Творческие работы учащихся.

1 час

1 час

16.

Презентация творческих работ.

1 час

1 час

III

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

 13 часов

1.

Род и семья – исток нравственных отношений.

1 час

1 час

2.

Нравственный поступок.

1 час

1 час

3.

Золотое правило нравственности.

1 час

1 час

4.

Стыд, вина и извинения.

1 час

1 час

5.

Честь и достоинство.

1 час

1 час

6.

Совесть.

1 час

1 час

7.

Богатырь и рыцарь как нравственный идеал.

1 час

1 час

8.

Джентльмен и леди.

1 час

1 час

9.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1 час

1 час

10.

Этикет.

1 час

1 час

11.

Семейные праздники.

1 час

1 час

12.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1 час

1 час

13.

Любовь и уважение к Отечеству.

1 час

1 час

IV

Духовные традиции многонационального народа России.

4 часа

1.

 Подготовка творческих проектов.

1 час

1 час

2.

 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

1 час

1 час

3.

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

1 час

1 час

4.

 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

1 час

1 час

ИТОГО

34 часа

26 час.

 8 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...