Исследовательская работа по теме "В поисках исчезнувших храмов"
проект по орксэ (4 класс) на тему

Цель исследования:

  • Ознакомление с православной историей города;
  • Укрепление интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiskah_izcheznuvshih_hramov.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

«В поисках исчезнувших храмов»

Введение

   В 4 классе у меня появился новый предмет в учебной программе – Основы православной культуры. Этого урока я ждала с нетерпением, я узнавала много нового, училась смотреть на мир другими глазами. С большим интересом я отправилась с классом на экскурсию по Золотому кольцу. Красота и величие храмов и монастырей Владимира, Мурома, Суздали останутся в моей памяти навсегда. А в конце четвёртого класса мы отправились на экскурсию по городу «По дорогам к храмам». Побывав по Святым местам, я заинтересовалась историей наших городских храмов. Это и стало темой моей исследовательской работы.

Цель исследования:

  • Ознакомление с православной историей города;
  • Укрепление интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.

Из цели работы вытекают следующие задачи:

  • Изучить историю храмов родного города;
  • Систематизировать собранные материалы.

Гипотеза:

С историей родного города знакомы все, а с историей православного Таганрога - немногие.

Методы исследования:

«Подумай сам», «Посмотри в книгах», «Спроси у других», «Используй компьютер», «Понаблюдай».

Краткая историческая справка

Кто не обрёл храма в своём сердце,

Тот не отыщет своего сердца ни в каком храме.

   Вера в Сила Небесные свойственна большей части человечества. Во всем мире существует множество различных вероисповеданий. Но известная мудрость гласит: «Религий много, а Бог – один».

   Церковь имела огромное влияние на гражданскую власть. Религиозность в стране была практически поголовной. С самого раннего возраста детям прививалась вера. В учебных заведениях преподавался Закон Божий. Даже в известном российском патриотическом лозунге «За веру, царя и Отечество» на первом месте – вера. По всей стране было огромное количество храмов, домовых церквей, часовен, монастырей.

   Город Таганрог был всегда многонациональным, и поэтому имел культовые сооружения разных конфессий. Это были церкви, молитвенные дома, часовни, монастыри и монашеские подворья. В разные периоды истории города их количество и даже место расположения менялось. По архивным данным в 1838 году в Таганроге было 10 храмов.

   Согласно «Справочнику-альманаху по Таганрогу и округу за 1911 год» в городе имелись следующие храмы: 9 приходских церквей (Успенский собор, Троицкая церковь, Архангело-Михайловская, Митрофаниевская, Никольская, Всехсвятская, Петропавловская, Иоанна Предтечи, Елено-Константиноская), пять домовых церквей, Греческий монастырь с двумя церквями (Св. Троицы и Св. Косьмы и Дамиана), пять часовен.

   Кроме того, имелись ещё три христианские, но не православные церкви: Римо-католическая, Евангелическо-лютеранская и Армяно- григорианская.

   Однако всё это не исключало наличие в России атеистов. В конце 19- начале 20 веков под воздействием новых антирелигиозных течений их количество увеличилось, особенно среди студенчества. И после прихода новой власти всё имущество церковных и религиозных обществ было объявлено «народным достоянием». Это послужило основанием для массовых грабежей, а затем и разрушение храмов.  

   Церковные сооружения попросту стали закрывать и передать их для складов, хранилищ и других хозяйственных нужд. Одновременно велось разрушение церковных зданий с целью использования строительных материалов.  

   Церкви моего родного города постигла та же участь.

   Побывав в читальном зале в библиотеке им.А.П.Чехова, расспросив отца Германа, я узнала очень много нового и интересного о православной истории моего любимого города.

   Я решила провести анкетирование среди своих одноклассников и их родителей, чтобы выяснить, а что они знают о православной истории родного города. Результаты меня не порадовали. Все ребята знают названия современных храмов, некоторые посещают воскресные школы города. Многие ходят в церкви со своими родителями. Но никто из ребят ничего не знал об исчезнувших храмах. А из всех родителей, только моя мама могла рассказать историю любого исчезнувшего храма. Хочу поделиться информацией о некоторых храмах города.

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы

(Троицкая)

По велению царя

   По русской православной традиции одновременно с началом устройства значительного населенного пункта в нем возводилась церковь. Так же было и в Таганроге.

   Завоевав Приазовье и приняв решение о строительстве первой российской гавани на Азовском море с крепостью для защиты у мыса Таган-Рог, Петр I приказал соорудить «на скорую руку» временную небольшую церковь, посвятив её Святой Живоначальной Троице. Эта церковь в своё время определила силуэт Таганрога со стороны моря, поскольку была видна отовсюду.

   Согласно христианскому вероучению Бог триедин: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Дух Святой, что и дало понятие «Пресвятая троица».

   Слово «Живоначальная» означает «дающая начало жизни». Оно, как нельзя более, соответствовало стремлению царя зародить жизнь на этом безлюдном месте, каким был тогда будущий Таганрог.

   Первая церковь была деревянной, с покатой крышей и одной луковичной главкой. Её освящение приурочили к приезду Петра и совершили в его личном присутствии 1 сентября 1699 года. Первым священником этой церкви был о. Дмитрий Стефанов. По наименованию церкви строящуюся крепость стали называть вначале «Троицкой», а затем городом «Троицком на Таган-Роге».

   Во время войны с турками Россия потерпела крупную неудачу и согласно Прутскому договору 1711 года и по требованию Турции Таганрог должен быть разрушен, а крепость прекратить своё существование. Храм был бережно разобран и перевезен в крепость Бахмут (ныне г. Артёмовск), где из его частей построили церковь.

   Более полувека лежал Таганрог в развалинах. Только с 1769 года он вновь перешел к России, и началось его возрождение. А вместе с городом стали возводить и новые храмы.

    На месте где стояла Троицкая церковь, построили новую. Ее престол был посвящен Святому Архангелу Михаилу – небесному покровителю воинов.

Еще в 1770-е годы по соседству с церковью был сооружен маяк, служивший ориентиром для мореплавателей. Это было замечательное сооружение, а возрожденная Троицкая церковь составила с ним прекрасный ансамбль. Рядом с церковью находился, дом где жил причт и размещалась церковно-приходская школа.

   Когда началась конфискация церковных ценностей, из Троицкой церкви были забраны золотые кресты, иконы с драгоценными камнями и прочая утварь. Но и в таком обкраденном состоянии церковь еще продолжала существовать. Закрыли её в 1930 году, отдав под «крытый рынок по кооперативному обслуживанию населения». Интересно, что многие жители оказались его посещать, а если все же приходилось, то перед входом осеняли себя по привычке крестным знаменем.

   Вскоре рынок убрали, а открыли мастерскую, но без должного ухода здание начало разрушаться. После войны от церкви остались одни развалины. До наших дней сохранились только остатки её фундамента.  

Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы -

Успенский собор

   Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) – православный храм, располагавшийся на Соборной площади Таганрога с 1790 по 1938 год и являвшийся в этот период главным храмом Таганрога.  

   После того, как в 1770-1780-е годы Таганрог начал развиваться за пределами крепости, всё дальше уходя от неё, стала очевидна необходимость создания новой главной городской площади. В 1782 году под неё был выделен огромный участок пустовавшей земли сразу за крепостным валом по правую сторону от оси бывшей крепости. В современных ориентирах площадь первоначально занимала территорию от Петровской до Александровской улицы в пределах между Некрасовским и Украинским переулками. Уже при отведении места для новой торговой площади на ней предполагалось построить соборную церковь. Имевшиеся на тот период в городе две церкви — Михайловская (бывшая Троицкая) и Никольская, построенная в 1778 году Морским ведомством, находились на территории бывшей крепости, в отдалении от развивающегося вглубь мыса города.                                      

   Успенский собор имел отличительную особенность: всё большое пространство храма помещалось под одним огромным куполом, а колокольня стояла отдельно на расстоянии. Позже храм и колокольню соединили крытым колонным переходом. Наверху были установлены башенные часы с боем через каждый час. Внутри храм имел богатые роспись, иконы и церковную утварь, отличался хорошим резонансом.

   В Успенской церкви проходили самые торжественные службы при знаменательных событиях.   И если в город приезжали именитые гости, они, как правило, посещали собор.

   Он был не только главным культовым сооружением Таганрога, но и весьма важным объектом истории города. В 1825 году в ещё недостроенном храме бывал император Александр I с супругой Елизаветой Алексеевной, а в последующие годы его посещали другие представители Дома Романовых, приезжавшие в Таганрог. В 1854 году в соборе венчались будущие родители А. П. Чехова, здесь же в 1860 году крестили самого Антона Чехова. Будучи подростком и позже, во время приездов на родину, Антон Павлович неоднократно бывал в соборе.

   Особое место в истории Успенского собора можно отвести известному в городе подвижнику благочестия Павлу Павловичу Стожкову, Старец Павел как его называли среди почитателей. Он делал много пожертвований для этого храма.

   Интересно одно мало кому известное обстоятельство: таганрогский Успенский собор послужил прообразом знаменитого Храма Христа Спасителя в Москве.

   Во время установки нового креста на купол в августе 1912 года, крест внезапно оборвался с блока и рухнул на землю. Прихожане усмотрели в этом дурной знак. Вскоре разыгралась Первая мировая война, затем государственный переворот. Менее чем через 10 лет после описанного события началась гибель Успенского собора. В 1938 году этот архитектурный и исторический памятник был окончательно уничтожен. С 1970 года на этом месте стоит памятник главному атеисту России – Ленину.

   Уничтожение храмов сопровождалось репрессиями священнослужителей. Некоторые из тех. Кто уцелел в 20-е годы, попали под сталинский террор 30-х годов. Настоятель Успенского собора о.Николай Харахаш в начале был переведён в Никольскую церковь, а в1937 году арестован и расстрелян. К сожалению, никто не знает имён всех, пострадавших в те времена.

Церковь во имя Святого Митрофания

(Митрофаниевская)

   Город продолжал застраиваться, и в 1833 году жители обратились за разрешением на постройку храма на пересечении Кампенгаузенского переулка (н. Комсомольский) с будущей Митрофаниевской улицей (н. К. Либнехта). Церковь решено было посвятить новопрославленному Святому Митрофану Воронежскому, а престол Преображения поставить в приделе.

Ни один таганрогский храм не строили так долго, как этот, одних только мест, где его сооружали, было три. Постройка здания была окончена в 1866году. Ещё более года ушло на оснащение храма всем необходимым. Многое было куплено на щедрые пожертвования прихожан. Наконец 18 декабря 1867 года храм был торжественно освящен.  

   В связи с расположением церкви на главной площади, она была наиболее посещаема, особенно в дни праздничных богослужений. Людей привлекала также то обстоятельство, что только в этом храме соблюдался порядок служб в определенные часы. Немалую славу ему принес и прекрасный хор, на содержание которого не жалелось средств. Церковь до 17 апреля 1933 года была действующей, а после была закрыта. И в 1936 году здание разрушено, а на фундаменте бывшего храма с использованием строительных материалов выстроили первый на Новом рынке крытый павильон «Молоко».

   Так закончила свое существование еще одна церковь нашего города.

Церковь во имя Святого Архангела Михаила

(Михайловская)

   Расширялись границы города и возникла потребность в устройстве еще одного храма. Городское общество безвозмездно уступило участок земли для постройки церкви, дома для причта и школы. К строительству приступили в апреле 1868 года, а закончили в конце 1877. Постройка велась на средства жертвователей. Храм строился в древне - русском стиле. Новый храм представлял собой каменное крытое железом здание, длинной 50 м, в плане напоминающее крест, имело пять глав и шестую колокольню. Колокольня имела шесть колоколов, самый большой весом около 6,5 т., остальные в среднем по 300 кг. Звук его был так силен, что слышен был в с. Николаевка. При храме устроили богато оборудованную церковно-приходскую школу, считавшуюся лучшей в городе. Большой наплыв детей наблюдался школе при церкви, приходилось даже отказывать за недостатком мест, особенно, когда в ней ввели уроки рукоделия. Приход церкви являлся самым многочисленным в городе. Расположенный в районе железнодорожного вокзала, храм посещали многочисленные верующие из ближайших сел и Собачеевки - рабочего пригорода, рабочие и служащие железнодорожной станции, а также жители заводских районов. Заходили в нее и приезжие гости города.

   Установление советской власти резко изменило привычный уклад жизни людей. Настало время разрухи, голода, низвержения еще недавно чтимых святынь. Церковь Св. Архангела Михаила была ликвидирована одной из первых. В 1922 году из нее изъяли всю церковную утварь из серебра и даже такую мелочь, как чашечки, тарелочки и цепочки.  С закрытой церковью власти долго не знали, что делать. Закончилось все тем, что здание быстро разобрали. Кирпич пошел на строительство рабочего клуба металлистов (позже ДК комбайностроителей), а щебнем засыпали болотистую почву в районе бывшей Лесной биржи. На цокольном фундаменте с использованием оставшейся части колокольни был построен молочный завод (ныне не действующий).

Часовня приют Общества «Ясли»

   Одной из благотворительных организаций нашего города являлось Общество «Ясли», созданное по инициативе и с помощью М.Н. Комнено-Варваци в конце 1880-х годов.

   Целью этого Общества было оказание помощи новорожденным детям, которых матери (по разным причинам) оставили на произвол судьбы. На собранные пожертвования был устроен приют для несчастных малюток, который открылся в феврале 1890 года под названием «Мариинский приют Общества Ясли». В начале он находился в небольшом помещении, но, поскольку количество призреваемых детей с каждым годом увеличивалось, Обществом в 1894 году был приобретен участок с домом, находившийся у самого обрыва возле Градоначальнического спуска в Успенском переулке.

На следующий год на средства братьев Бесчинских во дворе была сооружена кирпичная часовня.

   Её осветили 14 ноября 1895 года в день годовщины бракосочетания их Императорских Величеств (Николая II и Александры Федоровны). Часовня была открыта в любое время дня и ночи, чтобы женщина могла оставить в ней младенца, не открывая своего имени. Подкидыша забирали в приют, где он воспитывался до 4 лет, а затем передавали в Николаевский приют для детей старшего возраста.

    В часовне совершались крашения малюток и отпевания их в случаи смерти. К сожалению изображения этой часовни, не сохранились. Она была разрушена в 1920-е годы. Дом бывшего приюта сохранился (Добролюбовский, 2).  

Церковь во имя Св. Марии Магдалины

(Мариинской женской гимназии)

   Женские учебные заведения в России появились намного позже мужских. Особенно это касалось гимназий. В Таганроге первая такая гимназия (реорганизованная из училища) открылась в 1866 году, через два года она получила наименование «Мариинская».

   В 1875 году вместо прежнего старого и неудобного дома, где гимназия размещалась, было выстроено большое двухэтажное кирпичное здание, которое сохранилось до настоящего времени.

В новом здании вскоре была устроена домовая церковь, что было осуществлено благодаря   председателю Попечительского Совета, городскому голове П.Ф. Перушкину, вообще очень много сделавшему для гимназии.

    Церковь была освещена во имя Св. Равноапостольной Марии Магдалины.

Первым священнослужителем стал учитель Закона Божьего иерей о. Гавриил Иевлев. Церковь украшалась двумя прекрасными иконами, работы местного художника Д.М. Синоди-Попова, купленными на пожертвования. Службы в этой церкви отличались особым благолепием, чему весьма способствовал хороший хор под регентством учителя пения Ф. Стародубцева.

   Как и все другие домовые церкви, эта была ликвидирована в 1923 году. Долгие годы здание продолжает занимать учебное заведение - Мариинская гимназия.

 

Церковь во имя Святого Иоанна Предтечи

(Скараманговская)

   Быстро увеличивалось население предместий Скараманговка, Касперовка, Новосёловка. На этом обширном районе не было ни одной церкви. В 1901 году Екатеринославская духовная консистория поставила вопрос о необходимости устройства в этих местах приходской церкви. Жители с радостью отнеслись к такой идее, она нашла поддержку и у владельцев близлежащих заводов. На проведённом общем собрании было решено, что храм будет посвящён Святому Иоанну Предтече, а поставить его нужно на Скараманговке. Церковь была заложена у пересечения улицы Амросиевской и 2-го Кожевенного переулка. Произошло это 14 мая 1903 года. Проект храма был составлен местным архитектором С.И.Гущиным. Через год церковь была построена. Удивительно, что из всех таганрогских церквей, об этой сохранилось минимальное число сведений. Нет даже её изображения.

   Итак, в сентябре 1904 года строительство храма окончено, колокола подняты и установлены на колокольню. Самый большой из них весил 105 пудов (около 1,7т) 21 ноября 1911 года в этот храм была передана большая икона-список с Почаевской иконы Божией Матери. Храм имел только один престол во имя С. Иоанна Предтечи.

   «Освободиться от рассадников мракобесия» - такая фраза была записана в резолюции, принятой на собрании рабочих кожевенного завода 25 сентября 1929 года. Потомки тех, которые мечтали о постройке храма, теперь требовали его закрытия. 11 ноября 1931 года храм закрыли, помещение использовали под клуб-кино, имущество изъяли. 25 января 1938 года  появилось Постановление президиума Горсовета о необходимости снести бездействующую церковь. Здание было частично разрушено и перестроено под школу. В наши дни на этом месте (Таманская площадь, №1) размещаются постройки подразделений ОМОНа.

Церковь во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Петропавловская)

   Сооружалась она по проекту архитектора С.И.Гущина. Он задумывал церковь в чисто русском стиле архитектуры XVII века. Храм получился светлым, просторным, вмещал 550 человек. Церковь строилась почти 10 лет, но зато превзошла все ожидания. В 1906 г. настоятелем церкви был назначен о.Иоанн Шатуленко. Церковь прекратила своё существование в начале 30-х годов. Она подверглась безжалостному разорению. В сентябре 1935 года здание отведено под картонную фабрику Горместпрома. Но, затем было принято другое решение: здание разрушить и на этом месте с использованием строительных материалов выстроить школу, что и было исполнено. Построенная в 1936-1937 годы школа существует и сейчас (МОБУ СОШ № 29).

Церковь во имя Святых царя Константина и матери его царицы Елены (Греческая)

   13 марта 1782 года первая деревянная греческая церковь была уже освещена, и в ней велись богослужения на родном языке. К началу 19 века деревянная церковь начала ветшать. Поэтому, в 1814 году была построена новая каменная церковь. По данным «Энциклопедии Таганрога» с 1842 г.  Открылось греческое училище, а в 1861 – церковно-приходская школа. В которой учился Антон Павлович Чехов. Но в 1922 году в городе была установлена советская власть. Храм был разграблен. 16 июня 1938 года церковь закрыли. На бывшей церковной территории выстроено два жилых дома – Греческая ул, д.52, 54.

   Я составила таблицу с названиями храмов и адресов.

Наименования

(употребляемые жителями)

Современный адрес

(для утраченных храмов – место, где они находились)

1.

Троицкая церковь

Исторический бульвар

2.

Успенский собор

Октябрьская площадь

3.

Митрофаниевская церковь

Центральный рынок

4.

Михайловская церковь

Октябрьская ул. 33

5.

Иоанно-Предтеченская церковь

Таманская пл. 1

6.

Петро-Павловская церковь

Ломакина ул.2

7.

Греческая церковь

Греческая ул. 52, 54

8.

Греческий монастырь

Александровская ул. 68

9.

Острожная (тюремная)

Маяковского пл. и Ленина ул. 173

10.

Дворцовая

Греческая ул.40

11.

Архиерейская

Чехова ул. 29

12.

Больничная

Ленина ул.153

13.

Николаевского приюта

Чехова ул.29

14.

Мужской гимназии

Октябрьская ул.9

15.

Женской гимназии

Комсомольский пер.7

16.

Алексеевской гимназии

Чехова ул. 22

17.

Монашеского подворья

Р.Люксембург ул.34

18.

Палестинская часовня

ул. Комсомольский бульвар, 29

19.

Часовня «Ясли»

Добролюбовский пер.2

20.

Александровская часовня

Греческая ул.23

21.

Вокзальная часовня

Перрон станции Таганрог 2

22.

Католическая церковь

Фрунзе ул. 58

23.

Лютеранская церковь

Спартаковский пер. 5/7

24.

Армянская церковь

Греческая ул. 62

25.

Никольская церковь

Шевченко ул. 28

26.

Всехсвятская церковь

Старое кладбище

27.

Георгиевская церковь

Машинный пер. 5

28.

Рождества Богородицы

1-я Линия 152

29.

Иконы «Одигитрия»

Бакинская ул. 2

30.

Сергия Радонежского

Ватутина ул. 74

31.

Святой Троицы

Чехова ул. 344/2

32.

Св. Николая Чудотворца

с. Николаевка

33.

Часовня Св. Владимира

территория ТагАЗ

34.

Часовня Св. Николая

территория порта

35.

Часовня Покрова Богородицы

Афоновых ул. 2

36.

Часовня Св. Александра Невского

Кладбище на Мариупольском шоссе

Заключение

    Но и обезглавленный, оскверненный, всеми оставленный, храм все-таки оставался храмом. Один из наших соотечественников сказал, что храм - это духовный облик эпохи, облик души человеческой, какой она предстает в то или иное время. Казалось, не воскреснуть человеческим душам, отравленным ядовитыми испарениями атеистической эпохи, не возродиться храму, не вернуть себе былого величия. Но что невозможно человеку, то возможно Богу. Поэтому, всё больше людей приходит в храм, появляются новые церкви.

   Но, как в каждой семье знают о своих предках, так и нам нужно знать об исчезнувшей истории своего родного города. Моя работа поможет ученикам школы получить расширенные знания о храмах Таганрога.

   В результате проведённого исследования были достигнуты все цели и задачи. Работа была интересной и полезной. А особенно приятно осознавать, что я вношу, пусть самую маленькую, частичку в духовное возрождение нашей малой родины.

Используемая литература

Ресурсы интернета;

Филевский П.П. «История города Таганрога», Таганрог: ООО Издательство «Лукоморье» 2007 год, стр. 458;

Гаврюшкин О.П. «Отблески золотых куполов», Таганрог, 1999 год, при благотворительном участии ХПГМП «Орфей»;

Киричек М.С. «Святые купола Таганрога: история храмов утраченных и существующих», Таганрог: ИП Стадников Р.Н., 2008 год, стр. 170


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Презентация к проетно-исследовательской работе "Что мы знаем о храмах города Каширы и Каширского района?"

Презентация для проектно-исследовательской работы "Что мы знаем о храмах города Каширы и Каширского района?"....

Проетная работа по теме "Русский православный храм"

Проект по курсу "ОРКСЭ. Основы православной культуры"...

Исследовательская работа по теме: "Гырон быдтон-праздник окончания весенних полевых работ удмуртов"

Народные праздники представляли яркую демонстрацию народного творчества: устно-поэтическую, музыкальную, хореографическую, прикладную, театральную. Они выполняли не только развлекательную функцию, чер...

Исследовательская работа по теме по теме "Разгадка секрета радуги"

Данная работа готовилась учениками нашего класса для школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее", которая проходит в нашей школе уже шестой год....

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»

quot;Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников"                             ...