Главные вкладки

    орксэ
    презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

    Самсонова Ольга Петровна

    конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл альтруизм и эгоизм27.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по  ОРКСЭ в 4  классе

    Модуль: Основы светской  этики

     Самсонова Ольга Петровна

    Учитель начальных классов

    ГБОУ школа №559

    Тема: «Альтруизм и эгоизм».

    Цель урока: формирование у учащихся  понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)

    Задачи урока, ориентированные на достижение результатов

    личностных:

    • формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».

    метапредметных:

    • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
    • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
    • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.

    предметных:

    • познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,
    • понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

    Планируемые результаты:

    • осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

    Оборудование и материалы к уроку:

    учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, карточки (кроссворд, слова), толковые словари, словарь синонимов и антонимов.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»

    2. Вызов.

    а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так».

     - Как повлияли на медвежонка эти два слова «просто так»? (вопрос задается перед просмотром мультфильма)

    - Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?

    б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы узнаете ответ на этот вопрос. 

     http://festival.1september.ru/articles/638574/01.gif

    1. Основатель науки этики (АРИСТОТЕЛЬ)
    2. Стремление человека к добру; положительное качество человека (ДОБРОДЕТЕЛЬ)
    3. Аристотель назвал ее совершенной добродетелью (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
    4. Сознавать долг и не исполнять его – это (ТРУСОСТЬ)
    5. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности (ДОБРО)
    6. Добродетель, которая украшает душу (МУДРОСТЬ)
    7. Кому принадлежат эти слова? «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (ЦИЦЕРОН)
    8. Первый, самый благородный путь у человека, чтобы разумно поступать (РАЗМЫШЛЕНИЕ)
    9. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (МОРАЛЬ)

    3. Осмысление

    а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? 

    Работа с разными источниками информации (по группам):

    толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

    учебник (с.30): Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

    - Подберите синонимы к слову «альтруизм» (словарь синонимов) 

     Бескорыстие;

     самопожертвование;

     спасение чужих людей;

     спасение своих родственников;

    милосердие;

     забота о благе чужих людей;

     доброта;

    щедрость;

    самопожертвование.

    б) – Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский). 

     Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

    - Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

    Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

    Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

    - Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

    - Для чего Пахарь пахал землю?

    - Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

    - Для кого трудился крот?

    - Для кого работал Пахарь?

    - Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

    - Пахарь – альтруист, а крот?

    в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» 

     добро – зло

    хорошо – плохо

    добродетель – порок

    трудолюбие – лень

    справедливость – несправедливость

    альтруизм - ? (используя словарь антонимов)

    г) – Что же такое «эгоизм

    Работа с разными источниками информации (по группам):

    толковый словарь: Эгоизм (от латинского ego – я) - поведение, направленное на

    удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или

    общества.

    Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,

    полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,

    счастье).

    учебник (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

    - Подберите синонимы к слову «эгоизм» (словарь синонимов) 

     своекорыстие;

     действует в своих интересах;

     ищет во всем выгоды для себя; 

    расчётливость;

     скупость;

    себялюбие;

    самолюбие;

    эгоцентризм.

    - А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.

    д) Самостоятельная работа с учебником .

    Задание (на карточках)

    1. Прочитать в учебнике об эгоизме.
    2. Какие различают формы эгоизма.
    3. Соотнесите понятия и примеры:  
      Альтруизм
      Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.
      Одноклассник не передал домашнее задание.

      Эгоизм
      Мальчик не поделился подаренными конфетами.
      Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа.
    4. Объясните следующую схему:  
      Альтруизм - разумный эгоизм - эгоизм

    е) - Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку зрения.

    Золушка,

     Старик Хоттабыч,

     Двенадцать месяцев,

    Иванушка – Дурачок,

     Стойкий оловянный солдатик,

     Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»,

     Карлсон,

     Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина

    4. Рефлексия деятельности в технике

    «Закончите предложения» 

    а) 1. Я сегодня узнал… _______________________________

    2. Самым сложным для меня было…__________________

    б) Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»

    - Как вы поняли, о чем поется в песне? (о добре, добрых делах)

    - Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)

    Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела»).

    5. Домашнее задание:

    Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

    Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

    Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

    Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

    "Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

    Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

    Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

    Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

    Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..

    Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....

    Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

    Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...