Сценарий урока ОРКСЭ в 4 классе на тему: Что мы знаем о дружбе?
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Колмакова Инна Васильевна

Данный сценарий осдержит материал по теме: Что мы знаем о дружбе? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – размышление по основам религиозных культур и  светской этики

Тема: Что мы знаем о дружбе?

Класс: 4

Цели урока: 

1.Сформировать у учащихся понятие «дружба».

2. Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки.

3. Формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.

Планируемые результаты:  

Личностные УУД:

 учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.

Познавательные УУД:

познакомиться с различными пословицами  о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)

Регулятивные УУД:

 удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос; использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, компьютер,  карточки, словари, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание психологического комфорта на уроке

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Добро пожаловать на наш  урок – размышление.

Тренинг “Ромашка дружбы” (Выполняется под спокойную музыку)

Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Нарисуйте в своем воображении  ромашку, это цветок дружбы и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро доставляет вам радость.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля самой дружелюбной и красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми.

А теперь откройте глаза. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.)

2. Введение в тему

          Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А это  значит, что у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашего урока, вам подскажет видеоролик. Внимание на экран!

         Выскажите ваши предположения по поводу темы нашего урока?  (О дружбе). Верно, молодцы! Тема нашего урока: что мы знаем о  дружбе?

        Как вы считаете, какие учебные задачи нам сегодня предстоит решить?

Действительно, мы сегодня узнаем:

  1. Что такое дружба?
  2. Какие существуют законы дружбы в обществе?
  3. Научимся отличать настоящую  дружбу от фальшивой.

         Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос? (Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в интернете).

3.Основная часть. 

Предлагаю начать с толковых словарей . В словаре Ожегова  Сергея Ивановича – Дружба – это (дети зачитывают определение)………… А в словаре Владимира Ивановича Даля слово дружба – это (зачитывают)……………………………А знаете ли вы, что в православии тоже существует такое понятие, как дружба?  Предлагаю почитать изречения святых отцов о дружбе. (Учитель зачитывает изречения).

1. Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистью и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. (Преподобный Антоний Великий)

2. Тот, кто имеет друзей, хотя бы был беден, становится гораздо богаче богатых. (Святитель Иоанн Златоуст)

3. Дружба заключается в том, чтобы быть верным, дружба заключается в том, чтобы быть готовым, если твоего друга порочат, гонят или преследуют, встать и сказать: «Я с ним!» Готовы ли мы на это? (Митрополит Антоний Сурожский). 

  Как вы  понимаете смысл данных изречений?

     Совпали  ли определения в словарях и изречениях святых отцов с вашими высказываниями о дружбе? Я тоже хочу поделиться с вами своим мнением о значении слова «Дружба». Я считаю, что дружба – это когда в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог, на которого ты всегда можешь положиться, который никогда не бросит тебя в трудную минуту.  Ну что ж, ребята, мы с вами выяснили что такое «дружба», приступаем к решению второй задачи урока.

     Предлагаю послушать  очередную очень старую, но мудрую притчу. (Притча рассказывается под спокойную  тихую мелодию).

б) Притча

     Давным- давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

     Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

    С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

в) Беседа по содержанию притчи

    Понравилась ли вам притча, и какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться? Спасибо за ваши ответы, они очень дороги.

    Как вы считаете, какие из предложенных на слайде народных пословиц,  очень точно выражают смысл этой притчи?

« Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

«Дружба дороже золота»

«Друзья познаются в беде»

 А действительно ли его друзей можно считать настоящими?

г) Работа в парах. Игра «Собери пословицу»

     Предлагаю  продолжить работу с пословицами и поиграть в игру «Собери пословицу». Работаем в парах. Правила игры:  каждой паре выдается конверт с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу, прочитать  и объяснить её смысл. Работу начинаем и  останавливаем по хлопку.

    Нет друга – ищи, а найдёшь – береги

    Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь

    Друга ищи, а найдёшь - береги

    Дружба не гриб – в лесу не найдёшь

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей

   Дерево живёт корнями, а человек друзьям

   Дети, как вы считаете, существуют ли в нашем обществе законы дружбы? Чтобы это узнать, поработаем  в группах, будем формировать наши группы  по цвету жетончиков, выданные вам до урока. Итак, задание для групп: опираясь на личный опыт, мудрость   пословиц, изречения святых отцов,  выведите несколько законов дружбы и запишите их на листе.  

д) Коллективная работа «10 законов дружбы»

(Ребята советуются, записывают на листе свои законы, а затем вывешивают на доску. Например:

  * Хранить тайны друзей                 Делиться самым ценным                                                                                    

  *Доверять другу                               не предавать

  *Помогать другу                              уважать друг друга

  *Защищать друга….                        Быть милосердным друг к другу

- А знаете ли вы, что  у православных христиан тоже существуют  законы дружбы. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, условия жизни и вероисповедания есть много общего в том, что христиане считают дружбой. И вывели следующие  законы дружбы. Внимание на слайд.

(Учитель показывает слайд с православными законами дружбы).                                   

     Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и православные законы очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что же общего вы заметили,  в чём отличие?  (Слайд).

    Немного устали? Предлагаю поиграть. Игра на внимание – «Дружба – хлоп, дружба – топ». Правила игры: если я называю слова, которые можно отнести к дружбе, то хлопаем в ладоши, если нет – топаем ножками.

4.Физкультминутка

    Добро, зло, милосердие, взаимопомощь, ненависть, зависть, сострадание, обида, взаимовыручка, грубость, любовь к ближнему? Молодцы! Справились на отлично!

    Ну а теперь, предлагаю обсудить ситуации, которые могут произойти с вами в реальной жизни.

  1. Работа в группах. Обсуждение  предлагаемых ситуаций.

Ситуация для 1 группы

       Петя и Алеша шли с рынка. У Пети был полный пакет с овощами и фруктами, а у Алёши в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил Петин пакет и порвал его. Всё содержимое пакета рассыпалось. Алёша стал смеяться в полный голос. А Петя начал собирать всё с асфальта. Ему было очень обидно и грустно, что его друг не только не помог, но и сам послужил причиной  несчастья. А как бы поступили вы на  месте Пети и на месте Алеши?

      Какой из законов дружбы подходит к вашей ситуации? Обоснуйте.

Ситуация для 2 группы

      В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, Кате позвонила Оля и попросила помочь ей разобраться с заданием по математике. Представьте себе, что Катя ждала эту передачу всю неделю, и так хотела её посмотреть. Но Катя не могла поступить иначе, ведь Оля ее подруга! И вместо телевизора Катя просидела целый вечер за книгой вместе с Олей. Но Катя заметила, насколько Оля была признательна ей за помощь. А как бы вы поступили на  месте Кате и на месте Оли?

     Какой из законов дружбы можно отнести к вашей ситуации? Обоснуйте.

     Итак, какие законы дружбы существуют мы узнали, приступаем к решению третьей задачи урока. Попробуем научиться различать настоящую дружбу от фальшивой.

  1. Закрепление социальных понятий. Упражнение «Подлинная или фальшивая?»  Просмотр видеороликов и обсуждение.

    Дорогие дети, а какую дружбу можно считать настоящей?  А какую фальшивой?  (Ответы детей). Предлагаю поупражняться в определении типа дружбы.  Вашему вниманию будут представлены 4 видеоролика о дружбе. Вы должны распознать настоящая или фальшивая дружба показана, и обосновать свой ответ.

    7.Итог урока

    Ну что ж, наш урок подходит к концу?!  Вернемся к учебным задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока.  Как вы считаете, решили ли мы их?  (Ответы детей).

     Узнали ли мы, что такое дружба?

     О каких законах дружбы мы узнали?

     Какую дружбу нужно считать настоящей, а какую фальшивой?

    8. Рефлексия  «Ромашка дружбы»

    А сейчас мы с вами посадим наш воображаемый «цветок дружбы» - ромашку. У вас на партах лежат лепестки. Напишите на обратной стороне пожелания своим друзьям. Я присоединюсь к вам. (Выполняют задание под музыку) ( счастья, добра и мира, любви, верности, милосердия, мирного неба над головой, благополучия, уважения к старшим).

    Если готовы, зачитайте свои пожелания и прикрепите свой лепесток к сердцевине ромашки.

 Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам, и вы приобрели на нём частичку дружелюбия, доброты и мудрости. А завершить хотелось бы стихами Фазу Гамзатовны Алиевой:

                                    Хороший друг – как ветер.

                                    При несчастье

                                    Он унесёт и горе и беду.

                                    Как листья

                                    Что осыпались в ненастье

                                    В осеннем, холодеющем саду.

                                    А в радости –

                                    Он мощный вал, стоящий

                                    Надёжно на пути врагов твоих.

                                    Люблю друзей, надёжных, настоящих.

                                    Ценю и воспеваю их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Урок русского языка ( 2 класс) по теме:"Что мы знаем о видах предложения по цели высказывания?"

Обобщение знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания; развитие умений различать предложения по цели высказывания, употреблять в речи разные по цели высказывания предложения;  развит...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Подвиг в православной культуре"

Урок ОРКСЭ по учебнику Кураева "Основы православной культуры"Цель урока: раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига....

урок русского языка в 3 классе по теме: Что мы знаем о существительном?

Урок разработан с применением интерактивной доски InterWrite....

Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс по теме "Введение. Моя Родина-Россия"

В презентации представлены слайды, раскрывающие связь поколений, качества духовного человека, понятие Родины, патриотизма....

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева«Петя и волк»....