Открытый урок по ОРКСЭ и литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Бронникова Расима Абульбаисовна

Интегрированный урок в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka_dolg_i_sovest.docx49.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  урока

(модуль Основы светской этики и литературное чтение)      4 класс

Тема: «Совесть и долг»

Цель урока: формирование первичных представлений о значении совести в жизни человека и общества.

Задачи урока:

• актуализация знаний и представлений, полученных на предыдущих уроках;

• развитие представлений о механизмах, регулирующих поведение человека;

• совершенствование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения нравственного выбора;

• формирование внутренней установки поступать согласно своей совести;

• совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

• совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;

• обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;

• развитие интереса к изучению предмета.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, долг.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людейразвитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», «чувство долга», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал.

Ход урока

I.Организация деятельности ( 2 мин)

Психологический настрой:

(дети стоят, взявшись за руки)

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть добрый день длится до вечера.

Мы рады видеть каждого из Вас!

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Здравствуйте, ребята!

Молодцы. Садимся и начинаем работать.

1. Актуализация знаний:

2. Вступительное слово педагога:

- На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней. И вот об одном из таких понятий мы сегодня узнаем на уроке. Я предлагаю вам послушать стихотворение и сказать о каком понятии мы сегодня будем говорить:

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: 
– Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…

Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека –…..(
совесть!

Как вы думаете, что ответил третий мудрец?

-И сегодня мы поговорим о ……

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

Что такое совесть? Совесть – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка.

Стыд – это тяжёлое подавленное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

-Нужна ли она человеку?

-Что значит поступать по совести?

- Какая совесть бывает чиста?

Учитель проверяет готовность детей  к активной работе на уроке.  

Приветствие друг друга и гостей ( дети сидят по рядам)

II. Определяем проблему урока  (5 мин)

Первые и осторожные подступы к проблеме, установка на предстоящую деятельность.

  1.  «Один водитель сбил человека насмерть и уехал. Никто происшествия не видел, свидетелей не было…» Какое продолжение может быть? Как нужно поступить, что нужно делать в таких ситуациях?

- Я в ваших ответах услышала слова «Должен был…» И слова эти очень непростые. В них вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ (понятия «долг», «моральная норма», «человек долга»)

Посмотрите инсценировку          Слайд 2  (Ответы детей: это совесть и долг).  

2 . Формулирование темы урока, постановка цели. (1 мин)

- Определите тему урока.

« Долг. Совесть». Слайд 3

 Долг — обязанности, которые необходимо     выполнять вне зависимости от своих желаний.

Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.

Моральный                                 Национальный                          Государственный

Семейный                                     Сыновний                                         Материнский

Родительский                            Воинский                                        Денежный

Профессиональный

 ( Ответы детей: жить по закону)

3. работа в группе Выясните С кем, по вашему мнению, нас связывает долг?

6. Физминутка

 -Я вам предлагаю послушать отрывок  из произведения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского «Детство Темы»

Портрет писателя

Его настоящая фамилия Михайловский, а Гарин это его псевдоним.

7. Работа с текстом учебника  стр. 116-121.

  • Чтение текста урока..
  • Предлагает прочитать диалог. Задаёт вопросы:
  •  -Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? Каким словом называет няня этого человека?
  • Просит прочитать значение слова.
  • Поясняет, как имя собственное стало нарицательным.
  • Читают диалог. Находят незнакомое слово ИРОД.

  • Чтение второй части главы.

Перед прочтением 2 части, просит снова попробовать предугадать события.

Обращает внимание на экран. Спрашивает, можно ли догадаться о дальнейших действиях мальчика по этой картинке. («В столовой»)

-Давайте проверим наши предположения.

Просит прочитать следующую часть.

Рассматривают иллюстрацию.

Высказывают свои предположения.

  • Подготовка к восприятию третьей части.

Просит ответить на следующие вопросы:

Как ты думаешь: беспорядок в столовой и в саду увиден глазами Тёмы или только автора? Для чего в тексте присутствует описание этого беспорядка?

Предлагает взять в руки карандаши, и по ходу чтения отмечать те слова, из которых ясно, что Тёма очень любит своего четвероногого друга. Прослушивание записи.

Отвечают на вопросы, делятся своими предположениями.

  • Вопросы для обсуждения:

1. Выборочное чтение.

Просит найти и зачитать ответы на следующие вопросы.

-Как готовится Тема к спасению Жучки?

-Какими были эти действия – непонятными, бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте свой ответ.

-Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи?

-Вспомните разговор Тёмы и его мамы. Почему по словам мамы у её сына было столько неприятностей? (Трус). Она так действительно думала?

Физминутка

Находят в тексте и зачитывают ответы на вопросы.

 Как мы можем объяснить, что такое совесть, после прочтения рассказа?

 Как вы думаете, совесть — это то, чего человек боится или то, на что он полагается?

-Спрашивает, как вы считаете, удастся ли Тёме спасти собаку?

-Спрашивает, останется ли мальчик жив?

-Что может испытывать маленький мальчик находясь в заброшенном колодце на грани жизни и смерти? А был ли у него выбор? (между жизнью собаки и огромным риском для своей жизни)

-А почему он пошел спасать собаку?

Учитель: Вот он какой – совестливый человек. Совесть нужна при всех

обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся.

Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках. Она напоминает об обязанностях, долге, ответственности, заставляет ориентироваться на поступки других людей. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она, молча и неотступно, заставляет нас говорить себе правду. Это наш внутренний судья.

Голос совести (работа по карточке – соединить стрелками)

Удовлетворенность-№ 1.Вызывает спокойную, чистую совесть. Человек осознает, что он справляется со своими моральными обязанностями, нет нарушений долга, отступлений от нравственных правил.

Неудовлетворенность-2.Рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в

будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.

Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.

9. Высказывания знаменитых людей:

Без совести и при большом уме не проживёшь.

М. Горький.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

А. Пушкин.

Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

  • Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
  • Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
  • Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
  • Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
  • Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
  • Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла
  • Не допускайте грубости
  • Во всём помогайте ближним
  • Будьте добрым человеком

-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке

4. Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

О.Воротынский

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

10. Итог урока. Рефлексия

– Что значит, жить в ладу со своей совестью?

Оценивание

Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен…

hello_html_30414435.pnghello_html_m41beaebe.png

Я усвоил основные понятия… Я выполнял задания…

hello_html_m41beaebe.pnghello_html_m41beaebe.png

Мне захотелось поступать согласно Хочу поделиться знаниями

моральным нормам… с друзьями…

hello_html_m41beaebe.pnghello_html_m41beaebe.png

9.Домашнее задание.

1. Нарисуйте рисунки по теме урока. (по желанию)

2. Прочитайте сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» или

посмотрите (желательно с родителями) мультфильм с одноименным названием.

Учитель. Расставаясь, я хочу пожелать:

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Всё в Ваших руках.

видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...