Главные вкладки

    Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» основы православной культуры
    методическая разработка по орксэ (4 класс)

    Методическая разработка с презентацией для 4 класса по модулю ОПК: СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл совесть и раскаяние50.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Капыревщинская СШ  Ярцевский район  Смоленская область

     

    Разработка урока по курсу

    «Основы религиозных культур и светской этики»

    основы православной культуры

    учитель высшей категории: Алешина Ирина Владимировна

     ТЕМА: СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ

    Тип урока:  урок изучения нового материала

    Цель: помочь учащимся осмыслить понятия «совесть», «грех», «раскаяние»; способствовать осознанию предназначения совести и необходимости раскаяния.

    Задачи:  

    Образовательные - познакомить со значением слов «грех», «совесть», «раскаяние» в православной культуре, раскрыть смысл раскаяния (покаяния) в православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.  

    Воспитательные - способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению; помочь задуматься над внутренним состояниям, которое испытывает человек, когда его мучает совесть и когда он раскаивается.

    Развивающие - развивать способность осознавать свои поступки, слушать голос совести и следовать ему.  

    Термины и понятия - совесть, грех, раскаяние, покаяние.

     Оборудования - учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал

    Планируемые результаты: 

    Предметные - понимание значения слов «совесть», «грех», «раскаяние»; способность к различению добра и зла; осознание совести как нравственного критерия; знание нравственных основ православной культуры; способность использовать ранее полученные знания для решения учебных задач.

    Метапредметные - готовность выполнять проблемные задания, выделять главное, умение формулировать определения; высказывать свою точку зрения, устанавливать межпредметные связи; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь собственную точку зрения.

    Личностные - способность оценивать свои поступки, сообразуясь с голосом совести; осознание действий совести и готовность к раскаянию; положительное отношение к православным нравственным ценностям; устойчивый познавательный интерес к новой информации.  

    Форма  проведения  урока: стандартный урок с элементами дискуссии.

    Методы обучения: проблемный, частично – поисковый,  иллюстративный

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

    Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с презентацией, самостоятельная работа, работа с дидактическим материалом,  подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Оборудование:  компьютер, проектор, экран, фонограмма песни « раздаточный материал, эпиграф  урока (на доске),  «Основы православной культуры» (4- класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2012).

    Ожидаемые результаты

    • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние».
    • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение и принимать чужое.
    • Придут к осознанию, для чего человеку нужна совесть и покаяние.

    План урока

    1. Организационный момент.
    2. Мотивационный этап.
    3. Работа   с новыми понятиями  
    4. Работа с учебником.
    5. Продолжение знакомства с новыми понятиями.
    6. Релаксация.
    7. Закрепление изученного.
    8. Подведение итогов урока.
    9. Постановка домашнего задания.

    Ход урока.

    I.  Организационный момент.
    - Добрый день, ребята. Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.
    Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся. Чем больше человек отдаёт людям, тем больше приобретает для своей души. Мы с вами будем рассуждать, оценивать свои поступки и поступки литературных героев. Чтоже помогает человеку становиться лучше.                                                                                                                    - Эпиграфом нашего урока будет служить выражение:     

    Какие б ни грозили горести

    И где бы ни ждала беда,

    Не поступайся только совестью

    Ни днем, ни ночью, никогда!  (Э.А. Асадов)
    - Ребята,  как мы озаглавим тему нашего урока? (выслушиваем предложения, корректируем ответы и записываем тему:

    «СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ».   (СЛАЙД 1)

    II.        Мотивационный этап.

    Присоединение к нравственным категориям: добро, зло, грех, совесть, прощение раскаяние.                                                                                                                                - Говорят правильно жить, это жить по совести. Это как? (выслушиваем ответы детей)
    - А каких людей мы называем «бессовестный» ( которые  совершают плохие поступки, забывают о чувствах совести).

    III.       Работа   с новыми понятиями  

    1) Чтение.  Послушаем рассказ П. Засодимского  «Гришина милостыня».    Приложение 1.
         - Какой поступок совершил Гриша?  (злой)
         - Почему Гриша заплакал и готов был расстаться с самыми дорогими вещами?

    (Он понял, что совершил злой поступок и пожалел об этом.)
        - Совершенно верно. Такое чувство ещё называют раскаяние. Гриша раскаялся в своей «злой шутке».
        - А почему Гриша раскаялся? (Мальчик понял, что поступил плохо и, ему стало стыдно, его стала мучить совесть?)
        - Как вы думаете, о каких нравственных качествах мы будем говорить сейчас?

    (О совести и раскаянии). 
    Совесть - помогает  человеку  отличить добро от зла. Совесть означает нравственное чувство в человеке, внутреннее  осознание  добра  и  зла.  

    (запись в тетрадь)    Приложение 2

    - Это голос Божий, который звучит только в человеческом сердце. Совесть — это тайник нашей души, в котором отзывается осуждение или одобрение наших поступков. Совесть ничего плохого нам не скажет. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия.

     - Русская пословица говорит : «В ком стыд,  в том и совесть».
      2
    )  Формирование понятий.

    - Что же такое совесть и раскаяние? Посмотрите, пожалуйста, на экран, прочитайте предложенные высказывания и ответьте, с чем сравнивается совесть и почему?

    1.  Добро век не забудется.

    2.  Доброму Савве добрая и слава.

    3.  Жизнь дана на добрые дела.

    4.  Мир не без добрых людей.

    -  Назовите антоним слова « Добро» - (зло).   
    - Какой  смысл  вкладывается  в это слово? - (что-то плохое)
     - Да! Вы правы! В толковом словаре Ожегова так и написано: « Зло - нечто дурное, вредное».                                                                     
     -  У  этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)
       - В словаре Ожегова написано так: « Грех – это: это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести (
    запись  в тетрадь).                                                                                                          

      3) Закрепление понятий.  (СЛАЙД 2)
    IV.  Работа с учебником.

       - Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов.  Прочитаем  об этом  на стр. 36 вашего учебного пособия.                              

     - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?                                                                            - Это то, что способствует росту души, помогает людям и спасает собственную душу и поэтому   радует Бога.                                                       

     - А зло наоборот: это то, что удаляет от этих добрых целей.

    (физкультминутка)

    1.Прилетели ангелочки – становились на носочки!

    Вверх руками потянулись  и друг другу улыбнулись.

    Крылышки расправили – в стороны направили

    Наклонились до земли – словно тяжести несли.

    Ножками потопали, ручками похлопали.

    Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.

    Глубоко вздохнули, плечи развернули

    Повели руками, чуть над головами.

    Ангелочкам уж пора совершить добрые дела!

    V. Продолжение знакомства с новыми понятиями.
    1) Работа с рассказом « Гришина милостыня»
      - Вспомним мальчика Гришу, который совершил плохой поступок. Что он делал, когда у ворот показалась какая – то девочка в черной дырявой кофточке? (ответы детей)
       - По православным понятиям, он совершил
    зло (грех).
       - О чём попросила девочка Гришу? (ответы детей)
       - Как поступил мальчик? (ответы детей)
       - Почему Грише стало невесело, ведь девочка его ни словом, ни взглядом не обидела? (ответы детей)
       - Человеку  на его плохие дела указывает совесть, его собственная совесть. У любого недоброго поступка есть свидетель, его душа.
     
    2) Работа с презентацией  (СЛАЙД 3) 

    -  Что рассказывает Евангелие об апостоле Петре. (чтение учебника).     
    - Кто такой апостол? (ответы детей)

    - Ребята, посмотрите на  апостола Петра. 
       - Какой грех он совершил? (ответы детей)
       - Что творилось с его душой? (он мучился)
    - Какое выражение лица у него?  Что же послужило причиной его грусти, муки?  (ответы детей). (мученическое, так как он совершил грех).
    3)  Проверка восприятия.    (СЛАЙД 4)  
     - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть)    

     - Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Совесть может разговаривать с человеком. Как вы думаете, о чём? Обычно совесть  укоряет нас,  когда мы что-то делаем не так.  Она  мучает.
       -  Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).  
       - Вспомним снова про Гришу. Как он чувствовал себя, когда понял, что девочка не появится больше? (ответы детей)
       - Что же вызвало все эти действия?
    (совесть)
       - Что же такое совесть? (ответы детей)

     - Что происходит в голове, когда человек думает? «Наверно, в голове у нас много маленьких человечков, и каждый что - то знает, говорит своё. Иногда они спорят, ссорятся, потом мирятся, стремятся помочь друг другу... А может и в сердце эти человечки живут? Совесть - это наверно самый главный человечек, который знает, что можно делать, а что нельзя. И все остальные его слушаются. А когда не слушаются, человек совершает дурной поступок. Да, совесть живёт в сердце каждого из нас.

    - Согласитесь, что признать свою ошибку, свой грех – непросто. Но этот грех всегда терзает человека, его надо уничтожить в сердце, а это значит попросить прощение.

    VI. Релаксация.

        - Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. пусть всё напряжение уходит. Раслабляется шея, плечи, руки, ноги, всё тело.

    - Представьте себе чудесное солнечное утро. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Представьте прекрасное голубое небо. По небу двигаются облака.

    Вы наблюдаете за ними. Пусть все мысли улетят вместе с облаками.

    Вы сосредоточены на небе, ощущаете покой, тишину, радость и счастье. 

    Представьте, что вы – птица, крылья которой расправляются и ваше тело становится легким и невесомым. Теперь вы медленно поднимаетесь и летите над большим озером, на котором плавают прекрасные птицы. Таких птиц вы никогда не видели. Они не с земли, а с Неба. На крыле этих  птиц вы видите красивые слова: на одном крыле – совесть, на другом- раскаяние, а на спине – прощение. И вдруг эти птицы взлетают и вы вместе с ними улетаете в безконечное небо.

         - А теперь у вас открываются глаза, вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности. Как хорошо мы отдохнули, у нас бодрое настроение.
    VII.  Закрепление изученного.

    Самостоятельная работа на закрепление нравственных  качеств личности. 

    -  Зарисуйте то, что для вас стало важным (главным)  из того что вы увидели во время своего путешествия.

    VIII.        Подведение итогов урока.
    - Наш урок подходит к концу. Какое открытие вы сделали для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вам нужно  закончить.
    •    Теперь я знаю …
    •    Теперь я умею …
    - Вот вы узнали, какое значение имеют совесть, раскаяние и прощение для человека. Напишите на листочках, от какого проступка вы хотели бы избавиться. Потом попросите прощение и разорвите его.
    - Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.

    IX.         Постановка домашнего задания. (запись в тетрадь).

    1.Расспросите  родителей о значении совести в их жизни (самим составить вопросник).

    2.  Найти  пословицы и поговороки о совести, добре  и других добродетелях.

    3. Сочинить сказку на тему «Совесть пропала».

    4. Выполнить рабочую тетрадь. (Приложение 3).

                                                                                                                  Приложение 1

    ГРИШИНА  МИЛОСТЫНЯ
    Все утро Гриша был весел и играл на дворе. Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка в черной дырявой кофточке...
    - Подай милостыньку Христа ради! — робко проговорила она.
    Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке.
    - Тебе хлеба надо? Да? — спросил он, зажимая камень в кулак. — Подставляй руку!
    И девочка доверчиво протянула к нему свою худенькую руку.
    - На, бери! — крикнул шалун и положил ей в руку камень.
    Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом взглянула на Гришу и, понурив голову, пошла дальше. Девочка ни словом, ни взглядом не обидела Гришу, а между тем Грише вдруг стало невесело.
    Солнце так же ярко, небо так же ясно, и воробьи чирикают так же задорно — но Гриша и не смотрит на них... Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая.
    Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, налево, — девочки нет.
    Он все посматривал в поле, все думал: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет!..
    Подайте ему эту девочку! Подайте ему эту нищенку!.. Он даст ей хлеба, принесет ей булок, подарит ей все свои серебряные деньги, отдаст ей все свои игрушки, отдаст ей все, все — даже ружье и барабан!.. Но девочки нет! Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь... Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла... Отчего она так посмотрела на него?..
    Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку...              
    (П. Засодимский)

    Приложение 2 (словарь для учителя)

    • Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
    • Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый. Святитель Игнатий Брянчанинов, выдающийся русский религиозный деятель, философ, наставник монашествующих, стоящий в ряду замечательных духовных писателей нашей страны, писал: «Раскаяние, будучи удовлетворением естественному сердечному требованию, приносит сердцу успокоение и услаждение. Оно восстановляет между человеками нарушенные мир и порядок, разрешает недоумения, врачует души от вражды и памятозлобия. Но мы раскаиваемся друг перед другом только тогда, когда захотим это сделать; без произволения естественная способность покаяния пребывает бездейственною». Здесь говорится в том числе и о свободной воле (произволении) человека в желании раскаяться, что очень важно.
    • Совесть. Совесть означает нравственное чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла. Это глас Божий, который звучит только в человеческом сердце. Совесть — это тайник нашей души, в котором отзывается осуждение или одобрение наших поступков. Совесть ничего плохого нам не скажет. Есть такое выражение — «сожжённая совесть». По-гречески «сожжение совести» означало наложение клейма на тело преступника. То место, на котором выжигается клеймо, теряет чувствительность и делается как бы мёртвым, бесчувственным. Так и душа человеческая, отягчённая злом, мертвеет, теряет способность к добрым делам.

    Приложение 3

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

    Вариант 1

    Совесть

    Задание 1.

    Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? __________________________________________________________________

    Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________________________________________________

    Задание 2.

    Заполни таблицу.

    Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.

    Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться

    Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков.

    1.

    2.

    3.

    4.

    Задание 3.

    Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:

    Кто наказал его?

            Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

    - Кто наказал его? - спросила соседка.

    - Он сам наказал себя, - ответила мама.

    1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Вариант 2

    Раскаяние

    Задание 1.

    Внимательно посмотри на схему.

     

    1. Сожаление о том, что сделано

    2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание

    3. Твердое решение больше так не поступать

    Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

    Задание 2.

    Ответь на вопросы.

    1. Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? __________________________________________________________________
    2. Всегда ли есть возможность покаяться? __________________________________________________________________

    Задание 3.

    Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:

    Кто наказал его?

            Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

    - Кто наказал его? - спросила соседка.

    - Он сам наказал себя, - ответила мама.

    1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________


    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Основы православной культуры . А.В. Кураев.

    2. Притчи для маленьких и взрослых. Монах Варнава (Санин). Том 1.

    3. Учебное пособие Основы православной культуры. А.В. Бородина.

    ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

    pravenc.ru

    blagouchenie.ru

     svet-dushi.muoo.org.ru   

    ru.wikipedia.org

    menobr.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

    Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

    Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

    Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

    Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

    Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

    разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

    Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

    Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

    Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...