Методическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Милосердие и сострадание".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Токарева Анна Николаевна

Конспект урока по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса. Тема "Милосердие и сострадание". Раскрыть перед обучающимися духовно-нравственные понятия как "милосердие", "сострадание", "милостыня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_orkse_4_klass.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Цель: познакомить учащихся с такими духовно-нравственными понятиями как «милосердие», «сострадание», «милостыня», «любовь к врагам».

Задачи:

  • развивать чувство милосердия и сострадания к окружающим людям, животным;
  • учить давать нравственно-эстетическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;
  • развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения, со словарями, делать выводы;
  • воспитывать желание делать выбор в пользу добра.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей

Подготовка сообщения о милосердии великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Оборудование урока.

Для учителя:

Проектор, ПК, слайдовая презентация «Милосердие и сострадание». Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Кураев. – М. : Просвещение, 2012.

Для учеников:

Тетрадь для записей. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова 4е издание, дополненное.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Кураев. – М. : Просвещение, 2012.


Ход урока

1.Организационный момент. (слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день.

2.Проверка домашнего задания (тест по теме «Заповеди»)

3.Постановка темы урока

Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение Федора Ивановича Тютчева ( 2 слайд)

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Ф.Тютчев

- Скажите, о чем говорится в стихотворении? (ответы детей)

- Каким может быть слово? (Добрым, злым)

- Кто может говорить добрые слова? (Добрый человек)

- Что такое сочувствие? (Когда кого-то жалко)

- Подберите синоним к слову сочувствие. (Сожаление, сострадание…)

- Кто может сформулировать тему урока? («Милосердие и сострадание») (2 слайд)

- Часто ли вы слышали слова милосердие и сострадание? (ответы детей)

4.Работа по теме урока

Учитель: Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

- Перед вами лежат толковые словари, вы должны найти определения этих слов с помощью словарейДети в парах находят определение слов.

Ответы детей, запись темы и понятий в тетрадь. (3,4 слайд)

Практическая работа по группам.

1 гр. Складывает разрезанные пословицы и поговорки о добре и милосердии

( Доброе слово лучше мягкого пирога. Худо тому, кто добра не творит никому. Кто любит добрые дела - тому и жизнь мила. Живи добрее, будешь всем милее. Доброго чтут, а злого жалуют.)

2гр. составляет кластер со словом милосердие (отзывчивость, чуткость, доброта, человеколюбие, гуманность)

3 гр. составляет кластер со словом сострадание (жалость, сочувствие, душевность, понимание)

Заслушивание групп. ( Сверка с эталоном 5, 6 7 слайд)

Учитель: Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встречи с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже не знаком. Но ты узнал о его горе и не смог остаться равнодушным. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – хороший он или плохой. Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Комментированное чтение «Притчи о добром саморянине» (8 слайд)

Учитель: Ка вы поняли притчу Христа о добром саморянине?

-Кто такой саморянин?

- Чему нас учит притча?

- Кого христиане называют ближним?

5. Физминутка

Заслушивание сообщения о милосердии великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой (заранее подготовленный ребенок) (9,10 слайд)

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (сестра последней российской императрицы), основательница Марфо-Мариинской обители, причисленная к лику святых. Самая красивая и благородная женщина совей эпохи. Елизавета (в семье ее звали Эллой) была самым старшим ребенком. Кроме нее были: Виктория, Ирена, Алекс и Эрнест. Все они были детьми принцессы Алисы и внуками королевы Виктории. С самого детства, когда принцесса Алиса посещала госпитали, две старших дочери Элла и Виктория, ездили вместе с мамой. Также каждую субботу с большими букетами цветов ходили в больницу на Мауэрштрассе, ставили эти цветы в вазы и разносили по палатам. Они разговаривали с пациентами и подружились со многими из них. Таким образом, подсознательно детям прививалась любовь и сострадание к несчастным. Так Алиса старалась вложить в детей твердые основы христианства и любовь к ближним…

Учитель: Человек может научиться милосердию. Если вы будете совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, за животными, бескорыстно предлагать свою помощь), то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным. Одно из дел милосердия – милостыня. (11слайд)

Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты принес самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее». Давайте вспомним и назовем по цепочке каждый какое доброе дело вы совершили за последние дни (неделю).

6. Рефлексия

Учитель: Закончи предложение: «Сегодня на уроке мне особенно понравилось…»,

«Я узнал…», «Хочу еще узнать…»

Учитель: Ребята составьте Синквейн к уроку (слайд 12)

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

7. Домашнее задание

Учитель: Выполнить рисунок на тему «Милосердие – это…»

Вопросы и задания с.45

Литература:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Кураев. – М. : Просвещение, 2012.
  • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ А.Я.Даниюк – М.Просвещение -2010г.
  • С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова 4е издание, дополненное.
  • Yandex.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Методическая разработка урока по ОРКСЭ в форме технологической картыТема «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией в технологии деятельностного метода на тему "Совесть" (4 класс)

      Методическая разработка урока открытия новых знаний с презентацией, выполненная в технологии деятельностного метода по предмету ОРКСЭ на тему "Совесть" для 4 клас...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" ,модуль " Основы православной культуры"

Пояснительная записка содержит:1.1. Актуальность (важна эта тема тем , чтобы  дети были добрыми).1.2. Педагогическая целесообразность (школьники должны научиться оказывать бескорыстную помощь бли...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ 4 класс по теме "Войдём в православный храм"

Материал урока даёт представление  о назначении православного храма и его устройстве. используется на уроках ОРКСЭ модуль "Основы православия"...