Рабочая тетрадь по основам православной культуры
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

ПРОГРАММА

  «Основы религиозных культур и светской этики »

 

в  4 классе

 

 

                                                                                                                       Разработала  учитель :

                                                                                    Гайворорнская  Мария Дмитриевна

                                                                  (Первая квалификационная категория)

 

 

 

 

 

                       2019-2020 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_opk.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Охрозаводская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области

"Утверждаю"

Директор ___________ О.И.Доценко

Приказ №______ от "_____"___________2017 г.                

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР____________________

____________Т.В.Острая____________

Рассмотрено на заседании кафедры/МО

Протокол №______

от "_____" ___________2017г.

__________Т.В.Острая ___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  «Основы религиозных культур и светской этики »

в  4 классе

                                                                                                                       Разработала  учитель :

                                                                                    Гайворорнская  Мария Дмитриевна

                                                                  (Первая квалификационная категория)

                       2019-2020 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «« Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»   » для 4-5 классов разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»).
  • Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Примерная  основная образовательная программа основного общего образования

– (прот. от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897»
  • - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011 г. № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
  • - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;.
  • Устав школы.
  • Учебный план школы.

     Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»  Данилюк А.Я.  М., Просвещение 2012 год.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 Основные задачи:

- знакомство с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей  для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Для реализации программного содержания используется учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,  

Интернет-ресурсы.

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 5 классов с их согласия и  по выбору его  родителей.    Преподавание осуществляется в 5 классе 1 урок в неделю .

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (учебного плана МКОУ «Охрозаводская СОШ») учебный предметОсновы религиозных культур и светской этики изучается в количестве 1 часа  в неделю, 35 часов в год. Из них25 часов (70% учебного времени) проводится в урочной форме. В целях индивидуализации и дифференциации процесса обучения 30% учебных занятий (10 часов) отведено на изучение внутрипредметного модуля «Религиозная  мозаика». Изучение модуля предполагается в разных формах и видах неурочной деятельности: урок-презентация, урок-диспут, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра. Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета

Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.

Общие планируемые результаты.

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

 Планируемые результаты по учебным модулям.

 Основное содержание предметной области

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Основы православной культуры

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы исламской культуры

Россия – наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы буддийской культуры

Россия – наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы иудейской культуры

Россия – наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы мировых религиозных культур

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы светской этики

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

3. Содержание учебного курса.

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Основы православной культуры

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы исламской культуры

Россия – наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы буддийской культуры

Россия – наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы иудейской культуры

Россия – наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы мировых религиозных культур

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основы светской этики

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

учебного курса

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся на уровне учебных действий

Россия - наша Родина

1

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства..

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа Росси

Культура и религия

1

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия.

Человек и Бог в православии

1

Особенности восточного христианства.

Православная молитва

1

Во что верят православные христиане.

Библия и Евангелие

1

Во что верят православные христиане.

Проповедь Христа

1

Во что верят православные христиане.

Христос и его крест

1

Во что верят православные христиане.

Пасха

1

Праздники.

Православное учение о человеке

1

Во что верят православные христиане.

Совесть и раскаяние

1

Золотое правило нравственности.

Заповеди

1

Во что верят православные христиане.

Милосердие исострадание

1

Любовь к ближнему. Милосердие и сострадание.

Золотое правило этики

1

Золотое правило нравственности.

Храм

1

Православный храм и другие святыни.

Икона

1

Символический язык православной культуры: христианское искусство(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.

Творческие работы учащихся

2

Как христианство пришло на Русь

1

Православие в России.

Подвиг

1

Добро и зло в православной традиции.

Заповеди блаженств

1

Праздники.

Зачем творить добро

1

Добро и зло в православной традиции.

Чудо в жизни христианина

1

Во что верят православные христиане.

Православие о Божием суде

1

Золотое правило нравственности.

Таинство причастия

1

Во что верят православные христиане.

Монастырь

1

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.

Отношение христианина к природе

1

Долг и ответс-твенность. Любовь и уважение к Отечеству.

Христианская семья

1

Любовь к ближнему. Христианская семья и её ценности.

Защита Отечества

1

Долг и ответственность. Любовь и уважение к Отечеству.

Христианин в труде

1

Отношение к труду.

Любовь и уважение к Отечеству

1

Долг и ответственность. Патриотизм многонацио-нального и многоконфессионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая  программа  разработана  на основе ФГОС НОО  и  предназначена  для обучающихся  4 класса  общеобразовательной  школы....

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями  ФГОС НОО  и предназначена  для обучающихся  4 класса общеобразовательной  школы...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

Рабочая тетрадь по Основам православной культуры, урок 5, тема "Библия и Евангелие"

Одна  страница  из  рабочей  тетради  по  Основам  православной  культуры.  Урок  номер 5, тема  урока - Библия  и  Евангелие....