Образ Петра I в русской и советской литературе, живописи, музыке.
статья по орксэ

Васильченко Нина Владимировна

Образ Петра I в русской и советской литературе, живописи, музыке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr.docx30.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образ Петра I в русской и советской литературе, живописи, музыке.

Личность Петра Первого имела огромное значение для всей истории России. Его можно смело назвать создателем русской культуры нового времени, его преобразования оказали значительное влияние на ход исторического процесса.

Фигура Петра Ⅰ в литературе восемнадцатого века монументальна. Он — образ идеального государя, великого мужа, который создал страну своими усилиями. Идеализация образа Петра в восемнадцатом веке сменяется множеством неоднозначных трактовок в девятнадцатом. Многократно к этой теме обращался великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Петр в поэме «Медный всадник» предстает нам как бы в двух ипостасях. Первая — это «Он» в «Предисловии», заложивший Петербург. Вторая — это «кумир на бронзовом коне». В совершенно ином ключе дан образ Петра в «Арапе Петра Великого», который явился первым опытом пушкинской прозы. И в «Полтаве», и в «Арапе...» Петр — великий муж, государь, которого возможно назвать идеальным.

 Западники и славянофилы, споры между которыми составляли значительную часть общественной жизни 30-40 годов, придерживались диаметрально противоположных позиций. Западники идеализировали Петра и считали, что он стоит у истоков российской государственности. Славянофилы же, напротив, укоряли его в том, что он свернул Россию с правильного пути развития, насильственно европеизировал ее.

Как живой человек предстает перед нами Петр в романе А.Толстого «Пётр Первый». А.Н. Толстой создал монументальный образ Петра I , но это не идеальная фигура «венценосца». Он живо изобразил великого правителя, показал, что он – человек, в котором сложнейшим образом переплелось грубое и ласковое, доброе и злое, гуманное и жестокое. Писатель показал, что Петр I был фигурой гениальной по своему потенциалу и масштабу произведенных преобразований в России.

В первой книге романа (1930) Петр как преобразователь показан тесно связанным со своим временем и средой. Писатель раскрывает в нем яркую одаренность большого государственного человека, видит в его смелой мысли, стойкости и упорстве отражение лучших черт русского национального характера. Царь-реформатор выступает перед читателем не готовой, сложившейся уже личностью. Писатель изображает своего героя в динамике, в развитии, в процессе сложного его формирования.

Первый том захватывает самое раннее детство царя. Впервые читатель видит Петра испуганным ребенком.

 Во втором томе (1934) читатель видит Петра в горячке его государственных начинаний — в подготовке новых законов и установлений, в мероприятиях по перевооружению русского войска, в строительстве флота. Толстой показывает его в обстановке азартной работы на Воронежской верфи, в кузнице, где Петр сам участвует в ковке якоря для нового сорокапушечного корабля «Крепость». Из главы в главу, от одной части к другой в образе Петра выявляются все новые и новые штрихи. Он как бы на наших глазах превращается в зрелого государственного мужа, со спокойной рассудительностью осуществляющего свою трудную политическую программу.

В третьей книге (1945), когда А.Толстой рисует приезд Петра в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в обстановке победного штурма Нарвы. Роман А.Толстого «Петр Первый» остался незавершенным.

В литературе XX века тема Петра не потеряла своей актуальности. Она представлена романом Д. Мережковского (Антихрист: Петр и Алексей). В произведении Мережковского «Петре и Алексее» Петра иначе как «антихристом» никто, даже его сын Алексей, не именует. Но Петр — святой грешник, он, как Авраам, приносит в жертву Богу своего сына (только жертва Авраама была отклонена). Он одновременно олицетворяет и Зло и Добро, он чудовищно двойствен, именно это и вызывает такой ужас в Алексее. Мережковский и не стремится дать объективно-исторический образ Петра, для него главное — проиллюстрировать свои философские идеи. Также представлен образ Петра в повестях Ю. Тынянова (Восковая Персона) и Б. Пильняка (Никола на Посадях, Повесть Петербургская), рассказом А. Платонова (Епифанские шлюзы). Во второй половине XX века были созданы романы Ю. Германа (Россия молодая), А. Соколова (Меншиков), Б. Заболотских (Капитан четырех морей); повести Вс. Иванова (Ночь царя Петра), Ю. Семенова (Смерть Петра) и др.

Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.

Личность Петра Великого была настолько яркой, что образ императора неоднократно воплощён в живописи.

С изображениями Петра I на портретах и картинах утверждается образ человека, призванного служить делам земного благоустроения, пришедшего на смену средневековой заботе о «граде души». Вообще портретное искусство в России начинает развиваться именно в Петровскую эпоху и в изображениях главной персоны этой эпохи обретает свои основные типологические разновидности. Создание портретов и исторических картин, призванных увековечить облик и деяния государя, диктовалось требованиями придворного этикета. Это было общепринято при всех тогдашних европейских дворах. Первые известные портреты Петра I были выполнены иностранными художниками. 1716 годом датируется портрет, написанный Луи Каравакком. Вероятно, это тот самый портрет, который находится ныне в собрании Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Петр изображен на фоне побережья с многочисленными крепостями и выстроившимися на море кораблями союзного флота, которым он командовал во время морской кампании осенью 1716 г. Портреты этого иконографического типа были популярны, их неоднократно копировали, варьировали и гравировали в течение последующего времени. На втором портрете кисти Каравакка редкой для художника овальной формы Петр I изображен погрудно в любимом мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка, но без орденской ленты и звезды. Следующий, 1717 год, отмечен появлением портретов Петра, написанных голландцем К. Моором и французом Ж.М. Наттье. Многократно гравированные, они также относятся к числу часто повторявшихся иконографических типов. Однако Петр желал, «чтобы и из нашего народа были добрые мастера», и в конце концов приближенным портретистом государя наряду с иностранными художниками становится Иван Никитин. Кисти Никитина долгое время приписывался так называемый «круглый» портрет из собрания Государственного Русского музея, где Петр I запечатлен в момент глубокого раздумья. Глядя на него, невольно вспоминаются слова Экклезиаста: «Многое знание плодит многую скорбь». В художественном отношении этот портрет ассоциируется с произведениями Рембрандта. Портретом, бесспорно принадлежащим И.Н. Никитину, является знаменитая картина «Петр I на смертном ложе» (1725), также из собрания Государственного Русского музея. Документализм живописи Никитина сочетается здесь со своего рода колористическим символизмом в драматическом противоборстве противоположностей — холодного и теплого тонов. Репрезентативные по

форме портреты великого преобразователя работы Никитина лишены, однако, светской парадности. Единственное исключение составляет портрет Петра I, выполненный художником в Италии и ныне хранящийся в галерее Уффици. Ярким явлением русского искусства Петровской эпохи становится светская скульптура, скульптурный портрет. Победы в войне со Швецией, создание армии и флота, получение береговых владений и строительство новой столицы — все это вдохновляло современников и побуждало к творчеству художников. В скульптурном портрете они видели не только и не столько средство украшения в диалоге с архитектурой, но в первую очередь — средство идеологической дидактики. В полной мере эти свойства художественной риторики выражены в скульптурных произведениях Б.-К. Растрелли и Э.М. Фальконе. В русском искусстве следующего, XIX столетия ныне хрестоматийные произведения, посвященные Петру I и его эпохе, бытовали наряду с менее известными, но многочисленными памятниками. Существуют произведения, значимость которых, если рассматривать их как символ и примету времени, превосходит их собственно художественную ценность. К таковым, в частности, относится картина А.Г. Венецианова «Петр Великий. Основание Петербурга» (1838, ГТГ). В творчестве Венецианова, признанного мастера и одного из основоположников бытового жанра в русском искусстве, создававшего поэтические образы крестьянской жизни, эта картина является единственным произведением на историческую

тему. Особенную и неожиданную актуальность картина получила в связи с ее недавно (в 2006 г.) завершившейся реставрацией, существенно видоизменившей ее облик, что привело в некоторое замешательство искусствоведческое сообщество. Бытовая сторона Петровской эпохи интересовала Станислава Хлебовского, о чем свидетельствует его картина «Ассамблея при Петре Великом» (1858, ГРМ). В начале 70-х гг. личность Петра I привлекла внимание Г.Г. Мясоедова («Дедушка русского флота», 1871, Государственный музей искусств Узбекской ССР); Н.Н. Ге («Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871, ГТГ); М.М. Антокольского («Петр I», 1872, ГТГ); В.И. Сурикова («Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге», 1870, ГРМ; несколько рисунков 1872 г. на петровские темы, выполненных молодым художником по заказу известного промышленника М.К. Сидорова; «Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ), положившее начало написанной в 1880-е гг. трилогии картин, посвященных переломной эпохе рубежа XVII—XVIII вв.). Деятелей искусства интриговали исключительная сложность времени Петра, драматический характер его реформаторской инициативы; важен был и тот особенный ореол личности царя-преобразователя, который возник на фоне проходивших через все XIX столетие идеологических споров о судьбе России. Концепция исторической картины в станковой живописи, ведущей свое начало от эпохи Петра I, претерпевала со временем известные изменения. Искусство рубежа столетий стремилось обрести менее «эпохальные» и более человеческие черты в изображении характера Петра и его времени. Названные тенденции можно проследить в произведениях А.П. Рябушкина, Е.Е. Лансере, А.Н. Бенуа и В.А. Серова. Петровской эпохе отдали дань ведущие художники «Мира искусства». Характерно, что чаще они обращались не к личности самого реформатора, а к эпохе в целом, характерам и обстоятельствам в их бытовом измерении. Петербург в ипостаси «великого города» наподобие занавеса закрывал, как в заставке пушкинского «Медного всадника», «сцену жизни». Вдруг занавес открылся, но не во время спектакля, а, так сказать, в рабочее время, и закулисная жизнь сделалась видна. Именно такую жизнь мы наблюдаем на картинах художников «Мира искусства». Общее у них — это показ Петербурга не с парадной стороны, а в процессе строительства. Он уже есть, но это еще не тот «град», который «вознесся пышно, горделиво», — это бытовое, трудовое прозаическое пространство, где сам царь участвует в работах. Художники «Мира искусства», особенно В.А. Серов, позволяют нам увидеть это время часто даже в гротескных образах. При этом Серов виртуозно использует «мистические» свойства теневого отражения, превращая полотно в подобие экрана, на котором играют тени. В картине «Петр I» 1907 г., изображающей Петра со свитой, художник благодаря этому приему создает поразительный

эффект присутствия своих героев, буквально вызывая тени прошлого и словно подчеркивая близость современных ему революционных событий тем временам, когда Петр I, по словам поэта, «Россию поднял на дыбы».

 Образ императора Петра Первого раскрывается композиторами в произведениях различных стилей и жанров.

Одним из первых русских композиторов, создавших образ великого государя, был В. Щербачёв, автор талантливой комической оперы «Табачный капитан». Произведение А. Петрова, в отличие от его предшественников, охватывает путь Петра от юности до победы над шведами. Десять фресок оперы рисуют картины жизни царя на историческом фоне, раскрывая ожесточенную борьбу новой России и старой, которая яростно сопротивлялась преобразованиям. Автор не идеализирует Петра, но стремится передать сложность и противоречивость его характера.

В оперном искусстве сохранилось не так мало произведений,
посвящённых Петру I. Это восемнадцать опер: шестнадцать из них были написаны в Западной Европе в Австрии, Англии, Германии, Италии и Франции в конце XVIII- XIX вв., и только две были созданы в России в XX в.
          Первое известное произведение о жизни Петра, это музыкальная драма «Пётр Великий» немецкого теолога, композитора и поэта, Криcтиана Готтлоба Хемпела. В основу сюжета легла
история о Прутском походе в 1711 г. и популярная легенда об
Екатерине Алексеевне, которая пожертвовала все свои драгоценности, чтобы спасти жизнь русского царя.

За ней следовала музыкальная комедия Антонио Сальери
«Кублай, великий хан татар» написанная в Вене.
Под видом татарского хана Кублая подразумевался Пётр I.

Следующая дошедшая до нас опера «Пётр Великий» композитора Андре Гретри. Можно сказать, что это «самая монархическая, самая буржуазная и одновременно самая сентиментальная опера о Петре». Либреттист Жан-Никола Буйи смешал в сюжете две линии из жизни
Петра: плотничество на голландских судоверфях и женитьбу на
прачке Марте, будущей Екатерине I.

В начале XIX в. в Австрии к образу Петра обратился композитор
Йозеф Вайгль Из-под его пера вышла опера «Юность Петра Великого».

Выбор для «культурной программы» европейских монархов оперы о жизни русского царя свидетельствовал, как сильно
было присутствие России на европейской сцене и о том, что память
о Петре была жива.О музыкальном произведении немецкого композитора Карла Августа фон Лихтенштейна  «Царь-плотник, или достоинство женщины, в трёх актах, мало что известно.

.Мало известно и об опере английского композитора Генри Бишопа
«Саардамский бургмистр», чья постановка состоялась 23 сентября
1818 г., в лондонском зале «Ковент-Гарден». Видимо, публике она
не понравилась, т. к. опера не была опубликована на английском
языке, и другие представления в Англии нам не известны.

Также мы мало знаем об опере-буфф итальянского композитора
Никола Ваккаи  «Пётр Великий, или муки ревности» Премьера состоялась 17 января 1824 г. в театре «Дукале» в Парме, но не встретила успеха. Либретто оперы было опубликовано в Парме в 1824 г., несколько лет спустя и в Барселоне.
          Как уже было упомянуто, не только в Австрии, Англии и Франции, но и в Италии появились в конце XVIII – начале XIX вв.
произведения, посвящённые Петру I. Одним из композиторов, был
Гаэтано Доницетти. Удивительная лёгкость музыки мастера Belcanto принесла ему мировую славу. Молодой  22-летний Доницетти написал
в 1819 г. комическую оперу в двух актах в стиле оперы-буфф «Пётр
Первый царь всея Руси, или плотник из Ливонии» известно также название «Ливонский плотник, или Пётр Великий, царь русский».

В 1827 г. он создал новую оперу, на этот раз по либретто
неаполитанца Доменико Жилардони — «Саардамский бургомистр». Сюжеты о Петре I и особенно о пребывании царя в Саардаме
были популярны в первой половине XIX в.

Самая популярная опера, посвящённая Петру, которая и сегодня регулярно ставится на сценах музыкальных театров, это произведение основателя немецкой оперы-буфф Альберта Лортцинга
«Царь и плотник или двойной Пётр». Текст  и музыка А. Лортцинга заслуживают признания. Музыка «свежая, живая, драматичная, часто остроумная, с отличным инструментальным решением».
Гротескные ситуации, лиризм, музыка, так органично сочетались в опере, что гарантировали и гарантируют неизменный успех произведения до наших дней.
          Надо упомянуть ещё комическую оперу Джакомо Мейербера
«Северная звезда». В сюжете рассматривается любовь Петра к девушке Катерине, которая лишается рассудка, но благодаря «чудесной силе искусства музыки» к девушке возвращается память и влюблённые вновь обретают друг друга. Действие происходит в Финляндии, недалеко от Выборга, и в Петербурге. Премьера состоялась 16 февраля 1854 г. в парижской Опера-Комик и, несмотря на Крымскую войну и на негативные настроения в парижском обществе, опера имела успех.
        Подводя итоги, можно сказать, что в оперных произведениях
рассматриваемого периода преобладал сюжет о путешествии молодого царя по Европе инкогнито во время Великого посольства —
исторический факт, который поражал и удивлял современников.
Творческая фантазия авторов либретто и композиторов часто брала
верх над историческими фактами. Хотя эти произведения и далеки
от исторической действительности, они формировали в европейском обществе преимущественно положительный образ русского
царя и вызывали симпатию к Петру и к российскому народу. После
Крымской войны интерес резко упал, нарастает внимание к другим
темам и сюжетам, и образ Петра практически исчез из репертуаров
европейских оперных театров.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи имени

Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого

Обзор книжной выставки:

«Образ Петра I в русской и советской литературе, живописи, музыке»

Васильченко Н.В.

Оха

2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-художественный вечер «Я помню чудное мгновенье…» (Женские образы в живописи, музыке и поэзии)

Данное внеклассное мероприятие предполагает ознакомление учащихся с шедеврами мировой живописи в их контексте с музыкальными и поэтическими произведениями, посвященными женским образам в искусстве.В с...

урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...

Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Образ ветра через язык литературы, живописи и музыки"

Урок литературного чтения, в котором использованы формы работы позволяющие развивать творческое воображение....

Образы отрицательных героев в русском фольклоре, литературе, композиторской музыке и кинематографе.

Актуальность темы видится в приобщении к традиционному русскому фольклору, музыке, кинематографу, возвращению к своим истокам. Ведь в современном мире мы, к сожалению, наблюдаем засилье западной...

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"Система Л.В. Занкова. 3 класс...

Внеклассное занятие для учащихся 1-4 классов "Образ осеннего листа в литературе и музыке".

На этом занятии ребята работают с художественными текстами ( стихами А. Майкова, Ф. Тютчева, Ю. Каспаровой), музыкой П, И. Чайковского и Н. Лансере. Занятие проводится в технологии критического мышлен...

2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.

Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий  продукт художествен...