Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению 4 класс "Учимся общаться"
план-конспект занятия (4 класс)

Котова Ульяна Сергеевна

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению 4 класс "Учимся общаться"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению

проведенного в 4 «В» классе

22.04.2021г.

Тема занятия: «Учимся общаться»

Цель: воспитание доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам; формирование этических норм поведения

Задачи:

Воспитательные: воспитание доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам; формирование этических норм поведения

Развивающие: развитие сплоченности внутри класса, умения согласовывать свои действия с другими и решать   поставленные   задачи.

Образовательные: ознакомление обучающихся с понятием «общение»  и его значением  для человека; формирование умений и навыков общения и соблюдения этических норм поведения.

Форма занятия: беседа с элементами игровой деятельности.

Виды деятельности учащихся на занятии: групповая (в парах, подгруппами), индивидуальная, фронтальная.

Методы: методы получения новых знаний (беседа, объяснение, рассказ);

  • метод контроля и самоконтроля;
  • методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);
  • метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием);
  • метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание);
  • метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости);
  • метод проекта (направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат);
  • метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности);
  • метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)

Уровень  достижения воспитательных результатов: третий уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные: проявление доброжелательности, уважительного отношения к одноклассникам; соблюдение этических норм общения.

Познавательные: самостоятельное выделение  и формулирование  познавательных целей; построение речевых высказываний в устной форме; анализ информации и построение логических цепочек рассуждений, развитие  критического мышления.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владение диалогической формой речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы,  коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся

Оборудование и оформление: аудиовизуальные средства обучения (мультимедийная презентация); раздаточный материал (лист бумаги, фломастер, ручка – на каждого учащегося, карточки с заданиями).

Используемая литература:

                                                                   

Ход занятия

Подготовительный этап:

У: Здравствуйте, меня зовут Ульяна Сергеевна, сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.

 Сегодня у нас необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее. Для начала давайте пожмём своему соседу по парте руку. Присаживайтесь.

Возьмите в руки карандаш (ручку). Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать дерево. Но рисовать надо, держа один карандаш вдвоём и не произнося ни слова. Кому не понятно?

У: удалось ли вам это сделать хорошо?

О: нет

У: было легко или трудно выполнять эту работу?

О: было  трудно.

У: объясните, почему? А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?

О: сначала надо было обсудить, что будем рисовать, и   как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом.

У: как думаете, о чём сегодня мы будем говорить?

На доске: «Учимся общаться»

Основной этап:

У: для чего нам нужно общение?

О: чтобы уметь договариваться.

У: все ли умеют правильно общаться?

О: нет

У: а что значит правильно общаться?

О: уважительно друг к другу

У: вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками?

О: нет, по-разному.

У: вы правы. Какую цель мы поставим сегодня на занятии?

О: учиться правильно общаться и договариваться друг с другом

У: как вы понимаете значение слова  «общение»?

О: это разговоры, беседы

У: общение - это «взаимные отношения, деловая или дружеская связь», - такое определение даётся в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

У: скажите, с чего же начинается общение?

О: с приветствия или знакомства.

У: назовите фразы для  приветствия, которые  вы знаете.

О: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!

У: как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

О: До свидания! До завтра!

У: молодцы! Какое правило общения можно вывести из этого?

О: не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Одной из разновидностей беседы является телефонный разговор.

У: я попрошу 2 пары прочитать диалоги двух телефонных разговоров.

(2 мальчика, 2 девочки)

  1. Вова-Алла

Вова: Алло, позовите Аллу.

-Алла, что нам задали по литературе?

Алла: Алло, а кто это?

Вова: Это Вова.

Алла: Нам нужно прочитать сказку А.С.Пушкина.

Вова: А у тебя есть такая книга?

Алла: Да, есть.

Вова: Дашь мне ее почитать?

Алла: Нет, Алина, я сама ее не прочитала.

Вова: А, жаль, пока.

2.Миша - Катя.

Миша: Алло, здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.

Катя: Я слушаю.

Миша: Здравствуй, Катя, это Миша. Извини за беспокойство, я не был на уроке и не знаю, что задано?

Катя: Нужно прочитать сказку А.С.Пушкина.

Миша: Катя, у меня нет этой книги, не могла бы ты мне помочь?

Катя: Хорошо, помогу, заходи сейчас за книгой.

Миша: Спасибо, Катя, до свидания.

У: скажите, какой диалог, 1 или 2,показался вам неприятным по ощущениям?

У: какой диалог показался наиболее приятным? Почему?

Молодцы! Присаживаемся на свои места.

У: важным элементом в общении являются жесты и мимика. Вы знаете, что это такое?

О: жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.

У: что делает человек, когда видит друга и ему радостно от этого?

О: улыбается.

У: вы умеете улыбаться?

Давайте проверим: Улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами.

Замечательно! Какие у всех красивые улыбки!

Когда люди улыбаются, они становятся красивы. В Китае говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». Что значит эта фраза, как думаете?

Какой из этого сделаем вывод?

У: следует вывод, что нужно улыбаться собеседнику!

Я подготовила для вас интересные факты о том, какими жестами пользуются люди в разных уголках планеты. У некоторых из вас интересные факты лежат на партах на голубых карточках. Найдите их и прочитайте по одному.

  • В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
  • Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу  — знак приветствия и глубокого уважения.
  • В Новой Зеландии коренной народ  приветствует друг друга, потираясь носами.
  • Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.
  • Французы целуют друг друга в щёку.
  • Коренное население островов Самоа обнюхивает друг друга.
  • Житель Андаманских островов садится к другому на колени и обнимает за шею.

У: какой жест из перечисленных вам особенно понравился?

Игра «Передать одним словом» 
Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Вызываю одного человека.
Список эмоций.
Радость.
Удивление.
Грусть.
Веселье.
Усталость.

Упражнение «Подели на группы».

У: возьмите белые  карточки, на которых написаны человеческие качества. Вам нужно будет разделить эти качества на две группы:1) качества, которые помогают общению 2) качества, которые мешают общению.

Выпишите номера на карточках.

Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.

1)доброта

2) открытость

3) подозрительность

4) внимание

5) душевность

6) грубость

7) зависть

8) скупость

 9) искренность

10) лживость

 11) порядочность

12)  эгоизм

13) честность

качества, которые помогают общению

1,2,4,5,9,11,13

качества, которые мешают общению

3,6,7,8,10,12

Упражнение «Комплимент» 

Каждый из вас должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращаться к партнеру нужно по имени и с улыбкой; 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

У: вам приятно было слышать добрые слова в свой адрес?

У: а говорить комплименты другим?

У: что вы чувствовали в том и другом случае?

У: доброта- это тоже секрет общения.

« Собери фразу»

Работа в паре. У кого нет пары - работает сам. Нужно вместе собрать фразу разрезанную по кусочкам.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Один за всех и все за одного.

В добрый час молвить, в худой промолчать.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Без рассуждения не твори осуждения.

Где общение, там и примирение.

Можно убежать от разговора, но нельзя убежать от себя.

Говори по делу, живи по совести.

Слово не стрела, а в сердце язвит.

Слово выпустишь, так и крюком не втащишь.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Заключительный этап:

У: наше занятие подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. И тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! –

О: конечно же, это улыбка!

 Поэтическая игра « Словарь вежливых слов»

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого…(спасибо!)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит..(добрый день!)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим..(«Извините, пожалуйста!»

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят..(«До свидания!»)

У: вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им». И давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям.

У: почувствовали?

О: да

У: молодцы

У: у нас с вами получилось пообщаться?

О: да, получилось

У: всем спасибо за работу и за хорошее настроение!

До свидания!

Список используемой литературы

  1. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования;
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова.- М: ТЦ Сфера, 2001. –128 с.;
  3. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
  4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  5. Дубинец Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы. - Молодой учёный, 2015. -№№1,2. - С.13-16;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.                ...

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению "дружбой дорожить умейте" 1 класс

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению "дружбой дорожить умейте" 1 класс...

Пяткова Н.И. Конспекты внеклассных занятий по духовно-нравственному воспитанию

Мною разработано 14 занятий по разным темам :" К кому приходит счастье", "Чудо улыбки", "Моя мама лучшая на свете", "Трудолюбие. Как стать трудолюбивым", "Как научиться быть добрым", "Богатство доброт...

Внеурочное занятие по духовно - нравственному развитию "Моя малая Родина"

Внеурочное занятие по духовно - нравственному развитию...

Внеурочное занятие по духовно-нравственному направлению "береги птиц"

Используя этот материал Вы можете расширить представления младших школьников о значимости птиц в устном народном творчестве посредством конструирования. Игры в виде ребусов и разных интересных иг...

Конспект внеурочного занятия по духовно – нравственному воспитанию «Азбука добра» 3 класс

Конспект внеурочного занятия по духовно – нравственному воспитанию «Азбука добра» 3 классТема -  «Правила поведения в школе, в классе».Цель: воспитание культуры пове...