Воспитание здорового образа жизни и личной безопасности младшего школьника через внеурочную деятельность (кружок « Школа безопасности»)
учебно-методический материал по обж по теме

Бочарова Татьяна Ивановна

В соответствии с утверждённым Федеральным государственным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлимая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Кружок " Школа безопасности" призван помочь: распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, приобретать навыки в ликвидации последствий экстримальных ситуаций; научит оказывать помощь в случае их необходимости, поможет научиться заботиться о своём здоровье и безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

    Мастер – класс

 « Воспитание здорового образа жизни и личной безопасности младшего школьника через внеурочную деятельность                       (кружок « Школа безопасности»)

                Подготовила: учитель

                начальных классов

                МКОУ «Никольская- 1 СОШ»

              Бочарова Татьяна Ивановна

                            2014г.

( Слайд 2)

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

( Слайд 3)

 Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

( Слайд 4)

 Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное (в том числе, военно-патриотическое),

общеинтеллектуальное (познавательное),

общекультурное (художественно-эстетическое),

социальное (в том числе, общественно-полезная и проектная деятельность).

( Слайд 5)

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

( Слайд 6)

Наиболее часто используются следующие формы внеурочной деятельности младших школьников:

 - классный час;

 - проекты;

 - праздники;

 - соревнования;

 - конкурсы;

 - экскурсии;

 - посещение выставок, театра, концертов;

 - встречи с интересными людьми;

 - беседы, просмотр фильмов, творческие задания, туристско-краеведческая деятельность.

Форма занятий должна отличаться от урочной (кружки, секции, олимпиады, экскурсии, проектная деятельность и др.)

( Слайд 7)

Я веду кружок « Школа безопасности».

Причиной выбора этой темы является то, что мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумеем  подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и в том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

 Кружок "Школа безопасности" призван помочь:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
  • определить способы защиты от них;
  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
  • оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости;
  • заботиться о своём здоровье.

Кружок нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

(Слайд 8)

ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

( Слайд 9)

ЗАДАЧИ:

  • Освоение знаний о здоровом образе жизни;
  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
  • Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
  • Опасные ситуации и правила поведения на воде.
  • Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
  • Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В учебном плане нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано.

В начальной школе есть предмет "Окружающий мир". В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.

Материал данного плана рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Поэтому урок строится не как обычный, а может иметь различные формы.

Остановлюсь на наиболее удачно проведённых занятиях кружка и расскажу о формах и методах их проведения.

(Слайд 10)

Все занятия я  разделила на 4 раздела:

  1. Правила дорожной транспортной безопасности
  2. Правила пожарной безопасности
  3. Правила безопасности в природе
  4. Сохранение и укрепление здоровья

( Слайд 11)

В разделе  « Правила дорожной транспортной безопасности» изучаются правила пешеходов, дорожные знаки, сигналы светофора, опасные ситуации на дорогах и т.д.

( Слайд 12)

В разделе  « Правила пожарной  безопасности» дети получают представления о причинах пожаров, средствах пожаротушения, поведении во время пожара и эвакуация при пожаре, правила обращения с электрическими приборами.

( Слайд 13)

В разделе  « Правила безопасности в природе» ученики познакомятся с опасностями, подстерегающими их в лесу, а именно с ядовитыми растениями и грибами, поведением в водоемах в разное время года, действиями при укусах насекомых и т.д.

( Слайд 14)

В разделе  « Сохранение и укрепление здоровья» дети более подробно узнают о важности соблюдения режима дня, личной гигиены, правильном питании, проведении зарядки и т.д.

В своей практике  я применяю разнообразные  формы работы:

( Слайд 15)

  1. Использование средств ИКТ. Беседы, сопровождающиеся отличными презентациями, увлекают детей, позволяют наиболее точно представить тот материал, который им необходимо усвоить.

( Слайд 16)

  1. Очень нравится детям проверить свои знания в форме тестов.

Так, например, в конце изучения  ПДД, пожарной безопасности  я провожу тестовые работы, как в печатном, так и в электронном виде

 ( Слайд 17)

  1. Утренники, открытые мероприятия. Например, устный журнал              « Советы доктора Айболита».

 ( Слайд 18)

  1.  Пользуются у детей популярностью конкурсы загадок, конкурс эрудитов, КВН, викторины различной тематики.

 ( Слайд 19 – 22)

  1. Экскурсия – это тоже очень важная форма работы, которую я использую для подготовки выполнения проекта, соприкосновения с действительностью. Ребята были в парке, в библиотеке, знакомились с дорожными знаками рядом со школьной территорией.

   ( Слайд 23)

  1. Практическая работа позволяет применить свои знания и умения на практике. Например, при изучении темы « Чистим зубы и моем руки» , « Первая помощь при травмах»  дети охотно выполняют практические действия.

( Слайд 24- 25)

  1. Проектная деятельность.

( Слайд 26)

  1. Просмотр учебных  видеофильмов, мультфильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

Презентация "Мы - за здоровый образ жизни" для проведения игры "Поле чудес" на внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Данная презентация позволяет провести занятие на внеурочной деятельности "Здоровей-ка" в игровой форме. Такие игры в нашем классе стали традиционными. Дети активно включаются в игру. легче запоминают ...

Воспитание личности младшего школьника через внеурочную деятельность (из опыта работы)

Данную работу можно использовать для выступления на ШМО, ГМО, конференциях, семинарах по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Статья  содержит описание опыта работы учителя начальных классов по внеурочной деятельности: занятия кукольным театром. Советы, рекомендации по организации общественно-полезной деятельности, сотр...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Здоровый образ жизни как средство воспитания младшего школьника

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.Одной из задач системы начального школьного образования является ...

Доклад «Формирование здорового образа жизни через подвижные игры младших школьников»

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, ...