"За безопасность всей семьёй" (урок-викторина)
план-конспект занятия по обж (2 класс) на тему

Мигулина Анна Семеновна

Урок-викторина в игровой форме даёт возможность проверить знания учащихся по правилам дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bezopasnost_na_doroge.zip1.88 МБ

Предварительный просмотр:

"За безопасность всей семьёй!"

Урок-викторина

Слайд 1

Оборудование: эмблемы команд, карточки, дорожные знаки, краски, кисти, бумага.

      Оформление доски: "Знайте правила движения, как таблицу умножения”.

  •  Вместе с учащимися делаем приглашения для родителей.
  • Анкетирование родителей, анализ анкет.
  • Оформление помещения, где будет проводится мероприятие.
  • Оформление выставки для родителей, на которую помещаются: детская художественная литература по ПДД; методические рекомендации для родителей по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге; консультации; описание дидактических и подвижных игр, в которые родители могут поиграть с детьми.
  • Оформление выставки детских рисунков “Мой друг - светофор”.
  • Готовится видеоаппаратура для просмотра презентации.

Ход урока

Учитель: Сегодня ребята, у нас необычный урок, урок – викторина. Цель нашего урока – проверить, как вы усвоили правила дорожного движения. Сейчас послушайте правила викторины: вы должны разделиться на две команды и выбрать командира (командирам вешается эмблема "Светофор” и "Автомобиль”). Каждая команда выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон. Победитель тот, у кого больше жетонов.

Звучит «Песенка велосипедистов»

(Ребятам отводится несколько минут для деления команд, выбора командира; определяется состав жюри).

Слайд 2

 Учитель:  С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций… Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

     Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на дороге.

Необходимо помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Сейчас ребенок ходит за руку со взрослым, а очень скоро он станет самостоятельным участником дорожного движения – пешеходом или пассажиром. Таким образом, работа по обучению детей правилам дорожного движения – это работа длительная. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно занятия или беседы с детьми. И работа эта должна вестись систематически. Даже специально организованное наблюдение за дорожным движением само по себе не обеспечивает формирование устойчивых представлений о правилах дорожного движения. Таким образом, все теоретические знания дети должны уметь применить на практике.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в школе, то их практическое применение – это работа ваша, уважаемые родители.

Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно уже с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.

Наша задача - развить в детях понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно это сделать до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

    Послушайте немного об истории правил дорожного движения.

Слайд 3

    В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: "Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить”.

Слайд 4

    Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.

    Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.

Слайд 5,6,7

  1. Блиц-опрос.
  2. Как правильно переходить улицу?
  3. Почему перед тем, как переходить проезжую часть, нужно остановиться и осмотреться?
  4. Почему нельзя выбегать на проезжую часть из-за ларьков, кустов?
  5. Зеленый сигнал светофора начинает мигать. Можно ли начинать переходить дорогу?
  6. Где находится самое безопасное место для перехода проезжей части?
  7. Как обозначается наземный пешеходный переход?
  8. Для чего нужно детское сиденье в автомобиле?
  9. Знак “Дети” – для пешехода или для водителя? Можно ли переходить дорогу в том месте, где он установлен?
  10. Почему нельзя играть около проезжей части?

II. Родителям предлагается решить кроссворд.

1

2

6

4

5

3

        7

8

        9

1. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями (перекресток).

2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (пешеход).

3. Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование (регулировщик).

4. Устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах и автомобильных дорогах, (светофор)

5. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (водитель).

6. Опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (обгон).

7. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от него газоном (тротуар).

8. Лицо, кроме водителя находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство (пассажир).

9. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства (остановка).

Слайд 8,9,10

III. «Ловушки на дороге»

 Учитель: Дорога полна обманчивых ситуаций, “ловушек”, когда на первый взгляд кажется: безопасно, а через секунду окажется – нет, опасно. Да поздно. И сейчас мы попробуем разобраться в таких “ловушках”.

Учитель предлагает вниманию родителей слайды с изображением “ловушек”, родители обсуждают ситуации.

Ловушка 1

Комментарий: мальчик спешит. Он подходит к краю тротуара. Слева медленно приближается грузовик. Мальчик видит, что он пять раз успеет перейти на другую часть дороги – и начинает переходить. В этот момент из-за грузовика вылетает обгоняющий его легковой автомобиль, который мальчик не мог видеть раньше. И водитель легкового автомобиля не мог видеть мальчика, скрытого грузовиком. Это “ловушка”! Немало несчастных случаев с детьми на дороге происходит именно так.

Ловушка 2

Комментарий: мы постоянно внушаем своим детям правило: “Обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус сзади”. Это – приглашение под машину! Трамвай спереди – да. Но автобус сзади?! Посмотрите на иллюстрации – в первом случае скрыта машина слева, во втором случае – справа. Как же тогда обходить стоящий автобус на остановке? Лучше всего подождать, пока автобус отъедет. Или самим отойти от этого места туда, где обзору ничего не мешает.

Ловушка 3

Комментарий: чем опасна стоящая у дороги машина, когда человек собирается рядом с ней переходить дорогу? Конечно, машина может тронуться, и тогда она толкнет человека. Но большая опасность от стоящей машины заключается в том, что из-за нее может быть не видна другая машина, мчащаяся на высокой скорости.

Анкета для родителей (заполняется в ходе мероприятия)

1. Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения?_____________

2. Какие?______________________________________________________

3. Формируя безопасное поведение на дороге, вы действуете:

 путем прямых запретов (“нельзя”, “стой” и т.д.);

 пытаетесь подробно объяснить ситуацию;

 поступаете иначе.

4. Придерживаетесь ли вы сами данных правил?

 всегда;

 часто;

 иногда;

 редко;

 никогда.

5. Целесообразно ли проводить специально организованные занятия по изучению правил дорожного движения в школе?_________________________

6. Готовы ли вы принимать участие в обсуждении данной темы, проведении различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения на дороге вне детского сада?______________________

7. Как вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?________________________________________________________________

8. Знает ли Ваш ребенок, где переходить улицу, какие знаки встречаются на дороге?

9. Ваши пожелания_________________________________________

Учитель: А сейчас первое задание для командиров:

Слайд 11

1. "Дорожная азбука”

Учитель: Я читаю стихотворение, кто догадается, выбирает нужный знак (знаки разложены на столе и появляются на слайдах).

Всем знакомые полоски

Знают дети, знают взрослые,

На ту сторону ведет –

(пешеходный переход)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте дети,

Только на ……(велосипеде)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи,

Заболел и вижу пункт

Медицинской……..(помощи)

Что мне делать?

Как мне быть?

Нужно срочно позвонить

Должен знать и ты, и он

В этом месте… (телефон)

Слайд 12

Школьница и школьник

 Забежали в треугольник.

 Все водители на свете

 Понимают – это … (дети)

Появляется знак "Осторожно, дети!”

Появился перед вами

 Умный знак. Судите сами:

 "Нет” для въезда, выезд – "да”,

 Запрещается туда. (въезд запрещён)

Появляется знак "Въезд запрещен!”

В треугольнике, ребята,

 Человек стоит с лопатой,

 Что-то роет, строит что-то

 Здесь … (дорожные работы)

Появляется знак "Дорожные работы”.

Я знаток дорожных правил,

 Я машину здесь поставил:

 На стоянке у ограды

 Отдыхать ей тоже надо. (место стоянки)

Появляется знак "Место стоянки”.

Какой дорожный знак расположен в районе нашей школы?

(отвечают)

2. "Знатоки ПДД”

Учитель: Каждой команде будет задано 5 вопросов, за правильные ответы получите жетоны.

Слайд 13

Вопросы для команды «Автомобиль”.

  1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  2. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?
  3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам? (с 14 лет)
  4. Почему опасно играть в мяч на проезжей части?
  5. Что означает желтый сигнал светофора?

Слайд 14

А теперь вопросы для команды «Светофор”.

  1. Как и где лучше переходить улицу?
  2. Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?
  3. Где следует ожидать автобус, троллейбус?
  4. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
  5. Что означает красный сигнал светофора?

Слайд 15

3. «Музыкальная разминка”.

Учитель: Вам необходимо исполнить песни, или отрывки из песен, в которых говорится о дорогах, машинах, пешеходах. (За каждую исполненную песню или отрывок команда получает жетон, можно попросить помочь родителей).

Слайд 16

 4. "Собери знак”

Учитель: Это задание, ребята, на время. Команда, которая быстрее соберёт разрезанный дорожный знак, получит жетон. ( В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей).

5. "Художественное задание”

Учитель: Командам даётся 5-7 минут, чтобы нарисовать дорожные знаки. (За каждый правильно нарисованный знак выдаётся жетон).

Учитель: Если случается дорожно-транспортное происшествие, или человеку стало плохо, мы должны уметь оказать первую медицинскую помощь. Проверим ваши знания.

Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ выдаётся жетон.

Слайд 17,18,19

Какое лекарственное средство можно использовать в качестве дезинфицирующего средства при капиллярном кровотечении?

1. Подорожник, берёзовый лист.

2. Корень валерианы, цветы ландыша.

3. Листья мать-и-мачехи.

Ответ № 1.

Какое средство для автомобильной аптечки можно применить для уменьшения боли при переломе?

1. Валидол.

2. Анальгин и охлаждающий пакет-контейнер.

3. Энтеродез.

Ответ № 2.

Для чего нужен валидол в автомобильной аптечке?

1. Для приёма при высокой температуре тела.

2. Для приёма при болях в области перелома.

3. Для приёма при болях в области сердца.

Ответ № 3.

Как оказать помощь пострадавшему при болях в области сердце?

1. Дать принять одну таблетку анальгина или аспирина.

2. Дать понюхать нашатырный спирт.

3. Дать принять под язык таблетку валидола или нитроглицерина, дать внутрь 15 капель корвалола в 50 мл. воды.

Ответ № 3.

Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водный раствор аммиака (нашатырный спирт).

1. Для обработки ран.

2. Для наложения согревающего компресса.

3. Для вдыхания при обмороке и угаре.

Ответ № 3.

Где нужно определять пульс, если пострадавший без сознания?

1. На лучевой артерии

2. На бедренной артерии.

3. На сонной артерии.

Ответ № 3.

Слайд 20

«Перейди улицу”

Учитель держит в руках – 2 кружка:

первый – с одной стороны зеленый, с другой – желтый;

второй – с одной стороны красный, с другой – желтый.

Игроки встают друг от друга на расстоянии 7-10 шагов у параллельных линий (это улица). Учитель делает взмах зеленым кружком – играющие делают шаг вперед, красный – шаг назад, желтый – стоят на месте. Учитель чередует цвета. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Побеждает та команда, игрок которой перейдет «улицу” первым. (2 очка)

"Каждый за себя”.

Учитель: Пока жюри подводит итоги, отгадаем загадки с болельщиками. Отгадки говорить дружно вместе хором.

Тихо ехать нас обяжет,

 Поворот вблизи покажет

 И напомнит, что и как,

 Вам в пути…(Дорожный знак).

Что за "зебра” на дороге?

 Все стоят, разинув рот.

 Ждут, когда мигнет зеленый,

 Значит это…(Переход).

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает людям дорогу перейти. (Светофор)

Дом на рельсах тут как тут,

 Всех умчит он в пять минут.

 Ты садись и не зевай,

 Отправляется…(Трамвай).

Пьет бензин, как молоко,

 Может бегать далеко.

 Возит грузы и людей,

 Ты знаком, конечно, с ней.

 Обувь носит из резины, называется…(Машина).

Слайд 21

Учитель: Ещё одна игра для болельщиков на внимание – «Светофор”. 

Красный свет – ученики тихо стоят.

Желтый свет – ученики хлопают в ладони.

Зеленый свет – топают ногами.

Жюри подводит итоги викторины.

Учитель: Чтение стихотворения А. Северного «Три чудесных цвета”:

Чтоб тебе помочь

 Путь пройти опасный,

 Горим и день, и ночь –

 Зеленый, желтый, красный.

 Наш домик – светофор,

 Мы три родные брата,

 Мы светим с давних пор

 В дороге всем ребятам.

 Мы три чудесных цвета,

 Ты часто видишь нас,

 Но нашего совета

 Не слушаешь подчас.

 Самый строгий – красный цвет.

 Если он горит – стой!

 Дороги дальше – нет,

 Путь для всех закрыт.

 Чтоб спокойно перешел ты,

 Слушай наш совет –

 Жди!

 Увидишь скоро желтый в середине цвет.

 А за ним зеленый цвет

 Вспыхнет впереди,

 Скажет он:

 «Препятствий нет!”, – смело в путь иди.

 Как выполнишь без спора

 Сигналы светофора,

 Домой и в школу попадешь,

 Конечно, очень скоро.

Все участники викторины исполняют песню «Курица по улице идет”.

                                Я проспект пересекаю,

                                Не спешу, не тороплюсь.

                                Я автобусов, трамваев

                                Совершенно не боюсь.

                                Пешеход, пешеход!

                                Помни ты про переход!

                                Знай, что только переход

                                От беды тебя спасёт.

                                Сигналы светофора уважай,

                                Дорогу не переходи так вольно

                                Иначе под колёса попадёшь

                                И будет очень больно!      

Красный свет, красный свет!

Это значит – хода нет!

Это – стоп! Остановись!

Это значит – берегись!

Если жёлтый свет в окошке,

Подожди ещё немножко.

Подожди ещё чуть – чуть.

Будет вновь свободным путь!

Свет зелёный появился,

Перекрёсток оживился,

Стал свободным переход,

Смело двигайся вперёд! 

Предоставление слова жюри.

Награждение команд.

Слайд 22

Заключение: Викторина "Безопасность на дороге” закончилась. Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности. Спасибо всем за участие и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Здоровая пища для всей семьи».

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия -- вот основная цель предлагаемого сценария....

Классный час "Здоровая пища для всей семьи"

Формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний навыков учащихся по гигиенической культуре.    ...

Здоровая пища для всей семьи

Внеклассное занятие по теме "Личная безопасность детей"...

Классный час "Как встречают Новый год на всей планете"

Материалы классного часа позволяют расширить представления детей о встрече Нового года в других странах....

"За безопасность на дорогах - всей семьей!"

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, воспитателями, педагогами дополнительного материала по закреплению навыков безопасности дорожного движения, а также содействовать в ...

Развлечение для старшей группы "За безопасность всей семьёй"

Развлечение для старшей группы по ПДД. Доступно и понятно изложенный материал не вызывает у детей затруднений в понимании. Доставит море эмоций, радости и смеха дошколятам....

За безопасность на дорогах всей семьей

Одна из моих учениц настолько внимательно, трепетно относится к правилам дорожного движения, что выполнила творческую работу на отлично. Я уверена никто не останется равнодушным прочитав этот рассказ,...