кабинет здорового ребёнка
проект по обж на тему

Борисова Валентина Анатольевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kabinet_zdorovogo_rebyonka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: «Кабинет здорового ребёнка»

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОГРАММЫ  заключается, прежде всего в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ:

 Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

 Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью, можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива:

ЗАДАЧИ   ПРОГРАММЫ:

1.      Разработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2.      Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3.      Популяризировать  преимущества  здорового образа жизни, расширять  кругозор школьников в области физической культуры и спорта.

4.      Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

5.      Проводить просветительскую работу среди  родителей в вопросах сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности детей.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ    РЕЗУЛЬТАТ:      

     Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно         оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

УЧАСТНИКИ   ПРОГРАММЫ:

Учащиеся, классные руководители ,учителя – предметники, врач-педиатр, мед. сестра МУЗ амбулатории п. Балтийский, социальный педагог, родители.    

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ   ИНФРАСТРУКТУРА   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   УЧРЕЖДЕНИЯ,   НЕОБХОДИМАЯ   ДЛЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ:

·         состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с требованиями СанПина;

·         оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым оборудованием и инвентарем;

·         наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

·         наличие и необходимое оснащение школьной столовой;

·         организация качественного горячего питания;      

ОСНОВНЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная:

  •                организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям;

  •               валеологический анализ расписания уроков;

  • организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4 классы);

  •                организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов;

  • включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, физкультуры и др.;

  • контроль за выполнением норм самообслуживания;

  • контроль за правильным использованием ТСО;

  • валеологический анализ урока;

  • повышение валеологической грамотности учителей; структурирование учебных программ на основе валеологических принципов.

2.      Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания:

  • создание «Паспорта здоровья»;

  • осуществление контроля за соблюдением норм учебной  нагрузки (дневной, недельной, годовой);

  • проведение валеологической оценки степени трудности и новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;

3.      Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.

  • плановый медосмотр;

  • формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;

  • мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация;

  • контроль  пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов, витаминизированность);

  • контроль за состоянием рабочей мебели;

  • ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации;

  •       контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.

4.      Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная:

  • использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций и бесед , в том числе, с привлечением работников медицинских учреждений, проведение дней здоровья ;

  • использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).

ФУНКЦИИ    РАЗЛИЧНЫХ    КАТЕГОРИЙ    РАБОТНИКОВ    ШКОЛЫ    В    КОНТЕКСТЕ    РЕАЛИЗАЦИИ    ПРОГРАММЫ

  1.     Функции медицинской службы школы:

  • проведение медосмотра учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

  • выявление учащихся специальной и подготовительной медицинских  групп.

  1. Функции  директора и его заместителей:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

  • общее руководство по организации валеологической службы в школе;

  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

  • организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

  • организация контроля уроков физической культуры;

  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

  • организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;

  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение  поддержки детей из таких семей;

  • организация работы  социальной службы в школе.

3.    Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактической работы с родителями;

  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;

  • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

НОРМАТИВНАЯ  БАЗА:

При составлении программы были использованы следующие нормативные документы:

·      Конституция Российской Федерации

·   Концепция Федеральной целевой программы  развития образования  

    на 2011-2015 годы (Постановление правительства РФ от 7.02.2011 г. №     61)

·         Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106)

·      Устав школы

·      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599 – 10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»

·         Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

·         Закон РФ «Об образовании», ст. 32, 51

·         Совместный приказ Минобразования и Минздрава РФ от 30.06.92г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»

·         Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г.

·         Методические рекомендации «Об использовании школьной мебели», письмо МЗ и МО РФ от 11.04.85г. (в части, не противоречащей государственным стандартам).  

ЭТАПЫ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ

1 этап - проектный

·         Изучение и анализ ситуации в области здоровья в школе.

·         Подготовка кадров (повышение квалификации).

·         Создание материально-технической базы, системы учебно-воспитательного процесса в школе.

·         Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

 

2 этап – практический

·         Разработка и внедрение подпрограммы диагностического комплекса.

·         Разработка и внедрение подпрограммы оздоровительной работы в школе.

·         Разработка и внедрение подпрограммы по спортивно-оздоровительной работе в школе.

·         Разработка программы для родителей и педагогов по формированию здорового образа жизни.

 

3 этап – обобщающий

·         Организация мониторинга эффективности реализации программы.

·         Коррекция основных направлений и подпрограмм.

·         Разработка перспективных направлений развития программы.

·         Создание системы физкультурно-оздоровительной, психолого-педагогической деятельности в школе.

1.Вступительное слово

  Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии. Многие исследователи отмечают четкую зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок. Все это позволяет сделать вывод, что интенсификация обучения, не подкрепленная системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья детей.

  Следовательно, лишь совместными усилиями медицинских работников и педагогов при заинтересованности родителей возможна минимизация  воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей. Особое место в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, прежде всего за счет широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений так называемых здоровьесберегающих технологий.

2. Обследование ребёнка на оборудовании, выявление патологий, если такие имеются.

3. Заключительное слово, вопросы и предложения.

 За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся: 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию. К окончанию школы в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Особо следует отметить увеличение в 5 раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в 2 раза – с заболеванием туберкулезом (по некоторым данным в 10 классе 5,5% детей болеют туберкулезом). К окончанию школы 80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на их репродуктивный потенциал (течение беременности, роды, здоровье новорожденных). Проведенные нами углубленные исследования свидетельствуют, что реально состояние здоровья детей хуже, чем это регистрируют школьные документы. Причем, чем старше ребенок, тем менее достоверны сведения школьной медицинской документации.

 Наиболее значительный прирост нарушений состояния здоровья отмечен в наиболее критические периоды детства: у младших школьников – в 7, 10 лет и у подростков – в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%.

Под здоровьесберегающими технологиями сегодня понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды.

Муниципальное общеобразовательное учреждении

 средняя общеобразовательная школа № 7

Курского муниципального района Ставропольского края

                                                                           

     «Принято»                                                                          « Утверждено»

На заседании МС

МОУ СОШ №7                                                                    ДиректорМОУ СОШ №7

                                                                                                ________________ Спивак Л.А.

Протокол № 1 от 29. 08.2014                                       Приказ №200/1 от30.08.2014 г

.

Работа в кабинете здорового ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."

Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...

Здоровый ребёнок – успешный ребёнок

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление

Основные направления реализации программы:  –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...

рекламный проект Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

В  данном рекламном проекте мы призываем детей и родителей Заинтересовать детей и родителей в понимание необходимости заботиться о своём. здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни. Деятель...

Здоровье ребёнка – здоровье общества. Профилактика детского травматизма, обеспечение контроля за безопасностью ребёнка в каникулярный период

Цели и задачи: •Показать значимость здорового образа жизни для развития нравственных качеств и профессионального становления личности ребёнка, будущего их утверждения в жизни;•Убедить родителей в...