« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»
методическая разработка (1 класс) по теме

   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole_k_publikacii.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

   

     Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1 класс .с октября  месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы для детей 6- 7 лет.на которых мы ведем занятия с детьми. В ходе такой работы я неоднократно обращала внимание на то, что уровень подготовки детей очень различный  и работать без начальной диагностики и выявлению проблем ребенка невозможно, так  как проблемы у детей различные и подготовка к школе должна быть или индивидуальной ,или по группам, исходя из результатов первичной диагностики и методов коррекционной работы.

    Проблема подготовки своих будущих учеников заставила меня самостоятельно изучить ряд работ психологов и педагогов, опыт работы коллег, вступить в сотрудничество с воспитателями детских садов. Опытом своей работы и изученными мною материалами мне бы хотелось поделиться с коллегами.

       Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток, а тем более у детей пятилетнего возраста, (правительство намерено снизить порог поступления в школу с 5 лет) ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения, что требует соответствующего подхода к детям и особой организации учебно – воспитательного процесса.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В.Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с А.Анастази. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

А.Анастази, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.

Л.С.Выготский, / «Мышление и речь» Собр. соч. т. 2/ опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению: В.В.Давыдова,Г.А.Цукермана, Л.А.Венгера.

Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.В.Холмоская.

По мнению ученых / Л. С. Выготского, Л.А. Венгера Д.Б. Эльконина/

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована четкая социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Основным новообразованием дошкольного детства, считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами. И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.

Обобщая работы ученых можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает развитое  дифференцированное восприятие, аналитическое мышление(способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец), логическое запоминание, наличие интереса к знаниям, процессу их получения, овладение разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов.

Действительно, для осуществления полноценного воспитания и готовности ребенка к школьному обучению необходимо развить интуицию, абстрагирование, мышление, умение решать познавательные задачи, пользоваться накопленным чувственным опытом. Развитие у ребенка умственных способностей по мнению является важнейшей задачей его всестороннего развития

Умственные возможности человека в том числе и ребенка, неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загружены работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать работой.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся были проведены на высоком уровне. Как показала практика, при использовании с детьми новых технологий и методик заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Эти дети по- настоящему подготовлены к школьному обучению, у них хороший уровень логического мышления и  они всесторонне развиты. Но к сожалению, в % соотношении таких детей мало. Именно этим определяется актуальность выбранной мной темы исследования.

Многие воспитатели  и учителя имеют неверное представление о том, как готовить детей к школе и считают, что показателями готовности ребенка к школе является умение читать, писать и считать.. Подготовка к школе идет в логике накопления знаний, умений и навыков. Детский сад заимствовал школьные формы обучения:  уроки, занятия, сидения за партами, поднятие руки и т.п..  Ничего плохого в этом бы мы не видели, если бы дети это выполняли по собственной инициативе, но эти действия являются продуктом жесткого требования взрослого, что вызывает подкорковое сопротивление и не становится способом социализации ребенка,  здесь ярко прослеживается нарушение принципа природосообразности, что влечет ухудшение психического и физического здоровья ребенка,способствует отрицательному отношению к школе.  Необходимо найти такие средства и формы педагогического воздействия на ребенка, чтобы обеспечить его готовность к школе исходя из позиции развития в равное мере интеллектуальной, эмоциональной и нравственной сфер. Интегрируясь одна в другую они создают мощную основу для успешного обучения ребенка в школе.

Диагностическое исследование будущих первоклассников на уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.

В ходе диагностики были задействованы 10  детей подготовительной группы д/с №... Для каждого ребенка готовился буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым, а также фиксирования его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков. Первый этап обследования включает методики: « Да и нет», «Графический диктант», « Последовательность событий», «Корректурная проба», «Звуковые прятки»,  « Повтори фразы», « Рисование по точкам».И задания  на выявление ЗУН.

Второй этап включал наблюдение за деятельностью педагога и детей на занятиях и в свободной деятельности.

Результат исследования

Результаты позволили распределить детей по уровням проявления интеллектуальной зрелости следующим образом.

Результат диагностики развития произвольного внимания.(«Да и нет»).

Методика показала, что некоторые дети пытаются облегчить поставленную задачу различными способами. Так, часть из них выбирали какое- то одно слово, например, «хочу», так как оно было ответом на первый вопрос, и дальше все время повторяли его, лишая таким образом смысла свои ответы. Самым главным для этих испытуемых было соблюдение формальности правила игры. Другие же решали задачу, подменяя слова «да» и «нет» соответствующими движениями головы. Тем самым они соблюдали условия игры и не утруждали себя поиском адекватного ответа, что, как показали эксперименты, не всегда им просто дается. Прежде чем дать содержательный ответ, не включающей запретные слова, многие из них долго молчали. На вопрос экспериментатора о причине столь длительного молчания, после окончания игры, они отвечали, что искали нужные слова.

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ , если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности относятся дети, получившие не более одного балла, при этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка предоставляется испытуемому, если с первого раза он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условия игры.

Так  30% детей имеют высокий уровень развития произвольного внимания, 50% находятся на среднем уровне и 20% показали низкий уровень.

 С детьми с низким и среднем уровнем произвольного внимания необходима коррекционная работа.

 

 

 Результаты методики « Графический диктант»

Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель - о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. И в первом и во втором случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

   -Высокий уровень 20%. Оба узора (не считая тренировочного ) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.-  - Средний уровень 40%. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

 - Низкий уровень 40%. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.   Детям с низким  и средним уровнем  умения выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу, требуется дополнительная развивающая работа.

Уровень развития словесно-логического мышления.

По результатам данного исследования мы видим, что 50% детей  имеют низкий уровень словесно – логического мышления. Дети не смогли найти последовательность картинок, или по найденной ими самими последовательности составили нелогичный рассказ. Также среди них были дети, которые не соотнесли составленную ими последовательность своему рассказу. 5 детей отказались от составления рассказа. 3 ребенка отказались от составления картинок в определенной последовательности, объяснив это не пониманием. (Здесь не  учитывались случаи, когда молчание ребенка обусловливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми,боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т. д.)Если ребенок о каждой картинке рассказывает отдельно, не связанно с остальными, или перечисляет отдельные предметы, то необходима тщательная проверка его интеллектуальных способностей, поскольку невозможность связать события воедино, а тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в целостную композицию могут свидетельствовать об отсутствии обобщения, что в возрасте 6-7 лет, по данным патопсихологов наблюдается в случае задержки психического развития или умственной отсталости. С такой проблемой мы выявили 2 детей. 40% детей показали средний уровень. Дети справились с последовательностью. Но при составлении устного рассказа имели затруднения. Детям задавались наводящие вопросы.10% детей имеют высокий уровень словесно- логического мышления. Ребята справились с последовательностью и самостоятельно составили рассказ.

Методика «Звуковые прятки» выявила 20% детей с низким уровнем развития фонематического слуха. Дети допустили более одной ошибки при выполнении заданий. 40% детей показали средний уровень, допустив одну ошибку и 40% выполнили задание безошибочно, показав высокий уровень развития  фонематического слуха.

Результаты развития зрительного внимания. (Корректурная проба)

Тест на выявление скорости распределения и переключения внимания, его устойчивости и объема показал, что 40% детей по данным критериям находятся на низком уровне, что также говорит о  низкой работоспособности ребенка и его быстрой утомляемости. Затруднения дети испытывали в способе зачеркивания фигур ( забывали способ зачеркивания, пропускали фигуры, медленно выполняли задание, фиксируя продолжительное время свое внимание на одном предмете)

 30% детей имеют произвольное внимание на высоком уровне, средний уровень  у 30% детей.

Уровень развития слуховой памяти.

Анализируя результаты методики низкий уровень развития отмечается при выполнении заданий, связанных с речевой активностью и зрительно-пространственным восприятием и памятью.  

 Зрительно-пространственное восприятие (Рисование по точкам).

Как видно из таблицы на высоком уровне выполнили 20% детей, на среднем 55% детей, на низком 40% По результатам исследования мы видим что 40% детей показали чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, имеют низкий уровень пространственного мышления. Дети постоянно нарушали заданную систему требований, предложенную экспериментатором, что обусловлено низким уровнем развития произвольности. Дети с низким уровнем развития зрительно – пространственного восприятия будут испытывать трудности при изучении геометрического материала, решении задач, ориентировки  в тетради и  на листе. С детьми с низким уровнем произвольности и зрительно-пространственного восприятия необходима коррекционная работа.

Однако, 20% детей показали высокий уровень и 55% -средний уровень, что свидетельствует о высоком и среднем уровне развития произвольности и зрительно - пространственного восприятия. Дети могут сознательно контролировать свои действия не нарушая заданную систему требований.

Общие  результаты интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению по 1 этапу исследования.

1 ряд- высокий уровень

2ряд- средний уровень

3ряд- низкий уровень

По результатам, полученным в ходе исследования, мы видим , что на  низком уровне находится логическое мышление 50% детей не справились с заданием . Низким является  уровень переключения и устойчивости внимания 40% , уровень зрительно - пространственного восприятия 40% и умение действовать по указанию взрослого 40% Исходя из этого, мы должны в формирующей части нашего эксперимента, построить работу так, чтобы она была направлена во-первых на повышение уровня логического мышления, устойчивости и переключения внимания, зрительно- пространственного восприятия,  а также на улучшение уровня слуховой памяти, фонематического слуха и произвольности, где мы видим  низкий уровень развития. Анализируя результаты по методикам, мы видим, что самый высокий уровень отмечается в выполнении методики «Звуковые прятки» на развитие фонематического слуха, а низкий уровень развития отмечается при выполнении заданий, связанных с речевой активностью, зрительно-пространственным восприятием, памятью и мышлением.

2 этап исследования.

На втором этапе в исследовании интеллектуальной готовности дошкольников использовался метод наблюдения за поведением детей во время занятий, во время свободной деятельности и за приемами педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. Наблюдения проводились на 2  занятиях.(развитие речи и математика)

Анализ наблюдений.

На втором этапе исследования мы посетили 2 занятия (математика и развитие речи) в подготовительной группе д/с №… г. Кингисеппа, где и проходил 1 этап исследования детей на уровень интеллектуального развития.

На всех занятиях мы можем отметить следующие: занятия прошли на среднем методическом уровне с нарушением логической структуры (один этап занятия не переходил в другой), нарушался принцип природосообразности. Отсутствие проблемных ситуаций вызывало пассивность мыслительной деятельности детей и интереса к обучению, ответы детей носили форму  только индивидуальны, допускаемые детьми  ошибки при ответах исправлялись воспитателем, что не давало возможности другим детям включиться в анализ ошибок. Во время этого занятия, дети в основном являлись объектом деятельности. Игры, внесенные воспитателем в занятие, позволили активизировать личностную заинтересованность детей , но прекращались не имея завершенности. Мини-групповых форм работы воспитатель не использовал. Дети сидели за столами, не меняя при этом положение своего тела. В связи с этим дети не смогли долгое время держать внимание и  приобрести опыт коллективного взаимодействия. Самостоятельная деятельность детей была контролируема действиями воспитателя. Переключение с одного вида деятельности на другой происходило по  инструкции воспитателя.. Многие дети не смогли включиться в работу , концентрировали свое внимания только после замечания педагога.  Можно говорить о недостаточном личностно-ориентированном подходе воспитателя к ребятам. Несмотря на, доброжелательный стиль общения воспитателя с детьми, прослеживался авторитарный натиск, стремление подчинить детей своей воле, действовать согласно принципа «делай, как я».

Наблюдая за детьми в свободной игровой деятельности, отметила, что о в игре дети  используют разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы – заместители. Так в ситуации, когда не оказалось ложки для кормления куклы девочки легко ее нашли – палочка будет вместо ложки. Произошло истинное замещение, предмет был наделен новой функцией. Такое же замещение использовали мальчики при строительстве дороги – в роли моста была взята дощечка с опорами на треугольные призмы. Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру и способствует развитию сознания. Во время наблюдений за детьми возникла ссора между девочками, связанная с распределением ролей в игре. Девочкам не удалось договориться о распределении ролей и игра распалась. Сдержать свои личные желания и подчиниться требованиям других , согласиться выполнять непривлекательную роль девочка не согласилась, а другие девочки не стали с ней больше играть. Мы также обратили внимание на то, что многие дети не смогли занять себя, переключались с одного вида деятельности на другой, мешали играть другим ребятам. Воспитатель при этом не реагировал на поступки детей и дети редко обращались к воспитателю с просьбами.

В общении со сверстниками дети были более раскованы, чем в общении с воспитателем. В момент игры наблюдалась ярко эмоционально насыщенная речь между детьми, их действия сопровождались резкими интонациями и кривляниями. Некоторые дети не проявляли положительного эмоционального отношения к друг другу. С трудом могли обозначить собственное эмоциональное состояние словами и убедительно обозначить свою просьбу или объяснить отказ от участия в игре.  

Воспитатель занимался своими делами и реагировал только на шум и крики детей. Со стороны воспитателя мы не отметили положительных эмоций на игры детей, их поделки, на их общение. Дети, нарушавшие дисциплину, были наказаны воспитателем и сидели на стульчиках в разных углах группы. Воспитатель не пытался заинтересовать ребят ,включить их в какую – либо деятельность.

____________________________________________________________

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей. Если ребенок, по результатам психологического исследования, показал низкие результаты, то можно говорить о специальной развивающей работе, но при этом необходимо зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы. Так в ходе нашего обследования будущих первоклассников, по результатам методик, мы видим ,что низкий уровень развития отмечается при выполнении заданий, связанных с речевой активностью, памятью. Дети показали низкий уровень логического мышления и произвольного внимания . Наиболее хороший результат был показан при проверке фонематического слуха.

 Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладевать мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками.     Метод наблюдения за игрой и общением между детьми позволяет раскрыть их уровень развития мышления и коммуникативных умений .

 Лишь только в совместной деятельности ребенок  постепенно приобретают опыт «вместе думать», целенаправленно общаться и помогать друг другу, формировать нормы и правила поведения, далее переносить этот опыт на общение со сверстниками. Педагогу надо продумывать такие формы и методы, которые позволят вовлекать детей в деятельность в зависимости от его степени развития, приводящие его к удивлению, желанию познавать новое через активную игру. К сожалению наши наблюдения в подготовительной группе д/с выявили, что воспитатель не понимает основных задач  подготовки ребенка к школе и подменяет работу над развитием психологических процессов отработкой ЗУН, что ведет к снижению мотивации, познавательных интересов и нарушению принципа природосообразности.

Анализируя результаты обследования детей  можно сделать вывод, что некоторым детям необходима дополнительная работа  по развитию психических процессов и формированию ЗУН, а также успехи в развитии ребенка во многом определяются личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессионально-педагогического мышления.  На основе результатов обследования, мы видим необходимость проведения развивающей работы с детьми, которые показали средние значения по ряду предложенных для выполнения им заданий.

Для реализации развивающей работы нами был разработан и апробирован  комплекс занятий и упражнений, направленный на развитие интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Такие аспекты как: смысловая память, устойчивость внимания, мышление и речь были в зоне особого внимания. Для развития этих сторон психической деятельности  проводились с детьми фронтальные  и индивидуальные занятия.(см.приложение)

На основе результатов диагностики мы видим необходимость проведения развивающей работы с детьми, которые показали средние значения по ряду предложенных для выполнения им заданий.

Для реализации коррекционной работы  был разработан и апробирован  комплекс занятий и упражнений, направленный на развитие интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Такие аспекты как: смысловая память, устойчивость внимания, мышление и речь были в зоне особого внимания. Для развития этих сторон психической деятельности проводились с детьми фронтальные  и индивидуальные занятия.(см.приложение)

         

В ходе коррекционной работы был создан  и апробирован комплекс психолого-педагогических упражнений, который эффективно способствовал повышению интеллектуальной готовности ребенка.

Условия ,созданные в ходе работы смогли наиболее полно обеспечить интеллектуальное развитие. По разным показателям мы видим, что произошли существенные изменения:

                             

         Данные  повторного исследования.      

          Исходные данные                             Данные после коррекц. работы.

               

Уровень развития произвольного внимания значительно вырос. Низкий уровень показал лишь один ребенок. Он не смог сосредоточить свое внимание на правилах игры и постоянно использовал слова «да» и «нет», ребенок также на один и тот же вопрос давал то положительный, то отрицательный ответ, качая головой, также ребенок использовал в своей речи слова « ага», «неа», но так и не смог следовать правилам игры. Средний уровень вырос на 10%, т.е 1 ребенок, имея изначально низкий уровень, после занятий с педагогом повысил уровень произвольного внимания до среднего уровня, а 2 ребенка достигли высокого уровня. Надо отметить, что дети не давали бессмысленных ответов и не употребляли просторечной лексики.

 Также повысился уровень умений ребенка выполнять задания взрослого, что мы видим из методики Д.Б.Эльконина «Графический диктант» Низкий уровень показал только один ребенок, он не справился с заданием экспериментатора. Не смог высчитать нужное количество клеток, не ориентировался на листе бумаги и нарисовал узор не соответствующий продиктованному. 5 детей показали средний уровень, допустив незначительные ошибки в одном из узоров, 2 ребенка не смогли самостоятельно продолжить узор. 4 ребенка показали высокий уровень, не допустив ни одной ошибки.

                 

Из всех проводимых методик в констатирующем эксперименте  на наиболее низком уровне были показатели словесно-логического мышления, но ряд занятий позволил значительно повысить уровень словесно-логического мышления , что мы и видим из диаграмм. На низком уровне остался один ребенок, который этот уровень показывал и по предыдущим методикам. Ребенок не нашел нужной последовательности. Не смог составить рассказ даже по наводящим вопросам педагога. Мы считаем, что мальчику необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей, поскольку невозможность связать события воедино. А тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в композицию могут свидетельствовать об отсутствии обобщения, что может в данном возрасте наблюдаться в случае задержки психического развития, или умственной отсталости. Средний уровень показали  5 детей. Они справились с последовательностью, но при составлении рассказа испытывали затруднения, которые могут быть связаны с уровнем развития речи и словарным запасом.4 ребенка показали высокий уровень Дети быстро справились с заданием и при составлении рассказа не имели затруднений.

                 

      Повторная методика на выявление скорости распределения и переключения внимания и  его устойчивости выявила также одного ребенка, который не справился с заданием. Мальчик вычеркивал фигуры не по предложенному образцу и смог   работать только 30 сек.    Другие ребята выполнили задание за 2-3 мин.   % человек показали средний уровень, допустив по 2-4 ошибки и 4 ребенка показали высокий уровень работоспособности и внимания

            

 На первом этапе исследования   30% детей показали низкий уровень развития слуховой памяти, но после ряда занятий с детьми мы видим, что низкий уровень показал лишь 1 ребенок. Он не смог даже с третьей попытки назвать даже одну фразу. Улучшились показатели на высоком уровне , его показали 5 детей. Один ребенок из  ранее показанного среднего уровня перешел на высокий уровень, а 2 ребенка , ранее имеющие низкий  уровень показали средний, что свидетельствует об эффективности наших занятий.    

            

Наилучшие показатели по всем методикам констатирующего эксперименте были  на развитие фонематического слуха, но и здесь мы наблюдаем значительные улучшения. Приятно отметить, что мы не видим низкого показателя развития фонематического слуха. Даже ребенок, который по всем методикам показывал низкий уровень развития, здесь показал средний уровень. 6 ребят показали высокий уровень развития фонематического слуха, что позволяет говорить об успешности  их обучения чтению и письму.  

              

           

Низкий уровень пространственного мышления и  низкий уровень произвольности, несмотря на ряд занятий  показал  1 ребенок, его низкий уровень прослеживается по всем ранее проведенным методикам. 1 ребенок улучшил показатели до среднего уровня и 1 ребенок со среднего уровня до высокого. О 90% детей мы можем смело говорить, что они могут сознательно контролировать свои действия и  их пространственное мышление находится на хорошем уровне, что важно при обучении ребенка в школе.

                                                                         

 Таким образом, по полученным результатам, мы видим, что неудачи детей можно объяснить не отсутствием у детей  способностей, а определенным способом обучения, общения, т.е. организацией процесса. Хочется подчеркнуть необходимость единства диагностики и развития, деятельностный принцип осуществления коррекции. Целью данной работы было развитие интеллектуальных способностей (общие и специальные упражнения) основываясь на формировании мотивационной зрелости к их выполнению через игровую и поисковую деятельность личностно-значимую для ребенка.  Упражнения и занятия с детьми помогли повысить уровень их интеллектуальной готовности, но надо отметить, что занятий было проведено недостаточно и  если бы занятий было бы проведено больше, то результат был бы более высоким.

Выводы.

Проанализировав работу с детьми при подготовке к школе ,я выделила показатели интеллектуальной готовности ребенка:

Образный компонент

1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета.

2. Зрительная память на образной основе.

3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).

4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза.

5. Эвристичность мышления.

Вербальный компонент

1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них   существенные.

2. Слуховая память на речевой основе.

3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.

4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа.

5. Критичность мышления.


Разрабатывая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, я основывалась на идее целостности мыслительного процесса, единства образного и вербального компонентов мышления.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребенка. Здесь важно учесть содержания изучаемого материала, индивидуальные особенности ребенка, уровень овладения понятием. Такое образование содержит деятельностный фундамент, опирается на принципы "психологической педагогики", имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер. Во многом это определяется личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессионально-педагогического мышления.

        Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.        Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

        Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.        

Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции. В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде дидактических игр.бесед Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.

Итак, подводя итог проведенной работы,психолого-педагогическому исследованию, темой которого являлась психологическая готовность дошкольников к обучению в школе, можно тезисно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы:

1) Готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

2) Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, готовность к школьному обучению обеспечивает переход к позиции школьника.

3) В структуре интеллектуальной готовности принято выделять следующие компоненты: знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать, развитые познавательные интересы.

4) Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе возникает только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать оценить свою деятельность.

5) Из результатов проведенного исследования видно, что не все дошкольников в возрасте от 5,5 до 6,5 лет дошкольников являются школьно-зрелыми .

6) Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только проблема развития детей , но и проблема создания педагогических условий в которых развивается ребенок.

7)Включение детей в поисковую исследовательскую деятельность процессе коммуникативных взаимоотношений, способствует интеллектуальному развитию. Ребенок не объект деятельности педагога, активный субъект.

В дальнейшем мы планируем заниматься изучением и разработкой данной проблемы, поскольку: во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения; во-вторых, если обследование детей начинать заранее, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо создать условия исключающие неготовность.


Список литературы:

 

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М., 1980.
  2. Аркип Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
  3. Богомолова М.И. Интеллектуальное воспитание дошкольников. М., 1988.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  5. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.
  6. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. М., 1969.
  7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.,1988.
  8. Венгер Л.А.. Венгер Н.Б.. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
  9. Воробьева Д.И. Гармония развития, СПб, Детство-пресс, 2003.
  10. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А.Парамоновой. О.С.Устиновой. М., 1989.
  11. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М.,1986.
  12. Выготский Л.С.. Мышление и речь. Собр. Соч. т.2
  13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993(1996).
  14. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  15. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.Л.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978.
  16. Годфруа Ж. Что такое психология. М.,1996.
  17. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л.Новоселовой.
  18. Журавлев В.И. и др. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Плекунова, Г.В.Воробьева. М., Просвещение. 1979.
  19. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. М., 1989.
  20. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. М., 1987.
  21. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? М., Ювента,2005.
  22. Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема».Рабочая тетрадь.М., Ювента, 2005.
  23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990.
  24. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
  25. Общение между детьми в детском саду / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М., 1990.
  26. Панько Е.А. Психологическая деятельность воспитателя в детском саду. Минск, 1986.
  27. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.
  28. Проблемы дошкольной игры: психологический аспект / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. М., 1987.
  29. Психологический словарь. Ростов-на –Дону, Изд. Феникс, 2003
  30. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986.
  31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М.: Педагогика, 1989.
  32. Н.П. Сакулина Т.С. Комарова Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.Просвещение 1979г.
  33. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. Л., 1991.
  34. Скалесова Я. и др. Методы и методология педагогического исследования. М., 1989.
  35. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
  36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошольников//Вопросы психологии.1989.№3
  37. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1972.
  38. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова. Ф.А.Сохнина. М., 1988.
  39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
  40. Эфриимсон В.П. Генетика гениальности.- М., 2004.

41 . Божович Л.И. Личность и её формирование в  детском  возрасте.  -  М.  -

1968. - С.   308.

42.Герасимов С. 5.  Познавательная активность и понимание.

// Вопросы психологии.  - 1994. - № 3. -С.  14-15.

43. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой

активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

44.  Гильманов Р.С.  Трудовое воспитание младших школьников

45.Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина

–М.: Просвещение, 1984. –223с.

46.Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.:

Университетское, 1988. – 399с.

47.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного

возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

48.  Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.:

Просвещение, 1972. –78с.

49.Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-

№1.-С.59-66.

50.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и

рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.

51. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

52. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1 класс .с октября месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы дл...

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Приложение к работе « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Приложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Диаграммы по диагностике. Приложение к работе. « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Риложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе» Диаграммы по диагностике....

Педагогические условия формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках начального литературного образования

Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня уровня развития которой зависит активность личности, её участие в учебной деятельности, деятельности коллектива и стремления ...

Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Результаты педагогической диагностики стартовой готовностик успешному обучениюв начальной школе...

Психолого- педагогические аспекты готовности первоклассника к обучению в начальной школе

Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстник...