Диагностические методы изучения личности учащихся.
методическая разработка по теме

Галина Анатольевна Бенько

Краткое описание диагностик изучения личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_metody.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Диагностические методы

изучения личности учащихся»

                Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника.

                Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она выполняет следующие функции:

- Информационная – выявление относительного уровня развития, уровня состояния педагогического взаимодействия.

- Прогнозирующая – выявление потенциальных возможностей развития, определение прогноза организации взаимодействия с учеником.

- Оценочная – представление о результативности педагогического взаимодействия, определение эффективности использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

- Развивающая функция – использование диагностики для демонстрации ученику возможностей и перспектив развития, создание условий для самореализации и саморазвития. 

Основные методы педагогической диагностики: беседа, метод наблюдения, опрос, проективные методы, анкетирование, графические и рисуночные методы, сочинения и др.

                Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики:           

 Десять моих «Я».

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я – умный

Я- красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Мои любимые вещи

Учащимся предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

  1. Любимый цвет –
  2. Любимое имя –
  3. Любимое дерево –
  4. Любимый цветок –
  5. Любимый урок – и т.д.

Самореклама

                Учащиеся готовят себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования в саморекламе – искренность.

 Сказки

 Учащиеся с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих произведениях они могут раскрыть свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом пользуется методика написания сказок. Могут быть предложены следующие темы:

  1. Сказка о моем портфеле.
  2. Необычная история об обычном дневнике.
  3. Сказочные каникулы.
  4. Необычные приключения обычного школьника.
  5. Сказочная история о том, как…

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, страхом, отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

                Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Дается задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что и у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда на сердце может быть легко, а когда тяжело и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

 Градусник

                Перед диагностикой необходимо провести беседу о назначении градусника. Какой бывает высокая или пониженная температура тела человека. Педагог объясняет, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно – 38, 39, 40, 41 градусов. Нормальная температура тела человека 36,6 градусов. У него нет тревоги, все хорошо, все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35 градусов. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения предлагается поиграть в игру. Педагог называет учебные предметы, а дети записывают ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета.

Например: русский язык – 39 гр., математика – 36,6 гр.

                Это позволяет определить степень тревожности, которая связана с учебной деятельностью.

 Краски

            Учащиеся получают набор красок и листы рисовальной бумаги. На листе кружки с надписями: звонок, книга, учитель, школа, класс, портфель, урок и т.д. задача детей – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

                Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о его негативных эмоциях по отношению к ним.

 Фотография

                Эту методику уместно использовать в конце учебного года. Детям предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок всего класса. Для этого каждый ученик получает лист с квадратиками по количеству учеников в классе. В этих квадратиках дети должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Учитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, с каким настроением выполняет задание.

 Школа будущего

                Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также,  что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: + нужно брать, - не нужно брать.

                Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя или какой-то предмет, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Сочинение

           Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из тем:

  1. Мое самое любимое занятие.
  2. Мой самый любимый предмет.
  3. Мой самый счастливый день в школе.
  4. Мой выходной день.
  5. Мои школьные трудности.

Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Содержание сочинение тоже может о многом рассказать: об интересах, эмоциях, чувствах, переживаниях. По результатам работы над сочинениями необходимо организовать работуя6 индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и др.

 Что такое хорошо и что такое плохо

Это метод незаконченных предложений. Учащимся предлагается продолжить высказывания:

       Хорошая школа – это…

       Плохая школа – это…

       Хороший ученик – это…

       Плохой ученик – это…

       Хороший учитель – это…

       Плохой учитель – это…

       Хороший урок – это…

       Плохой урок – это…

Предложения можно предлагать различные, в зависимости от цели исследования.

Номинация

                Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:

  • Самый интересный предмет
  • Самый полезный предмет
  • Самый ненужный предмет
  • Самый трудный предмет
  • Самый легкий предмет
  • Самый веселый предмет

Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.

 Подарки

                Учащихся просят пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому ребенку из класса к Новому году. Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в классе. Важно, кого называют в первую очередь в своем списке, все ли ребята попали в список, какие чувства дети испытывают при распределении праздничных подарков.

Пьедестал

              Учащимся раздаются листы бумаги с пьедесталами. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Ученик имеет право одну из ступенек оставить для себя.

На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений.

 Мультфильм о нашем классе

                Учащимся предлагается создать мультфильм о своем классе. Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги. Дети работаю самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя, кадры склеиваются и дети озвучивают каждый свой кадр.

Эта методика интересна тем, что она позволяет получить много информации о классе:

- Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?

- Какие имена чаще всего называются?

- Какая эмоциональная окраска мультфильма?

- какие проблемы поднимает мультфильм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методы изучения личности учащихся.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого вы можете воспол...

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...

Диагностические методы изучения личности учащегося

В работе указаны основные задачи диагностики в начальной школе, перечислены правила работы с диагностическими методиками, приведены методики по определению репрезентативных систем школьника, изучению ...

Диагностические методы изучения личности учащегося

Педагогу, классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Дл...

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка....


 

Комментарии

Морозова Наталия Викторовна

Галина Анатольевн, меня привлекла Ваша статья, приемы "градусник" и "что у меня на сердце". Благо дарю. Вам успехов.
Галина Анатольевна Бенько

Очень рада, что мой материал оказался вам полезным!!!Удачи в работе!!!
Петрукович Елена Юрьевна

Галина Анатольевна, огромное спасибо! Обязательно воспользуюсь Вашим материалом. В нашей школе скоро пройдёт предметная неделя и я попробую узнать "что же на сердце" моих воспитанников. С другим материалом тоже буду работать.