Конспект урока по психологии по теме "Послепроизвольное внимание. Свойства внимания (объем, избирательность)".
план-конспект урока по теме

Тишина Елена Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Послепроизвольное внимание. Свойства внимания

(объем, избирательность)».

Цель урока: познакомить детей с послепроизвольным вниманием и свойствами внимания (объем, избирательность).

Задачи урока:

1) рассмотреть послепроизвольное внимание;

2) изучить свойства внимания (объем, избирательность).

Этап

Содержание

I.Организационный момент.


II.Постановка цели.







III.Объяснение нового материала.
























































































































IV. Итог

-Здравствуйте! Садитесь!



-На прошлом занятии вы познакомились с определением внимания и его видами: произвольное и непроизвольное внимание. Сегодня вы познакомитесь еще с одним видом внимания – послепроизвольное внимание, а также со свойствами внимания, как объем и избирательность.


-Но сначала я хочу вам дать некоторые рекомендации, как можно помочь себе лучше сосредоточиться на чем-то однообразном, неинтересном, но необходимом:

1.Заниматься делами, требующими сосредоточенности, лучше в период своей наибольшей работоспособности. Некоторым людям хорошо думается с утра: голова свежая, солнышко ярко светит. Некоторые любят «заседать» ночью: в ночной тишине в голову приходят неожиданные, оригинальные мысли, свежие решения.

2.Если устал или болеешь, то придется отложить сложные дела «до лучших времен».

3.Если озабочен какими-то другими делами или проблемами, то сосредоточится на данном предмете трудно. Постарайся на время забыть о постороннем и полностью погрузиться в то, чем сейчас занимаешься.

4.На умственной деятельности легче сосредоточиться, если подкрепить ее практическими действиями. Например, чтение сопровождать конспектированием. Или попытаться понять сложный физический закон, решая конкретную интересующую тебя задачу (сколько секунд будет лететь с 9-го этажа наполненный водой воздушный шарик и с какой силой он ударит в асфальт; а если пустить его с 16-го этажа и наполнить песком?).

5.Представь, что объясняешь этот материал кому-то, кто этого не знает или не понимает. Или поупражняйся в умении пояснять сложные вещи самому себе.

6.Найди в данном деле свой интерес. В жизни может пригодиться все — смотря как она повернется.

-Теперь, рассматривая тему нашего сегодняшнего урока можно сказать, что кроме непроизвольного и произвольного внимания, существует еще и послепроизвольное внимание, в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий. Такое состояние может длиться часами, и человек не устает. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

-Приведите мне примеры всех трех видов внимания. Какое внимание встречается у вас чаще всего? Хотелось бы вам это изменить?

-…

-Спасибо!

-Внимание имеет свои отличительные особенности – свойства. К свойствам внимания относятся: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение и переключение. Внимание каждого человека индивидуально. Сегодня на уроке мы рассмотрим такие свойства внимания, как объем и избирательность, и вы измерите свои собственные показатели этих характеристик.

-Сейчас я попрошу вас выполнить следующее задание. Я покажу вам на одну секунду рисунок, на котором будет несколько чисел. Посмотрите внимательно, какие числа будут написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их и запишите сумму. Начали! (см. приложение1)

- Слушаю ваши варианты ответов.

-…

-Спасибо! Молодцы!

-Ребята, а назовите мне, пожалуйста, фигуры, в которые были вписаны цифры?

-…

-Хорошо!

-Вот как раз люди не обращают на это внимания, а точнее – им не хватает объема внимания, чтобы заметить и цифры, и фигуры. Итак, объем внимания – это то количество объектов, которые могут быть одновременно и отчетливо восприняты за относительно короткий период времени. Кроме объема, в этом задании проявилась и избирательность внимания – установка на выбор из множества объектов только некоторых. Если бы было дано задание запомнить и цифры, и фигуры, куда они вписаны, то внимание было бы организовано по – другому, но объема его также могло бы не хватить на выполнение задания полностью.

-Выполним следующее задание. Сейчас каждому на парту я положу лист, на котором изображены 9 квадратов размером пять на пять клеток (всего 25 клеток). Затем я буду вам показывать изображения (см. приложение 2). Каждое изображение будет демонстрироваться очень быстро (почти мгновенно), после чего вы должны проставить у себя в квадрате те значки, которые успели заметить, и в соответствующих образцу местах. Итак, начнем выполнение задания.

-…

-Хорошо! Если все сделали, теперь можно посчитать число правильных ответов в каждом квадрате. Я каждому раздам образец. После чего вы вычисляете среднее арифметическое. Это и есть индивидуальный объем внимания человека. Обычно точно замечают от 4 до 6 фигур. 

-…

-Хорошо!

-Можно также определить и объем слухового внимания. Я предлагаю выполнить следующее задание. Перед классом прошу выйти 6-8 учеников. Еще одного ученика попрошу выйти за дверь. Группа выбирает строчку из популярной песни, стихотворение, пословицу и т.п. – всего 6-8 слов. Каждый из учащихся берет себе по одному слову. Когда войдет ученик, который стоит за дверью, по сигналу все члены группы должны будут одновременно сказать каждое свое слово. Вошедший должен отгадать всю строчку. Начнем!

-…

-Спасибо большое!  

-Убедительная просьба, принести на следующее занятие любой печатный текст, на котором можно будет писать (страница старой книги, газета, журнал), с хорошо видным шрифтом и не очень сложным содержанием, - чтобы можно было быстро пробегать глазами. Спасибо!


Итак, сегодня на уроке вы познакомились с послепроизвольным внимание, а также свойствами внимания объем и избирательность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики для 3 класса.Сочетательное свойство умножения.

Тема: Сочетательное свойство умножения.Тип урока: урок введения нового знания. Дидактическая задача: Познакомиться с сочетательным свойством умножения и формировать представления о возможно...

Конспект урока по теме "Вода и её свойства"

Урок окружающего мира по теме " Вода и её свойства" 2 класс...

Конспект урока по математике "УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1" 4 класс "Школа России"

Конспект урока по математике по теме "Умножение и его свойства.Умножение на 0 и 1" 4 класс, по программе "Школа России"Описываю все этапы урока, универсальные учебные действия,формы и методы ....

Конспект урока по математике Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.

Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока:. Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить пра...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...