ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
консультация на тему

Титенко Мария Николаевна
Психолого-педагогические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikholgo-pedagogicheskie_rekomendatsii.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ИНКЛЮЗИВНОМУ

ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И

КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИЕЙ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

       Основными составляющими организации эффективного инклюзивного обучения в общеобразовательных школах детей с нарушением слуха и кохлеарным имплантом являются:

      - создание благоприятной психологической атмосферы для адоптации детей с нарушением слуха и кохлеарной имплантацией (КИ);

      - организация специального психолого-педагогического сопровождения для удовлетворения особых образовательных потребностей.

      Работа по этим двум основным направлениям проводится коллективом педагогов и специалистов, работающих в школе, где реализуются принципы инклюзивного обучения, с привлечением для консультаций специалистов

ГБОУ ЦДК, педагогов из коррекционных школ II вида, в союзе с родителями и одноклассниками детей имеющих нарушение слуха и КИ.

      Основной перечень функций, выполняемый педагогами, дефектологами, психологами, специалистами работающими с детьми имеющими нарушение слуха и КИ в условиях инклюзивного обучения.

      Функции психолога общеобразовательной школы:

- проведение комплексной диагностики познавательной и эмоциональной сфер детей с нарушением слуха и КИ;

- составление индивидуального плана психолого-социальной коррекции по результатам диагностики;

-   проведение занятий по развитию эмоциональной сферы;

-   оказание психологической помощи в конфликтных ситуациях;

- проведение психо-коррекционной работы в классе, способствующей толерантности на основе идей взаимопомощи и заботы;

- осуществление контакта с педагогами (проведение консультаций, тренингов);

- индивидуальное консультирование родителей детей с нарушением слуха и КИ.

      Функции логопеда общеобразовательной школы:

- проведение диагностики особенностей произношения детей с нарушением слуха и КИ;

- составление индивидуального плана коррекции произносительной стороны речи.

      Коррекция произносительной стороны речи направлена на формирование внятности речи детей с нарушением слуха и КИ, понятной окружающим и состоит из следующих мероприятий:

- постановки дыхания;

- формирования умения изменять силу голоса;

- работы над выразительностью речи.

      Функции классного руководителя в общеобразовательной школе:

- способствование нахождению полноценного контакта между учащимися;

- реализация принципа толерантности на практике;

- участие в составлении индивидуального образовательного маршрута;

- осуществление контакта со специалистами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха и КИ;

- претворение в жизнь рекомендаций специалистов в отношении построения работы с детьми, имеющими нарушение слуха и КИ;

- сотрудничает с родителями детей с нарушением слуха и КИ.

      Функции специалистов ГБОУ ЦДК:

Сурдопедагог:

- диагностика развития и восприятия речи у детей с нарушением слуха и КИ;

- консультирование родителей по итогам диагностики;

- составление рекомендаций на основе диагностических данных;

- разработка индивидуального плана коррекционной работы по желанию родителей;

- консультирование педагогов общеобразовательных школ о специфики подачи учебного материала детям с нарушением слуха и КИ;

- проведение коррекционно-развивающих занятий по заявлению родителей.

Психолог:

- диагностическое обследование детей с нарушением слуха и КИ, поступающих в общеобразовательные школы по обращению родителей;

- консультирование родителей детей с нарушением слуха по результатам диагностического обследования, о возрастных, индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

- консультирование специалистов из общеобразовательных школ об особенностях психического развития детей с нарушением слуха и КИ;

- проведение коррекционно-развивающих занятий по заявлению родителей;

- оказание помощи в коррекции взаимоотношений в семьях воспитывающих детей с нарушением слуха и КИ с целью создания благоприятных условий для развития детей.

      Функции специалистов коррекционных школ II вида:

- консультирование педагогов общеобразовательных школ по вопросам обучения детей с нарушением слуха и КИ;

- проведение обучающих семинаров, круглых столов.

-организация посещения уроков I отделения педагогами общеобразовательных школ, реализующими принципы инклюзивного обучения.

 

      Функции родителей:

- определяя в общеобразовательную школу ребенка имеющего нарушение слуха родителям необходимо реально оценивать свои силы в оказании ему помощи и возможности ребенка;

- оказывать помощь в освоении учебного материала;

- контактировать с педагогами и специалистами из общеобразовательной школы;

- проводить поддерживающую терапию, рекомендованную в сурдоцентре;

- своевременно проверять исправность и настройки в слуховых аппаратах и КИ;

- участие в жизни класса (помощь в организации праздников, экскурсий, походов).

      Организационные основы инклюзивного обучения детей с нарушением слуха и КИ:

- в одном классе общеобразовательной школы, может обучаться не более двух детей с нарушением слуха;

- детей с нарушением слуха и КИ следует рассаживать за парты вместе со слышащими одноклассниками;

- необходимо осуществлять связь между специалистами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха и КИ и педагогическим коллективом общеобразовательной школы.

      При соблюдении этих условий и выполнении вышеперечисленных функций создаются благоприятные условия для развития и социализации детей с нарушением слуха и КИ.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учителю школы для детей с нарушениями слуха

В помощь учителю, работающему в школе для детей с нарушениями слуха 1,2 вида. Сообщение:  " Развитие остаточного слуха на общеобразовательных уроках и во внеурочное время".  Правила работы...

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Публикация творческой работы: "Особенности подготовки и проведения ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИКОВ в начальной школе для детей с нарушениями слуха".

Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья младших школьников с нарушениями слуха, а также организация активного отдыха может быть решена на уроках физической культуры, ритмики...

Сценарий праздника "Вежливые слова" в школе для детей с нарушениями слуха.

Сценарий речевого праздника "Вежливые слова" для 1-4 классов в школе для детей с нарушениями слуха....

Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха

Статья на тему: "Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха"....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В современной науке убедительно доказана значимость психолого-педагогической работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей  с различными нарушениями слуха. Эмоции позволяют ребенку п...