Отчет педагога - психолога
материал (1 класс) на тему

Тороян (Михайлова) Ирина Александровна

Отчет педагога - психолога по адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_adaptatsiya_pervoklassnikov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАСНИКОВ

I. Критерии адаптации первоклассников.

II. Результаты исследования по адаптации обучающихся.

I. Критерии адаптации первоклассников:

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Период адаптации к школе, связанный  с присоблением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.

Одни адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика и с новым режимом – это высокая степень адаптации.

Другие имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. К концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям – средняя степень адаптации.

У третьих период адаптации растягивается на весь первый учебный год. Их социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций – низкая степень адаптации.

Исходя из этого, была разработана информационно-профилактическая программа работы с первоклассниками в период адаптации к школе - «Я - Школьник».

Цель программы: осознание первоклассниками позиции «Я - школьник», формирование дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

Были проведены  коррекционно – развивающие занятия, в соответствии с программой, которые носят развивающий характер и направлены на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней.

На занятиях преобладал метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями обучающихся.

Параллельно посещались уроки в 1«а» и в 1«б» классах, с целью выявления дазадоптивных детей

Для выявления уровня адаптации каждого ребенка, возможных неврозов на начальной стадии развития, выяснения причин и способов коррекции на заключительном уроке была проведена перспективная методика «Школа зверей»

Конечно, о конечных результатах по  адаптации первоклассников говорить рано. Но все, же из всего выше сказанного и обработав первичные данные можно сделать некоторые выводы.

II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Обследование проходило в два этапа. Первый – констатирующий (начало сентября). Второй этап – контрольный (конец октября) В обследовании принимали участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов – 48 человек. Накопляемость 1 «А» класса 24 человека: 15 девочек и 9 мальчиков. Накопляемость 1 «Б» класса 24 человека: 15 девочек и 9 мальчиков (рисунок 1).

Рисунок 1.

КОЛИЧЕСТВОДЕТЕЙ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

           1 «А» класс

                          1 «Б» класс

Для проведения адаптации первоклассников использовались следующие методики:

  1. Методика «Школа», направлена на осознание различий в позициях «дошкольник» или «школьник».
  2. Проективная методика «Школа зверей», направлена на выявление школьных неврозов на начальной стадии, атмосферы доброжелательности.

Результаты и анализ результатов опытно-экспериментального обследования.

  1. Констатирующий этап.

Анализ результатов диагностики дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

            1. По результатам методики «Школа» можно отметить, что 30% первоклассников(1 «А» и 1«Б») не осознают позицию школьника.

70% четко классифицируют 2 группы понятий: «дошкольник» и «школьник» (рисунок 2).

  1. По полученным данным методики «Школа зверей» можно сделать вывод о том, что эмоциональное отношение детей к школе положительное - 87% детей, 13% свидетельствуют о неблагополучном и угнетенном состоянии (рисунок 3).

Результаты свидетельствуют о средней степени адаптации.

  1. Контрольный этап.

Анализируя результаты повторных диагностик можно отметить следующие положительные изменения.

12% первоклассников не осознают позицию школьника (рисунок 2).

Заметно улучшилось эмоциональное отношение к школьной жизни.

Лишь 10% детей имеют негативное отношение к школе (рисунок 3).

Полученные данные показывают высокую степень адаптации.

Рисунок 2.

ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ

  1. Методика «Школа»

                 1 этап (начало сентября)

              2 этап (конец октября)

Рисунок 3.

  1. Проективная методика « Школа Зверей»

Проведенные впоследствии наблюдения на уроках подтвердили данные методик.

Тот процент детей, которые медленно адаптируются к школе требуют дополнительной работы.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Разработать индивидуально – коррекционные программы для более глубокого обследования детей.

ЦЕЛЬ: выявление и устранение возникнувших трудностей в поведении, учебе.

2. Взять под контроль учеников:

1 «А»

Гвоздева А.

Коробкина В

Чертовских А

Сафонова О

1 «Б»

Волобуев Н

Савчук А

Швальбе Р

Рейхерт М

Корзинина

Педагог – психолог: Михайлова И. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет педагога - психолога.

Понимание школьной психологической деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: в чём заключается суть работы школьного психолога, а самое главное психолога в учрежде...

Аналитический отчет деятельности педагога - психолога за 2017 – 2018 учебный год

Аналитический отчет деятельностипедагога - психологаза 2017 – 2018 учебный год...

Аналитический отчет деятельности за 2017 – 2018 учебный год педагога-психолога

Аналитический отчет деятельности  за 2017 – 2018 учебный год педагога-психолога...

Отчет педагога – психолога о проделанной работе в летнем лагере «Солнышко» с дневным пребыванием детей 2019 г

Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой самого учреждения; каждый...

Аналитический отчет о работе педагога – психолога: Ахмедуллиной Адели Фанисовны за учебный 2016 – 2017 год.

На 2016 – 2017 учебный год, была поставлена следующая цель: содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) ...

Аналитический отчет о работе педагога – психолога: Ахмедуллиной Адели Фанисовны за учебный 2015 – 2016 год.

На 2015 – 2016 учебный год, была поставлена следующая цель: содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной образовательной программы нач...

Отчет педагога-психолога за 2 четверть

Формировать каммуникативные навыки учащихся, однновременно развивая позитивную "Я - концнпцию" у каждого из участников....