Отчет педагога - психолога
материал (1 класс) на тему
Отчет педагога - психолога по адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_adaptatsiya_pervoklassnikov.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАСНИКОВ
I. Критерии адаптации первоклассников.
II. Результаты исследования по адаптации обучающихся.
I. Критерии адаптации первоклассников:
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Период адаптации к школе, связанный с присоблением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.
Одни адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика и с новым режимом – это высокая степень адаптации.
Другие имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. К концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям – средняя степень адаптации.
У третьих период адаптации растягивается на весь первый учебный год. Их социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций – низкая степень адаптации.
Исходя из этого, была разработана информационно-профилактическая программа работы с первоклассниками в период адаптации к школе - «Я - Школьник».
Цель программы: осознание первоклассниками позиции «Я - школьник», формирование дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
Были проведены коррекционно – развивающие занятия, в соответствии с программой, которые носят развивающий характер и направлены на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней.
На занятиях преобладал метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями обучающихся.
Параллельно посещались уроки в 1«а» и в 1«б» классах, с целью выявления дазадоптивных детей
Для выявления уровня адаптации каждого ребенка, возможных неврозов на начальной стадии развития, выяснения причин и способов коррекции на заключительном уроке была проведена перспективная методика «Школа зверей»
Конечно, о конечных результатах по адаптации первоклассников говорить рано. Но все, же из всего выше сказанного и обработав первичные данные можно сделать некоторые выводы.
II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Обследование проходило в два этапа. Первый – констатирующий (начало сентября). Второй этап – контрольный (конец октября) В обследовании принимали участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов – 48 человек. Накопляемость 1 «А» класса 24 человека: 15 девочек и 9 мальчиков. Накопляемость 1 «Б» класса 24 человека: 15 девочек и 9 мальчиков (рисунок 1).
Рисунок 1.
КОЛИЧЕСТВОДЕТЕЙ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ
1 «А» класс
1 «Б» класс
Для проведения адаптации первоклассников использовались следующие методики:
- Методика «Школа», направлена на осознание различий в позициях «дошкольник» или «школьник».
- Проективная методика «Школа зверей», направлена на выявление школьных неврозов на начальной стадии, атмосферы доброжелательности.
Результаты и анализ результатов опытно-экспериментального обследования.
- Констатирующий этап.
Анализ результатов диагностики дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
1. По результатам методики «Школа» можно отметить, что 30% первоклассников(1 «А» и 1«Б») не осознают позицию школьника.
70% четко классифицируют 2 группы понятий: «дошкольник» и «школьник» (рисунок 2).
- По полученным данным методики «Школа зверей» можно сделать вывод о том, что эмоциональное отношение детей к школе положительное - 87% детей, 13% свидетельствуют о неблагополучном и угнетенном состоянии (рисунок 3).
Результаты свидетельствуют о средней степени адаптации.
- Контрольный этап.
Анализируя результаты повторных диагностик можно отметить следующие положительные изменения.
12% первоклассников не осознают позицию школьника (рисунок 2).
Заметно улучшилось эмоциональное отношение к школьной жизни.
Лишь 10% детей имеют негативное отношение к школе (рисунок 3).
Полученные данные показывают высокую степень адаптации.
Рисунок 2.
ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ
- Методика «Школа»
1 этап (начало сентября)
2 этап (конец октября)
Рисунок 3.
- Проективная методика « Школа Зверей»
Проведенные впоследствии наблюдения на уроках подтвердили данные методик.
Тот процент детей, которые медленно адаптируются к школе требуют дополнительной работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Разработать индивидуально – коррекционные программы для более глубокого обследования детей.
ЦЕЛЬ: выявление и устранение возникнувших трудностей в поведении, учебе.
2. Взять под контроль учеников:
1 «А»
Гвоздева А.
Коробкина В
Чертовских А
Сафонова О
1 «Б»
Волобуев Н
Савчук А
Швальбе Р
Рейхерт М
Корзинина
Педагог – психолог: Михайлова И. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет педагога - психолога.
Понимание школьной психологической деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: в чём заключается суть работы школьного психолога, а самое главное психолога в учрежде...
Аналитический отчет деятельности педагога - психолога за 2017 – 2018 учебный год
Аналитический отчет деятельностипедагога - психологаза 2017 – 2018 учебный год...
Аналитический отчет деятельности за 2017 – 2018 учебный год педагога-психолога
Аналитический отчет деятельности за 2017 – 2018 учебный год педагога-психолога...
Отчет педагога – психолога о проделанной работе в летнем лагере «Солнышко» с дневным пребыванием детей 2019 г
Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой самого учреждения; каждый...
Аналитический отчет о работе педагога – психолога: Ахмедуллиной Адели Фанисовны за учебный 2016 – 2017 год.
На 2016 – 2017 учебный год, была поставлена следующая цель: содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) ...
Аналитический отчет о работе педагога – психолога: Ахмедуллиной Адели Фанисовны за учебный 2015 – 2016 год.
На 2015 – 2016 учебный год, была поставлена следующая цель: содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной образовательной программы нач...
Отчет педагога-психолога за 2 четверть
Формировать каммуникативные навыки учащихся, однновременно развивая позитивную "Я - концнпцию" у каждого из участников....