Публикация в СМИ: "Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности".
методическая разработка на тему

Круглова Ольга Валерьевна

Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности.

       Количество «трудных» детей или детей с особенностями поведения и развития – гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых растёт день ото дня. Почему это происходит? Здесь присутствуют факторы пренатальной паталогии – неблагоприятная  экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени это следствия неправильного воспитания в школе, в детском саду и дома. В результате дети, их родители, воспитатели и учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей, поведении их на уроках и воспитательских занятиях и т.д. Чтобы  заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Среди современных методов коррекции и реабилитации социальной дезадаптации подростков особое место в моей работе занимает арт-терапия, что в переводе  означает «лечение». Изучив материал и проработав  методики и техники  в групповой и индивидуальной работе с детьми поняла, что,  применяя методы арт-терапии, можно решать  задачи,   направленные на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации,  формировать творческое нешаблонное мышление, развивать детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.

   Арттерапия не имеет ограничесний и противопоказаний, всегда ресурсна и  используется  практически  во всех направлениях психотерапии, в педагогике в социальной работе и бизнесе. Для некоторых – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе, как о творческой личности. Выделяют собственно арттерапию, музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию и т.д. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит  в технологию и интерпретацию что-то новое, приобретенное в опыте.  Арт-терапевтическую работу  c воспитанниками строю в разных направлениях. С  подростками, нуждающимися в коррекции поведения, формировании навыков конструктивного общения организовываю занятия  средствами изотерапии и музыкотерапии. При организации групповых занятий с элементами изотерапии применяю элементы ритуала в начале и при окончании занятия. Учитывая конкретность мышления, слабую концентрацию внимания воспитанников с ОВЗ, даю задания доступно, кратко  и понятно. В составе группы не должно доминировать количество детей с повышенной расторможенностью и  психовозбудимостью, что  зачастую приводит к конфликтам между  детьми. Что интересно, занятия проходят не всегда по запланированному плану, зачастую приходится отходить от темы и вести занятия в зависимости от ситуации.

      Какие трудности возникают в первые дни занятий?  Почти все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы общения и поведения.  Бедность активного словаря, слабое воображение и  узкий  кругозор способствуют затруднениям при выполнении заданий типа: «Скажи добрые слова  соседу», «Опиши своё настроение» и т.д. Налицо проблемы  при выполнении групповых рисунков или  творческих работ (ругаются, могут специально испортить работу, порвать рисунок, обидеться и уйти). Поэтому первые занятия носят обучающий и адаптирующий характер. Впоследствии изучив типовые  задания, например: «Моё настроение», «Я в будущем» и т.д. проявляют  творчество и воображение, изъявляют желание вторично выполнять задание, дабы получить хороший результат, ориентируясь на качество. Я заметила, что использование музыкального оформления в течение какого-либо этапа занятия должно быть дозированным. Необходимо учитывать психоэмоциональное настроение воспитанников и характерологические особенности  членов группы.  Бывают моменты, что  фоновое музыкальное сопровождение  способствует психовозбудимости  детей: начинают громко разговаривать, не слышат педагога, не могут  «войти» в настроение мелодии. Наблюдения показывают, что, по окончании цикла занятий дети приобретают навыки адекватного  поведения и общения, обогащаются творчески, получают новые навыки и познают свои способности.

Не всегда правильный подход воспитателей и учителей к «особым» детям, отсутствие  у них навыков бесконфликтного общения с такими детьми ведёт к нарушению учебно-воспитательного  процесса, снижению качества работы педагогов, что  влечёт  за собой негативные  последствия  не только для «трудных, но и для всех детей в целом. Бывает, что взрослые, не справляясь с поведением детей, обращаются к медицинским специалистам, дабы снять ответственность с себя, объявив виновником происходящего не родителей и педагогов, а заболевание ребёнка. Думаю, что целью использования инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по  сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрениям в педагогическую деятельность  практик предполагающих снятие педагогического кризиса. Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в  получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает  детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.

Известный арт-терапевт Копытин А.И. предлагает использовать в реабилитационной работе с детьми программу «Взгляд», которая занимает особое место в коррекционной и реабилитационной работе с детьми. Основная  цель программы - эффективная адаптация и реабилитация  детей с особенностями поведения и развития к жизни в семье, школе, обеспечение гармоничного и бесконфликтного взаимодействия «трудных» детей с их родителями, воспитателями, учителями и другими детьми. Фотография  помогает установить с ними контакт и активизировать их речевые навыки,   может рассматриваться как способ контроля за внешними объектами и ситуациями, и даёт подросткам ощущение собственной силы и значимости. Даёт почувствовать себя художником и в лучшую сторону изменить своё представление о себе и о своих возможностях. Фотографирование  ребёнка  может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе,  позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Варианты  лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего применения фотографии можно классифицировать  с учётом состава участников,  занятия могут быть  индивидуальными и групповыми. При занятиях  в группе  техники и упражнения могут быть рассчитаны на  индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу. Одни  варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие – с их созданием в ходе занятия или между занятий. В любом случае работа  может протекать спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий  либо требовать чёткой постановки задач и применения конкретных техник, игр, упражнений. Аналогично, при создании фотографий в ходе занятий дети могут сами выбирать тему, например «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки школы», «Мир детей», «Детская фантазия безгранична»  и др. С целью решения коррекционных и реабилитирующих задач бывает очень полезно проводить съёмку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Например, съёмка на природе сама по себе обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывает  положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съёмка может проводиться  в такой среде, которая чревата  социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определённых случаях может быть полезна, помогая  детям, например, осознать природу своего социального поведения и установок.[2] В конце сентября   с группой детей  мы сделали фоторепортаж, где  показали результаты  небрежного отношения человека к природе (фотографировали результаты летнего пожара).  В работе с детьми обязательно учитываются их интересы и способности. Например,   некоторые  ребята проявляют интерес к созданию фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки».  Применение  техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда съёмка производится  во время движения участников группы (дискотеки, концерты, спортивные соревнования и т.д.),  даёт возможность увидеть и осознать особенности  телесной  экспрессии, наблюдать и познавать мир эмоций человека. Деятельность участников занятий  может  быть достаточно эффективной и в том случае, если  она будет построена на основе  общих тем («Новый год в школе», «Времена года», «Мир цветов» и т.д.). Здесь решаются задачи развития личностных качеств, эстетических переживаний, познавательных способностей. Описанные направления  работы с детьми, позволяют каждому ребёнку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения  с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.  

В реабилитационной работе мной используются компьютерные технологии, такие как: диагностика эмоционального состояния ребенка с помощью компьютерного теста Люшера, психологическая диагностика «Эффектон», направленная не только на диагностику, но и коррекцию развития высших психических функций воспитанников. Компьютерные  презентации  об эмоциях очень  интересны детям, доступны, понятны, в  короткие сроки решаются такие задачи как пополнение  словарного запаса, предполагают последовательное расширение и углубление представлений о себе.

       Самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся»  и проявляем уважение к его способности  найти свой собственный ответ. Важно заметить, что  инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать  подачу материала, строить структуру занятий не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги,  а с элементами парадоксальности, деструктивности, когда делаешь «что-то не так».

Педагог-психолог                                                                Круглова О.В.

Литература.

1. Стебенева Н.В. Программа «АРТ-терапевтические методы  коррекции нарушений коммуникативной и эмоционально-волевой сферы социально-дезадаптированных подростков». -  г.Липецк, 2001г.

2. Копытин А.И. Фототерапия. – Изд-во Когито-Центр, 2006 г.

3.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во Владос, 2004 г.

4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Изд-во Речь, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....

Формы и методы работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности

В данном материале представлен опыт работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности на примере уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Формы и мето...

Статья «Проектная деятельность во внеурочной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

В своей педагогической деятельности я  применяю и использую разнообразные интерактивные  формы работы, особое место в моей работе занимает проектная деятельность. Непременным условием проект...

Нетрадиционные способы рефлексии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Презентация подготовлена для педагогв, работающих с детьми с ОВЗ( особыми образовательными потребностями). В данной презентации даны варианты учебной деятельности обучающихся с интеллектуальным недора...

Использование алгоритмов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по импользованию нестандартных методов обучения. Алгоритмы призваны нормализовать восприятие и мыслительные функции, а так же сократить риски отста...