Главные вкладки

    Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся с ОВЗ (1-4 классы общеобразовательной школы)
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Балыкина Фаина Леонидовна

    Настоящая программа разработана на основе:

    авторской программы коррекционных занятий

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

    для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 6»

    г. Выборг

    Рассмотрено                                                Утверждаю

    на заседании МО                                                директор МБОУ СОШ № 6

    протокол № ______                                                ___________Л.В. Самченко

    «__»_______20__г.                                                приказ № ___ от «__»___________20__г.

    Рабочая программа

    коррекционных занятий

    по развитию психомоторики и сенсорных процессов

    для учащихся 1- 4 классов общеобразовательной школы

    на 2014-2015 учебный год

    Настоящая программа разработана на основе:

    авторской программы коррекционных занятий

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

    для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой.

    Составила:

    Балыкина Фаина Леонидовна,

    педагог-психолог

    г. Выборг

    2014 год


    Пояснительная записка

    Данная рабочая программа адаптирована под условия обучения для детей с ограниченными возможностями, получающих образование в общеобразовательной школе. Программа рассчитана на 17 часов в год (что составляет 0,5 часов в неделю), согласно учебного плана.

    Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

    Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

    Цель программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

    Задачи программы:

    - обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;

    - формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

    - коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

    - формирование пространственно – временных ориентировок;

    - развитие слухоголосовых координаций;

    - формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, запахов, звуков);

    - совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

    - обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

    - исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

    - формирование точности и целенаправленности движений и действий.

    В программе четко просматриваются два направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов – определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.

    Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

    Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, то есть планирования.

    Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

    - развитие моторики, графомоторных навыков;

    - тактильно-двигательное восприятие;

    - кинестетическое и кинетическое развитие;

    - восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

    - развитие зрительного восприятия;

    - восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

    - развитие слухового восприятия;

    - восприятие пространства;

    - восприятие времени.

    В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

    1 класс

    -правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

    - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: величина, форма, цвет;

    - классифицировать геометрические фигуры;

    - конструировать несложные предметы из 2 геометрических фигур;

    - зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;

    - различать речевые и неречевые звуки;

    - ориентироваться на собственном теле;

    - выделять части суток и определять порядок смены времени суток.        

            2 класс

    - точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;

    - рисовать и обводить по трафарету, штриховать, вырезать по контуру;

    -уметь выполнять графический диктант по образцу;

    - определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;

    - находить различия и сходства в двух сюжетных картинках;

    - ориентироваться на плоскости листа бумаги;

    - соотносить времена года с названиями месяцев.

            3 класс.

    - обводить по контуру, соединяя точки;

    - уметь выполнять графический диктант по устной инструкции педагога;

    - определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

    - действовать по звуковому сигналу;

    - узнавать предметы по его отдельным частям, иметь представление «часть-целое»;

    - различать характер мелодии;

    - ориентироваться в пространстве, выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

            4 класс

    - дорисовывать незаконченные изображения;

    - смешивать цвета, называть их;

    - пользоваться элементами расслабления;

    - конструировать предметы из 5-6 деталей (пазлы);

    - находить нереальные элементы на нелепых картинках;

    - определять противоположные качества и свойства предметов;

    - определять время по часам и длительность временных интервалов.

    Тематическое планирование

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1 класс

    № п/п

    Название раздела

    Количество

    часов

    1

    Обследование детей

    2

    2

    Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков

    4

    3

    Тактильно – двигательное восприятие

    1

    4

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    1

    5

    Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

    3

    6

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    1

    7

    Восприятие особых свойств предметов

    1

    8

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    1

    9

    Восприятие пространства

    2

    10

    Восприятие времени

    1

    Общее количество часов

    17

    Тематическое планирование

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 2 класс

    № п/п

    Название раздела

    Количество

    часов

    1

    Обследование детей

    2

    2

    Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков

    3

    3

    Тактильно-двигательное восприятие

    1

    4

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    1

    5

    Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

    3

    6

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    2

    7

    Восприятие особых свойств предметов

    1

    8

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    2

    9

    Восприятие пространства

    1

    10

    Восприятие времени

    1

    Общее количество часов

    17

    Тематическое планирование

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс

    № п/п

    Название раздела

    Количество

    часов

    1

    Обследование детей

    2

    2

    Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков

    3

    3

    Тактильно-двигательное восприятие

    1

    4

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    1

    5

    Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

    3

    6

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    2

    7

    Восприятие особых свойств предметов

    1

    8

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    2

    9

    Восприятие пространства

    1

    10

    Восприятие времени

    1

    Общее количество часов

    17

    Тематическое планирование

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

    № п/п

    Название раздела

    Количество

    часов

    1

    Обследование детей

    2

    2

    Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков

    3

    3

    Тактильно-двигательное восприятие

    1

    4

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    1

    5

    Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

    3

    6

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    1

    7

    Восприятие особых свойств предметов

    1

    8

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    2

    9

    Восприятие пространства

    1

    10

    Восприятие времени

    2

    Общее количество часов

    17

    Календарно – тематическое планирование

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1 класс

    № п/п

    Название темы

    Количество

    часов

    Дата проведения

    1

    Обследование детей на начало учебного года

    1

    2

    Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковые гимнастики

    1

    3

    Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

    1

    4

    Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

    1

    5

    Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)

    1

    6

    Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

    1

    7

    Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

    1

    8

    Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом

    1

    9

    Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный «Лего»)

    1

    10

    Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета)

    1

    11

    Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов: «Сравни предметы»

    1

    12

    Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий)

    1

    13

    Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Узнай на слух»

    1

    14

    Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога)

    1

    15

    Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

    1

    16

    Сутки. Части суток. Смена времени суток

    1

    17

    Обследование детей на конец учебного года

    1

    Общее количество часов

    17

    Календарно – тематическое планирование

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 2 класс

    № п/п

    Название темы

    Количество

    часов

    Дата проведения

    1

    Обследование детей на начало учебного года

    1

    2

    Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога

    1

    3

    Графический диктант (по показу)

    1

    4

    Вырезание ножницами из бумаги по шаблону разных форм

    1

    5

    Работа с пластилином

    1

    6

    Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

    1

    7

    Сравнение 2-3 предметов по разным признакам

    1

    8

    Группировка предметов по форме и цвету

    1

    9

    Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале

    1

    10

    Нахождение отличий на наглядном материале (2 картинки)

    1

    11

    Развитие зрительной памяти. Игра «Что изменилось»

    1

    12

    Восприятие чувства тяжести от разных предметов; словесное обозначение барических ощущений

    1

    13

    Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений

    1

    14

    Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

    1

    15

    Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

    1

    16

    Смена времен года. Порядок месяцев

    1

    17

    Обследование детей на конец учебного года

    1

    Общее количество часов

    17

    Календарно – тематическое планирование

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс

    № п/п

    Название темы

    Количество

    часов

    Дата проведения

    1

    Обследование детей на начало учебного года

    1

    2

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

    1

    3

    Графический диктант (зрительный и на слух)

    1

    4

    Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

    1

    5

    Восприятие поверхности на ощупь. Игра «Что бывает…»

    1

    6

    Выразительность движений (имитация повадок животных, исценирование школьных событий)

    1

    7

    Дидактическая игра «Часть и целое»

    1

    8

    Дидактическая игра «Цветик – семицветик»

    1

    9

    Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

    1

    10

    Тренировка зрительной памяти

    1

    11

    Дидактическая игра «Повтори узор» (сделай также)

    1

    12

    Развитие осязания (теплее-холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов.

    1

    13

    Выполнение действий по звуковому сигналу. Дидактическая игра «Прерванная песня»

    1

    14

    Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков

    1

    15

    Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

    1

    16

    Времена года, их закономерная смена. Игра «Когда это бывает

    1

    17

    Обследование детей на конец учебного года

    1

    Общее количество часов

    17

    Календарно – тематическое планирование

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

    № п/п

    Название темы

    Количество

    часов

    Дата проведения

    1

    Обследование детей на начало учебного года

    1

    2

    Графический диктант с усложненными заданиями

    1

    3

    Дорисовывание симметричной половины изображения

    1

    4

    Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (ёлочка, снежинка, яблоко)

    1

    5

    Игра «Волшебный мешочек» ( с мелкими предметами)

    1

    6

    Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

    1

    7

    Цветовой спектр. Смешение цветов

    1

    8

    Конструирование сложных форм предметов (пазлы)

    1

    9

    Узнавание предметов по словесному описанию

    1

    10

    Нахождение «нелепиц» на картинках

    1

    11

    Определение противоположных качеств предметов (чистый-грязный, темный-светлый)

    1

    12

    Развитие слухомоторной координации. Игра «Запрещенный звук»

    1

    13

    Формирование чувства ритма.

    1

    14

    Ориентировка на листе бумаги разного формата и по разному расположенного

    1

    15

    Определение времени по часам

    1

    16

    Длительность временных интервалов. Игра «Береги минутку»

    1

    17

    Обследование детей на конец учебного года

    1

    Общее количество часов

    17


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема: "Там на неведомых дорожках..."

    Это занятие  для учащихся с ОВЗ VIII вида. Содержание занятия подходит для проведения в весеннее время года. Используются различные методы и приёмы для развития и коррекции познавательных способн...

    Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

    Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе.

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятельно...

    Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 3 класса

    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий для их полноценного развития, воспитания самостоятельности, способности адаптироваться в социальных условиях ...

    Коррекционно-развивающее занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов с использованием технологической карты (1 класс)

    Тема: Классификация предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Форма проведения: урок-путешествие. Цель: развитие умения классифицировать предметы...

    Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА

    Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА...

    Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов

    Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...