Психологические особенности детей младшего школьного возраста
статья на тему

Ракина Татьяна Васильевна

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

        Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов. 

   Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

Разговор об особенностях в младшем школьном возрасте мы начнем с пресловутой проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологи связывают эту проблему с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно даже сказать: прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником. Как считал Л.И. Божович, кризис семи лет – это период рождения социального «Я» ребенка. В этот период изменяется самосознание ребенка, которое приводит к переоценки ценностей. Например: Иванову  Даниилу в сентябре исполнилось  6 лет 6 месяцев. Единственный ребенок немолодых родителей, всеобщий любимец семьи, требования которого всегда выполнялись безоговорочно. В детский сад мальчик не ходил. Придя в школу, в первый класс, мальчик был эмоционально несдержан, неусидчив, не умел самостоятельно работать, требовал постоянного внимания, легко отвлекался на любые раздражители: бурно реагировал на все происходящее за окном, ответы одноклассников у доски, комментировал, громко делая ребятам замечания и давая личную характеристику детям. Я, как учитель, делала Даниле по этому поводу замечания, однако мальчик начинал припираться, срывая урок. При индивидуальной беседе со мной, когда я указывала ребенку на недостатки в его поведении: о том, что он в полной мере не дает мне изложить материал, мешает детям слушать, он говорил что за окном происходят не менее важные вещи нежели на уроке, например шел снег и был красивый пейзаж или ехала красивая машина. Однако после объяснений Даниил обещал мне, что завтра все будет иначе, он будет слушать меня на уроке и хорошо себя вести, не мешая одноклассникам заниматься. Но на следующий день история повторялась, теперь он наблюдал за птицами, летающими на улице и т.д.

Для беседы в школу была приглашена мама Данилы. По ее словам ребенок жаловался, что на уроке ему скучно и этим он пытается развеселить себя и детей.  Беседы проводились регулярно, в ходе бесед разъяснялось недопустимость такого поведения и последствия для него самого и окружающих его детей. К концу третьей четверти я стала замечать, что Данил перестал реагировать на происходящее за окном, перестал эмоционально реагировать на ошибки одноклассников у доски. То есть если бы мы говорили словами Л.С. Выготского, этот ребенок прошел кризис семи лет, он научился обобщать свои эмоции. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. У него, как писал ученик Л.С.Выготского детский психолог А.В. Запорожец, возникли предвосхищающие эмоции.  К этому времени в класс поступил новый ученик и я его посадила к Даниле. На первых уроках новенький мальчик активно пытался вовлечь Данилу в свою игровую деятельность на уроке, на что Данила ответил ему: «Если я буду играть на уроке, то пропущу то интересное, что рассказывает учитель».

    Вот это происходит с ребенком, когда он психически становится младшим школьником: во-первых, он начинает осознавать свои эмоции, во-вторых,  он учится ими управлять, и, наконец, он приобретает способность избегать нежелательных для него ситуаций и одновременно продуцировать ситуации, которые имеют положительный характер.

   Итак, младший школьник отличается от дошкольника тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, и если эти эмоции носили отрицательный характер, то он научается намеренно и произвольно уходить от этих ситуаций.

   А теперь давайте попробуем разобраться в преемственности школьного и дошкольного образования. В чем же состоит  особенность школьного образования и чем оно отличается от дошкольного? Я хочу начать анализ этой проблемы с введенных Л.С. Выготским в психологию понятий «спонтанное» и «реактивное обучение». По словам Выготского спонтанное обучение  возникает, когда ребенок сам,  по своей инициативе хочет научится. Спонтанное обучение характерно для детей дошкольного возраста.   Теперь давайте представим, как можно строить школьное обучение, опираясь лишь на спонтанное, когда один хочет научиться писать, другой-считать, третий-рисовать. Именно поэтому, как подчеркивает Выготский, школьное обучение отличается реактивным характером, то есть способностью учиться по чужой программе. Здесь психологическая проблема стоит в том, чтобы ребенок смог перейти от спонтанного к реактивному обучению.  Главное отличие спонтанного от реактивного обучения, по мнению Л.С. Выготского, состоит в том, чья программа положена в основу обучения – обучающего или обучающегося. Другими словами можно сказать, что спонтанное обучение строится по инициативе ребенка, а реактивное – по инициативе взрослого. Спонтанное обучение делится на два вида: произвольное и непроизвольное. Произвольное обучение – это когда ребенок чувствует себя источником процесса обучения. На практике это может выражаться в просьбах: «Научи меня» или «Покажи, как это делается». Непроизвольное обучение позволяет создать у ребенка желание научиться.

    Изучение психологической готовности к школьному обучению показало, что на рубеже дошкольного и школьного возраста у ребенка  качественно меняется общение с окружающими. Оно становится контекстным  (то есть ориентированным не на наглядность, а на некоторый смысл, который зачастую лежит за наглядной ситуацией). Психологи говорят, что такое разное общение ребенка-дошкольника и младшего школьника формируется в игровой деятельности. Конечно, ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Но она не кончается с переходом ребенка в младший школьный период развития. В младшем школьном возрасте ребенок в семье продолжает играть и это психологически для него очень важно. Л.В.Выготский на примере игры подчеркивал, что игра – ведущая, но не преобладающая деятельность. В младшем школьном возрасте дети только овладевают навыком учиться, общаться и т.п. а в остальное время они занимаются той деятельностью, которая у нех уже сложилась. Для младшего школьного возраста это игра. В этом возрасте ребенок владеет всеми основными видами игровой деятельности. Однако у младших школьников в игре на первый план выступают правила игры, и даже сюжетно-ролевые игры становятся мало похожими на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Т.е. в этот период, игры качественно меняются: от структуры игры в ней на первый план выходят правила, и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и трансформируют любую игру в игру с правилами – до сюжета игры – дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками. Анализируя развитие игровой деятельности, можно сказать, что в таком виде игру можно использовать в качестве средства обучения.  Так, например игру- разговор двух подружек можно использовать для обучения математическим понятиям величины и мерки, так с помощью игры  можно научить ребенка писать и читать письменный текст и т.п.

    На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

    Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанного с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

    Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

   Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

   Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В два раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Некоторые возрастные особенности присущи именно вниманию учащихся начальных классов. Поэтому важнейшей задачей обучения в начальной школе должно стать формирование центрального психологического новообразования этого возраста, развития произвольного внимания.  Главное содержание произвольного внимания - это способность делать главным в одном случае нечто одно, превратив в другом случае это «одно» во второстепенное. В младшем школьном возрасте произвольное внимание направлено на мир вещей и на деятельность с ними. При этом развитие произвольного внимания идет от рефлексии как памяти – от произвольного припоминания собственного прошлого опыта к его целенаправленному структурированию (выделение разных «фигур» в содержании собственной деятельности).В этом нам помогают все дисциплины  преподаваемые в начальной школе и одна из них это математика.

Например, проводя устный счет, я предлагаю ребятам внимательно рассмотреть ряд чисел найти сходство и различия в них, запишите к каждому из этих чисел предыдущее и последующее число, обведи кружочком десятки, подчеркните одной чертой единицы.

В этот фрагменте урока математики использую следующие критерии для формирования произвольного внимания: ребенок на личном опыте рассматривал числа, а также материал рассмотривается ребенком с разных сторон. Мы вспомнили нумерацию чисел: двухзначных и трехзначных, также использовали понятия предыдущего и последующего числа, повторили названия чисел при сложении и делении, вспомнили таблицу умножения, выполнили действие сложение и деление, повторили какие числа называются круглыми, используя таблицу разрядов выделили в каждом числе единицы и десятки.

    Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

   Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних - леность мысли, у других - отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих - повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

   При переходе к младшему школьному возрасту в памяти ребенка происходят качественные изменения. Л.В.Выготский называет память центральной психологической функцией младшего школьного периода развития. Память развиваются под влиянием обучения. Она прежде всего, становится опосредственной – ребенок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания. При этом очень важно, чтобы средство играло второстепенную роль и не отвлекало ребенка от содержания запоминаемого материала. Например, при заучивании словарных слов я использую следующий метод: подбираю словарные слова одинаковой эмоциональной окраски, оговариваю с детьми почему они носят именно эту эмоциональную окраску и вывешиваю необходимые карточки с выраженными эмоциями. Дети заучивают слова и тогда при проверки слов нет необходимости вывешивать карточки. Во-вторых, память в младшем школьном возрасте тесно связана с вниманием. Также в этот возрастной период усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

    Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто "зазубривать". Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку.      Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысления материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Иногда на короткий рассказ я предлагаю детям самим нарисовать рисунки. Мы разбираем рассказ на несколько частей к которым они рисуют небольшую иллюстрацию.         Таким образом, я преследую несколько целей, развиваю мелкую моторику, внимание к деталям, осознанное восприятие каждой части. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. В этом виде работы каждый ребенок предлагает свой вариант картины, которую он бы нарисовал.   Мы выбираем лучшую, хвалим его, повышая тем самым мотивацию ребенка. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: "О чём говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное? и т.д. Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.

   Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и также быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.     Наиболее трудный случай - медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

    Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.

Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста - тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия.

   В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой.

   Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

   Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

   Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Например, в своем классе я каждому ребенку даю какое-то классное поручение, при этом в свою деятельность он может вовлечь несколько ребят по своему желанию. А в процессе подготовки внеклассного мероприятия строю работу таким образом, что каждый из детей ранее с ранее назначенными поручениями вносит определенную долю в проведение мероприятия. Соответственно дети строят свою работу совместно, помогая друг другу. Таким образом, постепенно классный коллектив формируется.   Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

    Основным лозунгом последней реформы образования был лозунг построения личностно ориентированной системы образования. С одной стороны, личностно ориентированное обучение – это, то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. С другой стороны, основная проблема как личностно ориентированного обучения, так и формирования всесторонне развитой личности  состоит в том, что входит в понятие личности. Если наша школа будет ориентирована на психологические и личностные особенности младших школьников, это приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

   Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.-Екатеринбург, 2000.
  2. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
  3. Игнашова Е.В. "Развитие познавательных способностей учеников начальных классов", статья
  4. Кравцова Е.Е. "Психологические особенности детей младшего школьного возраста", лекции1-8
  5. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. «Возрастная психология» М.,2004.
  6. Николаева Т.Л. "Психологические особенности школьного возраста", статья