Дефектологическая культура педагога
статья на тему

Ерастова Надежда Владимировна

Социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологической культуре педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_8_defektologicheskaya_kultura_pedagogo.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

"Школа № 3"

Статья

Дефектологическая культура педагога

Составила:

учитель начальных классов

 Н.В.Ерастова

г. Комсомольск на Амуре

2016 г.

Дефектологическая культура педагога

            Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания. Поэтому государство и общество уделяют пристальное внимание их психолого - педагогической поддержке и сопровождению. Труд специалистов: педагогов, психологов и дефектологов, в жизни каждого особого ребёнка, играет важнейшую роль.

Глубокое знание психологических особенностей, возможностей и проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, понимание его стремлений, тревог и психических закономерностей, умение помочь, направить и поддержать, делают педагога – психолога с дефектологическим образованием не просто важным учителем, наставником и помощником для ребёнка, но иногда и настоящим старшим другом, помогающим преодолеть проблемы или научиться с ними жить полноценной счастливой жизнью в современном обществе.

Социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологической культуре педагога.

Не зная сущности и природы того или другого дефекта, педагог – дефектолог не может успешно вести работу по воспитанию, обучению и коррекции недостатков развития аномального ребёнка, поэтому важную роль в «дефектологической культуре» педагога – дефектолога играет его естественнонаучная подготовка.

Из научной и учебной литературы понятие «дефектологическая культура» подразумевает овладение педагогом специальными знаниями, умениями и навыками. Ведь структура и содержание образования в коррекционных классах, имеют особенности, а характер усвоения учебного материала данной категории детей, отличается от познавательных возможностей обычного ребёнка. И это вызывает у педагогов, работающих с умственно – отсталыми детьми, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно – познавательной деятельности с детьми.

Дефектологическая культура педагога включает в себя следующие специальные знания, умения и навыки:

- способностьвыбора и реализациикоррекционно – образовательных программ на основе личностно – ориентированного и индивидуально – дифференцированного подходов к детям с ограниченными возможностями здоровья,

- способность организациикоррекционно – развивающей среды и методическое обеспечение и проведение коррекционно – компенсаторной работы в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты,

- готовность к взаимодействию с семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья и осуществление психолого – педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья,

- способность анализа результатов медико – психолого – педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья,

- способность осуществлять  динамическоенаблюдение за ходом корреционно – развивающего воздействия с целью оценки его эффективности,

- готовность оказания консультативной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья их родителям, опекунам по проблемам семейного обучения, развития, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения,

- способность использование диагностических данных и данных медицинской документации для организации и осуществления коррекционно – педагогической работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья,

- способность использование правильной специальной терминологии в документах, отчётах, научных работах.

Использование педагогом специальных приёмов и методов является особенностью проведения коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.

Результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребёнка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалистов с программным учебным материалом.

Так же необходимо учитывать проект Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся  с ограниченными возможностям здоровья при проведении целенаправленных коррекционно – воспитательных занятий.

Проект Федерального государственного образовательного стандарта преследует следующие цели:

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося  с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного начального школьного образования,

- обеспечение государственных гарантий получения начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

- обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

- обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

- обеспечения равных возможностей социального развития и освоения начального школьного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,

- обеспечения вариативности и разнообразия образовательных программ и организационных форм уровня начального школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, результатом реализации педагогом собственного потенциала правомерно рассматривать примеры различного рода достижений, проявляющихся, в том числе, в интересных, оригинальных уроках с использованием коррекционно – развивающих технологий, в учебно и научно методических разработках, конструктивном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами, в результативности собственной профессиональной деятельности, удовлетворённости самим собой как профессионалом.

В такой деятельности и заключается «дефектологическая культура» педагога.

Литература:

1.Педагогика и Психология / под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М.: Институт психотерапии, 2002. — 585с.

2. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции.

 3. Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева. Подходы к модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2009. — С.19–23.

4.Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ — М, 2012.

5.Назарова Н. М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА — М, 200

6.Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. — Санкт-Петербург, 2005.

7.Вайзаман Н.П. «Психоматорика детей-олигофренов», Москва, «Педагогика», 1976.

8.Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с.

9.Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с.

10.Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599Министерства образования и науки Российской Федерации. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Составляющие профессиональной культуры педагога»

Самостоятельная работа «Составляющие профессиональной культуры педагога» по курсу " Образование и общество. актуальные проблемы психологии и педагогики" ( академический инвариант )...

Этика в профессиональной культуре педагога (практико-значимый проект)

Цель данной работы - рассмотреть роль и место этики в профессиональной культуре педагога, помочь учителю провести тестирование на определение уровня общительности, уровня культуры в общении, узнать. л...

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

Практическая задача педагогической конфликтологии – добиться нормализации и гуманизации отношений между основными субъектами школьного социума – педагогом и детьми – на основе толерантности, диалогово...

Профессиональная культура педагога как многоаспектный феномен

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона про...

Этика в профессиональной культуре педагога .

Этика в профессиональной культуре педагога  С...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Круглый стол для педагогов «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка»

Обобщение знаний педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в дополнительном образовании...