Большая психологическая игра "К новым берегам"
рабочая программа (4 класс)

Елена Андреевна Плотникова

Большая психологическая игра направлена создана в рамках программы преемственности между начальным и средним звеном. В конце 4 класса ребята подводят итоги 4 лет, проведенных в начальной школе. Они собирают свой багаж знаний, рассуждают о том, что им дало обучение в течении этих 4 лет, делятся впечатлениями со своими одноклассниками, получают теплые слова поддержки от друзей и учителей и, конечно, ставят цели на обучение в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_novym_beregam.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Большая психологическая игра «К новым берегам»

Автор-составитель Плотникова Е.А., педагог-психолог ГОУ ЦО № 1840.

Цель – рефлексия знаний, умений и навыков полученных в начальной школе; эмоциональный настрой на обучение в средней школе; снижение тревоги по поводу предстоящего перехода в среднее звено; сплочение классного коллектива; развитие взаимодействия и сотрудничества.

Игра рассчитана на учащихся 4 классов. Продолжительность игры 1,5 часа. Количество участников – 25-30 учащихся одного класса (при большем количестве участников требуются дополнительные роли) и их учитель. Игру целесообразно проводить в конце 4 четверти, перед уходом детей на каникулы. Игра должна проводиться в изолированном, непроходном просторном помещении (актовый зал, спортивный зал), оборудованном необходимым инвентарем.

Роли:

Ведущий

Капитан

«Невидимка» - такой роли нет, но это человек, который обеспечивает «появление» инвентаря на необходимом месте на продолжении всей игры.

Необходимый инвентарь:

Большой плакат с нарисованным кораблем с парусами (белыми).

Коврики (по количеству детей)

Скамейки

Ручки и цветные карандаши (по количеству детей)

Мячик мягкий

Мячики резиновые (3 шт.)

Бутылка с посланием

Вырезанные из бумаги походные мешки (по количеству детей)

Вырезанные из бумаги иллюминаторы (5-6 штук)

Красные плотные листы бумаги (по количеству детей)

Надутые воздушные шарики с посланиями от детей (по количеству детей)

Мешок с конфетами (5-6 видов в зависимости от количества детей)

Анкеты интересов (5-6 штук)

Трап (толстая веревка или длинный узкий отрезок бумаги)

Ковер

Сундук с посланием от волшебника Эгля

Цветные ленточки (по количеству детей)

Дерево Желаний

Конверты с посланием от учительницы (по количеству детей)

Моток толстых ниток

Скотч

Сценарий игры:

Ведущий: Дорогие ребята!!!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле с алыми парусами… Кто-нибудь из вас слышал об этом корабле??? Мы вам расскажем о нем…

Капитан: Писатель Александр Грин написал повесть «Алые паруса». Послушайте, о чем там рассказывается. Одной маленькой девочке по имени Ассоль, игравшей у лесного ручья яхтой с алыми парусами, которую смастерил ее отец, встретился волшебник Эгль. Он посмотрел внимательно в широко раскрытые глаза девочки и предсказал: «Не знаю, сколько пройдет лет... Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали, под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. Ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти в свое царство».
И девочка по имени Ассоль поверила волшебнику, и ее жизнь показала, что мечты сбываются. С тех пор вера в исполнение мечты, вера в достижение цели ассоциируется у людей с яхтой с алыми парусами.

Капитан: Итак, Представьте себе, что у вас есть удивительная возможность путешествовать на этом корабле на остров Мечты, где давным-давно волшебник Эгль оставил волшебный сундук.

Ведущий: Но попасть на этот корабль не так просто!!! Ведь иногда одной веры в чудеса и в исполнение желания недостаточно, надо приложить усилие, чтобы ваши мечты сбылись и доказать, что вы достойны исполнения своих желаний. Нам с вами предстоит пройти ряд испытаний и доказать, что мы достойны путешествовать на этом корабле.

Разминка. Перебрасывание мячиков.

Погрузка на корабль. Чем мне помогут приобретенные знания?

Капитан: Итак, корабль Алые паруса стоит на рейде, и мы с вами начинаем погрузку на корабль!!! Чтобы попасть на корабль каждый из вас должен сказать, какую пользу вам принесут полученные вами в начальной школе знания в дальнем плавании??? Например, чем вам может помочь математика, чем русский язык, чем английский??? Вот мне английский может помочь, если я встречу иностранца, я смогу с ним общаться!!!

Дальше мячик передается по кругу и каждый говорит, чем ему может помочь какой-то предмет.

Ведущий: Итак, все молодцы!!! Все погрузились на корабль. А что делают матросы после того, как заходят на борт корабля??? Они строятся для приветствия капитана!! Итак, команда стройся!!!

Построиться по…

Собираем багаж!!!

Капитан: Что же, теперь я вижу, что вы можете стать настоящей командой! Но отправляться в плавание без багажа нельзя!!! Наш корабль волшебный, так что обычные вещи вам не пригодятся! Вам Ваш багаж – это ваши умения!!! Сейчас каждый из вас напишет, что он научился самостоятельно делать в начальной школе! Это должно быть дело, которое вы действительно очень хорошо делаете без посторонней помощи, например, вы умеете читать, или решать задачи, а может быть вы научились что-то мастерить, лепить, рисовать! Или же делать какие-то домашние дела! Подумайте очень хорошо!!! Напишите по одному делу на мешочках, которые вам раздали и потом сложите в трюм корабля!

Ведущий: Ну что же!!! Трюм загружен, и наш корабль готов к отплытию!!! Осталось только поднять волшебные алые паруса!!! Но кто знает, как это делается???

Капитан: Смотрите!!!За бортом что-то плавает!!! Да это же старая бутылка!!! Есть такой обычай: отправлять по морю письма в бутылках. Быть может, мы найдем ответ в этой бутылке, которая прибилась к нашему борту?

Ведущий: Надо ее достать!!! Сейчас мы будем передавать ее по кругу, но без помощи пальцев!!! Если бутылка упадет, то это значит, что она тонет и придется начинать передавать с начала!!!  

Капитан: Какие же новости принесли нам волны?  В свитке написано:

«По морю идет, идет,

А до берега дойдет, -

Тут она и пропадет»

Как вы думаете, что это? Правильно, это волна!

Ведущий: Ой, смотрите, волны принесли к нашему кораблю много шариков! На каждом шаре написано имя. Найдите свое имя и принесите свой шарик на палубу!

Что более всего удивило вас в посланиях, порадовало?

Капитан: Как вы думаете, сколько парусов у этой яхты? (Их ровно столько, сколько детей в классе). Выберите самое сильное, как вы считаете, свое качество, названное в письме. Напишите его на выданных вам листах и прикрепите к парусу на мачте!!!

Поднятие парусов.

Капитан: Ура!!! На нашем корабле подняты все паруса и мы с вами может отправляться в плавание!!!

Любой ветер не страшен нашим алым парусам, любые трудности можно преодолеть, опираясь на самые лучшие, самые сильные наши качества.

Ведущий: Итак, представьте себе, что наш парусник вышел в открытое море. Плавание проходит вполне спокойно. У экипажа есть время для своих собственных дел по интересам.

А какие же есть у экипажа 4-го класса интересы, пристрастия, желания, развлечения?

Дети делятся на пятерки с помощью конфет.

(Изобразить то, что нарисовано на конфете)

Ведущий: Пожалуйста, объединитесь в пятерки по сорту конфет и, ответив на анкету, найдите, что вас объединяет, отметьте, какие есть различия (дети отвечают на анкету в образовавшихся группах).

1. Твое любимое животное.

2. Любимое занятие в свободное время

3. Любимый цвет.

4. Любимое блюдо.

5. Любимый фильм (мультфильм)

6. Твоя любимая спортивная игра.

7. Любимая книжка.

6. Твоя мечта — ...

Ведущий: ну расскажите, в чем у вас есть совпадения. А в чем различия? Выберете тот пункт, по которому у вас больше всего совпадений и придумайте название вашего клуба по интересам!

Как много у нас получилось клубов, теперь матросам будет чем заняться в свободное время!

На иллюминаторы корабля прикрепляются таблички – названия клубов по интересам.

Капитан: Ребята!!! Пока мы с вами отдыхали, наш корабль попал в шторм!!! Свистать всех на верх!!! Чтобы справиться со штормом вы должны быть ловкими и сильными!!! Но на палубе сильная качка и почти ничего не видно!!! Во время шторма матросы могут пораниться, и иногда очень сильно! Поэтому вам необходимо действовать сообща! Вам надо пройти по палубе помогая друг другу! Разбейтесь на пары!

Игра Слепой-хромой!

Капитан: Молодцы!!! Наш корабль успешно прошел шторм!

Ведущий: Я вижу на горизонте остров! Скоро мы причалим к берегу и отправимся на поиски сокровища! Но у острова нет причала, и нам придется переходить по тонкому мостку, перекинутому с корабля!!!

Ведущий: Чтобы это сделать вам надо пройти по этому мостку друг за другом, держать за руки!!! Если хоть один из вас сойдет с мостка, это значит, что попытка провалилась и все надо начинать заново!!! Будьте очень осторожны, не спешите и поддерживайте друг друга!!!

Игра «Пройди по канату»

Капитан: Матросы, вы все молодцы!!! Вы высадились на остров, но здесь раскинулись зыбучие пески и преодолеть их очень непросто!!! Действовать надо очень осторожно!

Игра Зыбучие пески

Инструкция

Капитан: Пески очень зыбкие, но в них есть твердые места. Всей группе предстоит перебраться на ту сторону. На песках может находиться только один участник. Все остальные стоят у линии (кромки ковра) и внимательно наблюдают за игрой.
Перешедшие через пески, будьте осторожны! Если кто-то из вас окажется хоть одной ногой в песках в то время, когда его будет переходить другой участник, вся группа начнет переход сначала.
Теперь о том, как вы будете перебираться. Нужно двигаться как бы с кочки на кочку (эти кочки каждый из вас представит себе сам), но способ, которым вы будете перемещаться, должен быть у каждого свой. Он не должен повторяться! Если окажется, что кто-то из участников повторил уже использованный прием передвижения, вся группа вернется к началу пути. Сейчас у вас есть пять минут на то, чтобы придумать возможные способы и договориться друг с другом.

Волшебный Сундук

Ведущий: Ну что же, вы молодцы!!! Вы справились с заданием и прошли последнее испытание!!! Вы доказали, что действительно достойны быть командой на корабле с алыми паруса и достойны найти волшебный сундук!!! А вот и он!!! Чтобы он открылся и посвятил нас в вою тайну, вам всем вместе надо дотронуться до него одним пальцем!!! Ребята!!! Смотрите!!! Здесь разные ленточки для каждого из вас и письмо… Что же это за ленты?

Капитан: В письме написано: «О смелые путники, если вы добрались добрались до острова Мечты, это значит , что вы оказались достойны стать командой волшебного корабля с Алыми парусами… Я добрый волшебник Эгль, оставил здесь этот сундук с волшебными лентами. С давних времен я брожу по свету и предсказываю детям, что их мечты исполнятся… И ваши мечты обязательно исполнятся… Но как спросите вы? Очень просто – чудеса надо делать своими руками. А еще надо, чтобы в ваших сердцах был мир. А чтобы вы были уверены в этом, возьмите каждый по ленточке из волшебного сундучка и повяжите их на дерево Желаний. Только помните, когда вы будете завязывать свою ленточку, обязательно думайте о своей мечте и верьте в нее. И когда-нибудь ваша мечта исполнится».

Дерево Желаний.

Капитан: Ребята, все вы повязали ленточки на дерево желаний… Дерево будет хранить ваши желания и мечты пока не придет время их исполнения. Вам же надо верить. Но Эгль сказал еще очень важную вещь – надо чтобы в ваших сердцах был мир и добро. А как узнать об этом? Об этом можно узнать по тому, как к вам относятся окружающие вас люди. Каждый из них может сказать про то, какие вы. А сейчас задумайтесь не надолго… как вам кажется, что могут сказать про вас ваши учителя, которые учили вас в школе все 4 года?

Ведущий: Ребята!!! Смотрите!!! Сундук и правда волшебный!!! Пока вы завязывали ленточки в нем появились письма, адресованные вам!!! Что это за письма? Как вы думаете???

        Письма в сундуке.

Капитан: Это письма от вашей первой учительницы, от Галины Вениаминовны. Сейчас каждый из вас прочитает, что же она вам написала.

Ну что ребята? Вы узнали о себе что-то новое? Может быть что-то показалось вам странным? Что вас порадовало или удивило?

Капитан: Итак… Наше плавание подходит к концу… сегодня вы проделали большой путь. Я думаю, что каждый из вас сегодня узнал о себе что-то новое и интересное… но главное, что сегодня вы доказали, что можете быть командой на корабле с Алыми парусами… Скажите, ребята, как вы думаете, что помогло вам стать командой этого корабля (дружба, взаимопомощь, выручка, сообразительность, вера в себя и в друзей).

Ведущий: Итак, наш корабль отчаливает от острова Мечты и отправляется в дальнее плавание, где вам будут встречаться и преграды и невзгоды… Но помните, что у каждого из вас есть мечта и у каждого есть друзья и одноклассники, которые всегда готовы прийти на помощь. И на последок я предлагаю поблагодарить друг друга. Для этого нужно передавать друг другу этот клубок ниток и говорить: «Спасибо тебе за …».

Бабушкины нитки.

Капитан: Молодцы ребята, вы еще раз доказали, что вы настоящая команда, что вы умеете дружить и помогать друг другу. На этом мы прощаемся с вами! До новых встреч!!!

Список использованной литературы:

  1. Кундер Л. «Самостоятельное плавание», «Школьный психолог», 2000/№19.
  2. Пеньевская И. «Алые паруса», «Школьный психолог», 2005/№15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая психологическая игра "Лабиринт"

Данная игра является началом работы по программе "Давайте жить дружно!" Результатом игры будет появление у обучающихся 2-ых классов возможности узнать друг друга в ситуации опасности, возможности увид...

Большая психологическая игра "Путешествие на остров «Дружба»"

создавая условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, др...

Программа большой психологической игры "Незнайка в школе"

                         С окончанием первого класса в жизни учеников начальной школы завершается очень важный этап в их жизни –...

СЦЕНАРИЙ БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ "Путешествие на остров "ДРУЖБА"

Материал предназначен для работы с обучающимися 5 классов...

Профориентационная игра: «Следствие ведут…»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов и родителей

Большая психологическая игра: "Следствие ведут..."  Цель познакомить детей с некоторыми профессиями Министерства внутренних дел Российской Федерации их особенностями Воспитывать познава...

Профориентационная игра: «Я бы в лётчики пошёл...»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов.

Познакомить с профессиями воздушного флота:бортинженер,штурман,пилот, стюардесса,радист. Каждой профессии присущи определённые черты личности благодаря которым или развивая которые,можно стать професс...

Большая психологическая игра "Созвездие"

   Актуальность:  Каждый ребенок уникален. Он не похож на других; и смеются, и играют дети  совершенно по-разному. И для ребенка младшего школьного возраста его родители, уч...