Большая психологическая игра "Рыцарский турнир"
рабочая программа (2 класс)

Елена Андреевна Плотникова

Дети окажутся на ристалище около средневекового замка. Им предстоит пройти нелегкие испытания, поучаствовать в турнире и доказать, что им присущи честь, смелось, ум и отвага. Ведь быть посвященными в рыцари могут только достойные!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rytsarskiy_turnir.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Программа большой психологической игры «Рыцарский турнир»

Автор - составитель педагог-психолог Плотникова Е.А.

Пояснительная записка

В современном образовании коммуникативной составляющей обучения уделяется особое внимание. Действительно, отношения со сверстниками и учителями являются важной частью школьной жизни каждого ученика. Необходимо отметить, что те или иные сложности, которые испытывает ребенок при общении с одноклассниками, негативно сказываются на обучении в целом – повышается уровень тревожности, а при серьезных проблемах может также снижаться успеваемость. Таким образом, всем участникам образовательного процесса необходимо уделять большое внимание процессу взаимодействия учеников друг с другом. Большая психологическая игра «Рыцарский турнир» позволяет в игровой форме, которая близка и знакома детям, создать условия для развития навыков взаимодействия – умения сотрудничать, высказывать свое мнение и слушать мнение других, действовать в команде, распределять роли в соответствии с поставленной задачей и т.д.

Цель игры – создание условий для развития навыков взаимодействия

Задачи:

- развитие навыков сотрудничества;

- формирование умения действовать в команде;

  • сплочение классного коллектива,
  • эмоциональное отреагирование.

Игра рассчитана на учащихся 2 классов. Продолжительность игры 1,5 часа. Количество участников – 25-30 учащихся одного класса. Игру рекомендуется проводить на 2-3 уроках, когда дети еще не очень сильно устали. Игра должна проводиться в изолированном, непроходном просторном помещении (актовый зал, спортивный зал), оборудованном необходимым инвентарем (Приложение 1).

Роли:

Странствующий рыцарь

Королева

Разбойник

Ведунья

Сценарий большой психологической игры «Рыцарский турнир»

Предварительная подготовка.

На короткой стене помещения размещается плакат с изображением замка или крепостной стены, около стены ставится кресло или стул, задрапированный под трон. Над троном на стене вешается герб (Приложение 2). С двух сторон от трона (или в другом удобном месте) размещаются маленькие пробковые доски, на которые команды будут крепить свои гербы и грамоты. Королева садится на трон, в руках у нее меч (меч также можно поставить около трона).

Участники заходят в помещение, где их встречает странствующий рыцарь.

Странствующий рыцарь: Давным-давно на белом свете жили великие короли и королевы, прекрасные дамы, страшные лесные разбойники, веселые трубадуры и бесстрашные рыцари! Рыцари путешествовали по странам, сражались в битвах и совершали подвиги.

Многие мечтали стать рыцарями, но это было не так просто!!! Для этого надо было обладать смелостью, ловкостью и острым умом! Надо было оказаться достойным чести быть посвященным в рыцари! А честь и достоинство тогда ценились превыше всего. Один раз в год в королевских замках устраивались рыцарские турниры, на которых выбирали достойнейших, которых и посвящали в рыцари.

Ребята… Мы с вами попали в Средневековый рыцарский замок, где скоро начнется настоящий рыцарский турнир! Хотите принять в нем участие и быть посвященными в рыцари?

Дети отвечают: Да.

Для этого нам надо разделиться на две команды. Для этого возьмите с этого блюда по бумажке (Приложение 3), прочитайте надпись на ней и спрячьте, никому не показывая. На ваших бумажках написаны названия животных. По моему сигналу вам надо будет начать звуки, которые издают эти животные. Будьте внимательны, другие ребята также будут издавать звуки. Ваша задача – найти ребят, которые издают звуки того же животного, что и вы и объединиться с ними в команду. Готовы? Начали!

Деление на команды. Дети объединяются в две команды, соблюдая описанные выше условия.

А теперь вперед!!! Нам надо найти вход в замок! И попросить разрешения у королевы на участие в турнире.

Королева: Кто вы странники? Какого вы роду – племени? Без знания вашего имени и фамильного герба я не могу разрешить вам участвовать в турнире! Также вам надо предоставить грамоты, которые подтверждали бы ваши ум, смелость и верность!! Но я вижу что здесь есть, не только смелые войны, но и прекрасные юные леди!!! Они тоже могут принять участие в турнире и заслужить честь быть посвященными в прекрасные дамы, но для этого они должны доказать, что достойны того, чтобы рыцари защищали их, а трубадуры воспевали их красоту в своих песнях! Юные леди, вы готовы бороться за звание Прекрасной дамы?

Странствующий рыцарь: Ребята, нам с вами надо придумать имя нашим командам и сделать ваш фамильный герб! НО! Есть одно условие! Какое? Вы узнаете, вытащив свитки из этого ящика!

Упражнение 1. Создание фамильного герба

Ребята вытаскивают свитки с условием для названий их команд и гербов (Приложение 4).

Условие 1. Название животного: должны быть буквы А, Р, С.

Условие 2. Название животного: должны быть буквы И, Г, Т.

Герб рисуется с помощью маркеров на листе формата А3.

Странствующий рыцарь: Молодцы ребята, но у нас с вами нет того, без чего не может обойтись ни один рыцарь, который хочет участвовать в турнире! Как вы думаете, что это? (Конь)

Правильно, это действительно конь! Хорошего коня можно достать у разбойников в лесу! Уважаемые разбойники, нам очень нужны два выносливых и сильных коня для участия в турнире!!!

Разбойник: Два коня??? Так, так, так… А заботиться вы о них умеете?

Ну-ка скажите мне, что нужно сделать, чтобы лошадь не сбежала?

Что больше всего любит лошадь?

Ну хорошо, я дам вам лошадей, если вы мне докажете, что вы умеете на них скакать!!!

Упражнение 2. Скачки на лошадях

Дети выполняют задание разбойника. Зажав мяч между ногами, «оседлав» его надо проскакать до черты и вернуться к команде. Мяч передается следующему игроку и т.д. пока все не покажут свое умение ездить на конях.

Разбойник: Ну, молодцы, теперь я дам вам лошадей. (Выдает рисунок с мордой лошади (Приложение 5).

Странствующий рыцарь: А теперь к королеве!!!

Королева: Таааак, я вижу, что вы постарались на славу! Вы достойны звания оруженосцев, но честь участвовать в турнире еще надо заслужить!!! Вы готовы, мои юные друзья? Хорошо! Вы доказали, что умеете держаться в седле, сказали свое имя и продемонстрировали ваш герб! Теперь вам надо доказать, что вы умны и сообразительны! Ведь без этого качества рыцарем не станешь… Я знаю, что за болотом на поляне в глухом лесу живет ведунья, которая знает обо всем на свете. Она сумеет по достоинству оценить ваши знания. Но путь туда труден и опасен! Хватит ли у вас смелости туда добраться?

Дети отвечают согласием.

Странствующий рыцарь: Тогда в путь, мои друзья!

Упражнение 3. Переправа 

Перед детьми выложены «болото» - два ряда из нескольких обручей, лежащих друг за другом на небольшом расстоянии. Дети перескакивают из обруча в обруч, держась за руки.

Странствующий рыцарь: Вот мы и на месте!!! Ребята, вы очень мужественно справились с заданием и подтвердили вашу смелость! Вы достойны грамот, которые подтверждают это!!! (Выдать грамоту смелости (Приложение 6)).

После выдачи грамот смелости дети подходят к ведунье. Для удобства ведунье лучше расположиться за какой-то преградой, т.к. дети очень эмоционально реагируют на выдачу «монеток».

А вот и ведунья, которая знает обо всем на свете! Здравствуй, почтеннейшая! Мы наслышаны о твоей мудрости и пришли к тебе за помощью! Нам сказали, что только ты сможешь по достоинству оценить знания юных оруженосцев, чтобы они смогли принять участие в турнире.

Ведунья: Да… давненько ко мне никто не заходил… Ну что ж мои юные друзья… Я пожалуй смогу вам помочь… Условия таковы… Я задам каждой из команд несколько вопросов – на некоторые вопросы я предложу вам несколько вариантов ответов… на некоторые ответ вы должны будете придумать сами… за каждый правильный ответ я буду давать вам монетку (Приложение 7)… если вы наберете больше 10 монет, то я дам вам свитки, подтверждающие ваши знания… Согласны?

В данном упражнении условия могут меняться. Можно выдавать разное количество монет, в зависимости от уровня подготовленности участников. Также можно менять окончательное количество монет. В Приложении 7 приведены возможные вопросы. Ведунье необходимо считать про себя, сколько монет она выдала участникам, когда будет собрано необходимое количество монет, упражнение завершается.

Упражнение 4. Вопрос – ответ (Приложение 8).

Ведунья: ну что же… Сколько монет вам удалось собрать? (Иногда дети начинают считать свои монеты каждый по отдельности, необходимо подвести их к тому, что нужно посчитать общее количество монет). Вы молодцы… ваши умы остры, а мысли быстры… вы достойны грамот мудрости. (Выдать грамоту о мудрости (Приложение 9)).

Странствующий рыцарь: Спасибо тебе, о мудрейшая… Но позади нас болото, впереди дремучий лес! Если мы пойдем обратно через болото – то не успеем к началу турнира! Помоги нам, подскажи дорогу!

Ведунья: найдите крест, пройдите от него пять шагов влево и вы окажетесь на берегу реки – она приведет вас к замку!

Странствующий рыцарь: Спасибо тебе, о мудрейшая. Ребята!!! Как вы думаете, какой крест имела в виду ведунья? Надо его найти как можно скорее!!!

Участники ищут крест и доходят до «речки».  Там они встречают разбойника, который сидит на одной из «лодок» (скамеек).

Разбойник: Опять вы!!!! Я слышал, что королева посвятила вас в оруженосцы и что вы можете участвовать в турнире! что же вы тут делаете? Ааааа… знаю, знаю… вы ездили к ведунье. Она дала вам грамоты? Ответ детей. Ну, если так, то я вам помогу добраться до замка! Вот видите эти две лодки? Они мигом домчат вас до замка! Только лодок всего две и везут они только в одну сторону. Так что вам придется поместиться на них всем вместе так, чтобы ваши ноги были на весу! Когда вы все сядете, я сосчитаю до 10 (20) и вы окажетесь около замка.

Странствующий рыцарь: ну что ребята, давайте попробуем!

Упражнение 5. Лодки. 

Участникам надо удержаться всем вместе на двух скамейках не касаясь ногами пола, для этого необходимо садиться друг за другом, обнимая друг друга руками. После усаживания участникам необходимо поднять ноги и держать их на весу, пока ведущий считает до 10(20). Цифра может меняться в зависимости от группы.

Странствующий рыцарь: Ура!!! Мы добрались до замка! Оруженосцы, вы все помогали друг другу и доказали свою верность и преданность! За это я даю вам грамоты верности! (Выдать грамоты верности (Приложение 10)).

А теперь давайте соберем все грамоты вместе и пойдем к королю! Теперь-то уж точно нас допустят на турнир!!!

Королева: аааааа, это вы оруженосцы, вы все еще хотите участвовать в турнире и бороться за честь быть посвященными в рыцари? Что же… а какие грамоты у вас есть?

Ребята показывают свои грамоты и вешают их на свои доски.

Королева: Что ж… я вижу, что вы заслужили право сражаться на турнире!         В добрый путь! Турнир начинается!

Странствующий рыцарь: Итак, первое состязание! Каждый рыцарь почел бы за честь сразить дракона. Проверим, на сколько вы смелые и меткие.

Упражнение 6. Ребята по очереди берут из корзины камни (мягкие мячики) и «скачут на коне» до метки (обруча). Из обруча ребенок должен бросить мячик в картинку с драконом.

Странствующий рыцарь: Итак, первое состязание окончено!!! Теперь второе состязание! Единоборство! Ваша задача победить соперника! Как это сделать? Сейчас все участники турнира встанут в большой круг и возьмутся за руки. В круг по двое будут выходить все участники турнира. Один будет Ловцом – ему завязывают глаза платком. Второй будет Бегуном. Задача Бегуна убежать от ловца. Задача Ловца поймать Бегуна. Ловец спрашивает: «Ты где, рыцарь?». Бегун обязан ему ответить: «Я здесь».  Бегун не имеет права выходить за пределы круга. Как только Ловец касается Бегуна она меняются ролями.

Странствующий рыцарь: Состязание закончено! Что ж! Я вижу, что среди вас много достойных носить звание рыцаря! Но вы же не бросите своих товарищей на ристалище? В давние времена это было делом чети – помочь своему раненому противнику удалиться с ристалища. Надо помочь своим раненым друзьям! Как мы будем это делать? Вернитесь к своему напарнику по состязанию. Один из вас будет хромать – возьмите своей левой рукой левую ногу, а второй будет плохо видеть – закройте глаза. Теперь обопритесь друг на друга. Ваша задача – по очереди каждая пара идет к королеве.

Упражнение 8. Помоги другу.

Участники объединяются в те же пары, что и в предыдущем задании. Им необходимо до королевы. Один должен идти с закрытыми глазами, другой прыгать на одной ноге. Удобнее всего это делать, обняв друг друга. Ведущий помогает участникам.

Королева: О, смелые оруженосцы и юные леди, теперь я вижу. Что вы не только умны, храбры и верны, но вы еще и благородны! Вы цените честь и достоинство! И я даю вам последнюю и самую главную грамоту – грамоту чести. (Выдать грамоту чести (Приложение 11)).

Королева: я вижу, что все вы старались как могли. И каждый из вас достоин чести быть посвященным в рыцари! Склоните ваши головы, оруженосцы!

Этим мячом __ дня _ месяца 20__ года я посвящаю вас в рыцари! Пусть вы будете удачливейшими из рыцарей и да сопутствуем вам удача во всех ваших делах и сражениях за правое дело!

Королева: Милые леди, я вижу, что и вы достойны быть чести посвященными в прекрасные дамы, склоните свои головы!

Этой диадемой __ дня _ месяца 20__ года я посвящаю вас в Прекрасные дамы! Пусть вы будете достойнейшими из дам и да сопутствует вам мудрость во всех ваших делах и поступках, совершенных во имя добра!

Королева: Поздравляю вас, достойнейшие рыцари! Высоко держите воинскую честь и будьте всегда достойны ее!  Поздравляю вас, достойнейшие дамы! Будьте достойны того, чтобы ваши ум, смелость, верность и честь были воспеты рыцарями и трубадурами!

Королева: вы, наверное знаете, что во всех рыцарских замках хранятся сокровища. И в моем замке есть сокровище. Это - Сундук судьбы.

Рыцарь выносит сундук.

Королева: в этом Сундуке лежат послания судьбы (Приложение 12))… каждому по одному посланию для каждого из вас. Сундук судьбы не открывается так просто! Чтобы он действительно открылся для всех вас вам необходимо всем вместе одновременно прикоснуться к нему пальчиками. И только тогда Сундук может открыться!

Участники одновременно дотрагиваются до Сундука, после чего участники рассаживаются на банкетки, а ведущие раздают каждому по витку судьбы.

Королева: Что же, достойнейшие рыцари! Вы достали сундук Судьбы. Теперь возьмите по одному свитку судьбы. Когда вы придете в класс или домой вы сможете раскрыть свой свиток и прочитать послание судьбы. Оно поможет вам с достоинством носить звание рыцарей и прекрасных дам. Вы доказали, что вы достойны носить звание рыцаря! Вы храбры, умны, верны и благородны! Вы сумеете прославить себя и свой род своими деяниями. В добрый путь!

Королева: В добрый путь!

Рыцарь: В добрый путь!

Список использованной литературы:

  1. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. – М.: Эксмо, 2010.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
  3. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. – М.: Генезис, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая психологическая игра "Лабиринт"

Данная игра является началом работы по программе "Давайте жить дружно!" Результатом игры будет появление у обучающихся 2-ых классов возможности узнать друг друга в ситуации опасности, возможности увид...

Большая психологическая игра "Путешествие на остров «Дружба»"

создавая условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, др...

Программа большой психологической игры "Незнайка в школе"

                         С окончанием первого класса в жизни учеников начальной школы завершается очень важный этап в их жизни –...

СЦЕНАРИЙ БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ "Путешествие на остров "ДРУЖБА"

Материал предназначен для работы с обучающимися 5 классов...

Профориентационная игра: «Следствие ведут…»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов и родителей

Большая психологическая игра: "Следствие ведут..."  Цель познакомить детей с некоторыми профессиями Министерства внутренних дел Российской Федерации их особенностями Воспитывать познава...

Профориентационная игра: «Я бы в лётчики пошёл...»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов.

Познакомить с профессиями воздушного флота:бортинженер,штурман,пилот, стюардесса,радист. Каждой профессии присущи определённые черты личности благодаря которым или развивая которые,можно стать професс...

Большая психологическая игра "Созвездие"

   Актуальность:  Каждый ребенок уникален. Он не похож на других; и смеются, и играют дети  совершенно по-разному. И для ребенка младшего школьного возраста его родители, уч...