Коррекция агрессивности у школьников
методическая разработка

Зуссе Юлия Сергеевна

Если у ребенка в течение шести месяцев устойчиво проявляются 4 и более указанных ниже признаков, то можно говорить об агрессивности данного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зуссе Юлия Сергеевна

Педагог-психолог

ГБОУ школа № 380

Санкт-Петербурга

Коррекция агрессивности у школьников.

Диагностические критерии агрессивности:

Если у ребенка в течение шести месяцев устойчиво проявляются 4 и более указанных ниже признаков, то можно говорить об агрессивности данного ребенка.

Младший школьный возраст

Средний школьный и подростковый возраст

  1. Часто (по сравнению             с другими детьми) теряют контроль над собой.
  2. Часто спорят, ругаются          с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
  4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении            и ошибках.
  5. Часть сердятся и прибегают к дракам.
  1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
  2. Инициируют драки.
  3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
  4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
  5. Воровство по отношению к человеку, который не нравиться.
  6. Намеренная порча имущества.
  7. Шантаж, вымогательство.
  8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
  9. Побег из дома (бродяжничество).
  10. Не ходят в школу (прогулы).

Характерные особенности агрессивных детей:

  • Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;
  • Сверхчувствительность к негативному отношению к себе;
  • Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;
  • Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;
  • В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.д.) склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;
  • Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию;
  • В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;
  • Слабо развит контроль над своими эмоциями;
  • Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;
  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей;
  • Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание;
  • Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации);
  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Методы и приемы снятия агрессии у школьников:

  • Снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха. Упражнения на снятие эмоциональной тревожности через релаксацию и рисунки:

-дорисуй;
-доделай;
- придумай.

  • Гармонизация противоречивости личности: тренинг на узнавание различных эмоций, релаксационные техники на снятие эмоционального напряжения, формирование нравственных представлений через беседы. Чтение книг, реальные рассказы, проигрывание ситуаций и рисунки;
  • Коррекция зависимости от окружающих и снятие враждебности: обучение способам эффективного общения, эмоциональное осознание своих поступков и обучение самоконтролю через игровой тренинг, инсценировки, рисунки, фантазирование.

Методика (В. Оклендер) «Стадии отреагирования гнева»:

  • Предоставить детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане;
  • Помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо  «здесь и теперь»;
  • Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует»;
  • Обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаше всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время.

Приемы.

Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативной ситуации:

  • Пластическое  изображения гнева:
  1. Рисование, лепка;
  2. «Письма гнева»;
  3. Осознание гнева через сенсорные каналы (вкус, запах, цвет, и т.д.);
  4. Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (рецепт).
  • Обучение навыкам саморегуляции;
  • Установление определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом.

«Ввод правил»

  • Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе: «Стоп!»;
  • Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10;
  • Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз);
  • Прежде чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

Закрепление этих правил в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации).

Обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания:

  • Сесть поудобнее или лечь;
  • Сделать глубокий вдох (глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох, дышать животом);
  • На задержке дыхания сильно напрячь заданную группу мышц (руки, шея, живот,  ноги, голова (лицо) и представить человека, на которого разозлился (или ситуацию);
  • Выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка;
  • Сделать упражнение несколько раз (для каждой группы мышц).

Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации:

  • Обучение умению видеть различные способы поведения в проблемной ситуации;
  • Формирование навыков конструктивного поведения.

«Ролевая игра»: 

Составить вместе с ребенком список ситуаций, в которых ему трудно сдержать свой гнев. Выбрать из перечня наименее конфликтную ситуацию. Обсудить с ребенком возможные варианты поведения в этой ситуации. Записать эти варианты в перечне напротив данной ситуации. Проанализировать и обсудить с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения. Записать напротив каждого варианта возможные последствия (дальнейшее развитие ситуации). Выбрать позитивный вариант поведения в проблемной ситуации (выбирает сам ребенок). Закрепить позитивный вариант в ролевой игре. Применить этот вариант в реальной жизни (для этого предусмотреть поощрения, подключить педагогов и родителей). После отработки одной ситуации следует переходить к другой.

Ситуация

Варианты поведения

Последствия

 

 

 

«Ведение блокнотика самонаблюдения»

Ведется в целях контроля над своим поведением и закрепления позитивных поведенческих навыков.

Реальная ситуация, которая произошла с тобой (в школе, во дворе…)

Что ты чувствовал при этом?
Что ты думал при этом?

Что тебе хотелось сделать?
Что ты сделал на самом деле?

Знак (символ), если удалось проявить позитивный навык (избежать деструктивного поведения)

 

 

 

 

«Карта поведения» (является средством, отражающим успехи детей по наработке навыков конструктивного поведения):

Психолог вместе с ребенком обсуждает определенные правила поведения, которые формулируются как личные цели ребенка в зависимости от особенностей проявления его поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Для начала формулируются 1-2 цели, по ходу наработки навыка и успешного выполнения поставленной цели, правила усложняются.

Оговариваются конкретные реальные привилегии, которые хотел бы получить ребенок за определенное количество дней успеха, предусматриваются также призы и награды.

«Карта поведения» заполняется по следующей схеме:

Личные цели поведения

Уроки

1)………….

Математика

Русский язык

Физкультура

 

 

2)………….

Число, роспись учителя ( в случае выполнения учеником правила поведения)

 

 

 

 

В конце каждой недели ребенок вместе с психологом обсуждает результаты (что получилось, а что – нет, что было трудным  и почему).

Формирование осознания собственного эмоционального мира и чувств других людей:

  • Работа с фотографиями;
  • Символическое изображение эмоций;
  •   Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений.

Развитие позитивной самооценки:

«Копилка хороших поступков»

Цель: научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения.

Проводится в конце каждой недели. Детям предлагается мысленно вспомнить о всех хороших поступках за прошедшую неделю, затем на листе бумаги записать три наиболее значимых для них поступка, ниже  похвалить себя  за все три поступка (в одном предложении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...

Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников «Играя, победишь вражду»

Цель программы: научить детей контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в обществе. Задачи: • учитывать возрастные особенности ребенка • прививать ему новые фо...

Занятие по коррекцию агрессивного поведения у младших школьников.

Цель: снижение уровня агрессивности  у младших школьниковЗадачи: обучение навыкам релаксации, снятия эмоционального напряжения и тревожности, обучение самоконтролю (вырабатывание у ребенка навыко...

Коррекция агрессивного поведения младших школьников

Коррекция агрессивного поведения у младших школьников...

Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"

Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...

ПРОЕКТ "КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Памятка "Коррекция агрессивного поведения школьника"

Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными...