Социальные страхи у ребенка: причины появления, механизм выявления и преодоления.
статья

Страх - всего лишь преграда на пути к счастью,

 каждый в силах ее преодолеть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальные страхи у ребенка: причины появления, механизм  выявления и преодоления.

Т.Б. Антипенко

педагог-психолог

МОУ «Красненская  средняя

общеобразовательная школа

имени М.И.Светличной»

Белгородская область

Страх - всего лишь преграда на пути к счастью,

 каждый в силах ее преодолеть.

У каждого человека  в жизни присутствует страх и это не зависит от возраста. Страх – это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на раздражитель, который подсознание человека видит как опасность [4,с.423]. Страхи окружают нас, начиная с детского возраста и на протяжении всей жизни, начиная с легкого опасения и заканчивая навязчивыми фобиями. В первые месяцы жизни ребенок живет с генным запасом рефлексов выживаемости. Он боится шума, яркого света, посторонних людей, и это нормальные адекватные  эмоции. Но в процессе взросления ребенок развивается и приобретает другие страхи. Если у детей дошкольного возраста преобладают страхи, основанные на инстинкте самосохранения, то страхи у детей школьного возраста начинают приобретать социальный характер. К моменту поступления в школу у детей наблюдается увеличение страхов, что обусловлено новой социальной позицией школьника, так как ребенку предстоит погружение в школьный социум, которой представляет для него опасность.

Первым социальным страхом   у ребенка является – страх посещения школы. Зачастую речь идет не столько о страхе перед школой, сколько о страхе покидать дом, разлучении с родителями.

Более распространенным является страх социального несоответствия и отвержения. Эмоциональная стабильность ребенка во многом зависит  от получения одобрения других, признания и оценки другими, получении любви и восхищения. Это может, выражается в стремлении соответствовать какому-то кругу людей в поведении, внешнем виде и т.д. Эти дети больше всего бояться не соответствовать и не быть признанными, получить плохую оценку.

Основной страх, которым подвержены большинство школьников – это страх испытания. Как правило, это боязнь  отвечать на уроке, сдавать экзамен, нормативы, выступать на школьных мероприятии и т.д.

Механизм выявления и  преодоления детских социальных страхов представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленную на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [2,с.192]. В связи с этим, основная задача взрослых - это оказание качественной помощи ребенку в преодолении социальных страхов.

Первым помощником в борьбе со страхами является общение. Нельзя дать ребенку замкнуться в себе, остаться один на один со своей боязнью. Поэтому необходимо  говорить с ребенком об индивидуальности личности, о ценности каждого человека. Так же не  рекомендуется  сравнивать ребенка с другими более успешными детьми.  Нужно акцентировать внимание на его личных  достижениях.

Эффективным методом в борьбе со страхами является арт-терапия. Рисование — процесс позволяющий детям проявить свои способности, раскрыть внутренний мир. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами [1,с.66].

Так же действенным методом является игра. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств  [3, с.21]. В игровой манере ребенок учится побеждать свой страх, при этом постепенно освобождается от него.

Кроме того, у человеческой  психики есть механизмы, позволяющие самостоятельно справляться со многими видами страха. По мере взросления ребенка,  большая часть детских страхов уходят сами. Страх беспокоящий ребенка, со временем подавляется новыми впечатлениями и событиями. В заключении необходимо отметить, что все детские социальные страхи отлично поддаются психологической коррекции и как  следствие,  если их не запускать и вовремя на них реагировать, бесследно проходят.

Литература:

1.Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону, 1997, с.66

2.Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006., с.192

3.Петровский, А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии 2005, №4, с.21

4.Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- с.423


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины появления стойкой речевой и психологической патологии у детей

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.Большое значение имеет ранняя...

Род. собрание на тему "Детская агрессивность. Причины возникновения и способы преодоления"

Промедление может обернуться  чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро. НикколоЗадачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведен...

Статья "Агрессивное поведение подростков: поиск причин появления"

Агрессивное поведение подростков заставляет задуматься не только родителей, но и педагогов....

Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.

Сообщение о причинах возникновения трудностей в обучении младших школьников....

трудности обучения младших школьников, причины их появления и пути преодоления.

В статье рассмотрены все виды трудностей в обучении младших школьников и некоторые пути их преодоления...

Что такое дислексия? Причины появления нарушения чтения.

Среди любознательных и сообразительных детей есть такие, которые испытывают серьезные трудности при овладении чтением и письмом.Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних задани...