Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
статья

Старкова Евгения Николаевна

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старкова Евгения Николаевна

педагог-психолог МБОУ СОШ №1

ЗАТО город Радужный

evgeniya_agafono@mail.ru

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для грамотной организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА):

Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Образовательная организация должна иметь условия, позволяющие организовать среду и рабочее место обучающегося в соответствии с ограничениями его здоровья и обеспечить реализацию программы коррекционной работы, соответствующей его особым образовательным потребностям.

Вариант 6.2. рекомендуется обучающимся, обнаруживающим помимо двигательных нарушений, негрубую задержку психического развития.

Вариант 6.3. предназначен для образования детей, имеющих помимо двигательных нарушений легкую умственную отсталость.

Вариант 6.4. предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР).

Особенности психического развития детей с НОДА связаны с поражением двигательной сферы. В следствии этого могут быть отмечены:

  • нарушения речи;
  • часто отмечаются снижения слуха, что приводит к трудностям при обучении письму и чтению;
  •  нарушена пространственная ориентация, в следствии этого проявляется замедленное формирование понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое;
  • во время письма выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность). Дети не могут соблюдать линейки в тетради, различать ее правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы;
  • расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной;
  • особенности эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Эти проявления нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении;
  • так же возможно проявление психического инфантилизма, который выражается в наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, склонности к фантазированию и мечтательности, преобладанию игровых интересов;
  • ограниченность общения, в следствии чего может быть бедное представление об окружающем мире, трудности в социализации, адаптации. Паталогическое формирование личности.

В связи с данными особенностями, характерными для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата педагогам предложены следующие рекомендации:

  • Сотрудничество. Установление тесного контакта учителя с родителями и специалистами образовательного учреждения;
  • Готовность руки к письму. Необходимо учитывать, что акт письма формируется крайне медленно. Выполнение специальных упражнений, которые способствуют расслаблению и укреплению мышц руки, во время урока;
  • Свободное пространство. Педагог должен определить место ребенка в классе так, чтобы он мог свободно стоять или выходить из-за парты;
  • Рабочее место. Всё пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями. Оно должно быть чётко организованно, логически выстроено и понятно ребенку. Наличие специальных письменных принадлежностей, закладок и др.;
  • Комфортность позы. Наблюдая за учеником, учитель должен понять, в какой позе ему удобнее выполнять письменные работы, как удобней отвечать: сидя или стоя;
  • Определение потенциала ребенка. Педагогу необходимо варьировать объем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом работы класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков.
  • Работа с классным коллективом. Перед приходом ребёнка с НОДА  в массовый класс, необходима предварительная работа с детским коллективом этого класса;
  • Хочу-могу. При оценке результатов устного ответа, письменных работ и при оценке знаний также следует учитывать особенности ребенка связанные с его заболеванием.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Педагог обучающий ребенка с НОДА в условиях образовательного учреждения должен стать для него опорой и проводником в полноценную школьную жизнь.

Литературные источники:

  1. Гонеев А.Д.  Основы коррекционной педагогики [Текст]:  / А.Д. Гонеев. - М., 1999.
  2. Дефектологический словарь. – М., 1970.
  3. Пузанов   Б.П.,   Селиверстов   В.И. Коррекционная   педагогика:   Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов  - М., 2002.
  4. Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)  «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО...

Использование здоровьесберегающей среды в патриотическом воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Как воспитатель, в своей работе считаю важным делать акцент на воспитание в детях чувства патриотизма, положительного отношения к своей стране, истории, Родине....

для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.

Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

Статья и презентация "Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Статья и презентация "Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата"...

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата...

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-дви...